Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Слово обозревателю 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 112/24990/10 ИЮНЯ 2015 Круг интересов Урок с помощью «мышки» Школы Ельца переходят на дистанционное образование Милада Федюкина Педагоги елецкого лицея № 5 все чаще общаются со своими учениками посредством ... компьютеров. Преподают на расстоянии физику и географию, другие дисциплины. Впрочем, «своими» учеников по ту сторону монитора назвать можно весьма условно. Ведь школьники учатся не в лицее, а в ряде других образо- вательных учреждений города. Каковы результаты такой науки «на расстоянии» и в чем особенности новой системы образовательного пространства Ельца, разбирался корреспондент «Липецкой газеты». Введение новых стан- дартов образования в на- шей стране предусматри- вает реализацию государ- ственной политики, обе- спечивающей равенство и доступность качественного общего образования при различных стартовых воз- можностях. Решить про- блему обеспечения этого самого равенства позволя- ет как разширокое исполь- зование дистанционных образовательных техноло- гий. По прогнозам ЮНЕ- СКО, в XXI веке учащиеся средней школы будут про- водить в учебном заведе- нии лишь треть времени, сорок его процентов будет отведено на дистанционное обучение и остальное—на самообразование. Начальник управления образования администра- ции города Галина Во- ронова убеждена: основу образовательного процесса при дистанционном обу- чении составляет целена- правленная и интенсивная самостоятельная работа ученика, который может учиться в удобномдля себя месте, используякомплект специальных средств об- учения и согласованную возможность контакта с учителем через средства телекоммуникации. — Важно то, что дис- танционное обучение при- звано не подменять, а до- полнять традиционную систему образования, — говорит она. — Слияние же преимуществ дистан- ционного обучения и теле- коммуникаций позволяет решить проблему инте- рактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдель- ного учащегося и учебной группы, а также обеспе- чить постоянныйконтроль за усвоением учебного ма- териала. Сегодня уже все обра- зовательные учреждения города подключены к сети Интернет и оснащены средствами информаци- онно-коммуникационных технологий, что позволяет применять дистанционное обучение. Одними из пер- вых внедрять эту систему стали педагоги лицея№5. Шесть лет назад лицей «вложил» свой победный грант в создание собствен- ной локальной сети и элек- тронной учительской. Это, рассказывает директор лицея Нина Журавская, дало возможность взаи- модействовать дистанци- онно с детьми во время карантина, проводить ин- дивидуальную работу с одаренными учащимися, корректировать домашнее задание. С 2011 года здесь одними из первых в Ельце началисоздаватьинформа- ционно-образовательную среду. Не случайно два года назад управлением обра- зования и наукиЛипецкой области именно на базе лицея № 5 была открыта региональная стажиро- вочная площадка в рамках реализации национальной образовательной иници- ативы «Наша новая шко- ла». Но педколлектив на достигнутом не остановил- ся и в 2013-2014 учебном году выступил с иници- ативой по разработке и внедрению модели дис- танционного обучения в практику работы лицея. В результате в прошлом году лицей и городские школы № 1, № 8 и № 23 стали участниками соответству- ющего регионального про- екта. «Пионерами» среди учителей стали географ Марина Руднева (работает с 9-ми классами школы № 1), учитель обществоз- нания Ольга Родионова (преподает «Трудные во- просы обществознания» профильным 10-м классам школы № 23) и физик На- талья Терехова (читает курс по выбору «Прак- тикум решения задач по физике» учащимсяшколы № 8). Эффективность учебы на расстоянии специали- сты управления образо- вания отслеживали через анкетирование учащихся и учителей. Детей опра- шивали, чтобы понять, насколько им самим такая форма получения обра- зовательных услуг нуж- на. В анкетировании при- няло участие почти сто шестьдесят респондентов. Результат таков: более 98 процентов согласны, что дистанционные обра- зовательные технологии необходимо применять при изучении курсов или отдельных тем учебных предметов. Сто процентов умеют пользоваться ком- пьютером не только для общения в соцсетях, но и проходят тестирование, участвуют в дистанцион- ных конкурсах и олимпи- адах. Опрос же педагогов помог выяснить, что все они готовы внедрять дис- танционные технологии в образовательный процесс. Но, конечно, дистан- ционное образование не может полностью заме- нить очное. Однако вЕльце убеждены, что разумное сочетание этих разных форм обучения позволит решить одну из главных задач модернизации обще- го среднего образования — задачу разностороннего развития детей, их способ- ностей, умений и навыков. По своим правилам Липчанам представили графику известного художника Завена Аршакуни И. Неверов Такое случается слишком часто, несправедливо часто. Талантливому художнику, что смотрит на мир открытым, светлым, влюбленным взгля- дом, достается неласковая, трудная, а то и злая участь. Дипломную картину Завена Аршакуни в академии не допустили к защите. Приходи, сказали, через год с новой. Молодой живописец был рас- терян. Как он должен теперь писать, чего от него ждут? Но по совету друга предложил за- бракованный холст на выстав- ку, посвященную сорокалетию Советской Армении. Придя на вернисаж, он не поверил глазам: его лирическая весенняя компо- зиция висела рядом с полотном давно считавшегосяживымклас- сиком Мартироса Сарьяна. Все остальноеневыдерживалотакого соседства—краскимеркли, свет становился тусклым и скучным. Потом произведения Арша- куни, даже когда он уже попал в обойму признанных мастеров, не раз изымали из уже готовых экспозиций, снимали чуть ли не в последнюю минуту. Кто-то громогласно обвинял автора в формалистическихизысках, кто- тохмуродопытывался, гдеже тут соцреализм, где пафос великих строек, героического труда на- рода, где идейность. А он от при- родыбыл свободнымпоэтом.Ине умел подлаживаться, работать, подчиняясь чужим указаниям и правилам. — Он сильно обижался, воз- мущался тупостью судей, впадал в уныние? — спросил я у жены художника Нины Александров- ны. —Да нет. Просто с усмешкой говорил: их дело снимать, наше дело писать. Он не способен был лгать ни в искусстве, ни вжизни. В его при- сутствии люди становились луч- ше, честнее, добрее, настолько мощнуюэнергиюблагородстваон излучал. И та же праздничная и высокая человечность была при- суща живописи, графике, резьбе по дереву, сценографии Арша- куни. Кстати, сотрудничество с театром особенно ярко проявило его самобытность. Он упорно шел к самому себе, к своей правде. После академии постарался отрешиться от ака- демических навыков иштампов, вернутьсяк тому, что ему таклег- ко, естественно давалось, когда в детстве он брался за карандаш или кисть. И, наконец, соединил изощренность мастера, все по- стигшего в своем деле, с детским простодушиеми ясностьюдуши. Произведениями Аршакуни рано заинтересовались лучшие художественные собрания и на- шей страны, и зарубежья. Его шедевры хранятся в пятидесяти музеях, начиная с Третьяковки и Русского музея. Сегодня в Галерее Назарова представлена неживопись, а гра- фика художника. Но, по словам коллеги Аршакуни липчанина Вячеслава Канищева, акварели экспозиции, по существу, полно- ценная живопись. Кажется, Завен Аршакуни лишь однажды прикоснулся к материалу, густо замешанному на жестокости и насилии одних и страдании, душевной стой- кости и вере других. Речь идет о цикле иллюстраций к «Ха- тынской повести» Адамовича. Они пронизаны трагической, почти монументальной силой. Создавая их, мастер не мог не вспоминать о собственном ленинградском детстве, со- впавшем с войной и блокадой. Отец погиб на Пулковских вы- сотах, мать умерла от голода, мальчик попал в детский дом… Графические листы об уничто- жении карателями белорусской деревни— это и горькая дань до последней минуты не забытым блокадным дням. В Галерее Назарова одна за другой открываются выставки неожиданные и на редкость ин- тересные. Когда-то липчане уже видели творения Аршакуни в Доме Мастера. Даст Бог, вторая встреча с ними будет не менее за- поминающейся, заметной вехой в культурной жизни региона. Забытый поэт из «города горнего» К 130- летию со дня рождения Тихона Чурилина Ольга Крамарь, кандидат филологических наук, доцент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, публикатор книги «Тяпкатань» в Ельце и Москве. «Известный, но забытый» — так исследователи литературы обычно называют поэта, проза- ика, драматурга Тихона Васильевича Чурилина. Поэтому неудивительно, если 130-летие со дня его рождения многие не заметили, тем более что оно как бы заслонено юбилеями таких мастеров, как Шолохов и Бродский. А ведь это был талант- ливейший литератор. Он родился в городе Лебедяни в семье купца, учился в Лебедянской мужской про- гимназии, был вольнослу- шателем экономического факультета Московского коммерческого института, посещал занятия в универ- ситете. В течение некото- рого времени был актером столичного Камерного те- атра. Его жизнь сложна, драматична. Он пережил короткий период литера- турной славыи долгие годы полного забвения. «Поэт, заблудившийся в дебрях первобытного сло- ва», «одинокий фанатик», «пустынник неузнанной красоты», «создатель нео- славянских слов», «талант- ливый последователь Ан- дрея Белого» — вот далеко неполныйпереченьотзывов его современников. О нем сочувственно писал Нико- лай Гумилев, его фамилия значилась в списке авторов, интересовавших Максими- лиана Волошина в период работы над статьей «Голоса поэтов». Анна Ахматова в «Листках из дневника» вспоминала, что Мандель- штамунравилисьстрокиЧу- рилина: «На грязь, горячую от топота коней, / Ложится белаяодеждабрата-снега…». Поэзия Чурилина привлек- ла внимание Маяковского. Марина Цветаева в 1916 году посвятила Чурилину несколько замечательных стихотворений, а в очерке «НатальяГончарова» (1929) назвала его «гениальным поэтом». Первые стихи Чурили- на,написанныевтрадициях русской классической по- эзии, появились в печати в 1908 году. ЗнаменитымЧу- рилина сделала его первая поэтическая книга «Весна после смерти», вышедшая в 1915-м. Критики отмеча- ли ярчайшую творческую индивидуальность автора и говорили о своеобразии его языка. Близость к эстетике футуризма, однако, не сде- лала его певцом большого города. Более того, именно в футуристическом альма- нахе «Московскиемастера» в 1916 году он печатает «вступление» к «поэме» «Яркий ягненок», где вспо- минает о «городе горнем» (так Чурилин называл род- ную Лебедянь). Тогда же публикуется фрагмент ав- тобиографической«поэмы» «Из детства далечайшего» — о лебедянском детстве, о горячо любимой матери, «болезненной прекрасной женщине» с «очами оча- ровательными, очаровы- вающими серым цветом, светомсвоимпрекрасным», о жизни в «трахтирском дворище»купеческогодома Чурилиных. Тем не ме- нее «Вторая книга стихов» (1918 год), первоначально называвшаяся «Льву — Барс», закрепила имя Чу- рилина в ряду «будетлян». «Стихи Тихона Чури- лина» — так называется книга поэта, которой суж- дено было стать последней из опубликованного при жизни. Она вышла в 1940 году в издательстве «Совет- ский писатель», но, по воле критиковицензоров, в сущ- ности, не нашла читателя. А дальше произошло то, что происходило со многи- ми писателями трагическо- го ХХ века. Не вписавшись в тематикуи стилистику со- ветской поэзии тех лет, Чу- рилинбылобреченна голод, нищету и — что страшнее всего! — на автономное су- ществование в литературе. Его произведенияна долгие годы осели в архивных хра- нилищах. Умер Чурилин в 1946 году в Москве, так и не до- ждавшись признания, не увидеввыходавсветглавной своей книги — автобиогра- фического романа «Тяпка- тань».Кего созданиюЧури- лин приступил в 30-е годы, пожалуй, в самый беспрос- ветный период его жизни. «…Для меня, человека тру- доспособного, полного сил, энергииижеланияработать, нет места в литературе, нет места в жизни», — с горе- чьюпризнавалсяЧурилинв одномиз писем. Он пытался быть услышанным, устраи- валдомашниечтенияглавиз «Тяпкатани», однако двери издательств переднимтаки не распахнулись. Название чурилинско- го сочинения отсылает к широко распространенным народным преданиям о раз- бойнике и монахе Тяпке, от которого, как считал писа- тель, «и пошел город, его прозванье, начало жизни, бытия, духовных его путей и окоулков». Роман состоит из глав, посвященных истории го- рода, его географии, топо- графии, социальному со- ставу, жизнии быту людей. Главы, посвященные исто- рии, перемежаются глава- ми, рассказывающимиоку- печеской семье Чурилиных (вромане—Чудилиных). И все же «Тяпкатань» не име- етотношениякмемуарному жанру, хотя прототипами героев стали реальные зем- ляки писателя, с которыми судьба сводила его в детстве и юности. Девятнадцать лебедянских лет Чурилина обогатили его поистине не- исчерпаемым материалом. Все меньше белых пятен остается на карте россий- ской словесности. Чурилин неисключение. Впоследнее пятилетие он постепенно возвращается в орбиту чи- тательских интересов. В 2010 — 2011 годах одно из мадридских издательств опубликовало и републи- ковало четыре поэтические книги Чурилина. В 2012 году в Москве издан двух- томник его стихотворений. В 2013 году издательство Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина выпустило «Тяп- катань». В 2014 году «Тяп- катань» увидела свет и в московском издательстве «Гилея». Коллекция мелких пакостей Исаак Розенфельд Даже юбилеи великих писателей, оказывается, можно отмечать скандалами. К 110-летиюМихаила Александровича Шолохова, допустим, какие-то безымянные «шолоховеды» обновили в «Вики- педии» страничку об авторе «Тихо- го Дона» и «Судьбы человека». И просветили народ, что он был не столько выдающимся мастером слова, сколько преступником, взяточником, трусом, сочинявшим в годы войны патриотическую публицистику, ни разу не побывав на фронте. Даже женился то ли ради карьеры, то ли ради больших денег. Н у, не осталось у бед- няг тех козырей, которые злорадно выбрасывал перед целым миром Александр Исаевич Солженицын, с апломбом убеждая всех, будто бы ге- ниальная эпопея написана кем угодно, но только не Шолоховым. Найдена соб- ственноручная рукопись романа. Авторитетные тек- стологидоказали: и«Тихий Дон», и «Донские расска- зы», и «Поднятая целина» родились под пером одного человека. Так что теперь приходится мести по су- секам, искать соринки в чужом глазу, изобретать хоть что-то, пусть по мело- чам, нокомпрометирующее нобелевского лауреата. На поверку выясняется: новые «шолоховеды» — вруны. Их подленькие вы- думки по пунктам в обсто- ятельном интервью газете «Культура»разбивает внук Шолохова, директормузея- заповедника деда. Однако я не сомневаюсь: запустив- шие дезу ребята собою до- вольны. Они крепко усво- или геббельсовский рецепт пропаганды: лейте, лейте грязь, авось что-нибудь да останется. С некоторых пор у меня появилось хобби: коллек- ционировать пакости из прессы, телеэфира, Интер- нета, из прочитанного в книгах, из разговоров. Это куда дешевле, чемсобирать антиквариат, марки, даже спичечные этикетки. Особенно любопыт- ны экспонаты, на первый взгляд безобидные. Что, в конце концов, ужасного, если в магазине в отделе игрушек вовсю торгуют солдатиками в эсэсовской форме или танками со сва- стикой на броне? С точки зрения бизнесмена, это не пропаганда нацистской символики, аисторико-про- светительская, социально полезная акция для дети- шек.Приблизительно тоже говорили нашим соседям- воронежцам устроители инсталляции из тридцати персонажей — хороших и плохих. Тамвсе быловпере- мешку—космонавты, зай- чики,мультяшные герои.И среди них милый, веселый Адольф Гитлер, он искрен- не приветствовал местное население: «Позвольте мне обратиться к вам от всего сердца!» Не берусь гадать, как реагировали на этот «прикол» молодые, тем более маленькие жители города. Но плохо верится, чтоироничныеразвлечения господпостмодернистоввы- зывали одобрение у людей старшегопоколения. Утех, кто помнит Воронеж после изгнания оккупантов, руи- ны, пустые улицы, по кото- рым двигалась жутковатая серая масса — выползшие из подвалов сотни тысяч голодных крыс. В ообще что касается Великой Отечествен- ной войны, то на ней креативная публика оты- грывается по полной. А когда ее веселье наталкива- ется на протесты, немедля поднимается вопль о мра- кобесии, обскурантизме, зажиме творческойсвободы и возрождении цензуры. Так, в галерее «С.Арт» под- готовиливыставку«Мыпо- бедили».Воткакописывает ее журналист либеральной газеты, гдевсегорячосочув- ствуют кураторам и участ- никам этого проекта. Итак, для нескольких объектов и снимков были использо- ваны «пресловутые (так и сказано, господа: пресло- вутые— И.Р. ) георгиевские ленточки. Художники вос- принимают их не как сим- вол, акакпропагандистское тавро. Метку лояльности, растиражированный атри- бут квазипатриотической истерии или коммерче- ски успешное «конфетти», превращающее общена- циональное торжество в карнавал. Об этом снимки, вкоторыхавторыпозируют в украшенных ленточками ватниках, надетыхна голое тело, или на которых их просто тошнит ленточной массой. А также объект — сплетенный из колючей проволоки терновый венец поруганной российской де- мократии, декорированный прежним знаком гвардей- ской доблести». Здесьмнекакколлекци- онеру здорово повезло: счи- тайте, две пакости в одном флаконе. Первая гадость— сама выставка с блюющими от отвращения к Великой Победе персонажами. Вто- рая — процитированная статейка, автор которой так пылко защищает право на злобный глум, на оскор- бление того, что для мил- лионов соотечественников свято и неприкосновенно. Сильно впечатляют слова о поруганной демократии. Любопытно, о чем речь? О демократии Ельцина, Гайдара,Чубайса, Гозмана, Березовского? Правда, «демократы» взирают на большинство из нас с презрением. Не- давно его продемонстриро- вала трепетная дама, чья душевная тонкость сегодня сильно контрастирует с ее физическими данны- ми. Помните популярную когда-то сочинительницу и исполнительницуВеронику Долину с ее нежно-мелан- холическими песенками про удрученного несовер- шенством мира герцога, с самоотверженным обеща- нием возлюбленному: «Ну, хочешь, я выучусь шить, а может быть, вышивать»? Теперь у нее другие песни. Без гитарного перебора. Она оплевала марш «Бес- смертного полка». Да еще и его участников обвинила: они, мол, вытащилина свет божий «все свои семейные наследственные грязные портянки». Отменный экс- понат для моего собрания! В ообще у нас отыска- лись высококвали- фицированные ка- дры, чтобы, облегчая ношу иностранным хулителям России, обеспечить полное самообслуживаниепочасти поношения нашей страны, ее истории и настоящего, ее героев, святых, веры. Так, сынок крупного уз- бекского партийного вель- можи Акрам Муртазаев, в советские времена корре- спондент сперва «Комсо- молки», затем «Правды», потренировал небрезгли- вую ручонку на статейке в эмигрантской газете. Он повозмущался «аннекси- ей» Крыма и патетически предложил поселить там беспризорников.Ведьчисло их нынче якобы больше, чем в Гражданскую войну. Как будто отпрыск таш- кентского партфункционе- ра мог их пересчитать по головам. Между тем есть неопровержимые выклад- ки, что печальные рекорды первых лет революции сей- час, слава Богу, далеко не перекрыты. Троллинг стал для про- грессивных господ с рос- сийским гражданством, но американскими мозгами профессией, если не обра- зом жизни. Дело-то нехи- трое, затонередкодоходное. Коллекция моя пополняет- ся день ото дня. Есть в ней иумозаключениямаститых социологов. Один из них грустно констатировал: валить отсюда, несмотря на всепроблемы, накризис, желающих немного. Зато валят самые креативные и энергичные. Знаете что, господин ученый: если к ним принадлежат те, чьи гадостиипакостихранятся в моем собрании, пусть ва- лят. БорисАбрамович тоже был неглуп, энергичен, предприимчив. Однако без таких, какон, странекак-то легче и спокойнее дышать. Фото Сергея Литаврина Коллаж Александра Алленых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz