Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 “ Если уровень культуры в обществе станет выше, если мы снова почувствуем свою связь с предками, то сумеем восстановить и традиции воспитания. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Воспитание по-русски Дети как зеркало общества ЕЛЕНА БРЕДИС Л юди, которымдо- водилось подол- гу бывать в зару- бежных странах, непременно отмечают, как по-разному ведут себя дети разных националь- ностей. Впрочем, те же са- мые люди говорят и о том, что родители совершенно особенным образом обща- ются с детьми и реагируют на их непослушание ипро- ступки. Передо мной лежит книга «Почему французские дети не капризничают». Ее автор, американка, поражается по- слушанию маленьких фран- цузов и все пытается отыскать его секрет. Одновременно она старается применять почерп- нутые методы в воспитании собственных дочерей. Не- смотря на ее многочислен- ные восторженные «отчеты» после подобных опытов, от- вета на вопрос, означенный в названии книги, я так и не нашла. Да, французские дети четко знают слово «нельзя» и реагируют на него с первого раза. А почему? Почему не пропускают его мимо ушей, не разражаются в ответ исте- рикой? А кто его знает. Опять же, изменившееся поведение ее дочек меня тоже не очень- то убеждает: вероятно, они стали вести себя по-другому, потому что пока живут во Франции. А что будет, когда вернутся в Америку? Понят- но, что в разных странах раз- ное воспитание. Существует ли своя система у нас? Какая из систем лучшая? Об этом беседа с психологом, пси- хоаналитиком Екатериной Антоновой: — Наверное, говорить о какой-то лучшей и оптималь- ной системе воспитания нель- зя. Все зависит от общества, в котором живет ребенок, от культурных и семейных традиций этой страны, от менталитета людей. И было бы смешно пытаться автома- тически перенимать чужие методы и правила воспита- ния. Растение, перенесенное в чужеродную почву, просто погибнет. — Понятно, что в каждой стране свои особенности. А есть ли какая-то «система вос- питания по-русски»? — Я бы сказала, что глав- ная суть нашей системы в ее отсутствии. Ну, если не принимать во внимание та- кую нашу особенность, как страсть помогать детям, даже будучи уже пенсионерами. Но системы, как таковой, нет. И связано это с многочисленны- ми сломами в нашей истории, когда предыдущий опыт при- знавался насквозь ошибоч- ным и порочным. Вместе с этим опытом отбрасывались и мудрость, накопленная по- колениями, и традиции. А ведь система воспитания фор- мируется и передается из по- коления в поколение, причем пятьдесят или семьдесят лет — это не срок, чтобы сформи- ровать что-то незыблемое, что нельзя было бы в одночасье разрушить. — Мне кажется, что тра- диции воспитания во многом связаны с вероисповеданием народа… — Безусловно. Вера во многом помогает сохранять и традиции, и ритуалы. Ив этом смысле семьдесят летнасажда- емого атеизма не моглипройти бесследно. Хорошо, тогда ста- виласьцель воспитать строите- ля коммунизма, прививалось коллективистское начало, принципы интернационализ- ма, гордость за державу. Вроде бы система. Но в девяносто первом нам опять говорят, что все, что было, — абсолютное зло. Вдруг выясняется, что гордиться нам абсолютно не- чем, коммунизм начинают приравнивать к нацизму, а на смену интернационализ- му приходит национализм скинхедов. За что зацепиться, на что опереться? И тут нам дают новую установку — на крайний индивидуализм и потребительство. Но ведь для этого требуются совершенно иные принципы воспитания, которые надо срочно каким-то образом выработать! Ивот уже ребенку начинают внушать, что человек человеку не друг, а волк. — Обратите внимание, в техже республиках Северного Кавказа вековые традиции воспитания сохранились куда лучше, чем в Центральной России… — Да, потому что там все это время сохранялись очень прочные мусульманские кор- ни, которые никогда не обру- бались. И традиции воспита- ния там основываются именно на исламе. И какой бы век не стоял на дворе, молодежь там будет уважать стариков, младшие братья—слушаться старших. Так заведено. Ау нас старики потеряли ценность, потому что они не поспели за технической революцией и не умеют пользоваться компью- тером. Знания, мудрость, ко- торые должныпередаваться от поколения к поколению, ока- зались вытеснены постоянно меняющейся информацией. Информация стала ценнее му- дрости. Правда, шествие «Бес- смертного полка» зародило во мне надежду на то, что все еще не поздно вернуть: в этом было столько искренности, столько ощущения собственной сопри- частности победам и жертвам своих дедов и прадедов! — И все-таки, в чем же ключ к послушанию детей? Вот в Японии детям до пяти лет разрешается делать все, что душе угодно. Если ребе- нок обжегся или порезался, то мама его не ругает, а изви- няется за то, что не уберегла. Казалось бы, после такой все- дозволенности к шести годам ребенок должен стать сущим наказанием для окружаю- щих. Во всяком случае, у нас было бы именно так. Но нет! Японские дети чрезвычайно послушны и ответственны. Как это объяснить? — Знаете, есть такая пого- ворка: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Дети—это же наше зеркало. В японской культуре, где чрезвычайно важны ритуалы, где веками культивируются взаимная вежливость и взаимное ува- жение, дети просто не увидят у взрослых асоциального по- ведения. Но ведь копируют они именно взрослых! А что будут видеть и копировать наши дети? Ругающихся ма- том мужиков? Девушек, рас- пивающих пиво «из горла»? Скандалы мамы и папы? Вот вам и ответ. У японских детей «вседозволенность»никогдане приведет к нарушению норм поведения, которые они видят с самого рождения. Традиции — великая вещь. Американ- ская молодежь не выносит родительского диктата и стре- мится от него уйти. Китайские подростки признают, что их материоказываютнанихочень сильное давление, но при этом не испытывают никакого дис- комфорта. Потому что для них это норма. Но ведь в Штатах сами взрослые настраивают детей на скорейшую самостоя- тельность и обособленность, а в Китае культивируются тесные родственные связи. — Но ведь есть какие-то особые черты, характеризу- ющие именно нашу систему воспитания? — Понятно, что и в Япо- нии, и у нас есть разные семьи. Но мы давайте поговорим о некой общей преобладающей тенденции. Я быначала с того, что наше «коллективистское начало» то и дело приводит к нарушениюличного простран- ства и вносит далеко не луч- шие коррективы в воспитание детей. Да, коллективизм у нас в крови, в генетическом коде, но должны же быть какие-то границы. —А вымогли бы пояснить это на каком-то примере? —Пожалуйста, вот пример из моей личнойжизни. Яиду с младшей дочерью из детского сада, мне надо зайти в апте- ку. А Танечке не хочется, ей хочется побыстрее домой, к игрушкам, к старшей сестре. По этому поводу она начинает откровенно капризничать и реветь на всю улицу. Лично я считаю, что в четыре года ребенок уже должен уметь потерпеть и подождать, если маме срочно нужно что-то сде- лать. Ия всякий раз объясняю это дочери. Но в тот раз к ней вдруг кинулась какая-то жен- щина со словами: «Будешь плакать, я тебя заберу!» На что я ей сказала, что сейчас вызову полицию, поскольку она собираетсяпохититьмоего ребенка. Выне представляете, какое у нее было лицо! —Так ведь она это сделала из лучших побуждений! —Я понимаю. Но я не хочу воспитывать своего ребенка страхом: «тебя тетя заберет», «тебя бабайка утащит». Я хочу, чтобы ребенок понимал, почему надо так, а не иначе. А воспитание страхом— вполне типично для нашего социума. И представьте, как все эти детские страхи могут потом сказаться на психике. Так вот, та женщина просто вторглась в мои отношения с дочерью со своими «пугалками». Да, она хотела помочь, но в итоге на тот момент помешала мне вы- страивать эти отношения. — А какую еще черту вы можете назвать типичной для нашего воспитания? — Всеобщая жалостли- вость. Причем не только к своим детям, но и к чужим. Вот опять же конкретный пример из моей жизни. В ма- газине, куда мы ходим, есть автомат по продаже жеватель- ных резинок. Я такие вещи принципиально не поощряю, и мои дети это знают. Но Та- нечка пока еще пытается «на- давить» на меня при помощи слез. Так было и в тот раз: я сказала, что не куплюжвачку, она разревелась. Мы уже шли к выходу, когда нас догнала девушка с криком: «Девочка, не плачь, не плачь, на, возьми жвачку!» Спрашивается, кто ее просил? Она же прекрасно понимала, что уменянайдутся пять рублей. И если я не по- купаю, значит, имею на это весомые причины. Так какое она имела право нарушать мои решения,моиправилаинормы поведения? Только потому, что ей было жалко плачущего ребенка? Конечно, чувство со- страдания—это прекрасно, но должна быть какая-то элемен- тарная культура. И еще: мы в методах воспитания склон- ны шарахаться из крайности в крайность. Вот сейчас от многих слышу: «Мой ребенок читает только русские народ- ные сказки!» Спрашивается, почему?Что затакойстранный квасной патриотизм, из-за которого ребенка надо лишать сказок Андерсена, Шарля Перро или братьев Гримм?Ну, крайности — это в нашей на- туре. Потому мы и кричим на своих детей чаще, и целовать их чаще кидаемся. Я думаю, если уровень культуры в обществе станет выше, если мы снова почув- ствуем свою связь с предками, то сумеем восстановить и тра- диции воспитания. № 103/24981/ 28 МАЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz