Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ТЕНДЕНЦИИ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ № 113-114/24991-24992/ 11 ИЮНЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Вот тебе, липчанин, и «Велодень» Двухколесный вид транспорта становится популярнее СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Н ельзякупитьсча- стье, но можно купить велоси- пед. В справед- ливости этого рекламного слогана убеждены многие владельцы двухколесного «друга». Желающих про- катиться с ветерком на них становитсявсе больше с каждым годом, в том числе и в нашей области, что несложно заметить, даже просто прогулива- ясь по улицам, например, Липецка. Но можно ли говорить о полноценном развитии велодвижения у нас? Что помогает и что мешает этому процессу? Продажи растут Не так давно, в конце мая, по всей стране прошла акция «Велодень». Присоединились кнейилипчане. Так, в област- ном центре она собрала около тысячи человек — в два раза больше, чемгодназад. ВЕльце акция объединила более сотни любителей езды с ветерком. Зрелище, конечно, впечатля- ющее. И можно не сомневать- ся: в этот раз велосипедистов, проехавших по улицам своих городов, ужточно заметилиих «тяжеловесные» соседи по до- роге—водители автомобилей. —Интерес к массовым ме- роприятиям растет с каждым годом. Как и спрос на вело- сипеды, — отмечает Денис Волков, начальник отдела маркетинга и рекламы тор- гового комплекса «Актив» и магазина «Старт». — С 2012 года их продажи выросли в 2,5 раза. Самый популярный тип велосипеда, по словамДениса, — это горный или маунтин- байки. Такой велосипед оди- наково хорошо подходит для катания как по бездорожью и пересеченной местности, так и для поездок по городу по гладкому асфальту. А в целом спрос есть на самые разные виды: от экстремальных мо- делей до новинки сезона — электровелосипедов. Стереотипы отступают Итак, продажи велосипе- дов растут, число участников велоакций — тоже. Это, раз- умеется, хорошо, но все-таки недостаточно для того, чтобы велосипед воспринимался не просто как аксессуар спортив- ного, активного образажизни, но как полноправный вид транспорта. А такой потенци- алунего есть, иэтодоказывает опыт многих стран Европы и Азии. В столице Нидерландов Амстердаме, например, более половины горожан ежедневно используют велосипед. При- чем в северных странах, в той же Финляндии, велосипеды востребованы и зимой. У нас в последнее время тоже можно встретить на- ездников, лихо мчащихся по заснеженнымиобледеневшим дорожкам Липецка. Но это единицы. Да и в теплое время велосипедисты массово по- являются на улицах обычно ближе к вечеру: рабочий день закончен, можно отдохнуть, покататься… — Для большинства ве- лопоездка — способ отдыха, конечно. И у многих в голове не укладывается, что на вело- сипеде можно приехать на ра- боту,—говорит велоактивист Илья Шурфов. — Многие мои друзья ис- пользуют велосипед для по- ездок на работу-учебу. Напри- мер, на НЛМК с велосипедом пускают при наличии шлема. Но у нас в городе еще бытует мнение, что велосипед — это детство, забава, и не более, —продолжает тему его едино- мышленник, один из органи- заторов группы в социальной сети «ВКонтакте» «Поехали» Максим Кулешов. — Хотя сейчас все больше становится людей, которые не боятся са- диться «на коня» и в 30, и в 40 лет, и старше. Они молодцы. Ведь за велосипедом — буду- щее, ибо бензин не дешевеет, а парковок уже не хватает. Невидимки на дороге Однако сам Максим при- знает: велодвижение в Ли- пецке основано только на энтузиазме любителей. А так нет практически ничего — не соответствующейинфраструк- туры, ни должной культуры в обществе. — Автомобилисты у нас не признают велосипедистов полноправными участниками дорожного движения, просто не видят их, —отмечает Илья Шуфров. —Причем это не за- висит от того, соблюдают ли последние правила или нет. Конечно, незнаниеПДД вело- любителями — это тоже про- блема, которую надо решать. Особенно когда дело касается детей. Тут, считаю, вина ро- дителей, которые не уделяют этому внимания, потому что они сами росли тогда, когда по дороге проезжало за день пять машин. То, что безопасностьюлип- чане не сильно озабочены, подтверждают и продавцы велосипедов: шлемы и другие средства защиты — не самый ходовой товар. «Учитывая интенсивность дорожного трафика в Липецке, передви- гаться без велошлема по до- рогам наряду с автомобилями просто недопустимо. Но, как говорится, пока гром не гря- нет...», — говорит по этому поводу Денис Волков. О развитии инфраструкту- ры для велотранспорта шла речь в материале «Крути пе- дали», опубликованном в четверговом номере «Липец- кой газеты» от 27 ноября про- шлого года. Анализ ситуации показал: власти областного центра вроде бы и заинтере- сованы этим вопросом, но на деле их усилий пока хватило на организацию велодорожки на улице Плеханова — да- лекой от совершенства — и установку велопарковок — тоже не везде, но все-таки. Остальное—проекты, планы, разговоры. Кто уводит «коней» Но многие не используют велосипед так активно, как могли бы, из-за боязни краж. Что и говорить: украсть ве- лосипед гораздо легче, чем машину или даже дорогой те- лефон. Апродатьможно по не- плохой цене и тоже без особых проблем. Впрочем, по словам и.о. заместителя начальника отдела по имущественным преступлениям управления уголовного розыска УМВД России по Липецкой обла- сти, подполковника полиции Виктора Яковлева, среди ли- пецких веловоров редко кто разбирается в моделях и знает реальную стоимость украден- ного. Тащат все, что плохо лежит, лишь бы раздобыть денег на неотложные нужды — выпивку или что другое, позабористей. Кража велосипедов—пре- ступление сезонное. Так вот, с начала сезона-2015 в области уже увели 52 двухколесных, причем сорок из них — в Ли- пецке. Раскрыли—намомент разговора, в конце прошлой недели — 23 кражи: пятнад- цать в областном центре. Если кража раскрывается, то в восьмидесятипроцентахслу- чаев велосипед возвращается к хозяину. — Отдельной статистики по велокражам не ведется, но можно сказать, чтопо горячим следам раскрывается где-то треть такого рода преступле- ний. Поэтому, если случилась кража, надо как можно бы- стрее обращаться в полицию. Но бывает, что воров находят и через месяц, и через два, а то и через полгода-год, — рас- сказывает Виктор Яковлев. По сравнению с другими регионами у нас ситуация относительно нормальная, отмечает он. В Калужской об- ласти, например, эти престу- пления сталиноситьмассовый характер—за сутки до десяти краж совершалось. Чтобы легче было находить потерю, там велосипеды даже стали регистрировать через ГАИ. Но техлипчан, ктопотерял своего «коня», это мало утешит: ка- лужан, конечно,жаль, но свои беды как-то ближе. Тросик не поможет —Напечатайте огромными буквами — НЕ ОСТАВЛЯЙ- ТЕ ВЕЛОСИПЕД БЕЗ ПРИ- СМОТРА НИ НА СЕКУНДУ. Воруют везде и за любое вре- мя. Зашел в магазин на пять минут — все. И это относится практически к любым моде- лям. Обладатели «стелсов» — не думайте, что ваша-то развалюха никому не нужна. Нужна! Воры не разбираются в этих тонкостях, для них скоростной — значит, можно тащить. Также не оставляйте в подъездах на ночь (как мно- гие любят). Все эти тросики, что продаются в магазинах, перекусываются за секунду, — такие рекомендации по за- щите своего велосипеда дает Илья Шуфров. Эмоциональность его воз- звания оправданна: большин- ство краж происходит, увы, из-залегкомыслиявладельцев велосипедов. В этом автор данных строк убедился на собственном опыте год назад: ну кто бы мог подумать, что из закрытого подъезда можно увести велосипед, стоящий на площадке четвертого этажа (лифта нет) и пристегнутый пресловутым тросиком к ре- шетке? Однако все возможно, особенно если в распоряжении вора даже не пять минут, а целая ночь. Но где же хранить велоси- пед, еслиживешь не в частном доме и в распоряжении у тебя нет ни кладовки, ни подвала? В квартире? Неудобно, да и там место тоже не у всех най- дется. И где оставлять двух- колесный, когда приехал на работу, учебу или просто ре- шил зайти по пути в магазин? Максим Кулешов приводит в пример велопарковку, органи- зованную у главного корпуса Воронежского государствен- ного университета. Она не только довольно вместитель- ная — рассчитана на 50 мест, но и безопасная: сохранность велосипедов обеспечивает электронная пропускная си- стема и шлагбаум охраны. Здорово. Но возможно ли нечто подобное сделать в мас- совом масштабе, хотя бы при общественных зданиях? Пока это вопрос скорее ри- торический. Так что в плане безопасности велосипедистам приходится рассчитывать только на себя. И они защи- щаются какмогут. Недавно, к примеру, создали в ВК группу «Катай@Разыскивай». Здесь пострадавшие могут разме- стить свое объявление о про- паже, и, возможно, их крик о помощи будет услышан.Шанс найти велосипед, пусть не на- много, но увеличивается. * * * Активисты считают: что- бы к проблемам велосипеди- стов прислушались, чтобы их заметили и власти, и обще- ство, их должно быть очень много. Но те стереотипы и проблемы, о которых мы го- ворили, сдерживают рост по- пулярности велосипеда как вида транспорта. Колесо сде- лало оборот, круг замкнулся? Думаем, нет. «Они—счастли- вые люди!» — сказал Денис Волков, пытаясь описать об- щий портрет велосипедистов. А счастливые решат самые сложные задачи. Велодвижение в Липецке основано только на энтузиазме любителей. Нет практически ни соответствующей инфраструктуры, ни должной культуры в обществе Активисты считают: чтобы к проблемам велосипедистов прислушались, чтобы их заметили и власти, и общество, их должно быть очень много.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz