Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

6 № 105/24983/30 МАЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Год литературы Людмила Сатарова, доктор филологических наук, профессор ЛГПУ Лилия Шкурат, кандидат филологических наук, доцент ЛГПУ Творческие связи Михаила Шолохова, 110-летие со дня рождения которо- го мы отметили на днях, и Юрия Бондарева представляют несомненный интерес не только для исследователей, но и ценителей литературы. Оба писателя были участниками Великой Отечественной войны, сумели выразить коренное, традиционное, народное представление о сущности битвы двух миров, которая получила в их знаменитых романах значение непреложного документа эпохи. Наше время характеризуется подлыми и безответственными попытками очернить Победу советских людей в одной из самых тяжёлых войн в истории человечества. Поэтому особое значение приобретают свидетель- ства классиков русской литературы ХХ века, которые смогли неповтори- мо и убедительно раскрыть духовно-нравственные истоки подвига челове- ка на войне. Этот аспект взаимодействия Шолохова и Бондарева чрезвычайно актуа- лен, поскольку их творчество входит в золотой фонд нашей культуры, образует её становой хребет. Взлет «прозы лейтенантов» НиколайОцуп, поэт русского эми- грантского зарубежья, высоко оце- нивал очеркШолохова «Наука нена- висти» как этапное художественное явление мировой литературы о войне в целом. По его замечанию, «поверхностному гуманисту» шоло- ховский очерк мог бы «дать повод для негодования», так как «поэту не очень пристало разжигать в сердцах чувство мести». Но «вот парадок- сальное заключение: в этом очерке из ненависти вырастает любовь, <…> и вместо пропаганды против немцев написанный на случай рассказ Шо- лохова приобретает смысл какого-то траурного марша». Историческая правда состояла и в том, что без рассказа «Судьба человека», появившегося во второй половине 1950-х годов, невозможен был бы взлёт «прозы лейтенантов», таких его ярких представителей, как Воробьёв и Бондарев. Именно Шолохов дал путёвку в литератур- ную жизнь Воробьёву, отметив его повести о плене. И Шолохов, всегда отличавшийся осторожностьюв суж- дениях о писателях-современниках, особенно молодых, дал высокую оценку военной прозе Юрия Бонда- рева. Бондарев до сих пор бережно хранит роман «Тихий Дон», на ко- тором Шолохов сделал дарственную надпись: «ЮреБондареву споклоном отжителя тех мест, где когда-то снег был горячим и осколки резали, как молодой лёд. Обнимаю, МихаилШо- лохов. 03.07.78г.». Публикация глав из романа «Они сражались за Родину» обостряла проблемы нравственного выбора человека — вечного и, несомненно, духовного явления в искусстве. Великая Отечественная война из- менила сознание наших граждан, которым для победы оказался важен весь культурный пласт, наработан- ный русской литературой за многие века её развития. ТакШолохов, кото- рого считают летописцем советской эпохи, связывает разные времена и писательские судьбы. Говоря о замысле романа «Они сражались за Родину», Шолохов отмечал, что его «интересует участь простых людей в минувшей войне». Героями его романа стали солдаты, каждый из которых до войны за- нимался земным делом: Николай Стрельцов был агрономом, Иван Звягинцев — комбайнёром, Пётр Лопахин — шахтёром. Это люди мирного труда, только волей судьбы ставшие воинами. Но воюют они так же серьёзно и основательно, как трудились до войны, чтобы, победив врага, вернуться домой, к земле, к привычной работе. Мысли о крестьянском труде не оставляют их и на фронте: когда наступила не- большая передышка между боями, они «заговорили о том, что хлеба хороши в этом году повсеместно, что лобогрейками трудно будет косить такую густую, полёгшую пшеницу, что женщинам очень тяжело будет в этом году управляться с уборкой и что, пожалуй, немцу много до- станется добра, если отступление не приостановится. Они толковали о хозяйственных делах вдумчиво, обстоятельно, как это обычно делают крестьяне, сидя в праздничный день на завалинке». Фронтовые характеры В романах «Они сражались за Родину» и «Горячий снег» создан сложный микромир человеческих отношений. Ощущение зыбкости границ между жизнью и смертью, общее дело по-родственному сбли- жает героев. Складывается особое товарищество, братство. Это почти родственное сплочение, духовное единение. Подчеркнём, речь идет о таком единении людей, в кото- ром личность не обособляется, но и не сливается с ним, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском слу- жении ближнему. Такие отношения, соборное начало в народе, по мнению обоих писателей, и явились залогом нашейПобедывВеликойОтечествен- ной войне. Дружба объединяет очень разных и в то же время чем-то похожих друг на друга персонажей. Пример тому — взаимоотношения Стрельцова, Звягинцева иЛопахина, Кузнецова и Уханова. В начале романа «Горячий снег» между Кузнецовым и Ухано- вым ощущается напряжённость, даже конфликтность. Они почти ровесники, вместе учились в артил- лерийском училище. По стечению обстоятельствУханову не присвоили офицерского звания, и теперь он, независимый по характеру, должен подчиняться своему бывшему со- курснику.Нопостепеннопроисходит сближение героев. Бондаревские персонажи остаются самими собой, но становятся близкими людьми, одной фронтовой семьёй. Их братство сердечное, чистое и сокровенное. В дружеской беседе Уханов признается Кузнецову: «Ей- богу, до сегодня считал: мимоза ты, интеллигентик… Даже иногда краснеешь, похоже. А ты, брат, коленкор рвёшь!» Примечательно, что в этой фразе впервые звучит не официальное обращение к Кузне- цову «лейтенант», а родственное слово «брат». Вадим Кожинов от- носит подобное словоупотребле- ние (обращения «мать», «отец», «брат», «сестра», «сынок», «дочка» и другие, принятые не только по отношению к кровным родственни- кам, но и к малознакомым людям) к существенной стороне русского характера, которая уходит корнями в глубь тысячелетий. Нелишне за- метить, что такие слова-обращения нередко используются с уменьши- тельно-ласкательными суффиксами («сестрёнка», «папаша», «братцы», «родненький»), выражающими от- тенки душевной экспрессии. В произведениях Шолохова и Бондарева есть герои, духовно близкие друг другу. Таковы, на- пример, лейтенанты Голощёков и Кузнецов. Если Кузнецов являет- ся одним из главных персонажей «Горячего снега», и Бондарев со- средоточивает своё внимание на его внутреннеммире, переживаниях, то о лейтенанте Голощёкове сказано в шолоховском романе совсем немно- го. Но обоих сближает стремление воевать «малой кровью», заботливое отношение к солдатам. Близкими по духу оказываются бронебойщик Лопахин и командир орудия Уха- нов, люди независимые, сметли- вые, верные. Внутреннее сходство есть и между поваром Лисиченко и старшиной Скориком, бывшим командиром орудия, обладателем почетной солдатской медали «За отвагу». Пётр Лисиченко, выпол- нив свои поварские дела, пришёл на передовую, чтобы поддержать товарищей, чем до глубины души растрогал Лопахина, недолюбли- вавшего и подсмеивавшегося над поваром. Старшина Скорик тоже спешит с кухней на передовую, чтобы накормить отрезанную нем- цами батарею. В героях писателей воплотились коренные особенности русского национального характера. Такие черты, собранные вместе, составляют портрет народа, его со- борную личность. У шолоховских и бондаревских персонажей присутствует трез- вое понимание своего долга, целей войны. Они не только воюют, но и размышляют о войне, что во все вре- мена являлось характерной чертой русского воина. Ещё Александр Су- воров утверждал, что каждый солдат должен осознавать на поле боя свои действия, а не просто выполнять при- каз командира. В начале повествования романа «Горячий снег» Николай Стрельцов невесело говорит: «От полка оста- лись рожки да ножки, сохранили только знамя, несколько пулемётов и противотанковых ружей да кух- ню, а теперь вот идём становиться заслоном… Ни артиллерии, ни миномётов, ни связи…» В таких ус- ловиях трудно просто выстоять, не говоря уже о том, чтобы одержать победу над противником, поэтому бойцы и пытаются осмыслить при- чины поражений, размышляют о судьбе Родины: «А мы — всё легко думали! По радио: разобьём врага на его территории. Территория! Держи карман…» Балагур и шутник Пётр Лопахин «своё горе на выставку не выставляет». Он говорит: «Бело- руссию у меня немцы временно от- тяпали, Украину, Донбасс, а теперь и город мой, небось, заняли, а там у меня жена, отец-старик, шахта, на какой я с детства работал… Това- рищей многих я за войну потерял навсегда…» «Они сражались за Родину». «Судьба человека». «Горячий снег». «Берег». «И снег был горячим» О « военной » прозе Михаила Шолохова и Юрия Бондарева Чья правда, тот и победит Но с грустными нотами сочетает- ся неугасимая вера солдат в Победу, ведь Правда на их стороне. Один из персонажей романа «Горячий снег» думает: «Война есть война — сегод- ня они нас, завтра мы их! Главное — суметь подняться… и самому ударить». Эта внутренняя вера в справедливость сохранялась в народе на протяжении всех фронтовых лет. «Мы выстрадали грандиознейшую победу. Мы были справедливы в войне—а это нравственный порядок души», —напишет Бондарев спустя десятки лет после Великой Победы. «Это были годы высочайшей одухот- ворённости огромной страны, веры в свой народ, в самих себя. Это было время неиссякаемой надеждыи веры в Победу». ИШолохов, иБондаревотмечают, истокимужества солдат и офицеров в том, что они осознают правоту своего дела. Стыдясь за своё отступление, солдаты не хотят идти в тыл на от- дых. Когда в роте осталось меньше тридцати человек, они принимают решение идти в другие роты, но не отступать. Контуженный, оглохший Стрельцов уходит из медсанбата, так объясняя свой поступок: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому». В романе «Горячий снег» не только крупные военачальники, но и простые солдаты воспринимают Сталинградскую битву как поворот- ный момент в ходе войны, придают ей почтимистическое значение: «Со- гласен — второй год потеем. Но Ста- линград—это вещь». Отисхода этого сражения во многом зависел итог всей войны, поэтому столь велико было напряжение всех сил. Бондарев так определял понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм — это постоянное преодо- ление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замёрзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в за- индевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздав- шего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враж- дебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты — быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне». Героизм — это, по мнению Шолохова и Бондарева, великое терпение, преодоление себя, кропотливый труд. Вромане «Они сражались заРоди- ну» в разговоре с Николаем Стрель- цовым Лопахин скажет: «Воюем-то мы вместе, а умирать будем порознь, и смерть у каждого из нас своя, собственная, вроде вещевого мешка с инициалами, написанными чер- нильным карандашом… А потом, Коля, свидание со смертью — это штука серьёзная. Состоится оно, это свидание, или нет, а всё равно сердце бьётся, как у влюблённого, и даже при свидетелях ты чувствуешь себя так, будто вас только двое на белом свете: тыиона…Каждыйчеловекжи- вой, чегоже тыхочешь…»Характеры шолоховских и бондаревских персо- нажей проявляются и раскрываются в наибольшей степени в преодолении страха смерти и в том, как они от- носятся к выполнению своего долга. Слабость или сила заключаются в том, сможет ли он преодолеть страх смерти, сможет ли в нечеловеческих условиях войны остаться Челове- ком. «Человек тогда становится че- ловеком, когда овладевает великой тайной — осознав ценность жизни, перестаёт бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зёрна добра. В этом духовная основа каж- дого подвига», — уверен Бондарев. В романе «Горячий снег» страх смерти чувствует рядовой Чибисов, несколько месяцев находившийся в немецком плену. Отправившись в поиск за разведчиками, Чибисов потерял из виду своих сослуживцев и в страхе стал шептать придуман- ную им самим молитву: «Господи, пожалей меня и моих детей!», с мольбой «обращаясь к кому-то, кто распоряжался его жизнью, его судь- бой». Отметим, что обращение кБогу является особенностью его речи: «О, господи, господи, силов моих нет…», «Господи, куда мы идём?», «Страх был, страх, Господи!». В кри- тической ситуации боя воин-атеист интуитивно поворачивается созна- нием к Богу. После слов молитвы он «уже смутно видел, куда идёт». О молитве полушутя-полусерьёзно говорит с Кузнецовым и Уханов: «Дела, лейтенант: немцы под Ста- линградом в окружении, нас тут в колечко зажали. Весёлый денек был, как? Говорят, что ада нет. Брешут! А в общем, лейтенант, нам крупно повезло! Молиться надо». С именем Бога на устах По слову преосвященного Дими- трия, архиепископа Херсонского, молитва «вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество во бранях и освящает саму брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову, как святую жертву <…>, которую сам Господь приемлет и благословляет».Непотомули, какод- наждызаметилБондарев, «нафронте все гибли — и хорошие, и плохие, и подлые, и добрые… Но всё же, спра- ведливости ради, Божья воля была избирательна. Помните эти замеча- тельные слова ВладимираМономаха: «Если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Бо- жья охрана лучше человеческой…» Так оно и было…Она, действительно, была лучше…Верующих гибло мень- ше, подленьких, случалось, настига- ла беда раньше других…» Трагедия советского человека была в том, что в течение многих десятилетий его сознательно от- чуждали от православных духовных ценностей, от вековых нравственных устоев, разрывали связь с прошлым, научили стыдиться своих внутрен- них проявлений и глубоко скрывать истинные чувства. Распадение тра- диционных нравственных связей неизбежно вело к утрате народом ду- ховной силы. Известный русский пу- блицист М. Меньшиков в «Письмах к ближним» ещё в преддверии Ок- тябрьскойреволюцииписал: «Народ, отвыкающий молиться вообще и в частности заОтечество, теряет самый могущественный способ возбуждать в себе силу. Такой народ становится похожим на психически больных, страдающих упадком воли… Отвы- кающий молиться народ <…> теряет отвагу. Вмомент несчастья он не чув- ствует в себе жизненной упругости и какбытеряет опоруввечности…»Эти размышления публициста остаются актуальными и поныне. Но как ни искажала официаль- ная идеология народное сознание, она не сумела истребить из души христианских ценностей любви, жертвенности, служения ближнему. Православная вера сохраняется, жи- вёт в человеке подсознательно, про- является в трудных испытаниях, во времена бедствий и катастроф. Есть немало примеров, когда в по- граничной ситуации между жизнью и смертью, на краю гибели у челове- ка резко обострялись религиозные чувства. Великая Отечественная война стала огненным испытанием для русского народа, которое за- ставило его обратиться к вере. Этот факт зафиксированкаквомножестве документов, так и в художественных произведениях. Ведь не случайно в 1943 году в стране было восстанов- лено патриаршество, в уцелевших храмах стали совершаться службы о победе русского воинства. Много- численные свидетельства обращения человека к Богу во время войныпри- водятся в книге архимандрита Тихо- на (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы»: «Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовуюлезут, сминая всё на своём пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощадыи спасения. Ипонял я тогда: у каждого человека в душе Бог, кКо- торому он когда-нибудь да придёт». «Я видел, как неверующие солда- тыначиналимолиться»,—это слова Бондарева. Размышляя уже в наши дни о том, почему он остался жив на войне, пройдя с артиллерийскимрас- чётом через Сталинградские степи, Курскую дугу, форсирование Дне- пра, через бои в Карпатах, Польше и Чехословакии, Бондарев обмол- вился: «Видимо, Господь хранил… На фронте бывали моменты, когда действительно просекало в сознании: «Спаси и Сохрани!» Всё меркло во- круг от огня и грохота. Вера — она ведь глубоко в душе». В романе Шо- лохова «Они сражались за Родину» также есть эпизод, в котором Иван Звягинцев во время боя «беззвучно шевеля побелевшими губами, на- чал молиться», и молитва духовно укрепила его. Как видим, Шолохов и Бондарев в своей «военной» прозе выразили общую тенденцию, связанную с воз- вращением к традиционным, право- славным ценностям в годы войны, что и определило духовную основу подвига русского народа в беспри- мерной битве Добра со злом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz