Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

нарушение приходится отве- чать. Церковь прибегает к на- казаниям в виде запрещения служения, лишения креста, рясы, сана. Это серьезное дело. Что такое, скажем, священник без креста? Он уже не имеет права совершать богослуже- ния. В зависимости от степени проступка пастырю иногда даетсявремядляисправления. Если он осознал, раскаялся, изменил свою жизнь, то тогда ему, скорее всего, возвратят сан и обязанности пастыря. — А кто конкретно на- казывает провинившихся батюшек? — Существуют различные виды наказания — от Святей- шего Патриарха, Священного синода РПЦ, правящего архи- ерея, благочинного церковно- го округа и так далее. Думаю, вы обязательно спросите: а были в нашей епархии слу- чаи недостойного поведения пастырей? Предваряя вопрос, скажу прямо: были и сейчас еще встречаются. Мы раз- бираемся с нарушителями на епархиальном совете, нака- зываем в зависимости от сте- пени совершенного поступка. Лишали некоторых священ- ников креста, отправляли за штат. А это сродни уходу на пенсию. Такой человек уже не имеет права служить в ка- честве батюшки, выполнять пастырские обязанности. Кто- то со временем исправился и вернулся в церковные круги, другие устроились на мир- скую работу. Добавлю также, что если священнослужитель нарушает светские правовые нормы, значит, будет отвечать и по государственному законо- дательству. — Сложно подбирать кан- дидатуры в пастыри, понять, насколько достоин человек сана священнослужителя? — Разумеется, непросто. Если бынешествовал по Земле дьявол, то намного легче было бы и подбирать, и сохранять кадры. Но враг делает все, чтобы склонить священника к нарушению своих обязанно- стей, чтобы начал он амораль- но жить — в прелюбодеянии, пьянстве и так далее. И неко- торые, увы, не выдерживают соблазнов, начинают действо- вать вопреки церковным пра- вилам. — Владыка, постоянные прихожане обычно знают, что большой грех осуждать священника. А вот те люди, которые редко бывают в церк- ви, мало знакомы с основами православия, обычно любят «перемыть косточки» цер- ковнослужителям. Хотя по- рой и не знают толком, что произошло, а делают выводы по слухам, сплетням, смут- ным догадкам. Но ведь даже информация в СМИ, увы, не всегда точна. Что вы в дан- ном случае посоветовали бы людям? — Здесь один совет—еван- гельский: не судите, да не судимы будете, какою мерою мерите, такою и вам Господь воздаст. Даже если факт и очевидный, не торопитесь с выводами, не выносите свой вердикт. Знаете, как говорили по этому поводу святые отцы? Дескать, падение-то человека мы замечаем, а покаяния не видим. Это важный момент. Человек, может быть, так раскаялся в своем грехе, что получил от Бога прощение, а мы все еще продолжаем осуж- дать его за то, что он совершил. Поэтому надо быть в этом смысле очень осторожным. Да и вообще, всегда следует смотреть не на дела и грехи другого человека, а сначала на самого себя. Выражаясь евангельскими словами, вы- тащи бревно из собственного глаза, а потом ищи сучок в глазу другого человека. Вспоминаю такую притчу. Старец насыпал в дырявый мешок песок, несет его, а он по пути высыпается на дорогу. У него спрашивают, мол, что же вы делаете? А старец от- вечает: «Да вот я чужие грехи вижу, а свои нет, а их у меня больше этого песка». Или еще пример. Один монах часто по- сещал дом терпимости. Люди, заметившие это, считали, что у него, каки у любогомужчины, лишь одна цель таких визитов. Но позже выяснилось, что старец через духовные беседы с женщинами легкого поведе- ния приводил их к покаянию, исправлению и вере. Поэтому нужно не только к духовенству, но и к любому человеку относиться с пози- ций христианской любви и нравственности. Ведь никто не знает, что будет с нами завтра, может, мы сами впадем в еще больший грех. Чаще прощай- те, и вас Господь простит, и вам вернется сторицей. Если же мы нарушаем духовные правила, то какие из нас свя- щенники, пастыри, наставни- ки, прихожане, христиане? Поэтому желаю всем хотя бы стремиться следовать Запо- ведям Божьим. Господь все видит, и каждый из нас полу- чит то, что заслужил своими верой, поступками, делами в земной жизни. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ Не «наемник», а пастырь Владыка Никон — о том, каким должен быть священнослужитель № 132/25010/ 9 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ Н е секрет, что в церковной среде время от време- ни случаются не- приятные инциденты, в которые так или иначе вовлеченными оказыва- ются священнослужите- ли. «Жареные факты» тут же подхватывает пресса, читатели смакуют эти истории по принципу «вот такие они, а еще других жить учат». Вправе ли мы жестко и однобоко рассуждать о том, в чем за- частую очень трудно разо- браться? На этот и другие вопросы мы попросили ответить Высокопрео- священнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского. —Владыка, каким должен быть священнослужитель? — По большому счету — идеальным пастырем, настав- ником. Он призван к чему? Учить человека жить по За- поведям Божьим, раскрывать идеалы христианской жизни, показывать, в том числе и на личном примере, как идти к высшей, духовной, цели. Если он этого не делает, значит, на- ходится не на своем месте. У священнослужителя се- годня особенно велик круг обязанностей — в приходе, обществе. Пастыри не только осуществляют богослужение, но и участвуют во множестве светских мероприятий духов- но-нравственного, воспита- тельного характера, и в них самих люди должны видеть образец. А если сам батюшка начинает жить вопреки Запо- ведям Христовым? Значит, он уже не пастырь, а… «на- емник». Поэтому с любого священнослужителя Господь особенно строго спросит за всю его деятельность, которую он должен был совершать, за то, как он вел паству к Богу. И наказание последует большее, нежели обычному верующему человеку. Не только передЦерковью, но и перед светским обще- ством священник отвечает за нравственную жизнь вверен- ной ему паствы. Неприятные инциденты с пастырями слу- чаются, и последним надо, прежде всего, задуматься, что они ответят перед Господом за содеянные поступки, чем оправдаются. Что касается действий церковной иерар- хии, то мы должны священ- нослужителей, нарушающих законы духовные и светские, привлекать к ответственно- сти. — Как наказываются па- стыри, если они нарушают свои обязанности? — Существуют апостоль- ское правило, обязанности священнослужителей, кото- рые Господь дал нам через свя- тых отцов. Есть специальная церковная дисциплина, и за ее ...Не судите, да не судимы будете... Всегда следует смотреть не на дела и грех другого человека, а сначала на самого себя. “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz