Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
овса», «тоник медовый», «то- ник с экстрактом женьше- ня», «березовые почки» и еще масса других алкогольных суррогатов. Если прочитать этикетки, то настойки перца, женьшеня, меда и овса пред- назначены исключительно для укрепления волос. Однако те 30 процентов потребителей, которые отказались от водки и стали покупать спиртосодер- жащие жидкости, почему-то так и не стали обладателями пышныхшевелюр. Например, одна из моих воронежских знакомых взяла настойку перца в коммерческом киоске возле автовокзала. Покупала она ее по прямому назначе- нию — укреплять волосы, однако успела заметить на себе брезгливый взгляд про- давщицы, вроде «молодая и красивая женщина, а поку- пает дешевое пойло». В не- которых магазинах продают 45-градусные «пропитки для тортов» с ароматами рома, на 62,5 процента, показатель зарегистрированных нарко- логами подростков по употре- блению алкоголя с вредными для здоровья последствиями увеличился на 6,3 процента. А за каждым процентом скры- ваются конкретные человече- ские судьбы. На фоне оптими- стичных отчетов «о снижении производства и реализации алкогольной продукции» реа- лиижизни оказались противо- положными ожидаемым. Кто- то хорошо проанализировал складывающуюся ситуацию на алкогольном рынке и внес свои коррективы. И вот в киосках для продажи чипсов и сникерсов, а также в иных торговых точках, покупате- лям был предложен особый ас- сортимент алкоголесодержа- щей продукции — пузырьки с интригующими этикетками. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ФАКТЫНАЛИЦО Суррогатные антирекорды Как «фуфырики» побеждают водку Водку покупать некоторая часть населения перестала , а вот пить – нет . На смену водке успешно пришли дешевые суррогаты . По данным Аптечной гильдии страны , настойка боярышника по популярности у некоторой части россиян стала абсолютным чемпионом среди « лекарств ». АНДРЕЙ СЛАВИН Е сли верить офи- циальной стати- стике, то потре- бление алкого- ля россиянами неуклонно снижается. Например, в минувшем году производство водки в стране упало на 22,3 процента. Отмечают этот факт как очень отрадный и в нашем регионе. Так, по данным управления потребительского рын- ка и ценовой политики, в первом квартале 2015 года в розничной сети предприятий области реализация населению крепких спиртных напит- ков уменьшилась на 26,8 процента относительно аналогичного периода прошлого года, а слабо- алкогольной продукции — на 62,7 процента. Парадоксы алкорынка Вроде бы таким цифрам радоваться надо, однако по- сле того, как правительство подняло акцизы на алкоголь до небес, получился неодно- значный экономический и со- циальный результат. Да, про- изводство водки уменьшилось за год на 22,3 процента, но через магазины водки почему- то продано в полтора раза больше, чемлегально произве- дено. Причем основной объем «паленой» сорокаградусной производят легальные заводы в «ночную смену». Теневой рынок водки в 2014 году вы- рос втрое, потери российского бюджета уже приблизились к 50 миллиардам рублей в год. Забил тревогу даже глава го- сударства и велел больше не накручивать цену на водку. В итоге Росалкогольрегулиро- вание (РАР) объявило новую цену на спиртное крепче 28 градусов: с февраля текущего года «пол-литре» водки было дано подешеветь с 220 рублей до 185 рублей. Но куда же исчезла треть пьющего населения, которая якобы вдруг перестала пить? Водку покупать некоторые действительно перестали, а вот пить — нет. На смену вод- ке успешно пришли дешевые суррогаты. По даннымАптеч- ной гильдии страны, настойка боярышника по популярности у россиян стала абсолютным чемпионом среди «лекарств». Разумеется, что страждущие «лечатся» ею не чайными ложками, а стаканами и без назначения врача. В пьющем народе эту приятную настой- ку прозвали «медицинским коньяком». Особое место заняли по- явившиеся в розничной тор- говле спиртосодержащие ло- сьоны: «настойка красного жгучего перца», «настойка № 103/24981/ 28 МАЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 бурбона, коньяка. Некоторые «кулинары» берут… сразу по пять флаконов. Но не стоит думать, что вся- кого рода спиртосодержащие настойки теперь пьют только бомжи или опустившиеся алкоголики. Народные массы водка стала интересовать уже гораздо меньше. Ей и нашлась дешевая альтернатива в виде спиртосодержащих флакон- чиков, которую в народе окре- стили «фуфыриками» и «фан- фуриками». Пьющий люд разбавляет их и в результате получает «напиток» в 40 гра- дусов. Идействительно, зачем покупать водку за 200 рублей, еслипаруфлакончиковможно купить за 90—125 рублей, а результат будет почти таким же. Как говорится, дешево и сердито. Молодежь с пузырьками Этот результат в виде пу- стых флакончиков мы сегодня можем встретить на лавочках в городских скверах, на ав- тобусных остановках, возле киосков, а самое страшное — возле школ и других учеб- ных заведений. «Фуфырики» стала активно употреблять мо- лодежь. Наркологи уже бьют тревогу по этому поводу. Наш известный специалист, заслу- женный врач РоссииВячеслав Трушов привел «Липецкой газете» тревожные данные: — Показатели первого квартала 2015 года просто ошеломляющие. Спиртного продается меньше, а количе- ство алкогольных психозов (белой горячки) возросло на 2,8 процента, внутрибольнич- ная смертность страдающих алкоголизмом увеличилась А к этим спиртосодержащим пузырькам потянулась наша молодежь. Всего в Липецкой обла- сти на официальном учете числится 26 тысяч больных хроническим алкоголизмом. Однако это лишь вершина айс- берга. Как утверждают нар- кологи, на одного больного, состоящего на учете, прихо- дится не менее 7 неучтенных алкоголиков. Цифры страшные. С уче- том фальсификата и самогона фактическое потребление алкоголя на душу населения в регионе составляет около 18 литров в год при допустимых 8 литрах. Борьба и чувство меры Отчасти в «суррогатиза- ции» алкогольного рынка виновато само государство, ускоренными темпами повы- шавшее стоимость спиртногои превратившее горячительные напитки в недоступный для весьма значительной части населения продукт. Теперь водка для многих стала су- щественным обременением семейного бюджета. Прави- тельство словно спохватилось, удивившись этимпарадоксам, и пытается поправить ситу- ацию. Лекарства на спирту предложено приравнять к ал- коголю и продавать по рецеп- ту, а заодно обложить налога- ми как спиртное. Побочный эффект такого решения в виде резкого роста цен на лекар- ства почему-то не смущает. Противники такого решения предлагают ограничить прода- жу «фуфыриков» в одни руки или ввести в настойки горькие добавки. Но ни то, ни другое решение пока не принято, дискуссия о всепобеждающих «фуфыриках» только набира- ет обороты в обществе. Конечно, с распростране- нием алкоголя, а тем более с его суррогатами бороться не- обходимо. Но надо признать: иные запретительные меры— от лукавого. С одной стороны, ведется кампания по борьбе с алкоголем, с другой — идет неприкрытая и навязчивая реклама данной продукции. И еще: у людей должна быть альтернатива, чтобыотказать- ся от спиртного. Ей бы могли стать физкультура и спорт. Однако пока мы видим, что некоторые молодые семьи в выходной день предпочитают проводить время не на спор- тивных площадках, а в торго- во-развлекательных центрах. Это такой новый модный вид отдыха. А в подобных центрах спорт ограничен, как прави- ло, боулингом и бильярдом. Иногда такие «спортивные» мероприятия сопряжены с употреблением алкоголя. И пока мы только призываем к здоровому образу жизни, некоторые граждане разного возраста, в том числе и моло- дежь, заменяют спорт и досуг непобедимыми пока еще «фу- фыриками».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz