Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 112/24990/10 ИЮНЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Постановление тридцать шестой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 1126-пс от 04.06.2015, г. Липецк Об отчете главы администрации Липецкой области о положении дел в области, состоянии здоровья населения области, об инвестиционном климате в области и инвестиционной политике, результатах деятельности администрации области за 2014 год Заслушав отчет главы администрации Липецкой области о положении дел в обла- сти, состоянии здоровья населения области, об инвестиционном климате в области и инвестиционной политике, результатах деятельности администрации области за 2014 год, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, статьей 57.1 Регламента Липецкого областного Совета депутатов и учи- тывая решения комитетов областного Совета депутатов, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Отчет главы администрации Липецкой области о положении дел в области, со- стоянии здоровья населения области, об инвестиционном климате в области и инве- стиционной политике, результатах деятельности администрации области за 2014 год принять к сведению. 2. Опубликовать отчет главы администрации Липецкой области о положении дел в области, состоянии здоровья населения области, об инвестиционном климате в об- ласти и инвестиционной политике, результатах деятельности администрации области за 2014 год в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Самый главный итог прошедшего года для Липецкой области, несмотря на сложные геополитические и экономические условия, – это положительная динамика развития. Темп роста промышленного производства – 101,9%, (РФ – 101,7%), продукции сель- ского хозяйства – 100%, объема инвестиций – 105% (РФ – 97,5%), оборота розничной торговли – 105% (РФ –102,5%), ввода жилья – 117,6% (РФ – 114,9%). Реальные денежные доходы выросли на 4,9% (РФ – 99,2%), среднемесячная зара- ботная плата – на 7,3% (РФ – на 9,2%). Главный показатель, характеризующий развитие экономики региона, – валовой реги- ональный продукт, который в 2014 году (по оценке) составил 341,7 млрд. руб., или 101% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года (РФ – 100,6%). В структуре валового регионального продукта на долю обрабатывающих произ- водств приходится 33,2%. Возросла доля таких видов экономической деятельности, как торговля – 11,8%, строительство – 11,6%, транспорт и связь – 5,2%. На малый и средний бизнес приходится 21% ВРП, что сопоставимо с долей черной металлургии. Доля услуг в структуре ВРП по сравнению с 2004 годом выросла почти в 2 раза – с 23,8% до 40,5%. Экономика области стала более ориентированной на человека. Работа администрации области по укреплению доходной части бюджета и дивер- сификации экономики обеспечила рост собственных доходов консолидированного бюджета в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 17,3% – до 54,2 млрд. руб. При этом собственные (налоговые и неналоговые) доходы увеличились на 15,1%, а их доля в объ- еме поступлений по-прежнему сохраняется на высоком уровне – 80,5%. За счет опережающего темпа роста доходов консолидированный бюджет области исполнен с профицитом в объеме 173 млн. руб. Изменилась структура доходов бюджета. Доля черной металлургии снизилась и со- ставила 31% (2008 г. – 43,3%), прочих отраслей экономики – увеличилась до 69% (2008 г. – 56,7%). Бюджетная обеспеченность на душу населения составила 37,6 тыс. руб. По этому по- казателю рейтинг области повысился с 8 до 5 места в ЦФО и с 41 до 34 места в РФ. Бюджет области сохраняет социальную направленность. В полном объеме про- финансированы мероприятия в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, оказана социальная поддержка населению. На эти цели направлено 62% бюд- жетных расходов. Выполнены поручения Президента Российской Федерации, обозначенные в майских Указах по повышению заработной платы работникам отраслей социальной сферы. Заработная плата врачей (33221 руб.) и педагогических работников школ (24163 руб.) выше средней по области (23481 руб.). В 1,2 раза увеличилась заработная плата социальных работников (13790 руб.) и работников учреждений культуры (15867 руб.), на 14% – младшего медперсонала (12037 руб.), на 13% – преподавателей и мастеров про- изводственного обучения (20764 руб.), на 12% – среднего медперсонала (17797 руб.), на 10% – врачей (33221 руб.), на 8% – педагогических работников общего образования (24163 руб.), на 7% – педагогических работников дошкольного образования (20157 руб.). В предшествующее десятилетие в результате совместной работы органов власти, депутатского корпуса, усилий всех жителей области удалось создать прочную экономи- ческую базу, занять лидирующие позиции среди регионов Центрального федерального округа и России в целом. Основа экономики области – промышленность. Область является крупнейшим про- изводителем металлургической, машиностроительной продукции и продуктов питания. В 2014 году отгружено промышленной продукции на сумму 480 млрд. рублей с ро- стом 114,4%, темп роста промышленного производства – 101,9%, а без учета черной металлургии –103,3%. По объему производства продукции обрабатывающих отраслей на душу населения (385 тыс. руб.) область почти вдвое превышает среднероссийский уровень и стабильно занимает лидирующие позиции – 3 место в России и 2 место в ЦФО. В 2014 году создано более 1,2 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. Введены в строй 8 новых высокотехнологичных производств (в производствах машин и оборудования, транспортных средств, строительных материалов, химическом про- изводстве), осваиваются новые технологии. В ОЭЗ «Липецк» введены в эксплуатацию: 2-я очередь завода ООО «ЛЗСК Оконные системы» и 3-я очередь ООО «СЭСТ ЛЮВЭ». В Краснинском районе завершено строительство покрасочного и сварочного цехов ООО «Моторинвест» – комплекса по производству легковых автомобилей. Осуществляется строительство участка сборочного производства. На заводе стройматериалов «Елецкий» освоено производство панельного настила по современной немецкой технологии. Производственную деятельность в особых экономических зонах федерального и ре- гионального уровней осуществляют 17 предприятий, которыми произведено продукции на сумму 8,7 млрд. руб. (5% от объема обрабатывающих производств без учета метал- лургии). Залогом повышения конкурентоспособности региона являются инновации. Иннова- ционной продукции произведено в объеме 45 млрд. руб. Это 9,8% от объема отгружен- ной промышленной продукции. Меры поддержки инновационных проектов, включенных в областной реестр, в виде субсидий и налоговых льгот позволили достигнуть наиболь- ших темпов роста в производствах: электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 4,5 раза), прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2 раза), пищевых продуктов (114,1%). Доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, составляет 17,5%. Технологические инновации осуществляют 15,6% организаций. По данным пока- зателям Липецкая область находится на 2 месте в ЦФО. В целях оказания информационной и научно-методической поддержки физическим и юридическим лицам при проведении научно-исследовательских работ на базе госу- дарственного бюджетного учреждения культуры «Липецкая областная универсальная на- учная библиотека» был создан Центр поддержки технологий и инноваций регионального уровня. Создание Центра молодежного инновационного творчества значительно расширило возможности для творчества учащейся молодежи Липецкой области, повысило интерес молодежи к техническим новинкам в производстве и инновациям. Липецкая область, как и все регионы нашей страны, в полной мере ощутила послед- ствия ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и внешнеполитических потрясе- ний. Для минимизации их негативного влияния в 2015 году создана комиссия, призван- ная обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной стабильности. Разработан и утвержден План первоочередных мероприятий, направленных на снижение импорто- зависимости области, поддержку малого и среднего предпринимательства. Предусмо- трены мероприятия по расширению социальных обязательств с соблюдением принци- пов адресности, дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда. Общий объем финансирования первоочередных мероприятий Плана составит около 3 млрд. руб., из них 1 млрд. руб. будет выделен из областного бюджета дополнительно. В целях недопущения существенного сокращения производственной деятельности системообразующих предприятий и организаций области и массового высвобождения работников в области создана комиссия по ежемесячному мониторингу их финансово– экономического состояния. Будущее экономики любого региона определяет его инвестиционная привлекатель- ность. В области создана современная правовая база, способствующая формированию благоприятного инвестиционного климата. По сравнению с 2004 годом объем инвестиций в основной капитал увеличился в 4,1 раза, в сопоставимых ценах – в 2 раза. В 2014 году в экономику и социальную сферу об- ласти направлено 110,1 млрд. руб. инвестиций. На душу населения приходится 95 тыс. руб. инвестиций, по данному показателю область занимает 5 место в ЦФО и 22 место – среди регионов РФ. Уже сейчас Липецкая область относится к регионам, у которых доля инвестиций в ВРП составляет 32,2% и превышает общероссийский уровень (19,5%) (по Указу Прези- дента РФ № 596 объем инвестиций должен составлять не менее 25% валового внутрен- него продукта к 2015 году и до 27% – к 2018 году). В 2014 году Липецкая область получила высокую оценку инвестиционного климата. Это 2 место в рейтинге инвестиционных рисков, подготовленном агентством «Эксперт РА». Особая экономическая зона «Липецк» является ведущим инструментом в решении проблемы высокотехнологичного импортозамещения и признана самой привлекатель- ной Европейской площадкой по итогам рейтинга особых экономических зон, проводи- мого компанией fDiIntelligence(подразделение FinancialTimesLtd), специализирующейся в области прямых иностранных инвестиций. Это подтверждается реальным потоком инвесторов в область. Динамично развивается трехуровневая система привлечения инвестиций (феде- ральная ОЭЗ «Липецк», региональные особые экономические зоны, индустриальные парки), позволяющая инвесторам найти выгодные для себя возможности для размеще- ния бизнеса. В 2014 году в ОЭЗ «Липецк» статус резидентов получили 8 компаний, в особых эконо- мических зонах регионального уровня – 4 новых участника. Всего на территориях особых экономических зон федерального и регионального уровней зарегистрировано 76 резидентов и участников с объемом заявленных инвести- ций – 176,7 млрд. руб. Об их высокой эффективности говорит то, что соотношение бюджетных средств и частных инвестиций, освоенных в проекте, составляет в федеральной зоне 1:3, в зонах регионального уровня – 1:60. В рамках решения задачи по созданию и развитию индустриальных парков в Крас- нинском районе на базе ООО «Моторинвест» создан индустриальный парк «Рождество», который будет специализироваться на автомобилестроении и производстве комплек- тующих к автомобилям. В парке уже работают два предприятия – ООО «Реал Эстейт» и ООО «ЛМЗ». В дальнейшем планируется предоставить производственные площадки 40 резидентам. В индустриальном парке «Кузнецкая слобода» работают 5 резидентов с общим объ- емом инвестиций 70 млн. рублей, создано 137 новых высокопроизводительных рабочих мест. В ближайшее время начнет деятельность предприятие по производству алюминие- вой капиллярной трубки. В области активно ведется работа по формированию кластеров. Созданы два про- мышленных кластера: по производству белой техники (22 участника, в том числе 16 предприятий) и кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности (24 участника, в том числе 19 промышленных предприятий). Кластерный подход позво- лит повысить локализацию производства комплектующих для ведущих промышленных предприятий региона, увеличить производство импортозамещающей продукции. Привлечению дополнительных инвестиций в экономику области будет способство- вать реализация второго этапа развития особой экономической зоны промышленно– производственного типа «Липецк» в Елецком районе. Это позволит привлечь еще 45 компаний-резидентов, более 150 млрд. руб. инвестиций, создать около 10 тыс. новых рабочих мест. Одной из важных задач остается раскрытие инвестиционного потенциала региона, его привлекательности для инвесторов. Будет продолжена активная выставочно-ярма- рочная деятельность, участие в инвестиционных форумах, конференциях, работа по обе- спечению достойных показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. С каждым годом область укрепляет позиции в рейтинге регионов – лидеров по раз- витию сельского хозяйства. В 2014 году производство валовой продукции превысило 76 млрд. руб., что в сопо- ставимых ценах в 2,7 раза больше, чем в 2000 году (по России – в 1,5 раза). По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения (66 тыс. руб.) область входит в пятерку регионов-лидеров, опережая Воронежскую область, Красно- дарский и Ставропольский края, Республику Татарстан. Как и прежде, агропромышленный комплекс обеспечивает собственную продоволь- ственную безопасность, имеет необходимые резервы для импортозамещения в регио- нах России. Производство сахара превышает внутриобластное потребление в 9,5 раза, мяса, зерна, подсолнечного масла – в 2 и более раз, картофеля – на 25%, овощей – на 13%. Область занимает 9 место в России по привлечению инвестиций в сельское хозяй- ство. В 2014 году инвестиции в основной капитал отрасли возросли на 27% и составили 7,4 млрд. руб. Они направлены на реализацию 24 инвестиционных проектов по приори- тетным направлениям: молочное и племенное животноводство, тепличное хозяйство, семеноводство. Внедрение ресурсосберегающих технологий в растениеводство минимизировало риски от климатических условий, область получает стабильно высокие урожаи. Произведено 2,6 млн. тонн зерна, почти 700 тыс. тонн – картофеля, 82 тыс. тонн – метить, что в области потребительские цены остаются самыми низкими среди близле- жащих областей ЦФО. Увеличил объемы работ строительный комплекс области. Строительных работ вы- полнено на сумму 37 млрд. рублей, что на 3,4% больше, чем в 2013 году, это 4-е место в ЦФО. Введено в эксплуатацию свыше 3100 жилых зданий, 11 промышленных и 62 сель- скохозяйственных объекта. Стабильно растут объемы вводимого жилья. В 2014 году введено более миллиона квадратных метров жилья (1009,1 тыс. кв. м), в том числе 710,5 тыс. кв. м, или свыше 70% – индивидуального. Ввод жилья на душу населения – 0,87 кв. м – превышает среднероссийский уровень (0,55 кв. м), это 3-е место среди субъектов Центрального федерального округа после Московской и Белгородской областей и 7-е место – среди субъектов Российской Феде- рации. Наиболее значительные объемы жилья введены в г. Липецке – 527, 7 тыс. кв. м. Это микрорайоны: «Университетский» (60,7 тыс. кв. м), 28–29 (59,5 тыс. кв. м), «Звездный» (28,3 тыс. кв. м). Ведется строительство коттеджных поселков в Липецком, Грязинском, Чаплыгин- ском, Усманском, Добровском и Измалковском районах. Всего в 2014 году свои жилищные условия улучшили свыше 7,5 тыс. семей, что на 1,1 тыс. семей больше, чем в 2013 году. За прошлый год финансовая поддержка жилищного строительства выросла на 20% и составила 3315,3 млн. руб., или около 440 тыс. руб. на одну семью. В рамках жилищных программ направлено 663,6 млн. руб. на социальные выплаты. Данную поддержку получили более 1000 семей, из них 267 – молодых семей и специали- стов, 472 семьи – на рождение ребенка). За счет средств областного и федерального бюджетов приобретено и построено 114 жилых помещений для детей-сирот, на что направлено 147 млн. руб. За счет средств федерального бюджета (31,3 млн. руб.) обеспечены жильем 42 се- мьи граждан, уволенных с военной службы, выезжающих из районов Крайнего Севера, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, ветеранов боевых действий и инвалидов. Обеспечены жильем 65 ветеранов Великой Отечественной войны, на эти цели на- правлено 71,2 млн. руб. В год 70-летия Победы еще 82 ветерана получат благоустроен- ное жилье. Материнским капиталом для улучшения жилищных условий воспользовались около 6,3 тыс. семей (6278) в сумме почти 2,4 млрд. руб. Увеличение объемов государственной поддержки привело к значительному, более чем на треть, росту рынка ипотечного жилищного кредитования. Выдано 10 млрд. руб. ипотечных кредитов, что на 2,5 млрд. руб. выше уровня 2013 года. Существенную роль в улучшении качества проживания граждан оказывает активное сотрудничество с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Всего за семь лет (с 2008 г. по 2014 г.) на переселение и капитальный ремонт направлено 7 млрд. руб., в том числе за счет средств Фонда – 4,3 млрд. руб. Ликвидировано 112 тыс. кв. м аварийного жилья, переселено в благоустроенное жи- лье более 7,7 тыс. человек, в том числе в 2014 г. – около 1,2 тыс. человек. В 2014 году начала функционировать долгосрочная система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанная на 30 лет (2014 – 2043 гг.). В 2014 г. полностью завершен капремонт 15 домов, в 16-и домах выполнен частичный ремонт, улучшили условия проживания более 1 тыс. человек. Всего с 2008 г. по 2014 г. капитально отремонтировано 1538 домов, в которых прожи- вает 140 тыс. человек. В области 96,2% (1115,3 тыс. человек) населения обеспечены качественной питье- вой водой. В 2014 году на улучшение качества водоснабжения населения и водоотведения из всех источников финансирования направлено более 318 млн. руб., в том числе из феде- рального бюджета – 19,5 млн. руб., областного бюджета – 151,4 млн. руб., местных бюд- жетов – 72,2 млн. руб. и 75 млн. руб. – средства предприятий. В результате улучшено качество водоснабжения и водоотведения в 45 населенных пунктах для 69 тыс. человек. Снижение стоимости услуг ЖКХ является одним из самых волнующих вопросов для жителей области. Завершена работа по оснащению жилищного фонда общедомовыми приборами уче- та коммунальных ресурсов – на начало 2015 года уровень оснащенности достиг 100%. Активно велась работа по переводу малоэтажных многоквартирных домов (1–2 эта- жа) с централизованным теплоснабжением на поквартирное газовое отопление. В 2014 году переведено на индивидуальное отопление 812 квартир в 64 домах. Реконструировано и модернизировано 6 котельных с заменой устаревших котлов на энергоэффективные с автоматизированными горелками, смонтировано современное насосное оборудование. В 2012–2014 годах на развитие дорожной сети направлено около 10 млрд. руб., в т.ч. в 2014 году – 3148 млн. руб., из них на региональные дороги – 1889 млн. руб. Отремонтировано 153,2 км автомобильных дорог и 197,3 п.м мостов. Завершено строительство моста в Становлянском районе. Построено 14 км линий наружного освещения, общая протяженность составляет 101,3 км. В 2014 году сформированы муниципальные дорожные фонды, в местные бюджеты поступило 15% от общей суммы поступивших акцизов (680,3 млн. руб.). Средства муниципальных дорожных фондов и субсидии из областного бюджета в размере 1259,2 млн. руб. направлены на восстановление и развитие улично-дорожной сети. Ремонтные работы проведены на 433 километрах муниципальных дорог, построено более 17 км дорог, отремонтировано 140 тыс. кв. м дворовых территорий и проездов к ним. Областной бюджет профинансировал организацию пассажирских перевозок в объе- ме 624 млн. руб. Уровень охвата сельского населения области транспортным сообщени- ем составил 99,4%. В 2014 году завершены реконструкция искусственного покрытия существующей взлетно-посадочной полосы и реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта. Созданы зоны обслуживания пассажиров на внутренних и международных рейсах. С сентября 2014 г. аэропорт открыт для выполнения полетов в Москву, Санкт-Петербург и Минеральные Воды. В летний период – в Сочи и Симферополь. В международной зоне оборудованы и технически оснащены помещения, необходи- мые для организации пограничного, таможенного контроля. Пункт пропуска через государственную границу РФ в аэропорту Липецк признан межведомственной комиссией соответствующим предъявляемым требованиям. Прово- дится сертификация аэродромного комплекса, после ее завершения планируется вы- полнение первого международного рейса в Милан. Несмотря на значительный прирост производственных мощностей, экологическая ситуация в области остается стабильной. В области создана и развивается система комплексного мониторинга атмосферно- го воздуха. В результате выполнения природоохранных мероприятий предприятиями в 2014 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных ис- точников снизились на 16,7 тыс. тонн. Завершен капитальный ремонт 7 гидротехнических сооружений в районах области, произведен текущий ремонт 11 ГТС. В результате доля гидротехнических сооружений с безопасным техническим состоянием увеличилась до 87%. Выполнены работы по экологической реабилитации реки Воронеж. Начиная с 2007 года объем сброса загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных) сточных вод по бассейну р. Дон снизился более чем на 30% – со 114 млн. м 3 в 2007 году до 79,1 млн. м 3 (по оценке) в 2014 году. В результате проведенных водоохранных мероприятий при- рост водных ресурсов составил 151,4 тыс. м 3 . В области ведутся работы по благоустройству мест отдыха населения на водных объ- ектах в каждой сельской администрации. Всего в области обустроено 315 прудов и за- рыблено 259 водных объектов. Одной из наиболее важных для региона задач является создание эффективной си- стемы обращения с отходами. В целях ликвидации последствий накопленного экологического ущерба подготовле- но технико-экономическое обоснование для включения проекта по рекультивации поли- гона захоронения пестицидов «Большие Избищи» в Лебедянском районе в федеральную программу «Национальная система химической и биологической безопасности Россий- ской Федерации на 2015–2020 годы». Разработан проект «дорожной карты», которым предусмотрен вынос производства по переработке отходов сталеплавильных шлаков Новолипецкого металлургического комбината из жилой зоны, а также выбор технологий по производству новых видов про- дукции из стальшлака. При всей важности других отраслей экономики предметом особого внимания явля- ется лесное хозяйство. Леса занимают более 200 тыс. га, или 7,2% территории области. Главная задача – не только сберечь леса, повысить их ресурсно-экологический по- тенциал, но и приумножить лесные насаждения. На это в 2014 году выделено почти 362 млн. руб. государственных субсидий, в том числе 247 млн. руб. (68%) – из областного бюджета. Сегодня в области проводится комплекс мероприятий по увеличению лесистости территории – к 2020 году она составит 8%. Основные работы в лесном хозяйстве направлены на ликвидацию последствий лес- ных пожаров 2010 года, когда погибло 8,2 тыс. га леса. За период с 2011 года восстановлено около 7 тыс. га, или 72% погибшего леса. Сегодня от пожаров необходимо восстановить еще 1,3 тыс. га леса. Эти работы пла- нируется завершить в 2015 году. Для охраны лесов от пожаров ежегодно проводится комплекс мероприятий орга- низационного характера по обустройству мест отдыха граждан, усилению технической оснащенности лесничеств. Ко Дню Великой Победы в области проводилась акция «Лес Победы». В Добровском лесхозе в рамках этой акции высажено 130 га лесных насаждений. 40 га леса появится и на территориях, близких к населенным пунктам. Во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, с органами местного самоуправления, бизнес-сообществом удалось заложить фундамент для даль- нейшего улучшения качества жизни в области. Главные индикаторы качества жизни населения – это позитивные демографические тенденции продолжительности жизни. И сегодня область достойно выглядит на обще- российском уровне по этим показателям. За 10 лет рождаемость увеличилась на треть, естественная убыль населения со- кратилась почти в 2,5 раза. Продолжительность жизни практически достигла 71 года. В рейтинге регионов по качеству жизни населения, проведенном агентством «РИАРЕЙ- ТИНГ», область занимает 15-е место в России. Доля бедного населения сократилась в 3 раза (с 22,2% до 7,9%). Этот показатель – один из самых лучших в РФ (6-е место) и Центральном федеральном округе (3-е место). Важнейшая отрасль – здравоохранение, здоровье человека. В этой сфере область продвинулась очень серьезно. Модернизация коснулась и пер- вичной медицинской помощи, и специализированной, и высокотехнологичной. В прошедшем году инвестиции в здравоохранение составили 13,7 млрд. руб. Было открыто 3 межмуниципальных травматологических центра, построено 7 новых совре- менных фельдшерско-акушерских пунктов, реконструировано стационарное отделение областного наркологического диспансера. Начато строительство нового перинатального центра мощностью 130 коек, продолжается строительство лабораторного корпуса об- ластного туберкулезного диспансера. Построен диализный центр в Чаплыгинском районе, до конца текущего года плани- руется построить еще три центра: два в г. Ельце и один в г. Липецке. Новые возможности в современной диагностике и лечении онкозаболеваний для липчан предоставит новый Центр позитронно-эмиссионной и компьютерной томогра- фии, который является частью первой в России межрегиональной сети центров ядерной медицины. В г. Ельце запущено производство радиофармпрепаратов для функциони- рования центра в Липецке, а также аналогичных центров в Тамбове, Курске, Брянске и Орле. Шесть ведущих больниц области по 10 профилям оказывают населению высокотехно- логичную медицинскую помощь, это позволило за 2014 год увеличить ее объемы в 1,7 раза. В региональном сосудистом центре в 2014 году выполнено 5,8 тысячи операций на сердце и сосудах – в 1,4 раза больше, чем в прошлом году, 2,7 тысячи коронарографий плодов и ягод. Получен рекордный урожай овощей – 159 тыс. тонн (103% к 2013 году). Модернизация сахарных заводов позволила свести к минимуму зависимость от саха- ра-сырца. В 2014 году произведено 609 тыс. тонн сахара, из которых 470 тыс. тонн – из сахарной свеклы, что является лучшим результатом второй год подряд. Практически с нуля создана индустрия растительных масел, потребность в которых полностью обеспечивают 5 региональных заводов. Производство масла подсолнечного стало рекордным в истории области – 28,5 тыс. тонн (рост к 2013 году в 2 раза). Продолжается курс на интенсивное развитие в животноводстве. В истекшем году рост продукции животноводства составил 105%. Производство мяса возросло на 8% и составило 279 тыс. тонн, в том числе мяса сви- ней – на 16% (105 тыс. тонн), мяса птицы – на 6% (149 тыс. тонн). В 2014 году введена в эксплуатацию первая площадка крупнейшего в Европе птице- водческого комплекса в ООО «Никольская» Данковского района, мощность которого 30 тыс. тонн мяса птицы в год. Это соответствует областному объему производства мяса птицы в 1990 году. Реконструирован и модернизирован птицеводческий комплекс в ООО «Светлый путь» Елецкого района на 25 тыс. тонн мяса бройлеров. В Добринском районе (ООО «Отрада–Ген») введена вторая очередь свиноводческого комплекса мощностью 5 тыс. тонн свинины в год. Введен в эксплуатацию первый в России животноводческий комплекс по производ- ству биопродукции – ООО «Бетагран–Липецк». Он позволит полностью отказаться от за- купки импортных животных молочного направления. На основе внедрения новейших технологий продолжалась реализация инвестици- онных проектов в молочном животноводстве: сданы молочные комплексы в Долгору- ковском и Елецком районах, в стадии завершения инвестиционный проект в Липецком районе. Как результат, наметилась тенденция роста производства молока в сельхозпредпри- ятиях – 100,7% (248 тыс. тонн), при этом 82% произведенного молока – это продукция высшего сорта. Основное направление взято на замену низкопродуктивного скота. За год продук- тивность молочного стада возросла на 12% и превысила 6 тыс. кг от коровы, что на 22% выше среднероссийского показателя. На отдельных фермах продуктивность превышает 8 тыс. кг, что соответствует европейским стандартам. Сегодня выделены основные направления в сельском хозяйстве. Это: тепличное овощеводство, садоводство, семеноводство, молочное, мясное и племенное животно- водство. Первую продукцию начал давать суперсовременный тепличный комбинат «Липецк- агро» (Данковский район) проектной мощностью 78 га с объемом производства 68 тыс. тонн тепличных овощей. В четырех районах области реализуются инвестиционные проекты в садоводстве. За последние 2 года по системе капельного орошения заложено 600 новых садов. Реализация импортозамещающих проектов позволит увеличить производство ово- щей закрытого грунта в 10 раз (до 70 тыс. тонн), плодов и ягод – в 2 раза (до 160 тыс. тонн), молока – на треть (до 330 тыс. тонн), расширить мощности по глубокой перера- ботке мяса свиней – в 25 раз. Сложившаяся экономическая ситуация подтвердила, что реализуемый в области комплексный подход к развитию кооперации оказался правильным и своевременным. С введением ответных санкций у местных сельхозтоваропроизводителей появился реаль- ный шанс занять свободную нишу на рынке продовольствия. Совместная работа областных органов власти, муниципалитетов, институтов под- держки кооперации позволила за год увеличить число сельскохозяйственных потреби- тельских кооперативов до 628 (на 18%), в том числе до 286 – кредитных, 289 – снабжен- ческо-сбытовых, 53 – перерабатывающих. Доля работающих кооперативов возросла с 77% до 82%. Второй год подряд количество личных подсобных хозяйств, вовлекаемых в коопера- цию, удваивается и к 2015 году составило 16,6 тысячи, или 8% от общего числа (207 тыс.). Успешно решается задача по укрупнению кредитных кооперативов и росту капита- лизации, что особенно актуально в связи с ростом процентных ставок по банковским кредитам. Сегодня кредитные кооперативы объединяют почти 15 тыс. пайщиков, 33 коопера- тива имеют численность свыше 100 человек, работают 4 кооператива второго уровня. Приток личных сбережений граждан в кооперативы увеличился по сравнению с предыду- щим годом в 3 раза (до 48 млн. руб.). В результате на экономику поселений уже работает более 220 млн. руб. Это позволило в 2014 году более 5,5 тыс. хозяйств воспользоваться услугами кре- дитных кооперативов, объем предоставленных займов составил 553 млн. руб. Дополнительной возможностью для капитализации кредитных кооперативов стало участие областного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства в дея- тельности 15 кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена, 3 кооперати- ва уже увеличили капитализацию на 3 млн. руб. Наращивают объемы снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы. Их количество за год увеличилось на 28% и составило 342. В 2014 году сбытовыми и перерабатывающими кооперативами закуплено сельскохо- зяйственной продукции на 4,8 млрд. руб., на 19% возросло производство пищевых про- дуктов перерабатывающими кооперативами (до 3,8 млрд. руб.). Наряду с кооперацией народные предприятия дают возможность сочетать в себе за- интересованность работников в результатах труда и обеспечение социальной стабиль- ности в обществе, что особенно актуально в сегодняшней ситуации. В 2014 году в области создано 6 народных предприятий, и общее их количество до- стигло 14 (12 народных предприятий и 2 ЗАО, отвечающие требованиям, предъявляе- мым к народным предприятиям, за исключением численности). Народные предприятия осуществляют деятельность в социально значимых сферах: услуги транспорта, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги в сфере общественного питания, производство стройматериалов, строительство. В 2015 году планируется создать еще 5 народных предприятий. Одной из важных стратегических задач перехода к устойчивому развитию экономики является развитие малого и среднего предпринимательства. Доля малого бизнеса в ВРП сегодня достигла 21,2% (в 2000 году она составляла все- го 2%). За последние десять лет число субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось почти в три раза и достигло 43,5 тысячи. В этой сфере трудится практически каждый тре- тий житель региона, или 29% от всех занятых. В 2014 году предприниматели обеспечили 15% всех налоговых поступлений и создали почти 12 тысяч рабочих мест – 80% от всех появившихся в экономике. Оборот на одно малое и среднее предприятие достиг 64,3 млн. руб., увеличившись на 8% по сравнению с 2013 годом. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках областных законов и государственных программ в виде субсидий, предоставле- ния микрозаймов и гарантий, предоставления залоговых фондов, в т.ч. муниципальных, в обеспечение обязательств по кредитам. Совокупная поддержка предпринимательства удвоилась в сравнении с 2012 годом и достигла 1,82 млрд. руб. Приоритеты поддержки акцентированы на решении таких важнейших задач развития малого и среднего предпринимательства, как повышение конкурентоспособности субъ- ектов малого бизнеса и содействие импортозамещению. Доступность кредитных ресурсов обеспечивает Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2014 году Фондом предоставлен 341 микрозайм. Выдано 15 поручительств по банковским кредитам, что позволило привлечь в сферу малого бизне- са 102 млн. руб. кредитных ресурсов. 61% предпринимательских проектов, получивших поддержку из областного бюджета в 2014 году, реализуется в сельских районах. При поддержке областного бюджета соб- ственное дело организовали 204 молодых предпринимателя. Основными задачами развития отрасли станут увеличение доли занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике области, оптимизация и повышение эффективности механизмов поддержки, создание условий для активного участия малого бизнеса в импортозамещении, создание условий для развития молодеж- ного предпринимательства. За последние годы коренным образом изменился потребительский рынок. Сегодня это современные магазины «шаговой доступности», сетевые компании, тор- говые центры, которые предлагают населению услуги розничной торговли, услуги обще- ственного питания, культуры, развлечений для детей. Расширяется конкуренция – на розничном рынке работает более 10 тыс. крупных и малых предприятий, за последние четыре года обеспеченность населения торговыми площадями возросла на 20% и составила 586 кв. метров на 1000 жителей. В 2014 году положительные тенденции сохранялись, потребительский спрос оста- вался высоким. Оборот розничной торговли превысил 198 млрд. руб. с ростом к 2013 году на 5%, оборот общественного питания – 5,8 млрд. руб. (на 6%). Сегодня по товарообороту на душу населения (171 тыс. руб.) область занимает 4-е место в ЦФО после Москвы, Московской и Воронежской областей. Не остаются без внимания власти малочисленные сельские населенные пункты, где создание стационарной торговой сети нерентабельно. Ежегодно на организацию раз- возной торговли для обеспечения населения потребительскими товарами и бытовыми услугами из областного бюджета выделяется около 13 млн. руб. Из-за вынужденных ответных санкций по запрету импорта продуктов питания в конце 2014 года во всех регионах страны начался рост цен на продовольственные товары, в том числе и социально значимые. Для сдерживания инфляционных процессов в области были приняты соответствую- щие меры.Создан Штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка; организован ежедневный мониторинг цен по всей товаропроводящей цепочке; работает «горячая линия» обращений граждан по фактам повышения цен; расширена ярмарочная и рыночная торговля (за год проведено 176 областных и свыше 4,5 тысячи муниципальных ярмарок; организованы социальные ярмарки, где продовольственные товары продаются по ценам производителей); обе- спечен адресный контроль и оперативное реагирование на необоснованный рост цен с заслушиванием руководителей предприятий. Это позволило не допустить усиления потребительской инфляции. Необходимо от- Отчет главы администрации Липецкой области о положении дел в области, состоянии здоровья населения области, об инвестиционном климате в области и инвестиционной политике, результатах деятельности администрации области за 2014 год Окончание на 6-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz