Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

“ ПСИХОЛОГИЯ 21 Сказка — ложь, да в ней намек О необычных приключениях на «Острове сокровищ» «Теремок» — это сказка о нормах, правилах общежития, об умении договариваться, без которого все рушится. И дети сами фантазировали, как именно должны были вести себя Медведь и обитатели Теремка, чтобы в итоге все хорошо закончилось. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЕКАТЕРИНЫ АНТОНОВОЙ № 132/25010/ 9 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 ЕЛЕНА БРЕДИС Г од назад наш по- стоянный консуль- тант, психолог и п с их о а н а ли т ик Екатерина Антонова рас- сказывала о первом лет- нем выездном лагере, ко- торый она провела. Проба пера не только удалась, но и вызвала огромный энтузиазм у участников — как взрослых, так и маленьких, которые тре- бовали непременного про- должения. За год это желание не уле- тучилось, не растворилось. Более того, слух об удивитель- ных приключениях детей и родителей на «Острове сокро- вищ» собрал этим летом уже тридцать человек «поселен- цев»! Несмотряна все причуды нынешней погоды, жили, уже традиционно, в палатках, на берегу реки. Этот сезон не был повторением пройденного, поскольку Екатерина Ан- дреевна, которую, впрочем, дети называют просто «Катя», придумала совершенно новую программу. Так что ейи предо- ставим слово. — Если вы помните, в про- шлом сезоне у нас был «Остров пиратов». Тот сценарий пред- усматривал раскрытие ребен- ка прежде всего в совместной деятельности. Там была масса заданий, которые дети долж- ны были выполнять, а потом мы уже разбирали их взаимо- действие, возникающие про- блемы. В этом году программа была более камерная, что ли, и предполагала не столько дей- ствия, сколько размышления. Называлась она «В гостях у сказки». Еще новым было то, что для родителей я специ- ально пригласила взрослого психолога. — И у каких же сказок в гостях вы побывали? — Я специально отбирала сказки без счастливого конца, такие как «Теремок», «Куроч- ка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь» в ее традиционном, народном варианте. И только на последний день у нас была сказка «Аленький цветочек», которая как раз и показывает, что необходимо, чтобыприйти к хорошему концу. — Первые три сказки, ко- торые вы назвали, для меня в детстве были самыми нелю- бимыми именно потому, что плохо кончаются. Зачем же так деток мучить? —Наоборот, мы все вместе анализировали, что именно привелокплохомуконцу, апо- том, исходя из уже сделанных выводов, придумывали свой, хороший финал. Но мы его не просто «с потолка» брали, а проговаривали все необхо- димые события, правильное поведение героев. Например, «Теремок» — это сказка о нормах, правилахобщежития, об умении договариваться, без которого все рушится. И дети сами фантазировали, как именно должны были ве- сти себя Медведь и обитатели Теремка, чтобы в итоге все хорошо закончилось. Это ведь очень важно, чтобы ребенку не просто «вдалбливались» нормы вежливости, нормы взаимоотношений с другими людьми, а чтобы он сам, своей головой, своим сердцем до них дошел. И так было с каждой сказкой: мы помогали герою найти верный путь для разре- шения конфликта. Потому что проблема сказок с плохимкон- цомкакраз внеразрешенности конфликта. Аразве вжизнине тоже самое происходит?Очень важно, чтобы ребенок учился договариваться, учился по- нимать, что движет другим человеком. — По-моему, «Курочка Ряба» — одна из самых зага- дочных сказок, особенно если брать ее первоначальный, самый старый вариант. — Да, у этой сказки мно- жество толкований. Меня в большей степениинтересовала трактовка Карла Юнга, кото- рый считал, что золотое яйцо символизирует первого ребен- ка. На него, как правило, воз- лагаются огромные надежды, непомерные ожидания. Очень часто родители хотят вопло- тить в нем то, что им самим не удалось реализовать в жизни, то есть навешивают ему свои мечты, свои сценарии: «Я не смог, пусть он сможет! Я не сумел, пусть у него все полу- чится!»Представляете, каково ребенку под таким бременем? А если еще учесть, что далеко не всегда желания и мечты родителей совпадают с его соб- ственными? Очень часто ребе- нок становится«заложником» таких родителей, всю жизнь боясь их разочаровать. И в итоге живет не своеюжизнью, а их. Или же начинает очень бурно и даже деструктивно протестовать. Вот мы и учи- лись с детьми, как правильно проговариватьродителямсвою точку зрения, как отстаивать свое мнение, не ссорясь, не уходя в конфликт. Как не «разрушиться» самому, если ты не оправдал родительских ожиданий. Я знала семью, где мама обещала отстричь де- вочке длиннющую косу, если только она получит тройку по математике. Представляете, какой стресс для ребенка? — И детям было это инте- ресно? — Да, они вспоминали и рассказывали какие-то свои жизненные истории, задавали вопросы, просили совета. Во- обще те дети, которые приеха- ли уже во второй раз, неверо- ятно внутренне повзрослели! Я с огромным удовольствием наблюдала, как изменились их отношения с родителями, как они научились слышать и понимать друг друга. —Яуже и не представляю, какой поворот вы нашли в сказке «Маша и Медведь»… — Если забыть о популяр- номмультике, который все пе- ревернул с ног на голову, то это ведь сказка о жертве. Почему Маша так безропотно, как ра- быня, выполняет все указания Медведя? Почему она не смог- ла подружиться с Медведем, который, в сущности, неплохо к ней относится? Почему она идет на достаточно подлый об- ман? Метафорически это сказ- ка про неудачное замужество, про невозможность построить брак, потому что человек оста- ется рабом и своих родителей, и своего мужа. А по большому счету, это было продолжение предыдущего разговора. И дети сами пришли к выводу, что Маше не хватало защиты и силы.Итогдамысмастерили каждому персональный тотем для защиты, а за силой пошли на речку, на наше заветное место, где неглубоко, но очень сильное течение. — В этот раз они быстро находили друг с другомобщий язык? —Конечно, очень помогал тот костяк, который сложился еще в прошлом году. С этих деток брали пример, за ними тянулись. Но была очень по- казательная ситуация, когда в одной команде подобрались ребята исключительно с ли- дерскими наклонностями. А по сказке у них там было задание сделать колобку ту- ловище, руки, ноги, которые я потом тщательно спрятала. Уменя была карта, на которой было отмечено, где и что надо искать, и они про эту карту знали. Но поначалу никто не хотел даже взглянуть! То один командовал, куда бежать, то другой, то третий. А я спе- циально молчала. Наконец попросили карту и распреде- лили, кто и куда пойдет. То есть сами пришли к выводу, что должна быть интеграция, должна быть команда, а не кучка командиров. Это было очень здорово, потому что дети сами это поняли! — А что вы припасли для них в сказке «Аленький цве- точек»? — А на примере этой сказ- ки очень интересно разобрать, на чем же строится гармония. Конечно, интуитивно ребенок понимает, что Настенька по- любила ипожалелаЧудище за его доброту, не обратив внима- ние на внешность. Понимает, что это правильно и хорошо. Но с ними все равно надо об- суждать ипроговаривать необ- ходимость принятия человека таким, какой он есть. А если ты его принимаешь и любишь, он станет для тебя прекрасным принцем. Есть там и другой важный момент: ведь Чудище предоставляет ей полную сво- боду выбора. Она вправе даже не вернуться на остров, если не захочет. И вот в результате этой свободыи этого принятия наступает полная гармония. Есть там и мотив ответствен- ности и перед отцом, и перед тем же Чудищем. Короче, это очень благодатная сказка, на примере которойможно много говорить о человеческих от- ношениях. — Дети уезжали после ла- геря другими? — Знаете, мы очень много говорили с ними о том, что они поняли, к каким выводам пришли. Но самое главное, я говорила с родителями о том, что лагерь — это только отправная точка, что дальше им предстоит и большая вну- тренняя работа, и работа над отношениями с детьми. Ямогу что-то подсказать, к чему-то подтолкнуть, но я не могу сде- лать это за них. —Авымогли бывыделить какие-то наиболее типичные проблемы в отношениях ро- дителей с детьми? — Пожа л уй , э т о п о - прежнему гиперопека, повы- шенная тревожность, желание ежесекундно находиться ря- домс ребенком. Илиже, наобо- рот, эмоциональная замкну- тость, когда мама не может, не умеет показать ребенку, как она его любит. А такой ребенок, став взрослым, не будет верить в то, что он до- стоин любви. — Вам этот сезон принес какой-то новый опыт? —Да, хотя быпотому, что я была со своими двумя детьми. Имоя младшая, которой всего четыре года, была там просто как рыба в воде! А вообще мне было очень приятно находить- ся в этой компании и детей, и родителей! Понятно, что в каждой семье есть какие-то свои проблемы, свои нюансы. Но тут было видно, насколько все папыимамызаинтересова- ны в том, чтобы эти проблемы решить. Пожалуй, единствен- ное, что я не смогла донести, это то, что невозможно стать идеальными родителями, что я не этому учу. Потому что не менее важно оставаться самим собой. А на вопрос «что де- лать?»мне очень часто хочется ответить: просто будьте рядом с ребенком. Не физически, а душевно, эмоционально. — У вас в этом году было торжественное закрытие? — Конечно! У нас было по- священие в волшебники. Я, правда, немножко переживала по этому поводу: ведь у детей сейчас есть любые игрушки, ониккомпьютерампривыкли. Ая им дарю обычные альбомы для рисования и карандаши в качестве волшебных палочек. Но при этом сказала, что те- перь они уже могут сами созда- вать сказки и что на будущий год я жду от них эти альбомы заполненными. Вы не повери- те, они тутже кинулись что-то записывать, что-то рисовать. Короче, меня уже просят о второй смене в августе. Так что, добро пожаловать!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz