Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Ежегодно в России от употребле- ния наркотиков гибнет от 70 до 100 тысяч человек. В подавляю- щем большинстве это молодые люди от 16 до 30 лет. Наркоманы составляют 90 процентов от всех зарегистриро- ванных случаев заболеваний ВИЧ. Львиная доля всех престу- плений, в том числе и особо тяжких — грабежи, разбойные нападения и убийства, — так или иначе связана с наркотика- ми и порой совершается ради одной-единственной дозы дурмана. По статистике один наркозависимый привлекает к употреблению психотропных веществ еще 3 — 15 человек. Почему молодые люди «подсаживаются» на наркоти- ки и как противостоять наркомании — главная тема сегодняшнего выпуска «Вектора здоровья». 4 № 110/24988/6 ИЮНЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вектор здоровья Страница подготовлена при содействии управления здравоохранения Липецкой области. Ответственная за выпуск Ирина Смольянинова. Даже и не пробуй! Как попадают в наркотический капкан С наркотическими свойствами некоторых растений и грибов люди знакомы с древнейших времен. Но лишь в наше время наркотики стали настоящим бедствием для человечества. Почему это произошло, рассказывает заместитель главного врача Липецкого областного наркологического диспансера Татьяна Афанасьева. —ТатьянаАлександровна, какова сейчас ситуация с рас- пространением наркотиков в России? — В нашей стране сегодня около шести миллионов нарко- манов, но официально зареги- стрировано лишь 500 тысяч. 20процентов всехнаркозависи- мых— это школьники, 60 про- центов — молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Средний возраст начала приема наркотических веществ в нашей стране состав- ляет 15 — 17 лет. Но ежегодно возрастаетколичествонаркома- нов в возрасте 9—13 лет. Коли- чество смертей от приема нар- котиков увеличилось в послед- ние годы в 12 раз. В среднем после начала приема наркоти- ков зависимыйживет 3—5лет. — Где чаще всего происхо- дит первое знакомство с нарко- тиками? — 70 процентов молодых наркоманов в первый раз по- пробовалинаркотические сред- ства в учебных заведениях, в клубах и на дискотеках. Суще- ствуют специфические черты психики людей, способствую- щие возникновению пристра- стиякнаркотикам. Это люди со слабой и неустойчивой психи- кой, впечатлительные и бояз- ливые, которые не умеют про- тивостоять различнымжизнен- ным неудачам, очень страдают от этогоистараютсяэто скрыть. Однойизпричинраспростра- нения наркотиков среди моло- дежиявляется влияние группы ровесников, в которой царит наркоманский стиль жизни. Особуюопасность такие группы представляют для легковозбу- димых, подвижных натур, ко- торые ничем глубоко не интере- суются и у которых не хватает терпения серьезно учиться. Употребление наркотиков как бы повышает ранг молодого че- ловека среди товарищей. Важнейшими факторами также являются любопытство и мода. Особенно опасно, когда наркотик, принятый из любо- пытства или от скуки, сразу вызывает приятное ощущение и желание вновь испытать та- кое же чувство. Возникает психическая зависимость. Об этом хорошо знают торговцы наркотиками. Они даже первое время дают их бесплатно, зная, что потом их «щедрость» оку- пится с лихвой. — И все же одни ребята спокойно отклоняют такое предложение, а другие согла- шаются «попробовать». Поче- му? —Никто из подростков, на- чавших употреблять наркоти- ки, не задумывался о возмож- ности стать наркоманом. Все они либо удовлетворяют соб- ственноелюбопытство—«Ачто такое галлюцинации?», «А правда ли, что наркотики дают наслаждение?», — либо пробу- ют наркотики «за компанию», не учитываяприэтомковарства их действия. Существуют разнообразные способы вовлечения несовер- шеннолетних в наркоманию. Например, если подростку не- однократно и взахлеб расска- зывают, как славно и весело провели время, покуривая «травку», любопытство и за- висть заставят его присоеди- ниться к компании. Бывает, что знакомый пред- лагает подростку в качестве «дружеской шутки» вместо обычных сигарет «импорт- ные», от которых у того воз- никают неведомые ранее ощу- щения эйфории и беспричин- ного веселья. Потом объясня- ют, что сигареты были с мари- хуаной. Полученный наркоти- ческий опыт побуждает под- ростка кповторениюприятных ощущений. Используется и прием«дру- жеского шантажа», когда дру- зья подстрекают: «Не будь трусом», «Ты что, слабак?». И он уступает. Иногда девушке наркотик предлагает парень, в которого она влюблена, говоря, что их дальнейшие отношения возможны, только если она вместе с ним будет курить ма- рихуану. Это так называемый «амурный шантаж». Или «сердобольный друг» советует, чтобылегче пережить разрыв с любимым человеком, «уколоться и забыться». Но это помогает лишь на время. Что- бы вновь забыться, нужна но- вая доза. И всегда легче угово- рить человека попробовать наркотик, когда он находится в состоянииалкогольного опья- нения. — Как можно уберечь ре- бенка от наркотиков? — Никогда не пробовать и не нюхать, даже один раз. По- тому что наркотическая зави- симость часто возникает от первой пробы. Родители долж- ны приложить максимум уси- лий, чтобы эта истина отпеча- талась в сознании ребенка. Давайте своим детям правиль- ные ориентиры в жизни, учите ставить и достигать значимые цели, лучше всего на своем примере. Больше проводите времени вместе, формируйте у них здоровые привычки и ис- тинные культурные ценности. А если беды не удалось избе- жать—не падайте духом. Ока- зывайтеморальнуюподдержку подростку, говорите ему, что вы его любите — для него это жизненно необходимо, какими бы ни были обстоятельства. И как можно раньше обращай- тесь за помощью к специали- стам. Практика показывает: чем раньше начать лечение, тем больше шансов на возвра- щение подростка к нормальной жизни. Излечившимися мож- но считать тех, кто не менее года не употребляет психотроп- ных веществ. Татьяна Афанасьева, заместитель главного врача Липецкого областного наркологического диспансера Эти опасные качели Виды и риски детского травматизма Возникновению травм спо- собствуют неблагоустроен- ность внешней среды, халат- ность и недосмотр взрослых, неосторожное поведение самого ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Много травм дети получают во дворах, на улицах. Это по- резы и уколы стеклом или льдом, сухими ветками и суч- ками деревьев, кустарников, занозы, ушибыпри катании на велосипедах, самокатах, каче- лях и каруселях и так далее, включая травмы, полученные при гололедице, при катании с горок, от падающих с крыш сосулек и глыб снега в период оттепели. Вморозные дни—от прикосновения к металличе- ским конструкциям лицом, руками, языком. Но серьезно травмировать- ся ребенок может даже нахо- дясь дома, на глазах у родите- лей. Это так называемые быто- вые травмы. В их число входят ожоги от горячей плиты, по- суды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприбо- ров и открытого огня. Чтобы избежать их, необходимо дер- жать детей, особенно малень- ких, подальше от горячих предметов и пищи, от откры- того огня и взрывов петард. Прячьте подальше от детей легковоспламеняющиесяжид- кости — бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигал- ки, бенгальские огни, петар- ды. Падения —частая причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Полу- чить их ребенок может при падении с кровати, стола и ступенек, окна. Чтобы их пре- дотвратить, необходимо уста- новить ограждения на ступень- ках, окнах и балконах и не разрешать детямиграть в опас- ных местах. В летнее время повышен- ную опасность представляют качели. Падая или прыгая с них, ребенок может сломать ногу илируку ик томуже полу- чить сильный удар по голове. При порезах обычно теряет- ся много крови и возникает угроза заражения. Поэтому все легко бьющиеся предметы — стеклянные бутылки, посуду, зеркала и так далее — нужно держать подальше от малень- ких детей и учить их не при- касаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы убирайте в недоступные для них места. Детей постарше на- учите осторожному обращению с этими предметами. На дет- ских площадках не должно быть ржавых консервных ба- нок, острых обрезков металла. В результате попадания мелких предметов в дыхатель- ные пути ребенка может насту- пить удушье . Поэтому малень- ким детям не следует давать еду с мелкими косточками или семечками, а также монеты, пуговицы, гайки и так далее в качестве игрушек. Если у ребенка возникли затруднениядыхания, кашель, он не в состоянии говорить или издавать звуки—это признаки возможного удушья. В этом случае как можно скорее сле- дует принять меры к извлече- нию постороннего предмета из дыхательных путей. Причиной опасных травм и даже гибели детей могут стать отравления бытовыми химиче- скими веществами. Кислоты и щелочные растворы, керосин, яды для крыс и насекомых, не- которыемедикаментыи другие химикатымогут вызвать тяже- лое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Мно- гие из этих веществ опасны не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, на одежду. Ядовитые вещества нельзя хранить в бутылках из-под пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Держать их нужно в плотно закрытыхмаркированныхкон- тейнерах в недоступном для детейместе. Эти рекомендации относятся и к лекарственным средствам. Дети могут получить пора- жение электрическим током от неисправных электроприборов, от обнаженных проводов, засу- нув в розетку палец или какой- либо металлический предмет. Поэтому нужно следить за ис- правностью бытовых электро- приборов, тщательно изолиро- ватьобнаженныеэлектрические провода, анизкорасположенные розетки необходимо закрывать специальными заглушками. Травматизм на дороге — также одна из причин обраще- ний в травмпункты. Более 60 из 100 детей попадают под ко- леса машин потому, что взрос- лые не научили их правильно переходить дорогу. Дети должны знать, что переходить дорогу нужно в установленных местах на зеле- ный сигнал светофора или по «зебре». Не разрешайте детям играть возле дороги, особенно с мячом. При перевозке ребен- ка в автомобиле необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности. При езде на велосипеде де- тям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособле- ния для защиты. В последние годы большой наплыв детей в травмпункты связан с увлечением роликовы- ми коньками . Купив ребенку роликовые коньки, научите кататься на них, правильно тормозить и падать — вперед на колени, а затем на руки. Голенища коньков должны быть твердыми и служить хо- рошей опорой голеностопному суставу. Обязательно приоб- ретите наколенники, налокот- ники, напульсники и шлем. Кататься нужно подальше от автомобильных дорог, избегая слишком большой скорости и следя за рельефом дороги. Никогда не следует остав- лять детей, особенно малень- ких, одних в воде или близ нее, в том числе—в ванной. Всегда закрывайте колодцы, ванны и даже ведра с водой. С раннего возраста начинайте обучение плаванию под руководством и присмотром взрослых. Родите- лям и другим взрослым очень важно самим правильно вести себя во всех ситуациях, демон- стрируя детям безопасный об- разжизни, таккак дети во всем стремятсяподражать старшим. Владимир Назаров, заведующий травматологическим пунктом областной детской больницы Кому на пользу «речевая диета» Советы логопеда по воспитанию ребенка с заиканием Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности и слитности речи, обусловлен- ное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Риску заикания наиболее подвержены дети с тревож- ными чертами характера, с ранним речевым развитием или наоборот, с некоторой его задержкой. И те, у которых есть родственники с заикани- ем или левши. Для детей в возрасте от 1 до 7 лет речь родителей является образцом. Поэтому важно, что- быречь взрослых была четкой, достаточно плавной, эмоцио- нально выразительной, уме- ренной по темпу. Общаясь с ребенком, нельзя подделывать- ся под его детский лепет, на- меренно искажать звуки и слова. Не стоит употреблять и труднопроизносимые слова и сложные по конструкции фра- зы. Нельзя ребенка наказывать за погрешности в речи, пере- дразнивать или раздраженно поправлять. Важно создать для него ща- дящий речевой режим — так называемую «речевую диету» — режим ограничения речи. Общий щадящий режим пре- жде всего включает в себя вза- имоотношениямежду взрослы- ми членами семьи и их отноше- ние к детям, разумное ограни- чение общения с детьми и взрослыми, сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий, организациюего досуга. В семье для такого ребенка необходимо создать четкийрас- порядок дня: 10 — 11 часов ночного и 2 часа дневного сна, богатая витаминами пища, спокойные прогулкина свежем воздухе. Необходимо исклю- чать слишком яркие и волную- щие впечатления, ситуации: многолюдныепраздники,шум- ные, возбуждающие игры, про- смотр телепередач, не соответ- ствующих возрасту ребенка, чтение страшных сказок, осо- бенно перед сном. Для детей с заиканием предпочтительны спокойные занятия, например лепкой, конструированием, аппликацией, мозаикой, рисо- ванием, чтение. Очень полезны также занятия музыкой — пе- нием, танцами, которые спо- собствуют развитию правиль- ного речевого дыхания, чув- ства темпа, ритма. Пусть вас не раздражает, если ребенок что-то крутит в руках—это в некоторой степе- ни снимает напряжение, от- влекает его от речевых труд- ностей. Можно даже специаль- но дать ему маленькую игруш- ку. Подружите вашего ребенка с уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы он, общаясь с ними, учился гово- рить спокойно и плавно. В присутствии ребенка ни- когда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Объясните ему, что он просто еще не научился правильно говорить, что со временем эти затруднения пройдут. Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит заикаясь, и заставлять повторять слово снова. Это заставляет его лиш- ний раз фиксировать внимание на своем недостатке. Внима- тельно слушайте ребенка. Не перебивайте. Чаще улыбайтесь и хвалите его. Но чрезмерно баловать заикающегося ребен- ка тоже не стоит. Требования, предъявляемые к нему, долж- ны соответствовать его возра- сту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду. Олеся Дмитриева, логопед Липецкого областного детского санатория «Мечта» Родить или погодить? Все о современных методах контрацепции Контрацепция — составная часть системы планирования семьи и направлена на регу- ляцию рождаемости, а также на сохранение здоровья женщины. Средства, приме- няемые с целью предупреж- дения беременности, называ- ются контрацептивными. Использование современ- ных методов предохранения от беременности снижает частоту абортов как основной причины гинекологической патологии, невынашиваниябеременности, материнской и младенческой смертностиипозволяет регули- ровать наступление беремен- ности в зависимости от здоро- вья супругов, соблюдения ин- тервала между родами, числа детей и прочих жизненных обстоятельств. Некоторые из противозача- точных средств обладают за- щитнымисвойствамивотноше- нии злокачественных новооб- разований, воспалительных заболеваний половых органов, остеопороза, служат мощным подспорьем в борьбе с рядом гинекологических недугов. Современные методы кон- трацепции подразделяются на внутриматочные, гормональ- ные, барьерные, естественные, хирургические (стерилизация). Внутриматочная контра- цепция — это контрацепция с помощью средств, введенных в полость матки. Она рекоменду- ется рожавшим женщинам, не планирующим беременность как минимум в течение года, при отсутствии риска заболева- ний, передаваемых половым путем. Гормональная контрацеп- ция—один из наиболее эффек- тивных и распространенных методов регуляции рождаемо- сти. Все гормональные контра- цептивысостоят из эстрогенно- го и гестагенного или только гестагенного компонента. Гормональные контрацеп- тивы бывают комбинирован- ные: эстроген-гестагенные контрацептивы, оральные, влагалищные кольца, пласты- ри. Гестагенные препараты выпускаются в виде оральных контрацептивов, содержащих микродозы гестагенов (мини- пили); инъекционныхпрепара- тов и имплантатов. В настоящее время в связи с ростом числа заболеваний, пе- редаваемых половым путем, возросла роль так называемых барьерных методов контрацеп- ции. Барьерные контрацепти- выподразделяются на химиче- ские и механические. Химические методы кон- трацепции (спермициды)—это химические вещества, оказы- вающие губительное воздей- ствие на сперматозоиды. К механическим методам контрацепции относятся пре- зервативы,шеечные колпачки, влагалищные диафрагмы, соз- дающие механическое препят- ствие для проникновения спер- матозоидов в матку. Использование естествен- ных методов контрацепции основано на вычислении дней, когда наступление беременно- сти наиболее вероятно — это дни, близкие к овуляции. Для предохранения от беременно- сти в эти дни или воздержива- ются от половой жизни, или применяют другие методы контрацепции. Хирургическиеметодыкон- трацепции (стерилизация) — это необратимые методы. При- меняются как у мужчин, так и у женщин. Стерилизация у женщин обеспечивает непро- ходимость маточных труб, вследствиечего оплодотворение невозможно.Пристерилизации умужчинперевязываютипере- секают семявыносящие прото- ки, после чего сперматозоиды не могут поступать в эякулят. Посткоитальной, или экс- тренной, контрацепцией на- зывается метод предупрежде- ния беременности после неза- щищенного полового акта. Цель этого метода — предот- вращение беременности на этапе овуляции, оплодотворе- ния, имплантации. Механизм действия посткоитальной кон- трацепциимногообразен и про- является в десинхронизации менструального цикла, нару- шении процессов овуляции, оплодотворения, транспорта и имплантации плодного яйца. Такимобразом, существуют определенные требования, предъявляемые к противоза- чаточным средствам: высокая эффективность, достигающая 97-98 процентов, безвредность для здоровья, быстрое восста- новление детородной функции после отмены контрацептива, удобство в употреблении, под- держание комфорта в интим- ной жизни, доступность и низ- кая стоимость. Показателем эффективно- стилюбого средства контрацеп- ции является индекс Перля — число беременностей, насту- пивших в течение года у 100 женщин, использовавших тот или инойметод контрацепции. Пероральная контрацепция —индекс Перля 0,3. Внутрима- точные средства—от 0,2 до 0,6. Влагалищное кольцо — 0,3. Хирургическая стерилизация — 0,5. Имплантационная кон- трацепция—индексПерля0,05. Барьерные методы—от 6 до 20. Методы контрацепции должныподбиратьсясовместно с гинекологом, с учетом всех показаний и противопоказа- ний. Галина Фролова, заведующая консультативно- диагностическим отделением областного перинатального центра; Елена Соколова, акушер-гинеколог Фото Ольги Беляковой Коллаж Александра Алленых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz