Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 133/25011/10 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Продолжение на 6-й стр. ВВЕДЕНИЕ В соответствии со ст. 28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченным по пра- вам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2014 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан. В докладе использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2014 году и задачах на 2015 год», коллегий, социологических исследований ведущих российских агентств, совещаний подразделений администрации Липецкой области, территориальных фе- деральных органов, Общественной палаты, НКО, публикаций в центральной и местной печати, электронных СМИ, а также информация, полученная из других источников (в том числе государственных и муниципальных органов и общественных организаций). В документе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан к Уполномоченному, информация о негативных событиях, которые повлекли за собой нарушения прав, а также о мерах, принятых Уполномоченным для восстановления справедливости. Предлагаемое исследование не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека. Его цель – объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализацию) прав человека, показать механизм работы Уполномоченного, методику выполнения функций, возложенных областным законодательством, огласить рекомендации в сфере защиты прав человека. Доклад отражает состояние государственной дисциплины во всем, что касается исполнения органами власти и должностными лицами обязательств государства по со- блюдению прав человека. В этой работе оценивается эффективность демократических механизмов осуществления властных полномочий, соответствие законодательства и практики его применения общепризнанным стандартам. Уполномоченный выражает надежду, что публичное освещение в докладе состояния дел с соблюдением прав человека станет основанием для адекватного реагирования го- сударственных, правоохранительных и судебных органов. ГОД ТРИУМФА И ТРАГЕДИИ Объективно оценить прожитый страной и Липецкой областью 2014 год можно только по прошествии ряда лет. То, что сегодня кажется значительным и фундаментальным, со временем может оказаться мелким и не заслуживающим внимания, а некоторые зауряд- ные, на взгляд современников, события вдруг окажутся судьбоносными, определяющи- ми ритм и направление развития. Одно из грандиозных свершений прошедшего года уже, безусловно, вписано в исто- рию. Это Олимпиада в Сочи, которая открыла всему миру новую Россию – сильную, ин- новационную, спортивную. И это был триумф! И в то же время, Олимпиада – это кульминация событий и мероприятий, которые проходили по всей стране. При этом каждый понимал, что спортивные победы куются не только на аренах олимпийских стадионов, но и на спортивных площадках наших сёл и городов. Сегодня спорт и массовая физическая культура вошли в разряд фундаментальных ценностей, которые определяют развитие молодого поколения, формируют здоровье нации, являются важнейшей составляющей человеческого капитала. Создание необхо- димых условий для утверждения активного образа жизни всех слоев населения в Липец- кой области становится важнейшей задачей органов власти. В регионе работает целевая программа по развитию физической культуры, спорта и туризма, в соответствии с кото- рой в каждом муниципальном районе Липецкой области построены бассейны, ледовые дворцы, спортивные площадки. В областном центре строится уникальный многофункци- ональный спортивный комплекс. Проводятся сотни массовых спортивных мероприятий, способствующих привлечению жителей области с раннего возраста к здоровому образу жизни. Не остаются без внимания и профессиональные спортсмены из числа жителей региона, подающие положительный пример подрастающему поколению. В Липецкой области регулярно проводятся престижные всероссийские соревнования и крупные международные турниры по самым разным видам спорта. Вместе с тем подавляющему числу взрослого населения доподлинно известно, что развитие человеческого капитала, социальных программ, обеспечение социальных прав человека базируется на возможностях экономики региона. Динамика экономического развития и результаты 2014 года показали, что мы выбра- ли правильное направление. Липецкая область вошла в число регионов с минимальными инвестиционными рисками. Достигнут казавшийся раньше фантастическим объём строительства жилья – свыше 1 миллиона квадратных метров! Особая экономическая зона «Липецк» признана авторитетными экономическими экспертами («The Financial Times») наиболее инвестиционно привлекательной европей- ской площадкой среди свободных экономических зон всего мира. Опережающий рост объема инвестиций над доходами бюджета позволяет сбалан- сированно развивать все отрасли. С 2008 года объем инвестиций более чем в два раза превышает доходы консолидированного бюджета, а по объему инвестиций на душу на- селения регион стабильно находится в первой пятерке среди субъектов ЦФО. Уже сейчас Липецкая область относится к регионам, где доля инвестиций в ВРП со- ставляет 32% и превышает общероссийский уровень – 20,5%, в то время как по Указу Президента РФ объем инвестиций должен составлять не менее 27% валового внутрен- него продукта к 2018 году. Оценивая проведённую работу, нельзя не заметить, что администрации Липецкой области удалось диверсифицировать региональную экономику и создать благоприятные условия для подъема инвестиционной активности. Ключевыми направлениями стали развитие агропромышленного комплекса, созда- ние новых рабочих мест на машиностроительных предприятиях в особых экономических зонах, формирование производств сельскохозяйственной техники и оборудования, машиностроения, автомобилестроения, а также фармацевтического и туристических кластеров. Особый акцент сделан на развитии среднего и малого бизнеса, кооперации и на- родных предприятий. Уже сейчас в регионе работают 120 средних предприятий и около 13 тысяч малых, свыше 27 тысяч индивидуальных предпринимателей. Объем налоговых поступлений по итогам прошлого года составил 4,5 миллиарда рублей. Для стимулирования создания кооперативов только в минувшем году из областного бюджета направлено 182,5 миллиона рублей – на треть больше, чем за последние три года. Еще 66 миллионов рублей были привлечены из федерального бюджета. Благодаря этому в области созданы 533 сельскохозяйственных потребкооператива. Количество пайщиков кооперативов за два года увеличилось в пять раз (сейчас их 8,3 тысячи). Достигнутые экономические показатели позволяют экономике региона сохранять устойчивость в разразившемся в конце 2014 года валютно-экономическом кризисе, ко- торый значительно усилил социальную напряжённость в обществе. Об этом свидетельствуют два социологических опроса, проведённых в начале 2015 года. В первом из них Фонд «Общественное мнение» изучил реакцию граждан на положе- ние дел в субъектах Федерации. Как оказалось, 54% жителей недовольны складываю- щейся ситуацией. Главным образом, это жители городов численностью от 250 тысяч до 1 миллиона человек. 13% опрошенных затруднились ответить. Люди указывали, что сейчас их больше всего волнуют такие региональные пробле- мы, как высокие цены на товары и услуги (рост с декабря 2013 года на 21 п.п.), низкие заработки (рост за тот же период на 10 п.п.), дорогие услуги ЖКХ (показатель снизился на 12 п.п., но остается в первой тройке актуальных проблем), ситуация в сфере здраво- охранения и др. Чаще, чем в декабре 2013 года, жители регионов России говорили и о своей обеспокоенности безработицей. Эти результаты корреспондируются с данными второго опроса, которые провёл ВЦИОМ. Респондентов спрашивали о том, существуют ли в их населенном пункте «про- блемы настолько острые, что их не решить без организации акций протеста». 36% респондентов заявили, что не видят каких-то особо острых проблем. Еще 14% затруднились с ответом. Остальные наличие проблем признали, причем среди первых называли «высокую инфляцию, рост цен» (28%); «низкие зарплаты, низкий уровень жиз- ни» (13%); «высокие цены на ЖКУ» (12%); «безработицу» (11%); состояние дорог (7%), здравоохранение (5%); коррупцию и бюрократию (3%); невозможность купить жилье (3%; могло быть любое число ответов). Оптимизм в этом исследовании вселяет только одно: граждане, считающие, что «есть такие острые проблемы, которые без акций протеста вообще не решить», оказа- лись в меньшинстве – их 8%. Но, как показывает история, именно активное и организо- ванное меньшинство и совершает революции. А это – повод задуматься… Подтверждают неблагоприятные выводы и события в братской Украине, которые, безусловно, стали ТРАГЕДИЕЙ года. Украинский кризис расколол не только украинское, но и российское общество. И самое опасное и отвратительное в этом расколе – актив- ные попытки некоторых радикальных структур устроить публичное шельмование наших сограждан, которые заявляют о своих правах иметь собственное мнение о кризисе в Украине. Оголтелая пропаганда опасно разогревает наше общество, развешивая ярлыки. Она практически стёрла границу между «оппозицией» как неизменным атрибутом демокра- тической государственной системы и «врагом», действия которого направлены против Родины. Хочется верить, что трагический случай, происшедший летом 2014 года в г. Липец- ке, когда один гражданин нанес смертельный удар другому только за то, что у них были разные взгляды на украинские события, единичное исключение. Исключение, которое должно сделать каждого из нас ответственными и толерантными, законопослушными и мудрыми. Нужно помнить и понимать, что оппозиция, даже самая жесткая, отстаивает инте- ресы своей страны, способствует ее историческому успеху, не дает власти почивать на лаврах, предлагает альтернативные действия. И самое главное – за оппозицией стоят тоже люди, тоже российский народ. А когда власть и «большинство» об этом забывают, история преподаёт жестокие уроки, один из которых мы и видим в Украине. Липчане с радушием и состраданием приняли беженцев с Донбасса. Наша неболь- шая область оказалось десятой среди субъектов Федерации по количеству размещён- ных граждан Украины. Их число приближается к 13 тысячам человек. Мы помогаем Кры- му, мы помогаем Донбассу, мы хотим, чтобы мир и согласие как можно скорее пришли на украинскую землю. 2014 год стал годом начала больших испытаний для нашей страны, были и радости, были и горести. Хочется верить, что эти испытания мы прошли достойно. Нам нужно сделать правильные выводы, нам нужно сохранить мир, нам нельзя поддаваться прово- кациям и быть пешкой в чужой игре. И только вместе, сообща, мы можем преодолеть все испытания и трудности. Нам нужно много и напряжённо работать, так как только труд свободного общества и свобод- ного человека в суверенном демократическом государстве может обеспечить действи- тельную реализацию и защиту прав человека. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 2014 год оказался очень важной вехой в дальнейшем формировании и развитии го- сударственного правозащитного института Уполномоченного по правам человека. Во-первых, 18 марта 2014 г. в связи с окончанием срока полномочий Владимира Петровича Лукина в должность Уполномоченного по правам человека в Российской Фе- дерации вступила Элла Александровна Памфилова, видный российский политик и обще- ственный деятель. Отдавая должное Владимиру Петровичу, необходимо отметить, что он многое сде- лал для развития института омбудсмена, налаживанию конструктивных отношений как с органами власти, так и с гражданским обществом. Со свойственными ему тактом и одновременно принципиальностью, Владимир Петрович способствовал формированию правильного понимания места и роли Уполномоченного по правам человека в струк- туре федеральных и региональных государственных органов, становлению института омбудсмена практически на всей территории Российской Федерации, налаживанию региональных и международных контактов, укреплению международного авторитета Российской Федерации. С приходом Э.А. Памфиловой, можно сказать, произошла смена поколений, что так- же вселяет надежду на дальнейшее динамичное развитие института Уполномоченного по правам человека и решение актуальных задач, стоящих перед российскими органами власти и гражданским обществом. Во-вторых, следующим знаковым событием стала встреча 5 декабря 2014 года Пре- зидента РФ В.В. Путина с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. Встреча состоялась в Московском Кремле в преддверии Дня прав человека, который ежегодно мировое сообщество отмечает 10 декабря. В мероприятии приняли участие Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, Уполномоченный при Прези- денте РФ по правам ребенка Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов, Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, а также регио- нальные уполномоченные по правам человека, ребенка, по защите прав предпринимате- лей из всех субъектов Российской Федерации. Нашу область представляли Уполномоченный по правам человека в Липецкой обла- сти Н.И. Загнойко и Уполномоченный по правам ребёнка Л.В. Куракова. Встреча была посвящена актуальным вопросам соблюдения прав человека и раз- вития институтов гражданского общества в регионах. На встрече Владимир Путин под- черкнул особую роль в защите прав института уполномоченных по правам человека: «Это особая структура, которая независимо от органов власти наделена государством высо- кой миссией – поддерживать и отстаивать права человека». C правозащитниками обсуждались ключевые тезисы Послания Президента Россий- ской Федерации Федеральному Собранию, а также вопросы развития институтов граж- данского общества и их участия в реализации положений Послания. Глава государства отметил, что институт омбудсменов состоялся, укрепился в Рос- сии и востребован обществом. Именно здесь люди находят поддержку в защите своих социальных, трудовых, жилищных, экономических и политических прав. Уполномочен- ными накоплен огромный опыт работы с людьми, они знают, как действуют механизмы общественной поддержки, как объединить граждан для решения многих вопросов и на- сущных проблем. Однако существует необходимость актуализации нормативной базы деятельности уполномоченных. Это обусловлено тем, что Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят еще в 1997 году. В настоящее время в субъектах РФ сложилось различное понимание правового статуса регионального Уполномоченного по правам человека. В этой связи, по мнению Президента России, в закон необходимо включить положения, направленные на повы- шение статуса региональных омбудсменов и укрепление гарантий их работы. Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова обратила внимание на необходимость независимой деятельности региональных уполномоченных, обозначи- ла ряд важных проблем в социальной сфере и привела данные специального исследова- ния ФОМ о восприятии гражданами своих прав и свобод. Кроме этого, Элла Памфилова подчеркнула необходимость скорректировать закон об иностранных агентах и провести реформирование системы ФСИН. Её поддержал и глава Совета по правам человека и развитию гражданского общества Михаил Федотов. Владимир Путин согласился с тем, что положение об НКО – иностранных агентах – требует совершенствования. Закон не идеальный, признал Президент, и в чем-то не соответствует сегодняшнему дню, надо его поправлять, так как некоторые вещи входят в противоречие с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, высказала мнение, что российский суд не является справедливым. Но Президент не согласился с такой оценкой и заявил, что судебную систему нужно совершенствовать как независи- мую ветвь власти, так как от этого во многом будет зависеть устойчивость государства: «Чувство справедливости, которое возникает у гражданина после рассмотрения дела в суде, является чрезвычайно важным для общего самочувствия государства, для его устойчивости». Кроме того, Владимир Путин не исключил предложенной правозащитни- ками возможности восстановления и расширения полномочий суда присяжных, который сейчас работает по наиболее общественно опасным составам преступлений. Выступивший затем Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Л. Романова рассказала Президенту о достижениях и проблемах в формировании без- барьерной среды и защите прав людей с ограниченными возможностями, а Уполномо- ченный по правам человека в Санкт-Петербурге А. Шишлов подчеркнул недопустимость произвола правоприменителей при проверках НКО, на примерах показав, что такие слу- чаи, к сожалению, не редкость, а также обратил внимание на профессиональную этику журналистов и свободу слова в современных российских условиях. В заключение Владимир Путин отметил, что если «…чиновники различных уровней, начиная от местных и кончая федеральными, стараются оградить себя от критики непра- вительственных организаций и правозащитников по любой теме, то, конечно, это просто инструмент своей собственной защиты и защиты их деятельности, часто некорректной, если не сказать незаконной. Разумеется, мы будем с этим бороться, мы для этого и со- бираемся». Третье. Практическим итогом этого важнейшего мероприятия стало внесение 5 ян- варя 2015 г. Президентом РФ в Государственную Думу на основании пункта «г» статьи 84 Конституции проектов Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Рос- сийской Федерации» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные за- конодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Указанными нормативными актами предлагается расширить права Уполномоченного в сфере взаимодействия с государственными органами и должностными лицами, обе- спечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации. В целях повышения роли и значения уполномоченных по правам человека в субъ- ектах Российской Федерации Уполномоченному предоставляется право оказывать им организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей ком- петенции, а также создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Кроме того, проектом Федерального конституционного закона устанавливается, что Уполномоченный, как лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на житель- ство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон «О право- вом положении иностранных граждан в Российской Федерации», уточняющие право Уполномоченного на посещение центров временного размещения лиц, ходатайствую- щих о признании либо признанных беженцами, вынужденными переселенцами или полу- чивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также на посеще- ние специальных учреждений. При этом устанавливается право Уполномоченного бесе- довать с находящимися там лицами наедине, в условиях, позволяющих представителю администрации центра временного размещения или специального учреждения видеть беседующих, но не слышать их. Аналогичная норма для Уполномоченного и уполномо- ченных по правам человека в субъектах Российской Федерации включается в Уголовно- исполнительный кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Изменения, которые вносятся в Федеральный закон «Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяют основы статуса Уполномоченно- го по правам человека в субъекте Российской Федерации. Устанавливается, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Феде- рации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, который при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Определяются основные требования к кандидатурам на названную должность, вво- дятся ограничения и запреты при осуществлении полномочий. Так, Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политиче- ской партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели (О подобной юридической коллизии, которая возникла в связи с принятием в 2011 г. Липецким областным Советом депутатов поправок к ст. 10 закона области «Об Уполно- моченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный указывал в своих докладах 2011 и 2012 гг. Эта новая норма была введена после письма прокурора Липец- кой области и отменяла принципы политической нейтральности регионального Упол- номоченного. Также, в докладе 2012 г. Уполномоченный по правам человека предлагал Липецкому областному Совету депутатов выступить с законодательной инициативой по данному вопросу на федеральном уровне. Время, как видим, подтвердило правильность позиции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области). Кроме того, определяется круг должностных лиц и органов власти, которые вправе вносить в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предложения по кандидатурам на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Установлено, что до рассмотрения кандидатуры за- конодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации согласовывают её с Уполномочен- ным. В случае несоблюдения Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации установленных законом требований, ограничений и запретов, его полномо- чия могут быть прекращены досрочно. При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предварительно проводит консультации с Упол- номоченным. Предусматривается возможность возложения на Уполномоченного по правам чело- века в субъекте Российской Федерации функций Уполномоченного по правам ребёнка, Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан в субъекте Российской Фе- дерации, а также возможность координации деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан (Этот пункт законопроекта также подтверждает правомерность позиции Уполномоченного по правам человека в Липец- кой области, о которой он неоднократно заявлял в своих докладах, начиная с 2009 года, (как, впрочем, и консолидированную позицию других российских региональных Упол- номоченных по правам человека) о недопустимости «распыления сил» и раздробления компетенции в сторону выделения узких специализированных омбудсменов, что создаёт путаницу у граждан и органов власти, снижает эффективность средств правовой защиты и увеличивает бюджетные расходы). При рассмотрении жалоб Уполномоченный по правам человека в субъекте Россий- ской Федерации вправе осуществлять соответствующие полномочия в отношении тер- риториальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти, а также учреждений и организаций федерального подчинения (Ещё один положительный ответ на те проблемы компетенции, на которые уполномоченный не раз указывал в своих до- кладах). Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Рос- сийской Федерации и его аппарата предусматривается осуществлять за счёт бюджет- ных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. И в заключение – четвёртое событие, которое, безусловно, станет важным элемен- том в построении системной и квалифицированной работы института Уполномоченного по правам человека. Этим событием стало начало проведения специализированных курсов для сотрудников аппаратов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на базе Московской юридической академии под эгидой Упол- номоченного по правам человека в Российской Федерации. Хочется надеяться, что эта практика станет постоянной. В своё время, а именно 2 мая 2012 г., Уполномоченным по правам человека в Липец- кой области было направлено письмо (№ 05-128) в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина, в котором, в частности, говорилось: «Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ получает всё боль- шее распространение. В то же время остро стоит проблема подготовки кадров для аппаратов Уполномоченных по правам человека. Аппараты формируются из людей, за плечами которых работа в юридических службах, правоохранительной системе, препо- давательских и журналистских сообществах и т. д. Это, как правило, уже сформировав- шиеся в профессиональном и человеческом плане личности. Однако, на наш взгляд, такой опыт для новой деятельности в сфере защиты прав и свобод человека недостаточен. Часто необходим новый, «свежий» взгляд на многие со- бытия и поступки, осмысление новых реалий дня под другим мировоззренческим углом. Безусловно, правозащитник – это, скорее, призвание, чем профессия. Но и призвание требует работы над собой, повышения квалификации, знания новых технологий и т. д. К сожалению, в настоящее время нет сложившейся системы подготовки и перепод- готовки кадров для работы в государственных правозащитных институтах. Образовательную деятельность по некоторым направлениям этой сферы ведёт толь- ко ряд НКО. Однако вся эта, весьма нужная и полезная деятельность является, строго говоря, общественной нагрузкой. Между тем, согласно действующему законодательству, сотрудники аппаратов Упол- номоченных в субъектах РФ являются государственными служащими, а в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Как пра- вило, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека повышают квалифи- кацию совместно с другими государственными служащими субъекта РФ на специали- зированных курсах в региональных образовательных учреждениях, имеющих соответ- ствующую лицензию и аккредитацию, но программа этих курсов, главным образом, не соответствует специфике работы сотрудников аппаратов. На основании вышеизложенного, предлагаю обсудить проблему подготовки кадров для аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ на ближайшем Ко- ординационном совете Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также рассмотреть возможность проведения специ- ализированных семинаров (курсов повышения квалификации) под эгидой Уполномочен- ного по правам человека в РФ и на базе аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ». Приятно осознавать, что наше предложение нашло поддержку и практическое во- площение. ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ С УКРАИНЫ Кровавые события на юго-востоке Украины суровым эхом прокатились по всей тер- ритории нашей страны. Не стала исключением и Липецкая область, которая приняла тысячи беженцев из Донецкой и Луганской областей Украины, а также отправила сотни тонн гуманитарной помощи в опалённый гражданской войной Донбасс. Согласно докладу ООН, на начало 2015 года в ходе вооружённого конфликта на вос- токе Украины погибли более 5500 человек (из них более 60 детей) и ещё почти 10000 ранено. Около одного миллиона граждан Украины стали беженцами. По данным ФМС, в Россию с 1 апреля 2014 года въехало и не выехало около 831 тыс. граждан Украины (цифра постоянно меняется). Обращения с просьбой предоставить временное убежище, получить статус беженцев, гражданство РФ или стать участником госпрограммы переселения соотечественников, которая действует с 2007 года, подали более 486 тыс. человек. На помощь беженцам власти РФ выделили дополнительно 6,5 млрд. руб. В очень сложных обстоятельствах вынуждена была действовать в эти дни российская миграционная служба. Казалось бы, чего проще: открыть для всех границы и принимать людей по спискам. Но таким образом на территорию России без надлежащей проверки мог бы проникнуть кто угодно. Это противоречит интересам государства. Поэтому и про- цедура легализации граждан, вынужденных покинуть свою Родину, затягивалась и могла занимать до трех месяцев. В отдельных случаях обращение в ФМС вообще не гаранти- ровало положительного решения. По статистике ФМС, которую приводят в УВКБ ООН, лишь 10-11% претендентов получали искомый правовой статус. Чтобы понять масштаб изменений, нужно сказать, что на конец 2013 года беженцев в России было зарегистри- ровано всего 632 человека. К примеру, крохотная Швейцария (размером с две Липецкие области) принимает 2000 беженцев в год. А дополнительные гарантии (временное убе- жище) у нас получили около 2800 человек. Сейчас же речь идёт о десятках тысяч беженцев, которым был срочно необходим ле- гитимный, законный статус нахождения на территории нашей страны. Поэтому в связи с вновь открывшимися обстоятельствами понадобилась серьезная коррекция российского законодательства, в частности, в той его части, которая касается сроков пребывания в стране, предоставляемых документов, трудоустройства и т.д. Как только стало понятно, что конфликт в Украине принял масштабы гуманитарной катастрофы, и тысячи беженцев стали переходить российско-украинскую границу, а их размещение затронет не только приграничные регионы, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области выехал в Белгородскую область, где совместно с сотруд- ником аппарата Уполномоченного по правам человека в Белгородской области посещал пограничные пункты пропуска и временные лагеря размещения беженцев из Украины, встречался с людьми. Эта поездка позволила понять проблемы людей, их нужды, изучить практику работы федеральных ведомств и местных органов власти с беженцами, чтобы затем правильно организовать приём граждан Украины в Липецкой области. По данным УФМС по Липецкой области, всего в 2014 году в регион въехало 21 660 граждан Украины, на начало 2015 г. в регионе было зарегистрировано 12925 человек (в трудоспособном возрасте 8314), в том числе 3545 детей (это десятое место среди субъ- ектов РФ). До сих пор в область ежедневно прибывают десятки беженцев. Глава администрации Липецкой области О.П. Королёв прямо заявил: «В это тяжелое для украинцев время мы не должны остаться равнодушными. Мы должны сделать все для того, чтобы они поскорее забыли ужасы бомбежек и обстрелов. Максимально эф- фективно должны решаться вопросы с получением разрешения на временное прожива- ние, а также с медицинской помощью и трудоустройством граждан». Администрация Липецкой области организовала взаимодействие региональных органов исполнительной власти (управления: труда и занятости, здравоохранения, со- циальной защиты населения, административных органов, образования и науки, внутрен- ней политики; а также администрации городов и районов области) и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти в Липецкой области по при- ёму и размещению беженцев из Украины (ГУ МЧС РФ по Липецкой области, УФМС РФ по Липецкой области, УМВД РФ по Липецкой области, УФСБ РФ по Липецкой области и управление Роспотребнадзора по Липецкой области). В пунктах временного размещения (ПВР) было устроено 511 человек: – Чаплыгинский район, с. Дубовое – 12 человек (2 детей); – Добринский район, д. Заря – 36 человек (9 детей); – г. Данков – 69 человек (19 детей); – Добровский район, с. Трубетчино – 35 человек (15 детей); – Лев-Толстовский район, с. Астапово – 14 человек (9 детей); – г. Липецк (5 ПВР) – 345 человек (128 детей). Во всех пунктах налажено обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами; осуществляется транспортное, информационное и психологическое обеспечение. По вопросам пребывания на территории Российской Федерации всех граждан Украины проконсультировали сотрудники управления ФМС России по Липецкой области. Было организовано тесное сотрудничество с главами городских округов и муници- пальных районов по всем проблемам жизнеобеспечения. Беженцы обеспечены не только крышей над головой, продуктами и медицинской помощью, но и одеждой, обувью, предметами первой необходимости. Большинство вынужденных переселенцев получили свидетельство о временном убежище, полисы обязательного медицинского страхования. Все дети посещают дошкольные и школьные учреждения, есть учащиеся техникумов и вузов (всего устроено 1724 ребёнка). Органи- зовано дежурство работников различных служб, включая психологов. В учреждения здравоохранения всего обратились 4171 человек, из них 1555 детей, 113 беременных, 61 инвалид (из них 31 ребёнок). Родились 72 ребёнка. ПВР посещали глава администрации Липецкой области О.П. Королёв, Уполномо- ченный по правам человека в Липецкой области Н.И. Загнойко. Представители между- народной организации Красного Креста высоко оценили условия социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в Липецкой области. Международная федерация общества Красного Креста и Красного Полумесяца выде- лила Липецкой области средства на приобретение 1200 подарочных сертификатов для материальной поддержки жителей Украины. На базе Липецкого областного Союза общественных объединений «Патриот» был открыт специальный счет для оказания благотворительной помощи вынужденным пере- селенцам с юго-восточных районов Украины, куда неравнодушные липчане перечислили миллионы рублей. Кроме того, органами службы занятости было трудоустроено (с учётом выданных разрешений на работу) 4154 человека. Вместе с тем на первоначальном этапе не обошлось и без недоработок. Так, средства массовой информации опубликовали ряд материалов о проблемах, с которыми столкнулись беженцы. В частности, указывалось на большие очереди в МФЦ для оформления документов гражданами Украины, приехавшими в г. Липецк в частном порядке, не по линии расселения, проводимого МЧС. Поступали также жалобы на условия размещения от беженцев, которых вначале по- селили в г. Липецке на ул. Студёновской, д. 6. Люди жаловались на то, что им приходится жить в аварийном здании, без удобств, в антисанитарных условиях, в тесных комнатах (сайт www.moe-lipetsk.ru/news/view/298941.html). По результатам поездок и посещения ПВР Уполномоченный по правам человека в Липецкой области также отмечал проблемы, с которыми к нему обращались люди. Сре- ди них: – отсутствие у беженцев наличных средств (нет денег, доступ к банкоматам в сель- ской местности затруднителен и т. д.); – перебои или отсутствие мобильной связи и невозможность приобрести SIM-карты с российскими номерами (из-за удалённости некоторых пунктов ПВР); – трудности выезда за пределы ПВР; – особенно остро встала проблема приобретения медикаментов и оказания меди- цинской помощи. Беженцам порой предлагали приобретать лекарства за собственные средства, которых практически нет. В домах отдыха нет и аптек, а выехать в населённый пункт затруднительно. По данным фактам направлялись служебные записки заместителю главы админи- страции Липецкой области Д.В. Мочалову, курировавшему организацию помощи бежен- цам, с предложением принять соответствующие решения и урегулировать ситуацию. Кроме того, Уполномоченным по правам человека в Липецкой области была сфор- мирована специальная мобильная группа, в которую, кроме сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, вошли и представители ряда авторитетных не- коммерческих организаций. Члены группы также посещали ПВР, встречались с людьми, анализировали ситуацию на местах и по результатам поездок вносили свои предложе- ния по совершенствованию оказания поддержки беженцам. В частности, было установлено, что городской штаб приема, размещения и доку- ментирования граждан, прибывших с территории Украины (ул. Дзержинского, д. 27), расположен в отдаленном от центра районе НЛМК и в неудобном для посещения месте, далеко во дворах. Для временного размещения имелось 20 спальных мест, но обстановка скудная, по- лупустая игровая комната; из электроприборов – микроволновая печь только для разо- грева пищи и кулер. Возможность приготовить еду отсутствовала. В штабе не было постоянно дежурившего медицинского работника. В течение ра- бочего времени в штабе находятся: сотрудник администрации города, регистраторы на входе, сотрудник УФМС России по Липецкой области, волонтеры. Отдел соцзащиты Левобережного округа практически бездействовал, не было со- трудника, за которым закреплен участок по работе с гражданами, приехавшими из Украины. Кабинет, выделенный под гуманитарную помощь, был закрыт, ключ находился у начальника отдела (в момент посещения отсутствовал). Ведомости и описи по приему помощи отсутствовали; информацией о том, что имеется в наличии, сотрудники не рас- полагали. Справочной информации не было, как и соответствующих указателей. С результатами проверки Уполномоченный ознакомил соответствующие подразде- ления администрации Липецкой области. Кроме того, по вопросам помощи беженцам Уполномоченный по правам человека в Липецкой области взаимодействовал и с сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (в частности, с начальником информационно- аналитического управления И.А. Скуповой). Постановление тридцать седьмой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 1196-пс от 25.06.2015, г. Липецк О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липец- кой области за 2014 год, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 ста- тьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам челове- ка в Липецкой области за 2014 год. 2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz