Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Знать прошлое ради будущего Владимир Богодухов, Герой России, депутат Липецкого областного Совета депутатов, ди- ректор областного Центра патриотического воспитания населения: — Есть очень хорошее и точное высказывание: «Народ, не помнящий своегопрошлого, не имеет будущего». И это на- прямую касается воспитания молодежи. От того, как мы сегодня преподнесем подрас- тающему поколению историю нашей страны, зависит буду- щее развитие России. Да, в истории нашего Оте- чества—как и любого другого государства — были разные периоды. В том числе и траги- ческие, и те, что до сих пор вы- зывают споры в обществе. На этом любят спекулировать те, кто хочет очернить наше про- шлое. Порой дело доходит до откровенной фальсификации. И вся эта информация сегод- ня доступна для подростка. Значит ли это, что родители должны ограничивать доступ ребенку в Интернет, запре- щать читать что-либо, кроме учебника? Разумеется, нет. Но задача взрослых — объяснить наследникам, в чемподлинная правда, опираясь на официаль- ные источники информации, на свидетельства очевидцев, участников событий. К при- меру, наш центр организует в школах области уроки му- жества, которые проводят ветераны. И многие дети с интересомслушают их, делают правильные выводы. После распада Советского Союза взгляд на прошлое на- шего государства поменялся. Причем доходило до край- ностей: издание школьного учебника истории могло фи- нансироваться иностранными некоммерческими организа- циями. Какая правда о России могла быть в этойкниге, издан- ной на заграничные деньги? Сегодня, к счастью, ситуация меняется. Разрабатывается единый учебник истории — это очень правильно, потому что, несмотря на разные точки зрения, основа должна быть. Личный пример очень ва- жен в воспитании. Мой отец былфронтовиком, и ямногое о Великой Отечественной войне узнавал из его уст. Хорошо помню 25-летие Победы, ког- да к нам пришли пионеры с горном, барабаном и прибили на наш дом звездочку в знак того, что здесь живет ветеран. Я гордился этим. Ипотом стал летчиком, 34 года прослужил в армии. Чтобы ребенок инте- ресовался историей, начните с себя, с истории своей семьи. Кем были ваши предки, как их судьба связана с судьбой Родины—расскажите об этом своим детям. Совсем недавно мы отпраздновали уже 70-ле- тие Победы, и прошедшая 9 Мая акция «Бессмертный полк» показала: у всех нас, людей разных поколений, есть то общее, что всех нас объединяет. Это преклонение перед подвигом наших отцов, дедов. Вот это же должно быть и основой для бесед с ребенком об истории страны. Нельзя скакать галопом по Европам ГалинаЮрова, учитель истории и общество- знания средней школы№ 51 г. Липецка: — Историческое образова- ние сегодня — один из наи- более сложных и противо- речивых элементов системы образования. Одной из причин является, пожалуй, смена мо- дели преподавания с линейной на концентрическую. Раньше изучение истории начиналось в 4-м классе с эпизодических рассказов, а заканчивалось в 10-м. Объем информации увеличивался постепенно, соблюдался хронологический порядок: от прошлого к со- временности. Учитывались и возрастные особенности. Сей- час мы заканчиваем изучение всего курса в 9-м классе, а затем углубленно повторяем в двух старших классах. А часов на изучение предмета стало меньше. Поэтому про- изошло смещение возраст- ных и идеологических тем. В качестве оправдания школьников стоит сказать и о колоссальной нагрузке, которая ложится на их плечи, когда приходится осваивать очень большие по объему па- раграфы, порой доходящие до 20 страниц. А ведь это не художественная литература! Справиться с таким объемом информации нелегко и взрос- лому. Ученик должен уметь выдавать материал по сквоз- ной тематике, то есть обладать понятийным знанием сразу нескольких параграфов. И справляются с этим единицы. К тому же подростку трудно с гражданской позиции осмыс- лить исторические события, дать им оценку. Вот и теряется интерес к предмету. Дамоклов меч висит и над учителем тоже. В процессе преподава- ния мы вносим коррективы под алгоритм выполнения заданий в формате ЕГЭ или ОГЭ, настраивая учеников на то, как преподнести ответ, чтобы получить максимально возможный балл. Обилие разноплановых учебников, порой содержа- щих не только диаметрально противоположные точки зре- ния на спорные исторические события, но и фактические ошибки, тоже вносят нераз- бериху. Чтобы исключить по- добное, сейчас разрабатывает- ся проект историко-культур- ного стандарта, содержащего порядок дат, имен, обязатель- ный минимум событийного материала, теоретические и фактические подходы к из- учению. Ряд вопросов — их обозначили как трудные — предполагает альтернативные точки зрения. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ НА ЗАМЕТКУ ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Тема следующего выпуска: «Дети и отпуск» Близится середина лета—пора каникул у тех, кто учится, и отпусков у тех, кто работает. Как родителям провести эти свободные дни вместе с детьми, чтобыпосле остались только хорошие впечатления?Куда отправитьсявместе с ребенком? Чем занять его в дороге? На что обратить внимание при планировании путешествия? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-67. Молодежь гордится героическим прошлым своей страны, но плохо его знает. Такие дан- ные показал социологический опрос, про- веденный Всероссийским центром изучения общественного мнения. Школьники и сту- денты откровенно «плавают» в теме Великой Отечественной войны, путаются в событиях и датах, искренне полагая, что Вторая мировая началась не в 1939-м, а в 1941-м. В качестве противников Советского Союза кто-то из опро- шенных называет Польшу, другие—Украину и даже Австро-Венгрию, которая распалась еще в 1918 году. О гораздо более ранних эпохах и других странах молодые россияне и вовсе не знают, давая тем самым поводы для много- численныхшуток сатириков и невеселых рас- суждений старшего поколения. Кто виноват в том, что молодежь плохо знает историю? И что делать, чтобы сегодняш- ние мальчишки и девчонки не превратились в Иванов, родства не помнящих? Как пробудить интерес к истории? Об этом сегодня размыш- ляют участники нашего родительского собра- ния. Павел Ягодзинский, заместитель начальника отдела Пен- сионного фонда Липецкой области: — Сын интересуется историей, ему нравится читать. Но с сожалением констатирую: мы, учась в школе, знали и читали намного больше. Несмотря на то, что сейчас вроде бы множе- ство источников информации, на расширение исторического кругозора те же средства массовой информации стали работать совсем недавно. Начали появляться фильмы. Поколение 90-х, когда от старых идеалов отказались, а новых еще не было, в этом плане, я считаю, потеряно. На кого они ориентировались? Супермен, Терминатор, Шварценеггер… И засилие американ- ского кинематографа, вымышленных персонажей вытеснило настоящих героев. Убежден: семья должна взять на себя ответственность за вос- питание своихдетей. Рассказывать опредках, советовать, какую книгу прочитать илифильмпосмотреть. Зерно, брошенное в по- чву, со временем обязательно прорастет. Потому что мыв ответе за то, что будет происходить в нашей стране через 20-30 лет. Татьяна Коренева, менеджер по работе с клиентами, г. Липецк: —Когда я училась в школе, у нас все было четко и понятно. Была одна правда на всех. Сейчас разных точек зрения много. Но, мне кажется, учебники истории пишут недостаточно до- ступно для учащихся. Отсутствует логика. А сумбур в учебнике создает сумбур и в головах. И стоит ли удивляться тому, что знания большинства далеки от идеальных? Вмою бытность преподавание велось одинаково для всех, но знаний хватало для поступления в любой вуз. Теперь для этого необходимо углубленное изучение. Значит, базовый уровень значительно ниже требуемого. И все же, думаю, при желании можно освоить предмет. Моему сыну история дается довольно легко. Хотя в данном случае немалая заслуга принадлежит его школьному учителю. Вера Калинина, домохозяйка, г. Липецк: —Учеников мне искреннежаль. В наше время, 20 лет назад, уже былучебник«Новейшаяистория», сколькоже должно было добавиться еще учебников за этот период? Вообще, это гло- бальная проблема, и молодежь не знает (или не хочет знать) не только историю, но еще и традиции, родной язык. Откуда тогда получать информацию? По ТВ одни сериалы и криминальные новости, а познавательных передач почти не осталось. Да и не тянет нашу молодежь на такие передачи. Дети учат то, что им интересно, а тут даже учителя не знают, что преподавать — учебники меняются чуть ли не каждый год! Дети и история Самый большой вопрос для многих — как выучить даты по истории, так как это часто непосильная задача. Разделите лист бумаги на две колонки и записы- вайте в левую— дату, а в правую— события. Несколько раз перечитайте даты и попытайтесь воспроизвести их. Закройте правую колонку и попытайтесь вспомнить, какой дате какое событие соответствует. Затем то же самое про- делайте, закрыв левую колонку. Страницу подготовили Софья Вобликова и Марина Кудаева. Фото Ольги Беляковой. № 103/24981/ 28 МАЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz