Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА № 108/24986/ 4 ИЮНЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Написанному — верить! Диалоги с писателем И. НЕВЕРОВ В зять у Захара Прилепина интервью так и не удалось. Обещанные мне полчаса для беседы сразу после встре- чи с читателями в Центральной городской библиотеке имени Сергея Есенина ушли у нашего гостя на раздачу автографов. Поклонники заблаговременно обзавелись при- лепинскими книжками и выстроились в длинную очередь, не- пременно желая украсить титульные листы двумя строчками, написанными рукой автора. Право, я не предвидел та- кого ажиотажа. В библиотеке был аншлаг. Причем пришли не праздно любопытствующие поглазеть на знаменитость вблизи. Поклонники задавали вопросы, не оставлявшие со- мнений: Прилепин прочитан серьезно и внимательно. По- этому вместо несостоявшегося интервьюярешилпредложить вамстенограммудиалогакуль- тового литератора с залом. Но сперва еще немного предварительной информации о нем. Десять лет назад имя Прилепина знали разве что те нижегородцы, которым попа- дала в руки местная задорная газета «Дело». В ней будущий прозаик публиковался под разными псевдонимами. Но потом, по собственному его признанию,решил,чтозрярас- трачиваетжизньнапустяки.И селзароман«Патологии».Лю- бовный сюжет нежданно-нега- данно перерос в повествование о чеченской войне. Дебютная книга немедля оказалась в эпицентре острых дискуссий. Еще громче был резонанс дру- гого произведения Прилепина — «Санькя». Даже Владимир Путин, предпочитающий бел- летристике труды историков и философов, проявил к нему интерес. Так дальше и повелось. Сегодня кто-то называет про- заика самым ярким молодым писателемРоссии, а кого-то он раздражает и злит. Для одних —онофициальныйоколокрем- левский автор. А некоторым кажется, что его просто слиш- ком много. Он и телепередачу вел, ивкиноснимается, идаже рок-группу организовал. Что касаетсякниг, тоонизанимают уже целую полку на библио- течных стеллажах. Рядом с прозой и публицистикой само- гоПрилепина—составленные имсборникисобратьевпоперу, собрание сочинений Леонида Леонова. О политической и общественной активности пи- сателя нужно говорить отдель- но. Вот такойонпассионарный человек. Воистину «поэт в России больше, чем поэт». Так что и на встрече с липецкими чита- телями речь шла не только о литературных делах. О себе и своих предках — Я приехал на липецкую землю как на свою малую ро- дину. Мои корни — в селе Каликино. У меня есть право считать себя вашим земляком. — Расскажите, Захар, о своих родителях. — Вчера я был на могиле отца. Он умер в сорок семь лет. Природа его щедро ода- рила. Он преподавал в школе историю, увлекался музыкой, живописью—после него оста- лись неплохие картины. Вняв настойчивым просьбам сына, тогда еще совсем мальчишки, его мать, моя бабушка, выме- няла ему за двести яиц гитару. А позже отдала поросенка за баян. И парень без всяких учителей стал хорошо играть. Отца звали на все деревенские свадьбы. Но мне кажется, послево- енное поколение не обладало стойкостью старших, тех, что выдержали и войну, и лагеря, иголод,неутративжизненного тонуса. А в детях фронтовиков возникнадлом.Оттогоимоему умному, талантливому, вели- кодушному отцу был отпущен недолгий век. Ну а мама живет в деревне. Она работала медсестрой. Те- перьпенсионерка.И, несмотря на возраст, по-прежнему очень красивая. О политике, но не только —Ячеловекполитический, однако не политик. Нет у меня этихамбиций.Мнепредлагали избираться в Госдуму — я от- казался: писательдолженбыть независимым. А политика… Я просто люблю мою Родину и хочу участвовать в ее судьбе. — Как вы сегодня относи- тесь к российской власти, к президенту Путину? Вы ведь были нацболом, оппозицио- нером. — Я против того, чтобы любить власть взасос. Но я и не патологический революци- онер, не желающий замечать важныхпеременвжизни стра- ны. Нынешний поворот люди ждали давно. О нем писали Проханов, Лимонов, Дугин. Я имею в виду возвращение Крыма, возрождение нацио- нальныхтрадиций,идеологию, которая опирается на военные победы России, на память о подвигахушедшихпоколений. Когда-то за такие высказыва- ния начинали обзывать «крас- но-коричневыми», зачисляли в маргиналы. В действитель- ности это была нормальная патриотическая программа. Сейчас ее разделяет большин- ство наших сограждан, в том числе и во власти. — А что вы скажете об оп- позиции? — В сегодняшней России почему-то любая оппозицион- ность ассоциируется с «бело- ленточниками». Они и сами так считают. Но есть другая оппозиция,другаяинтеллиген- ция—левая, патриотическая. Вотличиеотлибераловонаспо- собна поддержать власть, если таработаетдляпользыРоссии. С чего начиналась «Обитель» — Роман «Обитель» — крупное событие в современ- ной литературе. Он удостоен престижной премии «Боль- шая книга». Как родилась мысль писать о Соловецких лагерях? —Этимяобязанмоемудру- гу, замечательному режиссеру Александру Велединскому. Он предложил работать с ним надфильмомоСоловках.Имы тудапоехали.Первое впечатле- ниенезабываемое.Прекрасная природа, ощущение близости Богаивместе стем—памятьоб ужасах, которые здесь твори- лись. И не только в двадцатые годыминувшего века. Тюрьма на Соловках была всегда. И при царе. И при интервентах, державших в соловецких за- стенках большевиков, попав- ших в плен. То есть говорить о кощунстве советской власти, устроившей лагерь рядом с монастырем, —фарисейство. Многовековая история Со- ловков вся невероятно инте- ресна. Начиная с шестнадца- того столетия. Но я выбрал материалобиномвремени.Вту пору на Соловках сидели семь тысяч человек: проштрафив- шиеся чекисты, священники, белые офицеры. При этом не следует забывать: Соловкивсе- таки отличались от лагерей, описанных Солженицыным и Шаламовым. На тот момент, несмотряна всежестокости за- ключения, большевикивсерьез делали ставку на перевоспита- ние. Что из этого получилось, другой вопрос. В общем, собрался я на- писать маленький рассказ о Соловках. Но даже несколь- ко страничек вот так, с ходу не даются. И я стал собирать все о Соловках, о лагере, о людях, которые там находи- лись. Собрал шестьсот книг. Два года читал, читал, читал и почувствовал себя внутри историческогоконтекста.Тема меня сама потащила. Из ста сорока персонажей «Обители» семьдесят имеют реальных прототипов.Ясловнобылично был с ними знаком. Не люблю писательскогококетства,когда публике рассказывают, будто творцу что-то диктовали свы- ше. Но с «Обителью» у меня и вправду случались почти мистические вещи. Иногда просыпался ночью и видел следующую главу, словно бы она уже готова. Я все яснее осознавал не- однозначность моих героев. Допустим, начальника лагеря Эйхманиса. Вначале я к нему плохо относился. Однако по- степенно открылось: с ним все непросто. На фото я видел красивое, волевое, злое лицо. У Эйхманиса было два образо- вания, он знал два языка, на войне служил разведчиком. А дальше — ЧК. В двадцать два года он начальник спецназа Троцкого.ВлагеренаСоловках при нем происходили стран- ные вещи. Для заключенных организовывалисьнаучные со- общества, работалитритеатра, былисозданычетыреоркестра, издавались газеты, журнал. Дмитрий Лихачев в мемуарах честносвидетельствовал:унего хватало времени для научного труда. Никто не вправе отри- цатьжестокостиизверства.Но было и это. После Соловков, к слову заметить, начальник лагеря продолжил блистательную ка- рьеруразведчика.Автридцать восьмом его расстреляли как троцкиста. Эта биография не менееувлекательна,чемсудьба Че Гевары. О том, как выдумывать правду —Яузнал: дочьЭйхманиса, точнееЭйхмана,ЭльвираФедо- ровна,жива.Пыталсяеенайти. Встреча с ней нужна была для финала «Обители». Но поиски ничего не дали. Ия решил: пи- сатель имеет право выдумать, как приходит к ней в дом, как они беседуют, она что-то такое вспоминает. Ивдругмесяцачерезтрипо- слевыхода«Обители»получаю письмо отЭльвирыФедоровны из Америки. Она давно туда переселилась.Ярешил, чтоона порветменянакуски.Ноонане сердилась, а спрашивала: то, что я прочитала, навело меня на мысль, что у нас есть общие знакомые.Ониисообщиливам подробности обстановки моей квартиры. Кто это? Отвечаю честно: я ни с кем об этом не говорил, описание полностью придумано. В следующем по- слании эта женщина усомни- лась в моих объяснениях. Вы, писала она, даже про книги на моих полках знаете все в точ- ности. Так и не поверила. Были и иные случаи, когда родственники, близкие моих героев подтверждали: мой вымысел достоверен. Теперь, когда у меня интересуются, где в «Обители» правда, где выдумка, я отвечаю твердо: все правда. — Ваш роман в семьсот страниц на редкость легко читается. Как вы достигли такой легкости, прозрачности стиля? — Я с детства любил наш Серебряный век. И эта стили- стика, динамика, моторика текста—оттуда. Зачем писателю кино —Яиграювфильмахнепо- тому, чтосчитаюсебябольшим актером. Здесь есть доля хули- ганства. Как это началось? Я с семьейживу в деревне. У меня нетнителевизора, ниИнтерне- та.Затосомнойсобаки,кошки, конечно, дети, ихунас сженой четверо. А еще река… И вот однажды мне звонят по мобильнику. Я выхожу из дома, ищу в деревне место, где сигнал отчетливее. Наконец слышу: здесь поблизости идут киносъемки, режиссерпредла- гаетвамроль.Какую?Убийцы. Мне этонепонравилось, яотве- тил, что не хочу. Но рассказал о занятном звонке домашним, и дети в один голос: папа, сни- майся! Через две недели меня позвали снова. И я отправился на съемочную площадку. Сыграл и в фильме «Вось- мерка» у Алексея Учителя. Это экранизациямоейповести. Учительопятьдалрользлодея. Хотелось, конечно, сняться в какой-нибудь другой роли. Но он заявил, что этого нехоро- шего человека должен играть именно я. —Актерство не отвлекает вас от писательства? — Во-первых, мне инте- ресно. А кроме того, писателю сниматься легко. Ведь в нем живет игровое начало, вообра- жениенатренировано.Маяков- ский играл в кино, Шукшин был прозаиком, режиссером, актером. Пушкин не играл, но, наверное, лишь по одной причине: при нем кино еще не изобрели. Что дальше? — О вас говорят в первую очередь как о мастере военной прозы. Выи дальше будете пи- сатьпреимущественноовойне, о политике или вернетесь к лирическому повествованию? — Я буду писать про лю- бовь, конечно! О том, что объ- единяет мужчину и женщину. Описать женщину, ее пережи- вания—задачапотруднее, чем повествовать о войне. Извест- ный писатель Леонид Юзефо- вичкак-тосказал, чтопрожить двадцатьлетсоднойженщиной совсем не то же самое, что прожить по году с двадцатью женщинами. Я семнадцать лет живу с одной женщиной. Наверное, это дает себя знать и в моих книгах. 2015-й — ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz