Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 14/24892/27 ЯНВАРЯ 2015 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Почему не взлетел «Сокол» Виктор Страхов К скорости в России отношение противоречивое. С одной стороны известно крылатое выражение —и какой же русский не любит быстрой езды, а с ним не уживается другое: тише едешь — дальше будешь. Почти в полном соответствии с этими едва ли не взаимоисклю- чающими установками у нас последние полвека созда- вался высокоскоростной наземный транспорт. Т о, что он необходим огромной стране , было ясно. И ясно давно. Вот почему уже в начале ХХ века курьер- ские поезда понеслись из Москвы в Питер немыс- лимыми для тех времен темпами.Наперегонахони преодолевали 100 и более верст в час. Продолжались эксперименты и во второй половине тридцатых, ког- да все на том же маршруте новейший коломенский паровоз с двухметровыми ведущими колесами разо- гнался до 170 километров. Это, конечно, не 200 с лиш- ним, которые выдал тогда же самыйбыстрыйанглий- ский паровоз, но все же. Еще более жесткая борьба за рекорды нача- лась 1 октября 1964 года, когда в Японии к токий- ской Олимпиаде была реализована программа «Синкансен» и стартовал первый действительно вы- сокоскоростной экспресс «Хикари», развивавший на пути из Токио в Осаку, как и паровой «британец», 200 километров в час. Нашим ответом на японский вызов стала «Аврора». Достигая на ле- нинградскомнаправлении впечатляющей скорости в 160 километров в час, она, конечно, уступала стре- мительному азиатскому сопернику, но была ни- чуть не хужефранцузского и итальянского скорост- ных поездов «Мистраль» и «Стрела Везувия». Но главное — в СССР в те же самые годы были наконец согласованы параметры собственного пассажир- ского состава, способного перемещаться за час на 200-250 километров. И работа закипела. В прошлом году во многих городах страны, в том числе и в Липецке, начались обще- ственные слушания, речь на которых наконец-то по- вели о массовом развитии высокоскоростных видов транспорта, и в частности прокладке специальной железнодорожной маги- страли Москва —Адлер. На слушания шли как на праздник. Холл круп- нейшего областного двор- ца был под завязку набит яркими стендами, диа- граммами, схемами, фото- графиями. И речи звучали самые вдохновенные. О том, что вояж в Москву на новом высокоскоростном поезде займетне более двух часов, о том, что утром любой липчанин сможет сесть на экспресс и уже к полудню загорать под уют- ным сочинским солнцем. О том, что высокоскоростная магистраль обещает высо- кооплачиваемые рабочие места, новые крупные за- казы для промышленных предприятий, а также вы- сокие технологии. Проникшиеся идеей специалисты-дорожники тоже с воодушевлением рассказывали о захваты- вающих перспективах, открывающихся перед ре- гионом, и скором превра- щенииЛипецка в крупный грузовой хаб. Даже воин- ственные «зеленые», обыч- но агрессивно выступаю- щие против любого нового строительства, об экологии почтине заикались, а были больше озабоченыбудущи- ми ценами на билеты. Я тогда тоже поинтере- совался у одного из функ- ционеров «Скоростных магистралей», а почему, собственно, для ВСМбыли выбраны поезда немецкой фирмы «Сименс», а не их российский аналог «Со- кол». Но тот лишь помор- щился и посоветовал не заморачиваться второсте- пенными вопросами. Мол, какая разница, на каком поезде ехать. Главное — ехать комфортно и быстро. Разница, как выясни- лось сегодня, есть. Впро- чем, была она вполне оче- видной и десять лет на- зад. Но это нисколько не помешало чиновникам, не желающим «заморачи- ваться», подписать наци- ональному проекту при- говор. Понять, почему это сделали, неспециалисту трудно. Специалисту — тоже. Ведь, несмотря ни на что, высокоскоростной электропоезд, получивший название «Сокол», был создан. Его разработка, напомню, началась в 1993 году, а 29 июня 2001 года опытный состав развил на испытаниях скорость поч- ти в 240 километров в час. Иэто не было его пределом. Вот почему эксперты Российской академиинаук весьма высоко оценили усилия тысяч исследовате- лей, инженеров, рабочих, которым потребовалось всего около семилет, чтобы разработать и реализовать принципиально новые для железнодорожного маши- ностроения решения. И в итоге комиссия МПС рекомендовала начать се- рийное производство вы- сокоскоростного поезда «Сокол-250» на постоян- номтоке, ипродолжить ис- пытания такого же поезда на переменном токе. К азалось бы, чего же боле? Но тут смени- лось руководство от- расли, были вновь проведе- ныиспытания.И,несмотря на то, что обнаруженные недочеты не были ни кри- тическими, ни неустрани- мыми, проект отечествен- ного высокоскоростного экспресса, подчеркнемеще раз, неожиданно закрыли, а тогдашний министр на- звал саму программу исто- рической ошибкой. Как и следовало ожи- дать, решение министра немедленно приветствова- ли лидеры компаний-по- ставщиков компонентов, и в частности немецкой «Си- менс», канадской «Бом- бардье» и французской «Альстом». Уловив аромат большихденег, ониоконча- тельно отказались делить- ся с бывшимироссийскими партнерами некоторыми технологиями и программ- ными продуктами и пред- ложилироссиянамготовые поезда. Не знаю, какими аргументами пользова- лись высокие договарива- ющиеся стороны, однако наиболее убедительными были признаны доводы менеджеров «Сименса», не однажды замеченного в различных коррупцион- ных скандалах. Впрочем, о коррупции здесь к слову, поскольку, как показали санкции и печальный пример «Ми- стралей», контракт с лю- бой из этих фирм был бы исторической ошибкой. И, кстати, стал. Как бы нам ни хотелось думать, что европейский бизнес прагматичен, что он ори- ентирован прежде всего на рынки, потребителей, деньги, топ-менеджер все того же «Сименса» Джо Кезер недвусмысленно дал понять, что санкции для компании первичны, а снижение торгового обо- рота и даже спад — вещи второстепенные. Не более оптимистич- ны сегодня и российские чиновники. Комментируя контракт с «Сименсом», предполагающий совмест- ное производство электри- чек «Ласточка», исполь- зовавшихся на сочинской Олимпиаде, они отмечают, что расходына содержание поездов вдвое превышают указанные в контракте. К акова же мораль? Не буду повторять избитых сентенций, приведупример.Вте самые времена, когда российское МПС тратило валюту на «Сапсаны», Министерство железных дорог КНР под- писало соглашение о закуп- ке 100 экспрессов нового поколения с китайской корпорацией. Более 39 миллиардов юаней, или почти шесть миллиардов долларов, направленныена эти цели, не только предо- ставили работу сотням ки- тайских специалистов, но и простимулировали даль- нейшее развитие многих другихкитайскихотраслей —от металлургии и маши- ностроениядо электроники и большой химии. Китай- цам деньги пошли впрок, а нам— урок. Слово обозревателю ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ | 72 года назад липецкая земля была освобождена от фашистов Солдат с улицы Советской БЕЗОПАСНОСТЬ | Спасатели региона контролируют ситуацию на водоемах Притяжение счастливой лунки СПОРТ | ХК « Липецк » завершил домашнюю серию победой с « футбольным » счетом Когда «сухари» в радость Михаил Абрамов Восемь очков из девяти возможных набрал ХК «Липецк» в ходе очеред- ной домашней серии. А голкипер «шмелей» Юрий Петров записал на свой счет сразу два «шатаута» — вслед за поединком с «Ариадой» (4:0) он сохранил свои ворота в неприкосновен- ности и в пятничном матче против казанского «Барса», завершившего- ся минимальной победой липчан — 1:0. Благодаря небольшой паузе в чемпионате КХЛ, связанной с проведени- ем Матча звезд лиги, ХК «Липецк» получил су- щественное усиление из клуба-партнера «Автомо- билист» в лице форвардов НикитыКомарова и Алек- сея Ефимова. Наставник «шмелей» Андрей Лунев объединил их с еще одним ранее командированным из Екатеринбурга форвар- дом Виталием Поповым в одну тройку. Впрочем, надежды наставника, что кэхаэловское звено по- ведет за собой партнеров, не оправдались — звезд- ные новобранцы много ошибались и явно чув- ствовали себя не в своей тарелке. Терпение Лунёва лопнуло после двух перио- дов, и в третьем он вернул Виталия Попова к своим привычным партнерам — Вишнякову иКостромину. А героямиматча, поми- мо вратаряЮрияПетрова, стали игроки номинально третьего звена, организо- вавшие победную шайбу. «Барс», являющий- ся по сути молодежной командой одного из флаг- манов отечественного хок- кея «Ак Барса», в нынеш- нем сезоне дебютировал в ВХЛ. Первый блин, надо сказать, получился ко- мом. Казанская молодежь прочно осела на последнем месте, впрочем, основная задача этой команды — стать связующим звеном при переходе воспитанни- ков клуба из юношеского хоккея во взрослый. По ходу сезона казан- ские мальчишки заметно прибавили, и в последних турах регулярно отбирали очки у своих соперников. Однако психология—нау- ка тонкаяинедоконцаизу- ченная. И мысль, что уж последнюю команду лиги мы обыграем, излишне не напрягаясь, видимо, на- ставникамнашейкоманды выбитьиз голов своихподо- печных так и не удалось. В результате ХК «Липецк» столкнулся в этом матче с серьёзными проблемами и победил «на жилах». Первый период прошел в среднем темпе и завер- шился нулевой ничьей. Во второй двадцатиминутке хозяева увеличили скоро- сти и создали ряд опасных моментов у ворот гостей. На 29-й минуте Дмитрий Каштанов заработал уда- ление, которое «шмели» реализовалиспустясемьсе- кунд—на«пятачке»умело подставилклюшкулучший бомбардир ХК «Липецк» Андрей Воронков — 1:0. В третьем периоде ка- занецАнтон Савельев едва не сравнял счет, убежав на рандеву с Петровым. В этом эпизоде липецкий голкипер спас партнеров по команде, отразив и бро- сок, и добивание. Игра заметно оживилась, и бли- же к концовке третьего периода моменты стали возникать с калейдоско- пической быстротой у обо- их ворот. В оставшееся до конца время счет остался неизменным, а финальная сирена возвестила о непро- стой победе «шмелей» над аутсайдером. Герой матча Юрий Петров довел свою рекордную в нынешнем сезоне «сухую» серию до 121-й минуты. Всегоже на его счету четыре «сухаря» в чемпионате. — Сегодня нам проти- востоял молодой, но очень непростой соперник,—от- метил на послематчевой пресс-конференции глав- ный тренер ХК «Липецк» Андрей Лунёв. — Хорошо сыграли вратари, отсюда и всего одна заброшенная шайба. Сегодня при до- статочно равной игре мы заработали эту победу, а вместе с ней и три очка. Изменения в сочетаниях обусловлены приездом из «Автомобилиста» Кома- рова и Ефимова — хотели посмотреть на их взаимо- действия в новых звеньях. Игроки, не попавшие в состав, не травмированы, просто сегодня мы дали поиграть другим. В остав- шихсяматчах будемтакже стремиться к максималь- ному результату, подга- дывать соперника по плей- офф не в наших правилах. Липчане по-прежнему занимают пятую строчку в турнирной таблице. После 43-х проведённых встреч в их активе 77 набранных очков. Уже сегодня, 27 января, наша команда про- ведёт первый поединок вы- ездной серии — в Нижнем Тагиле против местного «Спутника». Елена Болотских Скоро весна. Солнце согреет соскучившуюся по теплу землю. Оно будет светить и ему, русскому солдату, защищавшему Родину в годы войны. Только не увидит он солнца. Лежит боец в земле, под высокими елями, в окружении яблонь. За его могилой ухаживают люди, для которых «война» и «память» не просто слова. — Он стал для нас род- ным! — говорит Любовь Норова, жительница села Казаково Спасского сель- совета Воловского района. — Как будто член нашей семьи. Он погиб, а мы не знаем, кто он. Но он наш, свой, родной, понимаете? Мы не хотим, чтобы его перезахоронили в другом месте. Втихомместечке уреки по улице Советской стоят лишь несколько домов. Раньше здесь больше лю- дей было, да с годами ста- рики почти все умерли, молодежь разъехалась. Любовь Норова никуда уезжать не собирается. Есть то, что не может она и ее дети, Александра и Виталий, оставить. Во время Великой Оте- чественной на этом месте погиб советский солдат. В 1942 году в июне на Трои- цу завязался бой. Вместе с товарищами из заград- отряда, в котором было человек десять, молодой снайпер открыл по фаши- стам огонь. Здесь, в саду, и была ямка в несколько штыков, из которой он стрелял. Немцы ранили его, а потом добили. Вин- товку сломали, а под тело солдата положили гранаты и ушли. Прадед Любови Витальевны, ставший тому свидетелем, поговорив с родными, решил—трогать не будем. Опасно. Так они его аккуратно в этой яме, оставшегося в сидячем по- ложении, и похоронили. Незадолго до боя бабуш- ка Любови Витальевны Александра Григорьевна, дочь её прадеда, успела с бойцом пообщаться. Уз- нала, что звали его Вик- тор Алексеевич Быхов, а может, Быков, старший лейтенант, ему было при- мерно 20-23 года, родом из Московской области — детдомовский. Показал фото, на котором он был с девушкой. Возможно, возлюбленной. Много не рассказывал, был уверен, что останется живым. — Он тоже внес свою лепту в общую Победу, — говорит Любовь Витальев- на. — Бабушка рассказы- вала: был симпатичным, подтянутым, светловоло- сым. Каждый год на Тро- ицу она клала на могилу цветы или веночек и при- говаривала: как родному брату. Ее брат-коммунист погиб на Кавказе. Вот и лежит солдатик здесь, в саду, рядом с домом, а мы ухаживаем за могилой. Документы его, книжку красноармейца, бабушка успела вытащить из карма- на, чтобы в последующем найти его родныхилиодно- полчан. А получилось так, что после войны местная жительница, почтальон- ша, вызвалась помочь: отошлюпо почте вМоскву, в военкомат, вдруг отве- тят? Доверились. Только потом она уехала, а что с документами стало — не- ведомо. Дед Любови Норовой Иван Анохин воевал в японскую, финскую, Ве- ликую Отечественную, освобождал Крым. Был председателем сельсове- та. Занимался изучением истории родного края. Ког- да после войны местные жители собирали останки погибших, чтобы похоро- нить их в одном месте, он не разрешил трогать моги- лу бойца. Трое погибших из заградотряда похоро- нены в братской могиле рядом с местной школой, остальные — в братской могиле в деревне Майский Луч Спасского сельсовета. В середине 70-х годов отец Любови Норовой Виталий Григорьевич сделал с род- ными оградку, гробницу, установил скромный па- мятник с красной звездой. Хвойные деревья посадил. Летом здесь горлица вьет гнездо. По словам Любови Но- ровой, в прежние времена на 9 Мая к могиле солда- та приходили учащиеся, ветераны. В последние годы приходят все реже. Уходят вмир иной солдаты Победы. Недавно не стало Тимофея Семёновича, у которого была фамилия известного полководца и его с гордостью называли местные «нашЖуков»… Дети Любови Норовой войны не видели. Ей же довелось, но другую. По- сле окончания Липецкого медучилища она уехала ра- ботать старшей хирургиче- ской сестрой в госпиталь на Северный Кавказ. Потом предложили отправиться вАфганистан. Согласилась без промедления. Три года в нейрохирургическом от- делении вЦентральном со- ветскомвоенном госпитале города Кабула не забылись до сих пор. Много ране- ных прошло через ее руки. Однажды на очередном дежурстве, просматривая карточки больных, увиде- ла запись и ахнула: земляк попал с тяжелой раной в госпиталь — снайпер про- стрелил голову. Александр Бачурин был водителем, доставлял боеприпасы. Прожил семь суток, умер 19 ноября 1987 года. Его наградили орденом Крас- ной Звезды посмертно. Похоронен в родном селе Васильевка Воловского района. — Александру было 19 лет, он погиб так же мужественно, как и этот советский солдатик, почти его ровесник, что покоится в нашем саду, — говорит Любовь Норова. — Мы надеемся, что поисковики клуба «Неунываки» помо- гут нам узнать более точ- ные данные о его судьбе. А в день освобождения районаотнемецко-фашист- ских захватчиков кмогиле солдата опять лягут жи- вые цветы от тех, для кого он давно стал родным… Елена Панкрушина Чуть мороз «схватит» реку или пруд, как на льду тут же появляются любители подледного лова. Бывает, всего в паре метров от полыньи расположатся, на эту картину даже смотреть страшно. Но рыболовы — люди азартные, в поиске клева готовы идти на риск. Чем это порой заканчивается, знают липецкие спасатели… Чтобы предотвратить беду на льду, сотрудники отдела безопасности на во- дныхобъектахуправления МЧС России по Липецкой области регулярно прово- дят рейды. В один из них — по Матырскому водо- хранилищу— прихватили с собой журналистов мест- ных СМИ. — Мы проводим такие проверки в любую погоду: и во время оттепели, и в сильные морозы, — рас- сказал главный специ- алист ОБВО областного управления МЧС Сергей Хромов. — Потому что рыболовов не останавли- зывает Николай Денисов, который проводит на водо- хранилище свой отпуск. — Да и чего опасаться в такой-то мороз и на таком льду? «КАМаз» проедет — ничего не случится. Конечно же, никто не проверял, выдержит ли лед такуюмахину. Любому автомобилю — и за этим также следят сотрудники ОБВО—выезжать на ледя- ную поверхность водоема строжайше запрещено. И хотя штрафы за такое нарушение не предусмо- трены, цена может быть слишком высокой. К при- меру, в прошлом году один лихач утопил здесь свою «Ладу Приору», решив по- кататься по замерзшей по- верхностиводохранилища. К счастью, сам водитель, находившийся в салоне один, остался жив. Изо дня в день спаса- тели выходят на водоемы, чтобы предостеречь граж- дан от беды. Круглогодич- но работают спасательные станции вЛипецке, Данко- ве, Ельце, Задонске, Усма- ни, ГрязяхинаМатырском водохранилище — самом крупном водоеме региона. — Ежегодно благо- даря разъяснительной и спасательной работе под- вают никакие природные катаклизмы. А значит, и мы должны быть готовы прийти на помощь. В день проведения рей- да на градуснике было минус десять по Цельсию, да еще и ветрено. Тем не менее на водохранилище то тут, то там маячили фи- гуры рыболовов. — Пока клев плохой, — посетовал один из них Юрий Гофман. — Но ду- маю, что еще повезет. В надежде на удачу Юрий в этот день добрал- ся примерно до середины водохранилища, пробурив не одну лунку. Занятие, надо сказать, не для сла- баков—толщина льда уже дошла до полуметра. — Надо помнить, что структура льда даже на одном и том же водоеме неравномерна: где-то он более, где-то менее проч- ный,—прокомментировал этот факт Сергей Хромов. — Толщина его зависит от скорости течения. Кроме того, на быстринах и на изгибах, а также возле промышленных объектов лед всегда тоньше. —Я здесь уже двадцать лет ловлю, знаю все из- лучины и ямы, — расска- разделений МЧС удается предотвратить большое количество несчастных случаев, — сообщает Сер- гей Хромов. — Рейды про- водятся с максимальным охватом всех водоемов, расположенных на терри- тории Липецкой области, которые массово посеща- ются гражданами в зимнее время. А это более трехсот рек, прудов, озер и, конеч- ноже,Матырское водохра- нилище. Последний несчастный случай во время зимней ловли в нашем регионе случился три года назад. Тогда в Матырском водо- хранилище утонули сразу трое мужчин: один про- валился под лед, двое по- пытались его спасти, но не справились с ситуацией и тоже погибли. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz