Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ТЕХНОЛОГИИ № 113-114/24991-24992/ 11 ИЮНЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 — Но начнем, если не воз- ражаете, Леонид Рафаилович, с того, чемвызванвашинтерес к Липецку? — Интерес деловой. «Хо- невелл» — многоотраслевая компания и работает прак- тически во всех государствах мира. В десятках стран рас- положены ее представитель- ства и предприятия. В России до самого последнего време- ни мы располагали корпора- тивными исследовательски- ми структурами в Москве и Санкт-Петербурге. Но сегодня в качестве потенциальной производственной площадки и опорной точки рассматрива- ются и другие города. Ничего удивительного. Россия — это колоссальный рынок для ком- пании, а собственное произ- водство в стране — очевидное конкурентное преимущество. —В отличие от таких круп- ныхамериканскихконцернов, как «Форд», «Дженерал Мо- торс» или «Боинг», о «Хоне- велл» у нас почти ничего не знают. — Тем не менее это не ме- шает корпорации оставаться однимиз крупнейшихигроков на рынке наукоемкого иннова- ционного оборудования. Более того, «Хоневелл» — мировой лидер в сфере высоких техно- логий. Годовой объем продаж компании достигает 40милли- ардов долларов, а персонал на- считывает до130 тысяч сотруд- ников. Корпорация работает в России с 1974 года и ориенти- руется на партнеров, представ- ляющих нефтяную и газовую индустрию, промышленное и гражданское строительство, химию и фармацевтику. Но это лишь малый сегмент нашей деятельности. Компа- ния, специализирующаяся на системах автоматизации, производстве оборудования для авиации и космоса, мате- риалов дляхимическойи элек- тронной промышленности, внедрении систем энергетики и транспорта, по сути всеядна. Мы занимаемся управлением зданиями и производством всего того, что делает дом «умным», выпускаем авиаци- онные и судовые двигатели, различные датчики и прибо- ры, «черные ящики» для само- летов, а также антиблокиро- От хорошего к лучшему Российский представитель транснациональной корпорации поделился с липецкими студентами предпринимательским опытом ВИКТОР СТРАХОВ В ысокотехнологичный бизнес — достояние наиболее продвинутых в научном и техниче- ском отношении стран. Это аксиома. Именно такой бизнес развивают самые авторитетные и успешные государства. В клуб избранных уже мно- го лет стремится и Россия. Однако результаты, увы, оставляют желать лучшего. Почему? Как получилось, что мощный научный по- тенциал, унаследованный нами от СССР, не нашел в но- вых условиях адекватного примененияи был вомногом растрачен. Есть ли сегодня возможности восстановить его? С чего начинается инновационная компания? Об этом беседуют обозреватель «Липецкой газеты» и предприниматель, ученый, доктор технических наук, профессор, председатель совета директоров американ- ской, а если точнее, транснациональной корпорации «Хоневелл» в России Леонид Соркин. Вмассе своей они имеют самое прямое отношение к тому, что называется наукоемким сер- висным бизнесом. — А если конкретнее… — Любая компания посто- янно сталкивается в своей дея- тельности с многочисленными техническими, управленче- скими, эксплуатационными проблемами. Конечно, можно решать их собственными сила- ми. Создавая свои консалтин- говые группы. Но это сложно и дорого. К томуже неизбежно сказывается на цене продук- та, его конкурентоспособно- сти, а в конечном счете и на конкурентоспособности всей компании. А поэтому проще и дешевле воспользоваться силами партнеров, способных предложить самые разные услуги — от моделирования и оптимизации технологиче- ских процессов до тестирова- ния нового оборудования. И аутсорсинг в нашем случае не только снижение затрат, но и минимизация рисков. — Вопрос лишь в том, где взять такие аутсорсинговые службы? Ведь едва ли не все научно-исследовательские ин- ституты в провинции в массе своей приказали долго жить. — Есть университеты. И я в них верю. В их научный и предпринимательский потен- циал. В этом меня убеждает моя собственная карьера. До 1991 года я 17 лет работал в академическом институте проблем управления и разра- батывал теоретические основы и алгоритмы управления про- изводствами непрерывного типа. А потом создал пред- приятие, специализацией ко- торого стало применение вы- соких технологий в нефтяной и газовой промышленности. И мы немало преуспели, разра- батывая для крупнейших рос- сийских ресурсных компаний методы перспективного пла- нирования, управления про- изводством, компьютерные тренажеры и многое другое. Все это, очевидно, и повлияло на решение корпорации «Хо- невелл» приобрести наше СП «Петроком». — Чем стало поглощение фирмы для вас? — Закономерностью. Та- кова логика развития любого успешного стартапа. От пер- вых шагов и зарабатывания денег до постепенного укре- пления материальной базы, формирования стабильной клиентуры, появления новых амбиций. Через это проходят многие предприятия. Сна- чала мы занимались только услугами, потом начали раз- работку новых продуктов и, в частности, программного обе- спечения. Все это потребовало серьезных затрат и расшире- ния географии контактов. В конце концов мы пришли к тому, что сталиконкурировать с «брендами». А это почти не- посильная задача, потому что гиганты предпочитают рабо- тать с гигантами. Даже если вы производите критически важный для потребителя про- дукт и даже если ваш продукт по всем параметрам лучше, крупная компания, выбирая между хорошим от гиганта и лучшим от малой фирмы, предпочтет первое. Почему? Да потому, что микропредпри- ятие — это всегда риски и это, как правило, более высокая себестоимость продукта. Вот почему слияние компаний, интернационализация бизнеса —сегодня вполне нормальная международная практика. — Вы полагаете, что и в Липецке может появиться компания, которая станет представлять интерес для «Хоневелл»? — А почему бы и нет? — Вы начинали в другие времена… — Да, времена были дру- гими. Но для того бизнеса, который я выбрал, они тоже не казались идеальными. На- учные структуры рушились, кандидаты и доктора наук переключались на мелкие коммерческие операции. Се- годняже вЛипецке, напротив, развивается особая эконо- мическая зона, многие пред- приятия которой просто не мыслят своего существования вне научного и исследователь- ского окружения. Теже самые ценности исповедует и корпо- рация «Хоневелл», которая традиционно поддерживает науку и сотрудничает с иссле- довательскими предприяти- ями во всех регионах своего пребывания. ВИндии, кстати, по заказам таких компаний, как «Хоневелл», работают десяткитысячпрограммистов. Отсюда и успехи страны в IT- индустрии. — А где нам взять такое количество «айтишников»? — Зачем они? У нас другое преимущество. Не узко ори- ентированная сфера услуг, а предельноширокая, разносто- ронняя. ВРоссии, в томжеЛи- пецке например, легко создать мультидисциплинарные экс- пертные сообщества, которые бы включали в свой состав не только программистов, но и математиков, физиков, хими- ков, механиков. Высшая шко- ла, несмотря на всю критику в ее адрес, пока еще сохраняет массу прекрасных специали- стов. И хочу верить, воспитает новых, длякоторыхаlma-мater откроет путьне только внауку, но и в бизнес. Появление крупной инновационной компании в регионе — прекрасный шанс для преподавателей и студентов Липецкого технического университета начать собственный бизнес. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ вочные и другие электронные устройства для автомобилей. Производим системыуправле- ния полетом и всю остальную авионику, современные крем- ниевые подложки для микро- схем и готовые электронные схемы. Всего просто не пере- числить. —ВЛипецке вы побывали в техническом университете… — «Хоневелл» заинтересо- ван в развитии окружающе- го его научно-технического пространства. Несмотря на существование собственного мощного научного сектора, насчитывающего порядка 25 тысяч сотрудников, укрепле- ние контактов с различными исследовательскими структу- рами всегда было одним из на- ших приоритетов. «Хоневелл» ориентируется на талантли- вых, молодых, деятельных, изобретательных. Само назва- ние концерна—это имя инже- нера, запатентовавшего весьма совершенный в свое время термостат. И мы, конечно, открыты и для современных экспериментаторов. Однако основная моя цель — содей- ствие региональным высоко- технологичным стартапам. Полагаю, что появление круп- ной инновационной компании в регионе—прекрасныйшанс для преподавателей и студен- тов Липецкого технического университета начать собствен- ный бизнес. — И как же это сделать? Изобрести какой-нибудь но- вейший суперфони выбросить его на рынок? — Изобретать как раз ни- чего не нужно. На мой взгляд, именно одержимость идея- ми изобретательства и была всегда самым слабым звеном нашего инновационного пред- принимательства. Многие годы российские инженеры исходили из того, что вот что- нибудь изобретут и попробуют продать. Но это стратегия, обреченная на неудачу. Шан- сы на успех у подавляющего большинства новинок мизер- ны. Это неправильныйподход. Надо делать то, что наверняка востребовано, в чем нехват- ка. И понять это в принципе можно уже на студенческой скамье, познакомившись с темами лабораторных работ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz