Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 133/25011/10 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Продолжение. Начало на 5–6-й стр. Продолжение на 8-й стр. Что касается рынка труда, то ситуация здесь пока стабильная, но тревожные тенден- ции проявляются всё более активно. Уровень безработицы в Липецкой области ниже, чем в целом по стране. Однако уже в начале 2015 года в службу занятости обратилось 4,3 тыс. человек, что на 17,2% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Из них трудоустроено 2,6 тыс. человек, в том чис- ле 2,2 тыс. человек – на постоянную работу. В службе занятости имелось 8,1 тыс. вакант- ных рабочих мест. Нужно сказать, что в нашем регионе отмечен самый высокий по России показатель нашедших работу при содействии службы занятости – около 86% из числа обративших- ся. В прошедшем году около 3 тысяч человек принимали участие в общественных рабо- тах, временная работа в свободное от учебы время была предоставлена почти 4 тыся- чам подростков. Более 100 безработных граждан получили содействие в организации собственного дела. 43 молодых мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, прошли переобучение в прошлом году. Такая программа переподготовки продолжится и в будущем. На предприятиях и в организациях региона уже несколько лет организуются рабочие места для инвалидов. 190 таких специальных мест за счет софинансирования из федерального бюджета было создано и в минувшем году. При этом работодателям компенсируются затраты на создание рабочих мест. По состоянию на начало 2015 года численность безработных составила 4,0 тыс. человек, уровень безработицы – 0,6%, (в 2014 году соответственно 3,6 тыс. человек и 0,6%). Появились и предприятия с неполной занятостью (7). Наибольшим спросом на рынке труда области по прежнему пользуются главным об- разом рабочие специальности: водители автомобиля, каменщики, маляры, плотники, повара, пекари, подсобные рабочие, продавцы продовольственных и непродовольствен- ных товаров, рабочие по уходу за животными, слесари различных отраслей производ- ства, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, электромонтеры (контактной сети, по ремонту и обслуживанию электрооборудования). Среди других профессий востребованы: агенты (страховой, рекламный, торговый и др.), воспитатели детского сада (яслей-сада), врачи (различной специализации), инже- неры (различных специальностей), медсестры, санитарки. Позитивно влияет на региональный рынок труда и успешная реализация программы содействия переселению соотечественников из-за рубежа. С начала ее действия в реги- он переехали 20 тыс. 765 переселенцев, 80% из них – люди трудоспособного возраста. Министерство регионального развития РФ отмечало, что Липецкая область, наряду с Калужской и Калининградской областями, вошла в число лидеров среди регионов РФ по реализации программы оказания содействия добровольному переселению в Россий- скую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Переселенцам предоставляются меры поддержки за счет средств регионального бюджета (в 2014 году это 5,2 млн. рублей плюс 16,9 млн. рублей из федерального бюд- жета) в период до получения ими российского гражданства: оказание услуг соцобеспе- чения, здравоохранения, образования, службы занятости. Из федерального бюджета выплачиваются так называемые «подъемные» – по 20 тыс. рублей участнику Госпрограм- мы, по 10 тыс. рублей – на каждого члена семьи. Для временного обустройства работают Центры временного размещения соотече- ственников. Они рассчитаны в общей сложности более чем на 100 человек и располо- жены в городах Липецке, Грязи и в поселке Тербуны. Только за последние четыре года общежития Центров приняли более 3,5 тыс. человек. Здесь переселенцы имеют возмож- ность встать на миграционный учет. По статистике основная часть соотечественников переезжает из Молдавии, Узбекистана, Казахстана, Украины. Завершая обзор данной темы, приведу ещё несколько типичных нарушений трудо- вых прав граждан, выявленных на территории области в 2014 году: – нарушение законодательства об охране труда (в соответствии с Трудовым кодек- сом РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную и достоверную информацию об условиях труда и требова- ниях охраны труда на рабочем месте). Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации обо- рудования, осуществлении технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. С целью выявления опасных (вредных) производственных факторов должна прово- диться обязательная аттестация рабочих мест с последующим осуществлением меро- приятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативны- ми требованиями охраны труда: г. Липецк: ООО «Липецкспецфундаменттяжстрой», ООО «ЮВСК-2», ООО «Монтажав- томатика», ОАО «Мостостроительный отряд № 126», ООО «Строймашмет», ООО «Пром- стройизоляция», ООО «Липецкхимзащита»; ООО «УникЭфект». г. Елец: ОАО «Горняк». Данковский район: СПК «Кудрявщинский». Добринский район: ЗАО «Агродорстрой» ДПМК «Добринская», КХ «Агроном», ООО «Добринка Бытсервис». Измалковский район: детский сад «Ромашка». Лев-Толстовский район: ООО «Купец-С». Тербунский район: ООО «Авангард-Агро-Липецк». Чаплыгинский район: ООО АФ «Колыбельское», ОАО «Чаплыгинское АТП». – нарушения миграционного законодательства, привлечение и использование ино- странных работников без соответствующего разрешения (В 2014 году горрайпрокуро- рами выявлено 214 мигрантов, нарушивших законодательство Российской Федерации и пребывавших на нелегальном положении. В ходе проверок значительное количество нарушений миграционного законодательства выявлялись при использовании иностран- ной рабочей силы на объектах строительства, розничной и оптовой торговли, в сфере обслуживания, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Выявлялись факты не- надлежащего исполнения миграционного законодательства в территориальных подраз- делениях Управления ФМС России по Липецкой области. Горрайпрокурорами выявлена 31 так называемая «резиновая квартира», в которых было зарегистрировано в общей сложности 198 иностранных граждан). – нарушения трудовых прав несовершеннолетних работников Воловский район: ООО «КолПИ», СХПК «Воловский», ООО «Новый век». Долгоруковский район: ООО «Самеба». Лев-Толстовский район: ОАО «Лев-Толстовское хлебоприемное предприятие», ООО «Новочемодановское». – дискриминация при найме на работу Чаплыгинский район: ООО «Пиковская земля» (дискриминация по возрасту и полу). Лев-Толстовский район: ОГБУ «Лев-Толстовская СББЖ», ДМПК Лев-Толстовская и Лев-Толстойбытсервис, (дискриминация по полу). ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВА Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. В то же время свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п. 3 ст. 36 Конституции определяет условия и порядок пользования землей (он корреспондирует порядок и процедуру реализации данного права в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами РФ, а также с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). В прошедшем 2014 году Уполномоченным по правам человека было зафиксировано несколько случаев нарушения прав граждан, которые удалось положительно разрешить при активном участии районных прокуратур и прокуратуры Липецкой области. Так, жителям д. Кулешовка Липецкого района были предоставлены для жилищного строительства, а затем оформлены в собственность земельные участки. По сведениям областного управления Росреестра, ограничений прав на эти земель- ные участки не имелось. Однако рядом с указанными земельными участками находятся объекты филиала ОАО «МРСК Центра» – Липецкэнерго», поэтому вокруг них была образована охранная зона, в которую оказались включены земельные участки, принадлежащие заявителям. Земельные участки под объекты электросетевого хозяйства были предоставлены на основании договора аренды. Но уточнение границ земельных участков не проводилось. Таким образом, фактически была допущена кадастровая ошибка в сведениях о гра- ницах зоны с особыми условиями использования территории для электросетевого ком- плекса. Установив данный факт, заинтересованные граждане д. Кулешовка – владельцы земельных участков, подали заявление о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки в филиал ОАО «МРСК Центра» – «Липецкэнерго». Однако ответа из организации они так и не получили. Данная ситуация, по сути, создала для граждан препятствие в использовании зе- мельных участков по целевому назначению. По данному факту заявителям было рекомендовано обратиться в районную прокура- туру. С целью защиты прав собственников прокурор района внес представление в адрес заместителя генерального директора ОАО «МРСК Центра» – «Липецкэнерго». Требования прокурора были признаны обоснованными: ОАО «МРСК Центра» обяза- лось принять все необходимые меры по исправлению кадастровой ошибки при оформ- лении охранных зон. В другом случае из-за нарушений, допущенных специалистом отдела по реформиро- ванию ЖКХ и градостроительной деятельности администрации Долгоруковского района, возникла конфликтная ситуация между соседями. Соседу заявительницы, жительнице с. Долгоруково, был предоставлен в аренду земельный участок под строительство гаража. Но при этом в нарушение земельного законодательства на момент предоставления земельного участка его границы не были определены, кадастровые работы не выполнены, межевой план не подготовлен. В постановлении администрации района о предоставлении земельного участка не был указан номер домовладения гражданина, которому он предоставлялся, нарушены сроки заключения договора аренды. Выезд на место предполагаемого строительства по адресу проживания арендатора земельного участка сотрудником администрации района не осуществлялся. Фактически же гараж был возведен за несколько лет до передачи его собственнику земельного участка в аренду. В результате обращения в прокуратуру района и проведённых проверок, прокуро- ром был принесен протест на постановление администрации района о предоставлении в аренду земельного участка, а сотруднику администрации, допустившему нарушения установленных законом процедур и действий, объявлен выговор. В том же районе было установлено нарушение прав жительницы с. Верхний Ломо- вец, женщины весьма преклонного возраста (84 года), как собственника доли в праве общей собственности при выделении земельного участка. Вместо плодородной земли ей фактически были выделены только неугодья, которые по своим характеристикам не могут использоваться для выращивания сельскохозяйственных культур. Как показала проверка, проведённая прокуратурой района, в 1992 году постановле- нием главы администрации муниципального района заявительнице было предоставлено право коллективно-долевой собственности на землю бывшего колхоза «Верный путь» общей площадью 5,51 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 5,08 га пашни. Но после изучения кадастровых документов было установлено, что пай состоит из сельско- хозяйственных неугодий. Пашня в его состав не входит. Учитывая преклонный возраст потерпевшей, прокурор района обратился в суд в её интересах с требованием признать действия администрации незаконными, обязав пре- доставить истице земельный участок, соответствующий требованиям законодательства и ранее принятому решению. И последний случай. Прокуратурой Добровского района при проверке на соответ- ствие требованиям действующего федерального законодательства административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг было установлено, что регламент муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков ограничивает права граждан, так как содержит запрет на представление за- явителем документов в электронной форме для предоставления муниципальной услуги. Между тем, Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрена возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в качестве од- ного из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг. Таким образом, запрет на представление заявителем документов в электронной форме для предоставления муниципальной услуги является незаконным. В связи с выявленными нарушениями законности незаконные положения Админи- стративных регламентов были опротестованы прокурором Добровского района, после чего они были приведены в соответствие с действующим законодательством. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ Проблемы реализации права граждан на жилище остаются одними из самых массо- вых и острых вопросов, которые встречаются в почте Уполномоченного по правам чело- века. Актуальность этой темы заключается в том, что жилище наряду с пищей, одеждой, водой является одним из главнейших материальных условий жизни человека. Закрепленное в Конституции РФ право на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилье, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жильем и не опасаться того, что гражданин может быть лишен своего жилища, или кто-то проникнет в жилье вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющим- ся жильем и одновременно возможность получения жилья в порядке улучшения жилищ- ных условий. Решение задачи доступности жилья для граждан, и в том числе социального жилья, остаётся одной из самых важных прерогатив органов власти всех уровней – от муници- пального до федерального. Объемы строительства жилья в России в 2014 году превысили советские рекордные показатели 1987 года, когда было введено 72,8 млн. кв. метров жилой недвижимости. В России в 2014 году построено и введено в эксплуатацию 81 млн. кв. метров жилья, что почти на 15% превысило показатели 2013 года. За год в России было сдано 1,3 млн. отдельных жилых помещений, что составляет +18% от показателей 2013 года. Порядка 40% от введенного объема составляет жилье экономического класса. По информации Липецкстата, в области было введено 1009,1 тыс. кв. метров жилья, что на 118% больше, чем в 2013 году. Глава региона О.П. Королев заявил, что «миллион квадратных метров нового жилья – это подтверждение успешности социально-экономического развития региона, это на- стоящий рывок в работе по обеспечению качества жизни человека». В регионе организациями всех форм собственности и населением построено 3117 жилых зданий, в которых 7066 квартир. Почти 80% введенного объема составляет жилье эконом-класса (786,2 тыс. кв. метров). Населением за счет собственных и заемных средств было построено 710,5 тыс. кв. метров жилья, что составило 70,4% от его общего объема, введенного в эксплуатацию в январе-декабре 2014 года. По сравнению с предыдущим годом ввод индивидуального жилья увеличился на 130,7 тыс. кв. метров. Это рекордный объем ввода жилья за всю историю существования Липецкой обла- сти. Мы не только поставили своеобразный рекорд, но и на 3% перевыполнили задание, установленное Минрегионом России (983 тыс. кв. метров). Ввод жилья на душу населе- ния составил 0,87 кв. метра. По этому показателю Липецкая область входит в пятерку лидеров среди регионов Российской Федерации. По информации управления строительства и архитектуры Липецкой области, в 2014 году с использованием мер государственной поддержки 694 жителя области улучшили свои жилищные условия. В рамках подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О го- сударственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей», «Ипотечное кре- дитование молодых учителей» государственной программы «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» профинансированы социальные выплаты. В частности, выплаты на приобретение или строительство жилья получили 218 человек, 19 молодым учителям при оформлении ипо- течного кредита субсидирован первоначальный взнос. Выплаты на погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении) ребенка получили 457 семей, на компенсацию процентной ставки по целевым займам (кредитам) – 680 человек. На эти цели израсходовано 298,5 млн. рублей средств областного и федерального бюджета. Основная часть выплат предоставлена из областного бюджета – 291 млн. ру- блей. В регионе продолжается работа по созданию условий для строительства жилья граж- данам, которые не в состоянии самостоятельно или с привлечением заемных средств улучшить свои жилищные условия. Запланировано создание жилищно-строительных кооперативов для строительства жилья эконом-класса, участниками которых станут ра- ботники образования, культуры, сферы здравоохранения, а также многодетные семьи. Нормативная база уже принята, а управлением имущественных и земельных отношений области определены земельные участки для безвозмездной передачи кооперативам. По оценкам управления строительства и архитектуры, в ближайшие годы эта мера позволит вводить в эксплуатацию не менее 12 тыс. кв. метров жилья. Кроме того, областные власти заявили, что с 2015 года 10% от объема вводимого жилья, то есть около 100 тысяч квадратных метров, будут передаваться медицинским работникам, которые не могут в силу разных причин вступить в ипотеку. По мнению главы администрации Липецкой области О.П. Королёва, «арендное жи- лье – это огромный социальный пласт, которого не хватает России, и Липецкая область одной из первых в стране приступает к возведению таких домов». Также глава региона отметил, что область выходит на совершенно новое качество строительства. Оно определяется тремя составляющими: высокими темпами строитель- ства (в 2015 году мы должны выйти на показатель в один кв. метр жилья на человека), социальными программами (строительство арендного жилья и жилья эконом-класса, но- вые ипотечные программы) и комплексным подходом к возведению микрорайонов, где будет создана полная социальная инфраструктура. В прошедшем году удалось разрешить и важнейшую социальную проблему строи- тельства домов так называемых «обманутых дольщиков». С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве». В данном нормативном акте законодателями предложена система страхования ответственности застройщика по исполнению своих обязательств перед дольщиками. Нововведения подразумевают страхование договора долевого уча- стия, его банковскую гарантию и обязательное страхование через Всероссийское обще- ство взаимного страхования. По предложению управления строительства и архитектуры области было создано ре- гиональное отделение Всероссийского общества взаимного страхования. Недостроенные дома обанкротившихся застройщиков были переданы ОАО «Липец- кая ипотечная корпорация», которое смогло очень оперативно завершить их строитель- ство. При этом собственникам не пришлось вносить дополнительные платежи. Расходы покрывались из средств, полученных от продажи свободных квартир. Большую помощь в решении проблем «обманутых дольщиков» региону оказал и де- путат Государственной Думы, руководитель рабочей группы президиума генерального Совета партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков А. Хинштейн. Он в том числе отметил, что Липецкая область – третий в ЦФО регион, ликвидиро- вавший проблему обманутых соинвесторов. А между тем проблема обманутых дольщи- ков до сих пор остается в России актуальной. По информации депутата, в стране насчи- тывается порядка 70 тысяч пострадавших семей в 59 субъектах. По мере возможности обеспечивались жильём и другие категории граждан. Так, по данным управления социальной защиты, на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках указа президента РФ Липецкой области в 2014 году было выделено 71,85 млн. рублей. Этих средств достаточно для обеспечения жильем 65 вете- ранов (из 132 ветеранов, нуждающихся в жилье и состоящих на учёте в органах местного самоуправления), вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до 26 июля 2013 года. Размер единовременной выплаты на эти цели составил 1 093 716 рублей. В целом с 2008 года на территории региона жильем обеспечены 2 193 ветерана, ин- валида и участника войны, вдовы погибших и умерших фронтовиков, жители блокадного Ленинграда. Для эффективной реализации соответствующего указа Президента России Липецкой области было выделено почти 2,2 млрд. рублей. Больше всего ветеранов об- рели новое жилье в Липецке – 608 человек, а, например, в Усманском районе для них по- строены целые улицы, где в благоустроенных домах живут 236 человек. Кроме того, из федерального бюджета в 2014 году было выделено 20,67 млн. рублей на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих де- тей-инвалидов, что позволило обеспечить жильем 37 граждан, вставших на учет до 24 декабря 1997 года. Размер субсидии для них составил 546 858 рублей. На обеспечение жильем чернобыльцев, вынужденных переселенцев и «северян» в нынешнем году Липецкой области было предусмотрено 11,8 млн. рублей. За счет этих средств уже выдано 7 жилищных сертификатов (их получили пять вынужденных пересе- ленцев, один чернобылец и один житель, выехавший с Крайнего Севера). Вместе с тем, нарушения жилищных прав граждан по-прежнему достаточно рас- пространены в нашей области. Связаны они, прежде всего с тем, что, располагая крайне скудными бюджетами, органы местного самоуправления всеми правдами и неправдами стараются не брать на себя обязательства по обеспечению жильём нуждающихся граж- дан. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин- ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение жилыми помещениями мало- имущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также создание усло- вий для жилищного строительства. Для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирно- го дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, орган местного самоуправ- ления создает межведомственную комиссию. Органы местного самоуправления при отсутствии возможности предоставления жилья по договору социального найма предоставляют очереднику субсидию для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом. Тем не менее, органы местного самоуправления стараются всячески уклониться от обязательств, которые налагает на них данное законодательство. Так, например, ещё в декабре 2013 года поступило заявление от 88-летней вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны, жительницы Задонского района, с просьбой о защите ее жилищных прав. Как указывала заявительница, она обращалась в администрацию с. Верхний Студе- нец по вопросу признания ее дома непригодным для дальнейшего проживания. Однако после обследования домовладения межведомственная жилищная комиссия администрации сельского поселения пришла к выводу о возможности проживания в доме после проведения в нем ремонтных работ, в том числе замены кровли, потолочных перекрытий, оконных и дверных блоков, подвода водопровода и канализации. По данным фактам прокуратурой Задонского района были проведены проверки, на- значено независимое экспертное обследование, которое опровергло выводы жилищной комиссии, указав, что дефекты несущих конструкций дома 1922 года постройки делают его непригодным для проживания. Только обращение в суд прокурора района и вынесенное судебное решение позво- лило восстановить права престарелого человека. Подобное нарушение было зафиксировано и в отношении вдовы ветерана Великой Отечественной войны, проживающей в Мазейском сельсовете Добринского района, а также в Краснинском районе. Похожий случай произошёл и в г. Грязи, где 28.11.2013 г. межведомственная комис- сия администрации провела по обращению собственника обследование жилого дома и признала его пригодным для дальнейшего проживания. Видимо, комиссия не обратила внимание на то, что указанный дом расположен вбли- зи железнодорожного вокзала «Грязи-Воронежские», на расстоянии 8 метров от желез- нодорожного пути, а это вызывает постоянную вибрацию здания и может привести к его обрушению. Износ здания составил 67%. Недопустимо близкое расстояние до железно- дорожных путей вызывало превышение допустимого уровня шума. И вновь только назначение прокуратурой района независимой экспертизы специ- алистов ООО «Липецкагропромтехпроект» и филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидеми- ологии» позволило установить, что выводы межведомственной жилищной комиссии не соответствовали фактическим обстоятельствам. А в результате нарушения действующего законодательства собственник жилого дома был лишен права постановки на жилищный учет для получения социального жилья. И только обращение в суд прокурора района и судебное решение позволили восста- новить права гражданина. Вот ещё одно типичное нарушение. В 2012 году родственник заявителя, инвалид первой группы, по решению районного суда был признан недееспособным. В июне 2013 года инвалид был поставлен на учет в администрации сельского посе- ления Борисовский сельский Cовет Добровского района как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако на протяжении длительного времени жилое помещение по договору соци- ального найма ему не было предоставлено, субсидия на приобретение жилья не выде- лена. По данным фактам прокурор района обратился в суд, который в полной мере удов- летворил требования прокурора. Подобные нарушения имели место также в Тербунском районе (с. Вторые Тербуны), Тепловском сельсовете Данковского района. Кроме указанных случаев можно выделить и другие системные проблемы реализа- ции прав жителей Липецкой области: – необоснованный отказ в постановке на жилищный учёт, произвольное снятие с жилищного учёта, отказ в выплате положенной денежной компенсации на приобретение жилья (Администрация Данковского района отказала в восстановлении в очереди по льгот- ному предоставлению жилья девушке-сироте, документы которой были утрачены в связи с ликвидацией администрации сельского поселения; Администрация Гнилушинского сельсовета сняла с жилищного учёта многодетного отца, участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» в связи с достижением им 35 лет. Однако действующим законодательством возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по такому основанию не предусматривалась, поскольку их право на социальную помощь государства фактически реализовано не было; Администрация Задонского района необоснованно пришла к выводу об отсутствии у ветерана боевых действий права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, направив в его адрес соответствующее уведомле- ние. Администрация мотивировала принятое решение тем, что на момент постановки на жилищный учет гражданин был обеспечен жилой площадью. Однако вывод об отсутствии у заявителя права на получение субсидии на строительство жилья являлся необоснован- ным, поскольку заявитель никогда не был собственником жилья.) Во всех случаях только суд и поддержка прокуратуры помогли восстановить справед- ливость. – нарушение срока строительных работ и их ненадлежащее качество (Невыполнение условий договора ООО «КаркасСтройИнжиниринг-Л» по строитель- ству дома для инвалида 2 группы, вдовы инвалида Великой Отечественной войны в с. Новая Дубрава Липецкого района; сдача в эксплуатацию ООО «Ремстройсервис» жилого дома с существенными недостатками, делающими невозможным проживание в новом доме. В результате администрация с. Тербуны Тербунского района не могла переселить в данное здание граждан из аварийного жилья. Только вмешательство прокуратуры в обоих случаях помогло гражданам восстановить их права). – нарушение жилищных прав граждан при переселении из ветхого и аварийного жи- лья (В соответствии с Жилищным кодексом РФ, предоставляемое гражданам жилое по- мещение в связи с выселением из аварийного жилья должно быть благоустроенным при- менительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требовани- ям и находиться в границах данного населенного пункта. Однако в нарушение требований закона, например, в г. Ельце, в 2013 г. по договору социального найма заявительнице на состав семьи из 7 человек была предоставлена однокомнатная квартира, от вселения в которую она отказалась. Прокуратура и суд по- могли гражданке отстоять её права. Суд пришёл к выводу, что администрация города была обязана предоставить семье благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению. Необходимо отметить, что такая же практика предоставления жилья, судя по обра- щениям граждан, применяется и в г. Липецке, когда людям, переселяемым из ветхого и аварийного жилья, предоставляется соответствующая жилая площадь, но без учёта со- става семьи, количества комнат, а также нередко вместо отдельного жилья люди получа- ют квартиры с подселением, на несколько хозяев. О подобных случаях Уполномоченный неоднократно упоминал в своих предыдущих докладах). ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Наученные горьким опытом прошедших лет, миллионы наших соотечественников опасаются реформ в жилищно-коммунальной сфере. Они полагают, что следствием изменений станет очередное повышение тарифов на услуги и волокита при оформле- нии документов. Ситуация усугубляется тем, что о состоянии жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) практически отсутствует полная, достоверная и непротиворечивая ин- формация. В 2014 г. Высшая школа экономики по поручению Правительства РФ провела иссле- дование сферы ЖКХ Российской Федерации. Согласно этим данным, показатель площади жилья на одного жителя в России вы- рос с 19,8 кв. м на человека в 2002 г. до 23,4 кв. м на человека в 2012 г., прирост составил 18,2%. Как отмечают исследователи, такие темпы роста нельзя назвать высокими, так же как и достигнутый показатель обеспеченности жильем. При этом темпы роста жилищ- ного строительства были достаточно высокими, а население России сократилось на 1,7 млн. человек за тот же период. С 2003-го по 2012 год было введено в действие 543,2 млн. кв. метров жилья, а жи- лищный фонд прирос на 496 млн. кв. метров. Разница в 47,2 млн. кв. метров обусловле- на тем, что доля ветхого и аварийного жилья в России остается весьма высокой, и часть домов из ветхого и аварийного фонда не ремонтируют, а сносят, что влечет за собой со- кращение общего жилищного фонда. Интересно, что на фоне роста обеспеченности жильем и благами цивилизации пара- доксальным образом не улучшилось состояние основных фондов ЖКХ. Кроме того, сто- имостная оценка ЖКХ за последние 10 лет снизилась в 1,9 раза и составила 61,5 трлн. руб. По различным экспертным оценкам, физический износ основных фондов ЖКХ в на- стоящее время составляет около 60-70%, примерно так же, как и 10 лет назад, когда оценки варьировались в пределах 60-80%. Удельный вес коммунальных сетей, нужда- ющихся в замене, за последние 10 лет вырос. При этом число аварий и нарушений в системе ЖКХ и энергетики по одним данным сократилось, а по другим (Национальный центр управления в кризисных ситуациях) – только в 2013 году по сравнению с предше- ствующим увеличилось в 2,5 раза. Потери тепла в теплосетях выросли с 8,9% от всего подаваемого тепла в 2004 г. до 10,8% в 2012 г. Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предпри- ятиях на 25-30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. На 1 января 2012 г. в капитальном ремонте нуждалось 11,3% от общего количества многоквартирных домов. В тоже время министр регионального развития И. Слюняев давал совершенно дру- гую цифру: 2/3 многоквартирных домов нуждаются в капремонте, проживает в таких до- мах 48 млн. человек. Наконец, самая чувствительная для граждан, потребителей жилищно-коммунальных услуг, тема – тарифы. С 2002 г. по 2012 г. доля расходов населения на оплату ЖКУ в сум- марных потребительских расходах выросла с 6,2 до 8,8%. За этот период было всего три года, когда этот показатель снижался: 2007-2008 гг. (это было связано с началом работ по приоритетному национальному проекту «Доступ- ное жилье») и 2012 г. Максимальный показатель за всю историю был достигнут в 2011 году, когда доля расходов населения на оплату ЖКУ составила 9,5%. Основную часть расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет оплата коммунальных услуг. В 2012 г. она составляла 83% от расходов на оплату ЖКУ (в 2002 г. – 80,1%). Государство продолжает экспериментировать с регулированием тарифов ЖКХ. На 2014 г. было принято решение, что тарифы ЖКХ будут проиндексированы с индексом 0,7 к годовой инфляции по итогам 2013 г. – 6,5%, в дальнейшем тарифы должны увеличи- ваться в меру инфляции. Между тем тарифообразование в сфере ЖКХ продолжает оста- ваться одним из самых зарегулированных. Учёные отметили, что общие, фундаментальные проблемы этого института практи- чески не затрагиваются. Среди этих проблем можно выделить директивность (ведь та- рифы можно регулировать не только командно-административными методами, но также используя антимонопольное законодательство), централизацию (регионы практически выключены из этого процесса, все решения принимает Федеральная служба по тари- фам) и предопределенность установления тарифов (они критически зависят от уровня индексации тарифов естественных монополий). Всё это привело к тому, что, как показала статистика за 2013 г. (расчеты WTP), средний показатель прироста тарифов ЖКХ для населения составил около 110,1%. Из рассмотренных 57 субъектов, по которым были получены необходимые данные, в девяти рост превысил 112%. Среди них Орловская (114,8%), Ленинградская (113,5%), Рязанская (113,4%) области, Кабардино-Балкарская Республика (113,4%) и Республика Башкортостан (113,2%). В топ-10 по росту тарифов на услуги ЖКХ вошла и Липецкая об- ласть. В нашем регионе в 2013 году прирост тарифов составил 112,5%. В тоже время наименьший рост стоимости услуг ЖКХ в 2013 году произошел в Ре- спублике Бурятия (104,8%) и в Архангельской области (105,1%), а в Ямало-Ненецком АО средняя плата даже снизилась на 4,4%! В нашем регионе для реализации государственной политики в сфере ЖКХ и модер- низации отрасли была разработана «Стратегия развития и реформирования жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области», которая базируется на семи принципах: – вытеснение недобросовестных компаний с рынка обслуживания жилищного фонда; – реализация нормы федерального закона о введении повышающих коэффициентов за неустановленные индивидуальные приборы учета, а также введение наказания за вмешательство в работу счетчиков; – повышение качества водоснабжения; – открытость и прозрачность (внедрение регионального этапа государственной ин- формационной системы ЖКХ, создание передвижного пункта приема граждан по волну- ющей их тематике); – совершенствование системы вывоза и утилизации ТБО через привлечение частных инвестиций; – перевод в течение пяти лет всего малоэтажного жилья на индивидуальные источни- ки тепла; – завершение расселения аварийного жилья к сентябрю 2017 года. Кроме того, областные власти подтверждают отказ от введения социальных норм по- требления и сохранение бюджетной поддержки жителей с невысокими доходами через субсидии. Таким образом, в работе сферы ЖКХ Липецкой области можно выделить два боль- ших направления: Первое – это развитие качества коммунальных услуг, совершенствование тарифной политики, модернизация коммунальной инфраструктуры. Второе – это переселение граждан из ветхого и аварийного жилья и завершение программы капитальных ремонтов. Естественно, что все эти мероприятия должны быть доступны для граждан, иметь на- сыщенную информационную поддержку, а также персонифицированную под гражданина систему работы всех задействованных механизмов. Рассматривая всю данную конструкцию от простого к сложному, начать, по- видимому, необходимо с переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В ноябре 2014 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Страна наша вполне способна решить задачу, как я уже говорил, вытащить людей из трущоб. Это нужно сделать обяза- тельно, нельзя упустить это направление работы». В 2014 г. Фондом содействия реформированию ЖКХ был проведён общероссийский мониторинг и выездные проверки, согласно которым было зафиксировано, что наи- большая строительная готовность возводимых объектов отмечена в 18 регионах, один из которых – наша область. Благодаря такому высокому рейтингу мы получили из федерального бюджета суб- сидию на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья в размере 820 млн. рублей. Средства были распределены с 2014-го по 2017 год. В 2014 г. Липецкая область по- лучила чуть более 261 млн. рублей. Одновременно, в порядке софинансирования, такая же сумма была выделена из консолидированного областного бюджета. Эти средства позволят в 2014-2015 годах ликвидировать 17,6 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья в Тербунском, Лебедянском, Липецком, Задонском, Елецком райо- нах, в городах Грязи, Елец, Задонск, Лебедянь и Липецк. Новые квартиры получат 1200 человек. Всего с 2008 года Липецкой области для реализации программ капитального ремон- та многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья из средств Фон- да было выделено 4,3 миллиарда рублей. В порядке софинансирования регион добавил 2,8 миллиарда. Эти средства были направлены на проведение капитального ремонта 1651 многоквартирного дома, где проживают 145563 человека, а также на переселение из 519 аварийных домов в новые квартиры 8903 граждан. С 2015-го по 2017 год в регионе в рамках реализации программы планируется пере- селить ещё четыре с половиной тысячи человек, проживающих в аварийных домах об- щей площадью около 52 тысяч квадратных метров. Что касается повышения качества коммунальных услуг, совершенствования тариф- ной политики, модернизации коммунальной инфраструктуры, то ситуация по этому на- правлению, безусловно, самая сложная и противоречивая. С одной стороны, есть существенные достижения. Например, по результатам оценки деятельности управляющих организаций за 2013 год наша область вошла в пятёрку ли- деров среди субъектов РФ. Это лучший результат среди регионов ЦФО. Белгородская область на 7 месте рейтинга, Тульская – на 21-м, Воронежская на 34-м, Тамбовская за- няла 73 место.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz