Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 133/25011/10 ИЮЛЯ 2015 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Продолжение. Начало на 5–7-й стр. Продолжение на 9-й стр. Всего в рейтинге участвовали более 37 тысяч управляющих организаций, раскрыва- ющих информацию на сайте «Реформа ЖКХ». В Липецкой области ищут новые подходы к повышению качества всего спектра услуг, оказываемых потребителям управляющими компаниями. Для этого их деятельность не только лицензируется, но и контролируется специально созданной межведомственной рабочей группой, в состав которой вошли руководители областного управления ЖКХ, прокуратуры и Государственной жилищной инспекции. Кроме того, хорошие итоги показала реализация пилотного проекта «Внедрение региональной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (РСУ ЖКХ) в Липецкой области», которая осуществлялось на территории Липецка и Данкова с июня 2014 года. РСУ ЖКХ – это программный комплекс, разрабатываемый ОАО «Ростелеком», для организации взаимодействия всех участников сферы ЖКХ Липецкой области в единой информационной среде. Система использует целый ряд инструментов ввода, хранения, анализа информации и поддержки принятия решений и состоит из функциональных модулей, отвечающих за автоматизацию конкретного участка сферы ЖКХ. По словам экспертов, региональная система управления ЖКХ обеспечит максимальную эффек- тивность и прозрачность отношений всех участников сферы жилищно-коммунального хозяйства – от потребителей коммунальных услуг до органов власти и управляющих компаний. Признанием результативности и правильности шагов по реформированию ЖКХ Липецкой области на федеральном уровне стало включение нашего региона в число 25 субъектов РФ, которым в 2014 году была предоставлена субсидия в 80,8 млн. рублей из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств по реализации региональных программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эф- фективности. В соответствии с государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики в Липецкой области», в региональном бюджете на 2014 год было предусмо- трено 104 млн. рублей на мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэф- фективности, в том числе на модернизацию и реконструкцию котельных, тепловых сетей с применением энергосберегающих оборудования и технологий. Одним из важнейших направлений является перевод многоквартирных домов с цен- трализованного отопления на индивидуальное газовое. Задачу перевода малоэтажного жилья на локальные источники отопления поставил глава администрации области О.П. Королев. При этом закрываются старые нерентабельные котельные с высокой себесто- имостью тепловой энергии, у жителей появляется возможность самостоятельно регули- ровать температуру внутри квартиры и круглогодично иметь горячую воду. Кроме того, перевод малоэтажных домов на индивидуальное отопление обеспечивает снижение раз- мера платежа за коммунальные услуги. Эта работа ведётся не только при софинансировании федерального, областного и местных бюджетов, но и привлекаются средства жильцов, собственников помещений (до 40%). Безусловно, как успех можно расценивать и перенос сроков введения в Липецкой области социальной нормы потребления на электроэнергию, а также проведение расчё- тов соцнормы для населения и приравненных к нему категорий. Социальная норма на электроэнергию должна была появиться во всех регионах стра- ны с июля 2014 года. Однако в феврале 2014 года Правительство РФ своим постановле- нием установило новый срок. Решение о применении социальной нормы потребления электрической энергии в субъектах РФ, где она еще не введена, должно быть принято до 1 марта 2016 года. При этом начало расчетов с населением с применением социальной нормы потребления электрической энергии планируется ввести с 1 июля 2016 года. Липецкая область трижды выходила в федеральные органы власти с инициативой об изменении сроков введения соцнормы и об отказе от участия в пилотном проекте, мо- тивируя это, в первую очередь, отсутствием технической возможности для реализации этих нововведений, а также социальными последствиями для отдельных категорий жите- лей. Таким образом, при принятии решения о переносе сроков введения соцнормы в ре- гионах было учтено, в том числе, мнение администрации Липецкой области и областного Совета депутатов. Эксперимент по введению соцнормы в ряде регионов показал противоречивые ре- зультаты и, в целом, вызвал активные протесты населения там, где пытались внедрить эти нормы. По данным ВЦИОМа, против норм потребления воды высказалось 63% опрошенных, против норм на электроэнергию – 48%; опасаются роста цен на коммунальные услуги 46%, на уменьшение платежей надеются 16%. История с социальной нормой отражает типичную для нынешней России ситуацию, когда власти меняют правила игры в чувствительной для миллионов граждан сфере, не просчитав реакции жителей и игнорируя доводы экспертов. Вводя лимиты использова- ния коммунальных ресурсов, правительство намеревалось стимулировать рациональное потребление, снизить расходы бедных семей на коммунальные услуги, переложив их на владельцев «коммунальной роскоши». Однако эти нововведения оказались явно не- оправданными, а граждане не готовыми их воспринять. С другой стороны, количество жалоб на качество услуг управляющих компаний в различные государственные органы продолжает оставаться очень высоким. Граждан не удовлетворяет произвол и бездействие отдельных должностных лиц в УК, качество и оперативность ремонта, нарушение специальных нормативных (СанПиН) и законода- тельных актов и т. д. К примеру, в 2014 г. Государственная жилищная инспекция Липецкой области обсле- довала 55,6 млн. кв. метров жилого фонда. Выявлено 15,5 тыс. нарушений в сфере экс- плуатации и ремонта жилищного фонда, качества предоставления коммунальных услуг. Выдано более 12 тыс. исполнительных документов. За нарушение жилищного законо- дательства в соответствии с КоАП РФ наложено штрафных санкций на сумму более 10 млн. рублей. Также сделан перерасчет платы за коммунальные услуги жителям на сумму почти 4 млн. рублей. По предписаниям Госжилинспекции в 2014 году проведены работы по текущему ре- монту 83 подъездов; замене и ремонту трубопроводов инженерных сетей и запорной арматуры в 172 домах; замене и ремонту кровельного покрытия в 74 домах; ремонту от- мостки 31 жилого дома. Прокуратура Липецкой области совместно с Государственной жилищной инспекцией проанализировала обращения граждан в 2014 г. Было выделено три большие темы, кото- рые вызывают наибольшую обеспокоенность граждан: – одновременное выставление счетов за содержание и ремонт жилья двумя конкури- рующими компаниями, – незаконное повышение платы по этим же статьям, – нарушения при начислении платы за общедомовые нужды. Как отмечает прокуратура области, нарушения в сфере жилищно-коммунального хо- зяйства выявляются повсеместно, носят распространенный характер и допускаются как управляющими организациями, так и ресурсоснабжающими компаниями. Не всегда коммунальными организациями обеспечивались сохранность, ремонт и модернизация инженерных коммуникаций, что приводит к снижению качества предо- ставляемых коммунальных услуг и росту затрат на поддержание их в надлежащем со- стоянии. Кроме того, зачастую соответствующее оборудование использовалось с наруше- ниями нормативно закрепленных требований, в отсутствие предусмотренных законом документов. Что касается нарушения прав потребителей при начислении платы за коммунальные услуги, то имели место факты предъявления жильцам домов, не имеющих в своем соста- ве какого-либо общего имущества, платы за электроэнергию, потребленную на общедо- мовые нужды. Прокуратуре Липецкой области приходилось принимать меры по оспариванию не- законных положений договоров поставки энергоресурсов социально значимым катего- риям потребителей (школы, больницы, военкоматы и т. д.), предусматривающих право ресурсоснабжающих компаний прекращать подачу коммунальных ресурсов на подобные объекты. Но все же наибольшее количество нарушений выявляется прокурорами в деятельно- сти управляющих организаций региона. При этом особую озабоченность вызывают так называемые «коммунальные войны» между организациями ЖКХ в борьбе за жилой фонд города. Следует отметить, что порой подобный передел рынка приводит, в том числе, к предъявлению гражданам «двойных квитанций» на оплату услуг по содержанию и теку- щему ремонту жилья. Как показывает практика, далеко не всегда управляющие домами предприятия пред- принимают адекватные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, в связи с чем прокуроры ориентированы на более жесткие подходы к вопросам реального устранения нарушений прав жителей многоквартирных домов, в том числе с использованием уголовно-правовых средств восстановления законности и привлечения виновных к ответственности. Достаточно распространены факты ненадлежащего содержания управляющими и обслуживающими организациями коллективных приборов учета потребления комму- нальных ресурсов, относящихся согласно ст. 36 ЖК РФ к общедомовому имуществу. По- добное халатное отношение к исполнению ими своих обязанностей приводит зачастую к начислению гражданам платы за коммунальные услуги по нормативам, а не исходя из фактического потребления, и, как следствие, к увеличению такой платы. По таким фак- там принимались меры прокурорского реагирования в отношении ООО «ГУК «Матыр- ская» и ООО «УК РСУ-2» г. Липецка, ООО «УК «Плавицкая» Добринского района и др. Неоднократно выявлялись прокурорскими проверками нарушения при установлении и взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем по поста- новлениям прокуроров виновные управляющие компании привлекались к администра- тивной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Имели место случаи неправомерного распоряжения управляющими компаниями средствами, собранными с граждан. К примеру, по материалам проверки, проведенной Данковской межрайонной прокуратурой, было возбуждено и в настоящее время рас- следуется уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту необоснованного взимания ком- мунальных платежей по теплоснабжению управляющей компанией ООО «Регион Сервис Дон» и неперечисления данных денежных средств в адрес теплоснабжающей компании. По-прежнему выявляются нарушения организациями, осуществляющими управле- ние жилищным фондом, стандартов раскрытия информации – не созданы или своевре- менно не обновляются сайты УК, не работают указанные телефоны и т. д. То есть указанные нарушения носят систематический и не исключительный характер, что провоцирует социальную напряжённость и недоверие не только к соответствующим хозяйственным субъектам, но и к органам государственной власти. «В этой сфере необходим жесткий контроль, который обеспечит должное качество коммунальных услуг. Для наведения порядка потребуется несколько лет», – подчеркива- ет глава региона О.П. Королев. В прошедшем году жители Липецкой области организовали и провели несколько ми- тингов и собраний, чтобы донести до властей проблемы с непомерным, на их взгляд, ро- стом тарифов на услуги ЖКХ, отсутствием со стороны уполномоченных государственных органов действенного контроля за сферой ЖКХ, что позволяет «дельцам» от этой сферы манипулировать тарифами. Значительная часть граждан выступает и против установленного Жилищным кодек- сом РФ порядка формирования фондов капитального ремонта и порядка проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах (людям не понятны принципы начисления платежей, графики ремонтов, обеспечение сохранности фондов от финан- совых кризисов и т. д.). В заключение нельзя обойти стороной трагедию, происшедшую осенью 2014 года. Я имею в виду разрушение от взрыва бытового газа подъезда в пятиэтажном жилом доме в городе Данкове, в результате которого обрушились межэтажные перекрытия с перво- го по пятый этажи. Погибли три человека – 26-летний мужчина и две пожилые женщины. Одна девушка была госпитализирована, еще десять человек получили легкие травмы. Ход восстановительных работ в Данкове находится под личным контролем главы региона О.П. Королева, который сразу после ЧП заявил: «Всем пострадавшим в случив- шейся трагедии будет оказана всемерная помощь и поддержка». Из резервного фонда администрации Липецкой области на оказание разовой мате- риальной помощи пострадавшим было единовременно выделено 4 миллиона 650 тысяч рублей. Также по линии управления социальной защиты населения Липецкой области двум родственникам погибших при обрушении дома из бюджета области выделено по 200 тысяч рублей и 150 тысяч рублей получила пострадавшая молодая женщина в связи с ущербом, нанесенным здоровью. В связи с утратой имущества 40 человек, являющие- ся собственниками разрушенного жилого помещения или постоянно проживающие по адресу, где произошло чрезвычайное происшествие, получили по 100 тысяч рублей. Выделялась и другая помощь. Через органы социальной защиты населения выпла- чено по 5 тысяч рублей на семью из средств областного бюджета жильцам 20 квартир соседнего второго подъезда. Также органы соцзащиты населения уже предоставили первоочередную материальную помощь по 10 тысяч рублей 17 семьям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Пять семей с детьми получили сертификаты на 2,5 тысячи ру- блей для приобретения детской одежды и обуви. Пострадавшим жильцам разрушенного и соседнего с ним подъездов предоставлено 40 наборов, содержащих предметы первой необходимости и личной гигиены. Нуждающиеся получили комплекты постельного белья и продовольственные наборы. Кроме того, в поддержку пострадавших администрация Данковского района открыла благотворительный счет. На момент подготовки доклада работы по восстановлению дома продолжались. Факты нарушения прав потребителей ЖКХ в 2014 г.: – предъявление гражданам «двойных квитанций» на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту жилья (г. Липецк: ООО «ОК «Октябрьская» и «РВЦЛ»; ООО «ОК «Ок- тябрьская» и ООО «Управляющая компания «Городище»; ООО «ГУК «Левобережная» и филиал ОАО «Квадра» – «Восточная генерация»); – нарушения в расчётах платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» («ЛЭСК») в г. Липецке, участки сбыта «ЛЭСК» в г. Ельце, Долгоруковском, Задонском, Лев-Толстовском районах); – нарушения организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, стандартов раскрытия информации (ТСЖ «Пионер» и ТСЖ «Прогресс» Хлевенского рай- она; Долгоруковского, Елецкого районов, ТСЖ № 9 г. Ельца, Левобережного и Октябрь- ского районов г. Липецка); – включение в счет оплаты ЖКУ дополнительного платежа – за вызов аварийной бри- гады (г. Елец, УК ООО «Вентремонт»). Между тем, в соответствии с Жилищным кодексом РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и без- опасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содер- жания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных переч- нем, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартир- ном доме, обязаны в том числе обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы. Таким образом, выезд специалиста управляющей организации по заявке об отклю- чении электроэнергии в ряде квартир обслуживаемого дома является частью деятель- ности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и оплачивается соб- ственниками обслуживаемого дома в рамках установленного тарифа. Предъявление дополнительного счета за вызов аварийной бригады сверх начисляе- мой платы за содержание жилья является незаконным; – нарушение при содержании общего имущества дома УК (ООО «УК-1», г. Елец; ООО «Коммунальщик» Усманского района; ООО «Стройсервис-Э» и ООО ГУК «Правобереж- ная» Советского района г. Липецка; ООО «ГУК «Матырская» и ООО «ГУК «Левобережная» Левобережного района г. Липецка; ООО «ГУК «Центральная», ООО «УК «Спутник», ООО «ГУК «Липецкий коммунальщик» Октябрьского района г. Липецка; ООО «Лебедянская управляющая компания» Лебедянского района; УК ООО «Городское РСУ по обслужива- нию жилфонда» Грязинского района; ООО «Коммунсервис» Задонского района; ООО «Жилкомсервис – Тербуны» Тербунского района); – нарушение обязательных требований жилищного законодательства о составе меж- ведомственной жилищной комиссии и процедуре её работы (администрация г. Лебедя- ни); – непринятие мер по обеспечению сохранности жилого помещения маневренного муниципального жилищного фонда или жилищного фонда на балансе муниципальных органов власти (отдел городского хозяйства и имущественных отношений администра- ции г. Усмани; администрация сельского поселения Кузовский сельсовет Грязинского района); – предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (ООО «УК-1», г. Елец; ООО «Сырская», ООО «УК «Матырское», ООО «ГУК «Левобережная», ООО ГУК «Пра- вобережная» г. Липецка; ООО «Жилкомсервис» Лебедянского района); – издание муниципальных нормативных правовых актов в сфере ЖКХ, нормы кото- рых противоречат требованиям федерального законодательства (постановление главы администрации г. Лебедянь от 28.05.2014 № 117 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений муници- пального жилищного фонда и собственников жилых помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом или не определивших плату за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений на территории г. Лебедянь»); – нарушение требований федерального законодательства при начислении платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов (администрация Из- малковского района); – нарушение правил благоустройства территории администрациями сельских посе- лений (Кургано-Головинский сельсовет Тербунского района; Борисовский, Путятинский, Поройский, Кривецкий, Замартыновский и Махоновский сельсоветы Добровского рай- она); – односторонний произвольный порядок увеличения платы за содержание и ремонт жилья (ООО «ОК «Кантри» Октябрьского округа, ООО «Облстройсервис РСУ-3» г. Липец- ка). ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮМЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Здравоохранение, наряду с образованием и пенсионной системой, касается всех граждан, и потому реформа этих сфер, сокращение или увеличение расходов на них – не только экономическое, но и неизбежно политическое решение. В последние годы государство серьезно сосредоточилось на качестве здравоох- ранения страны. Повышается уровень зарплат медицинских работников. В стране по- являются высококлассные лечебные центры, не уступающие, а порой и превосходящие по возможностям лучшие мировые клиники. Приоритетом стало оказание высокотехно- логичной помощи, которую уже получает ежегодно более 500 тыс. человек, и это число в будущем должно значительно возрасти. Заметные результаты уже есть. За последние несколько лет достигнут прогресс в борьбе с основными угрозами человеческой жизни, такими как сердечно-сосудистые заболевания или онкология. Рождаемость впервые в современной России превысила смертность. Но впереди еще более серьезные цели. Наши граждане достойны того, что- бы получать медицинские услуги на мировом уровне: у нас есть необходимый потенци- ал. И при этом качественная медицина должна оставаться доступной каждому. В своём послании Федеральному собранию РФ в 2014 г. Президент РФ В.В. Путин обратил внимание присутствующих на две главные задачи ближайшего будущего: «Что касается системы здравоохранения, то в течение следующего года здесь необходимо завершить переход к страховым принципам, отладить все механизмы, чтобы не было сбоев. У нас давно об этом говорится, мы давно этим занимаемся, но по-настоящему страховая медицина так и не заработала. Важно, чтобы работа здравоохранения по страховым принципам была понятна и гражданам, и самим медицинским работникам. Несмотря на все технические новации в медицине всегда ценились именно личные качества врача. Это – внимание к людям, благородство, выполнение своего професси- онального и морального долга. На таких медицинских работниках, на их труде держится наше здравоохранение. И мы должны создать все условия для их достойной работы». Несомненным успехом реформ, и на это Президент тоже обратил внимание, стало включение России в ежегодный рейтинг эффективности национальных систем здравоох- ранения, подготовленный агентством Bloomberg. Нашу страну в этот рейтинг включили впервые. И хотя мы заняли там последнее, 51 место, все специалисты говорят о несо- мненном успехе российской медицины. Ведь это исследование системы здравоохра- нения стран, где при численности населения от 5 млн. человек ВВП на душу населения составляет более 5 тысяч долларов, а средняя продолжительность жизни выше 70 лет. Но если смотреть на реформу системы здравоохранения в целом, стратегически, то нельзя не констатировать противоречивость и двойственность сложившегося положе- ния. Достигнутые результаты пока не стали системными, необратимыми, они нуждаются в дальнейшей поддержке и развитии и со стороны политических решений, и со стороны финансового обеспечения, в решении проблемы кадров и организации современного управления. А принятые решения на будущие годы дают скорее отрицательный прогноз, чем позитивные изменения. Во-первых, пациент до сих пор не стал главным фактором медицинской помощи. До сих пор наша система (во многих социальных сферах, не только в здравоохранении) по- строена так, что медицина работает для отчёта, а не для пациента. Можно долго рассуж- дать о снижении смертности и приводить любые цифры, но если пациент при первичном обращении в поликлинику не может оперативно записаться на приём к врачу, пройти не- обходимые исследования для постановки хотя бы первичного диагноза, а к так называе- мым «узким специалистам» можно попасть только через несколько недель после записи и проявления симптомов заболевания, то вся статистика не стоит и одной нерешенной проблемы. Потому что эта проблема – чья-то жизнь. Пока каждый из верящих в статистику управленцев не осознает исключительную ценность каждой жизни, организация медпомощи не будет эффективной повсеместно. Сейчас главное и единственное звено – неравнодушный, профессиональный врач. Че- ловеческий фактор. Хорошие врачи есть и в поликлиниках, и в стационарах, и на селе. Такие, за которых не стыдно, кто действительно работает для людей и бьется за каждую жизнь, как за свою. В большинстве случаев они рассчитывают на помощь государства очень мало. Только на свои силы. И чтобы преодолеть эту ситуацию, нам ещё предстоит сделать очень и очень много. Необходимо создать такую страховую модель, чтобы прин- цип рентабельности не являлся определяющим в работе медучреждений: медик должен думать не о том, как заработать деньги, а о том, как вылечить пациента. В этом направ- лении мы и должны двигаться. Во-вторых, требуется не сокращать, а наращивать финансирование здравоохране- ния. А между тем принятый на 2015-2017 гг. федеральный бюджет предполагает абсо- лютное сокращение расходов на здравоохранение (в меньшей степени – на образова- ние). По решению правительства, ассигнования на здравоохранение составят 78% от прошлого года, на стационарную медицинскую помощь (федеральные клиники) – 60%. Что составляет всего 2,7% ВВП и не соответствует рекомендациям Всемирной органи- зации здравоохранения, где установлен лимит от 5% и выше (после такого непонятного сокращения министерство здравоохранения планирует, что расходы бюджета на 2018 г. составят уже 5,8% ВВП. В чём причины такой непоследовательной политики – непонят- но). Нужно понять, что социальные отрасли – это не только и не столько бюджетополуча- тели. Они способны быть локомотивом модернизированной экономики, который помо- жет преодолеть нарастающий экономический кризис. Важно смотреть на эти отрасли не как на иждивенцев, а как на серьёзный экономический инструмент. В тех же США, например, в здравоохранении создается 17,9% ВВП, в крупнейших европейских странах – от 10,0% до 11,7%, а в России – около 3,3%. И сейчас, вместо того чтобы предложить программу развития сектора, который имеет колоссальный по- тенциал роста, правительство проводит политику его зачистки. На мой взгляд, сегодня нет более важных задач, чем развитие медицины и образования. Государству следовало бы разработать систему льгот для работодателей, обеспечивающих работников меди- цинскими страховками; объединить полисы ОМС и ДМС, а не придумывать какие-то до- платы к обязательному страхованию; признать западные медицинские дипломы и ввести международные стандарты сертификации лекарств и европейские протоколы лечения; наконец, задуматься о том, не стоит ли отказаться от оплаты труда медиков исключи- тельно из государственного бюджета. Даже в странах, где финансирование медицины происходит исключительно за счет государства (как, например, во Франции), сам меди- цинский персонал оплачивается из страховых средств – и не может по прихоти чиновни- ков быть наполовину сокращен или реструктурирован. Недофинансирование приведет к нарастанию базовых проблем отрасли (всё это мы уже проходили в конце прошлого века), без решения которых никакие другие действия не будут эффективны. Среди этих проблем – дефицит врачей первичного звена (40% от расчетного норматива), неудовлетворительное качество медицинской помощи (по ряду показателей оно в 3 раза хуже, чем в странах ЕС), недостаточное лекарственное обеспе- чение населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств (в 4,5 раза ниже, чем даже в «новых» странах ЕС), неэффективное управление (неверные приорите- ты и неэффективное расходование имеющихся бюджетных средств). Отсюда следует ожидать дальнейшего снижения доступности и качества бесплатной медицинской помощи, гарантированной населению статьей 41 Конституции РФ. Между тем, даже в 2013 году государственные расходы на здравоохранение в РФ были в полтора раза ниже, чем в «новых» странах ЕС – Венгрии, Польше, Словакии, Чехии, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития (ВВП – 23-25 тыс. $ на душу населения в год). У них эти расходы составляют 5,4% ВВП (в РФ – 3,7% ВВП), что позволяет им уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни на пять лет выше, чем в РФ (соответственно 76 и 70,8 года). А в США расходы на здравоохранение – около 15% ВВП, в Германии и Франции – 10%. Находясь на 44-м месте в мире по уровню ВВП на душу населения, Россия занимает лишь 145-е место по ожидаемой продолжительности жизни мужчин, отставая от десят- ков несравненно более бедных стран, таких как Таджикистан, Бангладеш или Гондурас. Как следует из доклада ВОЗ «Мировая статистика здравоохранения 2014 год», темпы роста продолжительности жизни россиян за исследованный период были самыми низ- кими среди группы стран с высокими доходами – в среднем они составляют для нее пять лет. Средняя продолжительность жизни в России в период с 1990 по 2012 год выросла всего на 2,5 месяца. В целом она, как и раньше, составляет 69 лет, при этом показатель для мужчин – 63 года – не изменился, а для женщин вырос на один год, до 75 лет. Пока- затели за 2013 год в докладе не представлены, но, согласно последнему заявлению ви- це-премьера Ольги Голодец, по данным за прошлый год продолжительность жизни в РФ составляет чуть более 70 лет, а в ближайшие годы может увеличиться до 74 лет. Последствия недофинансирования проявились уже в конце 2014 года: общий коэф- фициент смертности по сравнению с аналогичным периодом 2013 года остался практи- чески на одном уровне – соответственно 13,11 и 13,12 случая на 1 тыс. населения. Это произошло впервые за последние восемь лет. До этого смертность на фоне поэтапного увеличения государственного финансирования здравоохранения постоянно снижалась. В результате к 2018 году вместо запланированного снижения в лучшем случае сохранит- ся прежний уровень смертности в стране (13,1), в худшем – произойдет ее рост до 13,9 случая на 1 тыс. населения. Как следствие, в первом случае это приведет к 380 тысячам дополнительных смертей российских граждан, в худшем – к 610 тысячам. Специалисты отмечают, что установленные сегодня объемы высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) явно недостаточны для обеспечения потребностей населе- ния РФ и в среднем в три раза ниже, чем в тех же «новых» странах ЕС. Например, опера- ций восстановления проходимости сосудов сердца (аортокоронарное шунтирование и стентирование) в РФ делают в 3 раза меньше, чем в этих странах, операций по замене коленного и тазобедренного суставов – в 3,2 раза меньше, диагностических исследова- ний на компьютерном томографе – меньше в 2,7 раза. Вообще необходимо отметить, что здравоохранение постоянно дорожает во всем мире – диагностика и лечение становятся все более изощренными и дорогими, все больше болезней из разряда неизлечимых переходят в разряд дорогостоящих – лечатся, но за большие деньги. И увеличение средств еще не означает увеличения доступности помощи, но сокращение бюджета здравоохранения, однозначно говорит о том, что до- ступность и качество медицинской помощи уже будут под большим вопросом. Сложившуюся ситуацию в здравоохранении хорошо иллюстрируют два документа, опубликованных в 2014 г. – это ежегодный доклад «О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2013 год» (июль 2014 г.) и доклад «О результатах проверки Счетной па- латы РФ в сфере здравоохранения» (август 2014 г.). Как следует из текста доклада министерства здравоохранения, в 2013-м на терри- ториальные программы здравоохранения было потрачено 1646 млрд. руб. – по сравне- нию с 2012 годом расходы были увеличены на 25,9% (339 млрд. руб.). 75% этих средств поступили из средств ОМС (167 млрд. руб.), что позволяет говорить о росте сбалан- сированности бюджетов региональных программ медпомощи – в прошлом году доля поступлений от страховых взносов была менее 50%. Однако несмотря на существенное увеличение финансирования, число посещений поликлиник в пересчете на одного жи- теля не изменилось – так же как и в 2012 году оно составило 9,5 на человека. 70% от их общего числа были по поводу заболеваний. При этом количество россиян, лечившихся в стационарных условиях, снизилось до 29,9 млн. человек (в 2012 году – 30,1 млн. человек). За год на 4,7% уменьшилось число организаций с дневными стационарами при одновременном увеличении в них доступных мест на 4,8%. Число дней лечения сократилось до 0,9%, количество пролеченных боль- ных выросло на 5%. Число воспользовавшихся услугами скорой помощи сократилось еще больше – с 47,6 млн. человек в 2012 году до 40,6 млн. человек в этом году. Объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, наоборот, выросли на 12,6% – с 452 тыс. человек в 2012-м до 505 тыс. человек. В прошлом году в систему расходов здравоохранения добавилась новая статья – была начата программа масштабной диспансеризации взрослого населения. В ней приняли участие 20,5 млн. граждан, что сопоставимо с количеством обследованных за предыдущие семь лет, с 2006 по 2012 год. По ее итогам 32,8% обследованных попали в группу с низким и умеренным риском развития заболеваний, почти у 44% взрослого населения были обнаружены хронические неинфекционные заболевания, а еще у 23% был отмечен высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. У каждого 12-го гражданина были выявлены заболевания системы кровообращения, у каждого 111-го – патологии органов дыхания, а у каждого 714-го – случаи злокачественного новообра- зования. В целом же по России в прошлом году были зарегистрированы 161241,5 случая заболеваний на 100 тыс. населения – на первом месте стоят болезни органов дыхания (24,2%), на втором – болезни системы кровообращения (14,2%), на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,3%). Прирост общей заболеваемости в сравнении с 2008 годом составил 3,3%, и это в те- ории можно считать главным результатом программы – рост статистической заболева- емости населения при резком увеличении расходов на нее. Как указывается в докладе, во многом рост показателей обусловлен не только распространенностью патологий, но и ростом доступности медпомощи и диагностики. Последняя начала применяться шире после массовых закупок медтехники в 2011-2012 годах в рамках проекта модернизации здравоохранения. Как указано в докладе, всего за период реализации программы заку- пили и установили 389 тыс. единиц оборудования, в том числе томографов и рентгенов. За этот же период, как указывают авторы документа, было завершено строительство 101-го и ремонт почти 4 тыс. медучреждений. А вот доклад Счётной палаты РФ обращает внимание на три главных момента. Первый – это сокращение числа коек и учреждений здравоохранения. По итогам 2013 года сокращено 76 поликлиник и 302 больницы. Количество больничных коек в 2014 году планомерно уменьшалось. Всего, по данным Минздрава, в России за прошлый год сократили 50 тыс. коек (в 2013 году – 35 тыс.). В селах за 2013 год сократили 14 тыс. коек. В целом число больничных учреждений за прошедшие 10 лет резко сократилось – на 39,8%. Если на начало 2003 г. насчитывалось 10300 больничных учреждений, то на на- чало 2013 г. их число составило всего 6300. При этом число обеспечиваемых ими боль- ничных коек сократилось на 17,7%: с 1619700 (113,7 на 10000 чел.) до 1332300 (92,9 на 10000 чел.). Что касается врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, то их число также сократилось на 22,9% – с 21400 в начале 2003 г. до 16500 в начале 2013 г. Мощ- ность поликлиник возросла на 6% – с 3565200 до 3780400 посещений в смену (с 250,2 до 263,7 на 10000 чел.). Таким образом, можно констатировать уплотнение как больничных коек, так и амбулаторных посетителей при одновременном снижении обеспеченности населения больничными койками и росте интенсивности амбулаторного медицинского обслуживания. Сухие цифры статистики по сокращению стационарного и расширению амбула- торно-поликлинического лечения не отражают болезненность данного процесса для системы здравоохранения в целом. Но, несмотря ни на что, эта «генеральная линия» вы- держивается. Второй момент: особую озабоченность вызывает сокращение на 7,2 тыс. врачей, ра- ботающих в государственных медорганизациях. На 3,6 тыс. человек сократилось число средних медработников. У такого сокращения две причины. Медработники бегут от низких зарплат, не по- зволяющих выживать. И их реально увольняют, чтобы за счет сокращения численности повысить зарплаты оставшимся и выполнить, таким образом, требования президентских указов. Очевидно, что работа оставшихся интенсифицируется и порой превышает чело- веческие возможности. Высокий коэффициент совместительства свидетельствует, что рабочих мест для врачей больше, чем самих врачей. И, наконец, третье – серьезной проблемой развития системы здравоохранения в минувшем десятилетии явился ускоренный рост цен в отрасли. Лечение в России стано- вится все более дорогой необходимостью. Если в целом потребительские цены выросли за последние 10 лет в 2,5 раза, то вот как изменились, по данным Росстата, средние потребительские цены на отдельные виды услуг. В конце 2002 г. первичный консультатив- ный прием у врача-специалиста (в среднем по РФ) стоил 98 руб. 80 коп., а в конце 2012 г. – 422 руб. 50 коп. (рост в 4,3 раза), одна процедура физиотерапевтического лечения – 28 руб. и 107 руб. 80 коп. соответственно (рост в 3,9 раза), общий анализ крови – 59 руб. 20 коп. и 242 руб. 30 коп. спустя 10 лет (рост в 4,1 раза) и т. д. Объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд. руб., говорится в докладе. На 12% выросло число больных, пролеченных в стационарах платно. «Это те же государ- ственные лечебно-профилактические учреждения, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС». По мнению авторов работы «Доступность медицинской помощи для населения», доля неформальных платежей в отдельных отраслях медицины достигает 40% их общего объема, что отражает несовершенство организации и финансирования здравоохране- ния, а также налогообложения негосударственной медицины. Уровень охвата населения добровольным медицинским страхованием остается низким (около 14%), что отражает недоверие граждан к этой отрасли. Противоречивые тенденции в реформировании российского здравоохранения под- тверждают и результаты опросов общественного мнения. По данным «Левада-центра» (сентябрь 2014 г.), 77% опрошенных недовольны качеством и доступностью отечествен- ной медицины, 20% считают, что качество медпомощи ухудшилось, 48% считают, что оно не изменилось. 67% опасаются, что они и их родственники не получат в случае болезни квалифицированной помощи и лечения. При этом 55% наших сограждан готовы софи- нансировать качественную медицинскую помощь: это серьезный сдвиг в умонастро- ениях. То есть россияне не отказываются от бесплатного здравоохранения, но готовы частично оплачивать медицинские услуги. Теперь давайте рассмотрим ситуацию в Липецкой области, где, как уже ранее отме- чалось, программа модернизации здравоохранения была проведена в 2011-2012 гг. По ее итогам наш регион был признан одним из лучших в России. Глава администрации Липецкой области О.П. Королев неоднократно подчеркивал: «Забота о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинского обслуживания населения, совершенствование системы здравоохранения – приоритетные направления деятельности региональной власти». Общие финансовые вложения в реализацию программы составили около 4 млрд. рублей. Капитально отремонтированы 43 учреждения здравоохранения, открыты 35 межмуниципальных центров, все поликлиники подключены к единой базе «Электронная регистратура», 28 медучреждений предоставляют телемедицинские консультации. За счет оборудования межмуниципальных центров новейшей медицинской техникой и обу- чения врачей современным технологиям появилась возможность диагностики и лечения на самом высоком уровне. В регионе была сформирована трехуровневая система оказания специализирован- ной медицинской помощи. Главными достижениями липецкой медицины за последние годы, безусловно, стали повышение рождаемости и снижение смертности населения по двум наиболее широко распространенным во всем мире заболеваниям – сердечно-сосудистым и онкологиче- ским. С 1992 по 2013 годы рождаемость на территории области выросла на 31%. Смерт- ность в регионе с 2002 по 2013 годы снизилась на 14%. Этот показатель – 15,3 на 1000 человек, остается одним из самых низких в ЦФО. Средняя продолжительность жизни липчан за последнее десятилетие возросла на пять лет и составляет около 71 года. Это важнейший результат программы модернизации здравоохранения. Высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных клинических центрах в минувшем году получили 4372 жителя Липецкой области, в том числе 703 ребенка. Это почти в два раза больше, чем годом ранее, когда направления на сложные операции по- лучили 2400 человек, из них 511 детей. Количество пациентов, лечение которых оплачено из бюджета Российской Федера- ции в рамках выделенных региону квот, ежегодно увеличивается. Рост числа пациентов, получивших ВМП, произошел за счет увеличения числа случаев, оплаченных из средств Фонда обязательного медицинского страхования. В этом году высокотехнологичную медпомощь за счет средств ОМС получили 1886 жителей Липецкой области, в том числе 134 ребенка. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) с начала 2014 года финансируется из двух источников: за счет бюджетных средств и за счет средств обя- зательного медицинского страхования, чего раньше не было. Так, за счет средств ОМС проводится эндопротезирование тазобедренных суставов, стентирование сосудов, часть нейрохирургической и онкологической высокотехнологичной медицинской помо- щи, лечение по терапевтическим видам ВМП (ревматология, гастроэнтерология, дер- матовенерология, эндокринология, гематология, неонатология). Также за счет средств ОМС проводится экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), за исключением особо сложных случаев. В 2014 году такая репродуктивная технология помогла появлению на свет малышей более чем в 150 семьях. Финансирование ВМП из средств обязательного медицинского страхования дает воз- можность многим пациентам получить специализированную медицинскую помощь, не вы- езжая за пределы региона. В липецких больницах пролечились почти 2 тыс. человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz