Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Смех сквозь… пули Елена Бредис Широко растиражированная фраза из стихотворения писателя и историка Николая Карамзина «Смеяться, право, не грешно, над всем, что кажется смешно» звучит вполне безобидно. Да и в русской постановке оперетты «Летучая мышь» куплеты с нею очень даже милы. Правда, остаются сомнения: чем мы будем руководствоваться, определяя, над чем можно смеять- ся, а над чем все-таки нельзя? Чувством вкуса? Куль- турой? Или отдадим эту прерогативу деятелям «Comedy club»? Потом, мало ли кому что показаться может, а то ведь и по физиономии получить недолго. Ч то же касается сме- лого утверждения «не грешно», то тут даже некоторая внутрен- няя оторопь берет: понятие греха, знаете ли, столь глу- бинно, интимно и священ- но, что использовать его в веселых куплетах как-то даже кощунственно. Ну да, музыка гениального Иоганна Штрауса многое оправдать может. Увы, воФранции не на- шлось композитора, кото- рый бы так оправдал или хотя бысмягчилкарикату- рына ПророкаМохаммеда в журнале «Шарли». Да, собственно, и цели такой не ставилось. Напротив, была гордость собственной независимостью, свободой мыслии росчерка пера: вот мы какие, на кого хошь замахнемся, потому как в свободной стране живем! Трагический итог сей акции мы знаем — сем- надцать погибших. Но поражает другое, — адво- кат журнала заявил, что политика издательства не изменится: «Можно говорить все что угодно, самые худшие гадости—и мы это делаем—по поводу христианства, иудаизма и ислама». Оказывается, знаменитый лозунг «Je suis Charlie” («Я — Шар- ли»), растиражированный в знак протеста на банне- рах, пикетных плакатах и футболках, есть не что иное, как оправдание пра- ва на богохульство. Выходит, у человека есть и такое право. Причем речь не идет о том, чтобы в какой-то страшный мо- мент обессилеть в вере и возроптать на Всевышне- го. Выясняется, что Соз- датель — это вполне себе повод для хохм, приколов, карикатурных рисуноч- ков. А чего вы ожидали от общества, где человек сам себя ставит в центр Миро- здания? Вот и стоит он себе там, поплевывая во все стороны. А что? В стране победивших прав челове- ка ничего святого больше остатьсяинеможет.Но вот ведь какой парадокс полу- чается: права человека возведеныв ранг абсолюта, но при этом это какие-то очень избирательные пра- ва для избранных людей. Точнее — это право не уважать ценности других людей, если они вам чем- то не приглянулись. А где неуважение, там и издева- тельства. В прочем, чего это мы на французов киваем? Вон, у нас инсталляция в галерее была представлена, где на иконах из-под окладов все лики были замазаны черной икрой. Смотрите, какой размах! Они там рисуночки малюют, а мы валютного деликатеса не жалеем. Да и лики святых, впрочем, тоже. Какие там чувства верующих? У нас свобода слова и мысли! Прозвучавший все же глас недовольных довел чув- ствительного либерала-га- лериста Марата Гельмана до решения покинуть «не- мытуюРоссию», не способ- ную выжать из себя раба, и уехать в просвещенные и благословенные Штаты. Но вернемся к «Шар- ли». Журнальчик, таки же, нехило подзаработал на кощунстве. Если до этого тираж его составлял шестьдесят тысяч и был он чисто французским, то новый номер вышел уже трехмиллионным тира- жом и был переведен на шестнадцать языков! Ока- зывается, богохульство пользуется большим спро- сом и приносит неплохие дивиденды. Такое нельзя упускать из виду. А со- путствующая продукция в виде футболок и баннеров? Да это ж золотое дно. Вместе с тем, вгляди- тесь, как избирательна Европа в персонажах, ко- торые выбирает для насме- шек. Нам ведь настойчиво пытаются внушить, что исламистский фундамен- тализм надо приравнять к экстремизму, что все исламисты—террористы. Не будем грешить про- тив истины: с арабскими мигрантами европейцы поимели немало проблем. Господа, но это ведь очень, извиняюсь, смахивает на проблему США с БенЛаде- ном. Сначала они его при- грели, воспитали под сво- им чутким руководством, а потом начали сражаться с упорством, достойным лучшего применения. Кто призвалмигрантов, кому они были нужны? Не одной ли из британских партий их голоса обеспе- чили победу на выборах?А «гениальный» план муль- тикультурализма, кото- рый так лелеял Старый Свет? Если уж «мульти», то как же можно не ува- жать чужие ценности? Как можно подвергать их насмешкам и издеватель- ствам? Вы пообещали лю- дям одно, а потом заявили: «Ребята, мы не подрассчи- тали, вы нам тут как-то не ко дворупришлись.Мывас не любим, не уважаем и не собираемся это скрывать». Да, семнадцать жертв — это страшно. Но пред- ставьте, что кто-то начи- нает издеваться над ваши- ми родителями. Причем делает это открыто, при- людно и на всю страну? Вы можете быть уверены, что не схватите что-либо тяжеленькое, первым по- павшееся под руку? Не будем забывать, что отно- шение к вере в арабском мире и в старушке Европе несколько разное. Помню, как мне грустно рассказы- вал руководитель органи- зации, объединяющей все швейцарские конфессии: «Знаете, как у нас верят? Если церковный налог повышается хотя бы на полфранка, подавляющее большинство прихожан немедленно уходит. Для наших людей вера — это, скорее, ритуал, нежели по- требность души». Но если у тебя нет такой потребно- сти, то надо уважать хотя бы чужую. Р о с сия во мно гих смыслах уникаль- ная страна. Хотя бы потому, что она изначаль- но была многоконфесси- ональной, и ей не нужно было ставить у себя искус- ственных экспериментов. И не надо мне рассказы- вать, что при Советской власти не было веры. И вера была, и храмы. Мне доводилось ездитьивСред- нююАзию, и в Грузию, и в Прибалтику. И действую- щие мечети видела, и ко- стелы, и открытые храмы православные.Но при всем «воинствующем атеизме» того времени мне за свою жизнь не довелось увидеть ни одной демонстрации против ислама или буд- дизма. Да, могли офици- ально на комсомольском собрании «разобрать», за- метив тебя на Пасхальной службе в храме. Но это была серьезная «промывка мозгов», а не ёрничество и издевательство. Более того, даже если тебя за это исключали из комсомола, твое чувство веры от этого нисколько не страдало. Даже скорее наоборот: ты ощущал себя борцом и страдальцем за веру. Но нет ничего страш- нее, чем когда святые для тебя вещи становятся объ- ектом шуточек, подколов или скабрезных намеков. Если бы их вытравливали каленым железом, и то не было бы так больно. До какогоже сегодня предела дойдем? Успеем ли остано- виться? Все зависит от нас. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревате - лем , и есть что сказать в ее продолжение ? Пред - лагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? № 15/24893/28 ЯНВАРЯ 2015 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Слово обозревателю ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ КУЛЬТУРА | В областном центре прошла церемония открытия Года литературы Достойна книга признания в любви БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ | Память о нескольких поколениях хранит старый дом в чаплыгинском селе Печки-лавочки ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫЙ | На металлургическом гиганте не забывают ветеранов производства Этот яркий «третий возраст» Кирилл Васильев На Новолипецком комбинате стартовала программа «Мы за активный и здоровый образ жизни». В ее рамках пройдут мероприятия как физкультурно-оздо- ровительного, так и творческого характера. И участво- вать в ней будут, конечно, металлурги. Правда, не сегодняшние, а те, кто посвятил новолипецкому произ- водству не один год жизни, а теперь находится на заслуженном отдыхе. Бытует мнение, что по- сле выхода на пенсию че- ловек часто оказывается забытым, выброшенным на периферию жизни, опу- скает руки, теряет интерес к происходящему. Однако в Совете ветеранов ОАО «НЛМК» решили сломать данный стереотип и до- казать: «третий возраст» — это не печальная пора, а насыщенная яркими со- бытиями часть жизни. Так и родился проект «Мы за активныйиздоровыйобраз жизни». Он предусматри- вает и беседы с врачами, и встречи с молодежью, ра- ботниками предприятия, и клубыпоинтересам, итвор- ческие вечера, и занятия полюбившейся ветеранам скандинавской ходьбой, которая, кстати, не имеет противопоказанийпососто- янию здоровья. С нее, соб- ственно, ирешилиначать… Сразу после долгих январских выходных ве- тераны Новолипецкого комбината отправились в «Сухоборье», где прошел День здоровья. Со спортив- ным заданием участники справились на «ура», ведь все они являются членами клуба любителей сканди- навской ходьбы, который был создан в 2013 году и на сегодняшний день объ- единяет более 120 бывших новолипчан. 16 января все в том же «Сухоборье», где отдыхают и получают лечение более 70 членов новолипецкой ветеранской организации, состоялся торжественный обед, посвященный зна- ковому событию насту- пившего года — 70-летию ВеликойПобедынашегона- рода в борьбе с фашизмом. На встрече не говорили о былых временах, не рас- суждали о том, как любят сегодня переврать исто- рию, а пели милые сердцу фронтовые песни — «В землянке», «Молдаванка», «Эх, дороги», «Тучив голу- бом», «Темная ночь», «Три танкиста», «ДеньПобеды». Напрошлойнеделев«Сухо- борье» актив ветеранской организации устроил вы- ставкуподназванием«Кра- сота спасет мир», где были представлены работы вете- ранов-новолипчан: вязаные изделия, вышивки, иконы из бисера и многое-многое другое, включая даже кар- винг. Кстати, большинство открыло в себе талант к рукоделию уже после вы- хода на заслуженный от- дых. Надо отметить, что в тот же день в «Сухоборье» приехала парикмахер и сделала праздничные при- чески всем желающим. Напротяжениивсехме- роприятий новой програм- мы ветераны не «варились в собственном соку», каж- дую встречу—со спортом, с песней, с прекрасным — посещали представители администрации предпри- ятия, профсоюзного ко- митета и, конечно, Совета ветеранов Новолипецкого комбината, ведь все по- нимают, как дорого вни- мание. В любом возрасте. А работники гостепри- имного санатория-про- филактория отмечают: таких жизнерадостных, искренних и деятельных отдыхающих у них давно не было. Ис удовольствием встретят новолипецких ветеранов еще не один раз. Ирина Черешнева На одной из улиц чаплыгинского села Кривополянье, сбоку от нового, обшитого светло-зеленым сайдингом дома Марии Серафимовны и Виктора Тимофеевича Погониных, притулился старый, почти ушедший в землю домишко. Его построил отец Виктора Тимофее- вича, когда надумал жениться. С виду обычный для черноземной глубинки крестьянский дом, состоя- щий из холодных сенцев и горницы и теплой полови- ны, которую и называли собственно избой. Полови- ну избы занимает русская печь, точнее, то, что от нее осталось — в конце про- шлого века печь по тогдаш- ней моде переложили на голландский манер. Отец Виктора Погони- на, Тимофей Фролович, возводил дом в расчете на большую семью, на то, что в нем будут жить дети, коих у него и жены Пра- сковьи Степановны было семеро, а потом внуки и правнуки. И как в воду глядел. Мария Серафимовна пришла в этот дом, выйдя замуж за Виктора Тимо- феевича Погонина. Здесь родились не только пятеро их детей, но даже некото- рые из внуков. Вглядыва- юсь в старые фотографии в самодельныхдеревянных рамках. На одной из них— юная красавица с бусами в несколько рядов на шее. — Это моя свекровь, здесь ей 16 лет. Фото сде- лали, когда она выходила замуж, —поясняет Мария Серафимовна. На другом снимке отец Виктора Тимофеевича в кругу товарищей. А вот и вся большая семьяПогони- ных во главе с Тимофеем Фроловичем и Прасковьей Степановной. Теща да свекровь — излюбленные персонажи анекдотов и пословиц. Вопреки сложившимся представлениям, Праско- вья Степановна была для Марии Серафимовны и для всех своих невесток и зятьев как родная мать. Это она выходила и вырас- тила всех их детей. Марии Серафимовне, работавшей бухгалтером, ни разу не пришлось брать декрет- ный отпуск: все заботы о рождавшихся младенцах брала на себя свекровь. Учила невестушку, а после и внуков уму-разуму. Для каждого из домочадцев у нее находилось ласковое слово, умела и помирить, и подбодрить, хранила в семье мир да лад, воспиты- вала во внуках уважение к старшим. И еще одну хорошую семейную традицию пере- дала она младшему по- колению — почти все, по- вырастав и разъехавшись кто куда, создали большие семьи. И даже спутников жизни, не сговариваясь, выбирали себе из много- детных семей. У дочери Марии и Вик- тора Погониных Елены Дьяковой растут трое сы- новей. Елена была в семье старшей, нянчила братьев и сестер, поэтому в воспи- тании мальчишек не было особых трудностей. К тому же, помогает и педагогиче- ское образование — Елена окончила Липецкий пе- дагогический институт. У молодой выпускницы иняза была возможность остаться в Липецке, но она все же предпочла вернуть- ся в родное Кривополянье. Первые годы молодые супруги жили в том самом дедовском доме с русской печкой, который молодым отдали родители Елены. Там родился и их первенец Владислав. Сейчас Елена с мужеми сыновьямиживут в новомдвухэтажномдоме, строить который им по- могали все родственники. А бывая в гостях у родите- лей, непременно заглянут и в дедовский дом. Все дети и внукиМарии доме все, как было при их жизни: в уютной чистой комнате, в красном углу, забранные белоснежными, расшитыми васильками и анютиными глазками за- навесками висят образа. Под ними стол, покрытый льняной скатертью. — Этой скатерти не ме- нее ста лет, ее подарила свекрови на свадьбу ее мать,—вспоминаетМария Серафимовна. У окна простая дере- вянная лавка. Полы за- стелены домоткаными до- рожками. С низкого дере- вянного потолка на крюке свисает керосиновая лам- вался он с помощью рас- каленных углей, которые, откинув верхнюю крыш- ку, закладывали внутрь утюга. Сохранилась «прием- ная» простыня, в которую из купели во время обряда крещения «принимали» всех детей свекра и свекро- ви, а после и детей Марии Серафимовны и Виктора Тимофеевича. И уж совсем экзотика для современного человека — похожая на огромный лапоть, местами протершаясядодыр, плете- ная детская колыбель, где сладко посапывало не одно поколение Погониных. Стремительноменяется облик современного села, в сельские дома, наступая на пятки телевидению, приходитИнтернет, а дере- венские бабушки и дедуш- ки уверенно пользуются мобильными телефонами. Зачем же хранить отжив- ший свое хлам, вроде вы- щербленного чугунка или старой люльки? — спро- сит читатель. Может, для кого-то это и хлам, а для Марии Серафимовны и ее детей и внуков — память об основателях их рода и самых дорогих людях. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Серафимовны, приезжая в отпуск, ночуют в старом бабушкином доме, где про- шло их счастливое детство. Потому-то ни у кого из По- гониныхнеподняласьрука пустить на слом родовое гнездо. В память о свекре и све- кровиМарияСерафимовна постаралась сохранить в па в жестяном абажуре. Нынешним кривопо- лянским школьникам, которые с компьютером на «ты» уже с детсадов- ского возраста, трудно даже представить, что еще полвека назад даже элек- тричество было далеко не во всех селах. А Мария Серафимовна помнит, как, устроившись после техни- кума на работу бухгалте- ром, при свете этой кероси- новой лампы сводила дебет с кредитом. Рядом с печью отгоро- женный выцветшими сит- цевымизанавескамичулан. За печкой в нише—желез- ная кровать, застеленная по-старинномупокрывалом с широким кружевным подзором и подушками под тюлевойнакидкой.Устены гардероб из натурального дерева, который своими рукамисделалбратПраско- вьи Степановны. — Да у вас тут филиал краеведческого музея, — пошутилимы с редакцион- нымфотографом, осматри- вая дом. Действительно, чего там только нет: скалка и рубель, с помощью ко- торых наши прабабушки выглаживали белье и хол- сты. Деревянная ступа с пестиком, выструганный из цельного куска дерева валек, самодельное ре- шето, разнокалиберные чугунки и ухваты. Среди прочего кре- стьянского скарба— анти- кварный чугунный утюг с клеймом рязанского горо- да Касымова. Чтобы таким гладить, нужна немалая физическая сила, а нагре- Ольга Шкатова Праздник по случаю открытия в Липецке Года литературы начался в холле Центральной городской библиотеки имени Сергея Есенина, где для гостей организо- вали выставку классиче- ской литературы и продажу новинок в «Книжной лавке». А в зале, где развернулась экспозиция, посвящен- ная творчеству поэта, свои стихи читали липец- кие авторы. — Пушкин, как ни банально это прозвучит, один из моих любимых поэтов, — отметила в бе- седе с корреспондентом «Липецкой газеты» пи- сательница из Воронежа АлёнаДаль.—Клипецкой земле у меня особое отно- шение, потому что здесь родился другой любимый мой автор — Иван Алек- сеевич Бунин. С большой радостью приняла пригла- шение принять участие в мероприятиях по случаю открытия Года литературы в Центральной городской библиотеке, носящей имя Сергея Есенина. Эти имена —достояние отечественной культуры. — Не помню, в каком возрасте меня научили чи- тать. Но я на протяжении всей жизни не выпускаю книгу из рук, — рассказал полковник запаса, пред- седатель городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и право- охранительных органов Геннадий Макаров, задер- жавшийся у стола с редки- ми изданиями. — Не могу понять, почему люди стали меньше читать. Библиоте- ки по-прежнему остают- ся настоящими оазисами культуры. Они могут воз- родить любовь к книге, пробуждая и развивая ин- терес к чтению у детей. Идею, высказанную ветераном, поддержалпри- шедший на праздник глава городаМихаил Гулевский. Он отметил, что по ста- тистике более шестиде- сяти процентов жителей областного центра с удо- вольствием читают книги. По его мнению, внимание к литературе на уровне государства будет способ- ствоватьувеличениючисла книгочеев, ведь только вос- питанный, образованный, читающий человек может стать настоящим гражда- нином своей страны. Продолжая тему, в об- ращении к участникам праздника финалист Все- российского конкурса «Би- блиотекарь года-2014» Татьяна Двуреченская об- ратила внимание на то, что Год литературы совпадает с 70-летним юбилеем По- беды, которую одержа- ли люди, воспитанные на мировой художественной литературе. Она выразила надежду на то, что совре- менное поколение не расте- ряет высокую духовность поколения победителей. Праздник, посвящен- ный открытию Года лите- ратурывЛипецке, продол- жился в различных залах библиотеки, где прошли встречи с писателями Та- марой Алексеевой, Алё- ной Даль, Алёной Кашу- ра, Виталием Зыковым и «круглый стол» «Чтение в культурном пространстве города».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz