Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 100/24978/23 МАЯ 2015 Круг интересов Фото Ольги Беляковой Фото Николая Черкасова Не вдохновение рождает мастеров Скульпторы Юрий Гришко и Александр Вагнер отмечают свои юбилеи персональными выставками Сергей Малюков Сразу два известных мастера-скульптора отмечают свои юбилеи в последнем месяце весны. Народному художни- ку России, академику Российской академии художеств, почетному гражданину ЛипецкаЮриюДмитриевичу Гришко исполнилось восемьдесят лет, а его коллеге, народному художнику России, председателю правления Липецкой региональной организации Союза художни- ков РФАлександру Евгеньевичу Вагнеру—шестьдесят пять. Значимым датам приурочены персональные выставки юбиляров. В областном художественном музее развернута экспозицияЮрия Гришко «Мои современни- ки», в Доме Мастера—выставка Александра Вагнера «Ars Longa». Накануне их открытия корреспондент «Липецкой газеты» встретился с юбилярами. — Это мой последний «молодёжный» юбилей, — шутит Александр Ваг- нер,—серьезные даты ещё впереди. Приятно, что год складывается одним из са- мыхинтересныхиудачных в творческом плане. Почи- вать на лаврах некогда, но- вый проект помогает быть в тонусе. Я сейчас работаю над масштабным военным памятником, посвящен- ным Елецкой наступатель- ной операции. Невероятно интересная задача, но и ответственность огромная. Нынешняя выставка—это своего рода ретроспектива, не подведение итогов, а очереднойтворческийэтап. Несколько совсем свежих работ, малая пластика, портреты, эскизы, репро- дукции монументальных композиций, всегопорядка сорока экспонатов. Хочу показать зрите- лям, с чего начинался мой творческийпуть. Сороклет назад, студентом, я сделал работу «Металлурги». Кое- кто сейчас считает, что тема человека труда была связана с конъюнктурой. У меня же тогда и в мыс- лях такого не было. Меня переполняло искреннее желание рассказать всем о Липецке и его жителях, о том, чем мы, липчане, по праву гордимся. Эту работу заметили, она дала им- пульс моему дальнейшему творчеству. — За сорок лет прои- зошлиогромныеперемены в странеиобществе. Каким вы видите своё творческое кредо сегодня? —С молодости я думал, чтожизньданахудожнику, чтобы учиться и расти до самого последнего дня. Ни в коем случае нельзя «за- бронзоветь», остановиться в развитии, почувствовать себя умудрённым опытом мэтром. Всегда надо искать новые впечатленияот окру- жающего тебя мира и вре- мени. В этом и проверяется человек. Свою выставку я не случайно назвал «Ars Longa», что в переводе с латыни значит «искусство вечно». Жаль, что сегодня нередко из нашего повсед- невного обихода исчезает само понятие искусства. Памятники становятся по- хожими. Раньше первым правилом художника было во всех обстоятельствах оставатьсясамимсобой, всё делать по-своему. Если это- гонет, токакойтогдасмысл в творчестве? Сегодня мно- гим кажется, что можно обойтись без серьёзной му- зыки, литературы, живо- писи, главное — решить какие-тонасущные задачи. Я считаю, что культура и искусство — это основа основ воспитания, фунда- мент, на котором держится всё наше общество. Убери его—и всё тут же рухнет. —Обращаясь к разным формамижанрам, выоста- ётесь верны монументаль- ной скульптуре. Чем она вас привлекает? —Монументальные ра- боты — самые любимые для меня. Это отдельное свойство скульптора — увидетьмасштабные вещи. Станковая скульптура тоже очень важна, но впол- ной мере я могу раскрыть свои идеи в крупном фор- мате. Монументы — как вехи жизни. Годы бегут, памятники остаются лю- дям. Монумент заполняет пространство на века, по- этому ответственность на тебе лежит колоссальная. —Вывидите вмолодых коллегахсвоихединомыш- ленниковипродолжателей традиций? —Хочу поделиться ещё одной своей радостью: я не помню, чтобы когда-то с такимудовольствиемдавал рекомендациидлявступле- ния в Союз художников. За пару лет к нам влился целый отряд молодёжи — совершенно разной, и при этом одинаково сильно одержимой творчеством. Для них оно — смысл жиз- ни, а не способ получения комфорта и материальных благ. Их работы — не роб- кие попытки самовыраже- ния, а серьезные заявки на правоназыватьсяхорошим художником. — Суета вокруг юбилея и выставки страшнее атом- ной войны, — признался в нашей беседе Юрий Гриш- ко. — Скорее бы пережить всё это. У меня это, навер- ное, пятнадцатая выставка по счёту. Не люблю персо- налки, гораздо интереснее выставляться с кем-то. У меня только с Сорокиным было семь выставок, а ещё с Дворянчиковым, Шевчен- ко…Раньшедажеклассики выставлялись лишь раз, в конце жизни. Если бы не юбилей — ничего бы не стал затевать. — Какие из представ- ленныхв экспозицииработ разных лет для вас самые знаковые? —Все они по-своему до- роги мне. Когда художник начинает работу над новой вещью, то кажется, что делает самое лучшее своё произведение. А потом, со временем, оно становится одним из многих. И снова появляется надежда сде- лать свою главную работу. Наиболее знаковая для меня моя первая серьезная вещь—«Проба чугуна»на- чала шестидесятых. Тогда она попала на Всесоюзную выставку молодых худож- ников в Москве в Музее Пушкина.Работуотметили премией,московскиймоло- дой архитектор Гаспарян предложил её разместить в Магнитогорскенаплощади у нового кинотеатра по его проекту. Предполагалось сделать семиметровый мо- нумент из бронзы, мне да- валимастерскуюв столице, но я отказался. Мало было опыта, не хотел провалить ответственное дело, и не жалею, надо брать дело себе по силам. Вы можете увидеть эту скульптуру на выставке. На таких мужи- ках-работягах держится весь мир, они — соль зем- ли. Наши доменщики как атланты,импамятникнадо ставить при жизни. — Над чем работаете сейчас? — Недавно закончил три работы, посвящен- ных эпохе Возрождения. Их можно тоже увидеть в экспозиции. Это портре- ты Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Историческую тему про- должил «Судом Соломо- на».Исторические сюжеты мне всегда интересны. Без прошлогонет настоящегои не будет будущего. Может быть, нет той активности и азарта, как в юности, но тем не менее без мастер- скойянепредставляюсвою жизнь. Прихожу сюда каждый день. Не люблю слово «вдохновение». Не должно быть его в лекси- коне художника. Должно быть настроение работать. Настоящий мастер настро- ения не ждет, просто берёт и делает, а уже в работе приходит определённый настрой. Всю жизнь вка- лываю, воспитывая в себе соответствующий настрой. Начальников надо мной никогда не было, некому было меня подгонять. Я и сейчас продолжаю в себе воспитыватьжелание каж- додневного дела. Без этого жизнь теряет смысл. Три солнышка в одном доме Приемных детей выбирают сердцем Галина Кожухарь У молодой мамы Натальи Сидоровой из села Измалко- во уже трое детей. Старшей доченьке — тринадцать, а младшему сынишке чуть больше двух. Одни называют Наталью чудачкой, другие — героиней: чужих детей поднимает и любит так, словно под сердцем их носила… Маленького отказника Наталья впервые увидела в больнице, где она работала: он спал, слегка посапывая, и вдруг начал всхлипывать с закрытыми глазками. — Что это с ним? — не удержалась она от вопроса. —Да ничего хорошего. Вес два килограмма, а не вчера ро- дился. Целый букет болезней. Не думала о нем мамка, когда носила, вот и результат… — рассказала медсестра. Больше Наталья ничего слушать не стала, взяла маль- чика на руки, прижала к гру- ди, тихо колыбельную запела. Согрелся малыш от такой не- понимаемой пока им любви и, успокоенный, заснул. А Наталья потом, уже дома, всю ночь не могла глаз сомкнуть: «Как он там один?» Она поправила одеяла и подушки у дочек, расставила по местам игрушки. Стар- шая, Алена, открыла глаза: «Что ты, мамочка? Ложись рядом...». Алену она тоже «нашла» в детском отделении больни- цы. Сама, можно сказать, из депрессии не вышла: с мужем расстались из-за того, что деток Бог не дал. Но девочку пожалела: худенькая, угло- ватая, лицо в конопушках, волосы вразброс, глаза за- плаканные, а всем улыбается, добрые слова говорит. — А я-то что реву? Вон ка- кое солнце рядом, — впервые за последнее время улыбну- лась Наталья. И предложила девочке привести в порядок ее ог- ненно-рыжие волосы. Такие косы-косички заплела (по прическам она на всю округу мастер), что Аленка на радо- стях крепко ее обняла. Когда Наталья решила забрать девочку и стать ей матерью, отец и двое братьев ни слова против не сказали, а мама по глазам всё поняла и была рада за ожившую дочь. Только не ожидала Наталья, что так быстро отправят ее рыжее солнышко в реабили- тационный центр «Надежда». Побежала в органы опеки. На- чальник отдела Ольга Гурьева расспросила и пообещала по- могать во всем. Сказала, что Аленкой пока никто не инте- ресовался, а посему все шансы уНатальи стать ей мамой есть. Когда она привезла Ален- ку домой, все плакали от счастья. Хотя, конечно, было нелегко. Девочка сильно от- стала от школьной програм- мы, здоровье слабенькое, часто болела. Но они дали с мамой друг другу слово — по- бедить все. Наталье тогда всего 23 года исполнилось, а Аленке — де- вять. Обе очень старались. Девочка догнала однокласс- ников, начала участвовать в конкурсах и олимпиадах, завоевывала первые места. В музыкальной школе освоила гитару, сейчас играет на ней замечательно. И сама подня- лась, распрямилась. Наталья шила (сама) дочке самые кра- сивые и необычные платья. Но девочка быстро вырастала из них. И стала заговаривать о младшей сестренке: вот кому наряд впору пришелся бы. Игрушек тоже много, книг, на двоих бы хватило… Наталья молчала, но ей тоже хотелось еще одного ребенка. Верила, что сможет поднять. И опять поехала в центр реабилитации «На- дежда». Когда Наталья там появи- лась, все дети заулыбались ей в ответ, поздоровались, а потом продолжили незакон- ченную игру. Только одна из девочек села на стульчик и внимательно смотрела на «тетю». Это была Настя. Лы- сая, с болячками на голове, косоглазая, четырехлетняя девочка почти не говорила. И у молодой женщины заще- мило от сострадания сердце, глядя на этого «гадкого утен- ка». «Это моя девочка, дочка, — решила она, — выхожу!». И бессонные ночи, и непо- нимание, и предостережения врачей, и испуганные взгляды соседей — всё было. Подрос- ла и Настенька. Научилась помогать. Подружилась со старшей сестренкой, которая, как и мама, читала ей сказки, терпеливо учила с ней буквы. Счастье поселилось в доме, где мамин голос, песня, запах пирогов на кухне настраивали на самое доброе. Оно умножи- лось, когда в семье появился малыш. Правда, Наталье при- шлось уйти с работы: мальчик болел, и медицинская кар- точка пухла день ото дня. Но сына она подняла на ножки. Он побежал, заговорил. Все- все понимает. Только когда плакать или болеть начинает — задыхается, лицо темнеет. Тогда мама быстро берет его на руки и с помощью лекарств возвращает ребенка к жизни, в самом прямом смысле слова. Но ее цель не просто спасти малыша, а дать ему возмож- ность жить долго и счастливо полноценнойжизнью. Однако не всё так просто. Мальчик был почти обречен, но мама Наташа с помощью местных врачей уже преодолела непре- одолимое. Она и дети радуются жиз- ни. У них красивая и друж- ная семья. В дверь к ним за советом и помощью стучатся не только соседи, приходят невесты, выпускницы: просят сшить платье, сделать приче- ску. Говорят, что рука у Ната- льи легкая, и у тех, кто к ней обращается, всё устраивается. Это и соседи по улице под- тверждают: — Господь ее любит, за- щищает, а она любит людей. И детей в первую очередь. И впрямь, любовь и добро- та царят в этом доме. Не хоте- лось из него уходить… СЛОВО ПРОЩАНИЯ С горечью и любовью Умерла поэтесса Людмила Парщикова. Она жила в го- роде Грязи, но ее невозможно назвать ни грязинским, ни липецким литератором. Она была просто настоящим рус- скимпоэтом. Ее строчки отзы- вались и еще отзовутся в душе чутких к слову людей в любом уголке России. Жизнь ЛюдмилыЮрьевны была неуютной и трудной. И умерла она безвременно, ког- да отпущенный ей дар достиг самой высокой отметки.Но по- эзия была для нее и призвани- ем, и спасением, и связующей нитью с миром. Она рано взялась за перо. В одиннадцать лет напечата- лась в районной газете. Совсем еще девчушкой каталась на велосипеде и что-то постоянно бормотала в рифму. А спустя два десятка лет Съезд моло- дых писателей рекомендовал для издания первую книжку перспективного автора. Этот сборник назывался «Только жизнь». Вообще книг у Люд- милы Парщиковой немного. Нокаждая, какипубликациив журналах, газетах, свидетель- ствует о ее бесстрашной чест- ности и редком таланте. Ее стихи драматичны, ис- поведальны, но лишены бе- зысходности и обиды на свою участь. Она смотрела на мир трезво, не отводя глаз, она знала, как он испытывает человека одиночеством, непо- ниманием, болью, безответной любовью. Однако не позволяла себе, не допускала в свои стихи безнадежности, безверия, то- скливой беспросветности. Совсемнедавно уЛюдмилы Парщиковой после долгого перерыва вышлакнига стихов, и не где-нибудь, а в Москве. Сборник «Многоточие» подво- дил, как представлялось еще совсем недавно, лишь проме- жуточный итог ее творчеству и свидетельствовал о том, что впереди у Людмилы Юрьевны новый взлет. Только судьба распорядилась иначе... Но написанное этой жен- щиной из небольшого города в центре России останется в русской поэзии, в русской культуре. Без ее стихов отече- ственнаясловесностьбудетуже неполной. Пр оща й т е , Людми л а Юрьевна. Покойтесь с миром. А люди будут вас помнить, будут вас читать, вы будете им по-прежнему дорогии близки. Группа товарищей Под звуки полонеза и мазурки В Городе воинской славы Ельце возрождается давняя традиция кадетских балов Милада Федюкина Первый кадетский бал прошел в Ельце, и был он посвя- щен празднованию 70-летия Великой Победы. По мнению многочисленных гостей — ветеранов, педагогов, представите- лей власти, бал явился яркой финальной точкой в программе торжеств, посвященных юбилею. Местом проведения кадет- ского бала стал Дом пионеров и школьников. И не случай- но. Это одно из исторических мест Ельца (до 1959 года в этом здании располагался Дом офицеров. По вечерам здесь звучала музыка в исполнении духового оркестра, офицеры приглашали на танец своих спутниц). И вот теперь, когда в России многое возрождается, ельчане решили подхватить идею сохранения лучших тра- диций кадетского движения. И кадетский бал, в котором при- няли участие все профильные классы городских школ, стал прекрасной возможностью для юных воспитанников показать все свое мастерство. Приветствуя участников вечера, заместитель главы ад- министрации Ельца Татьяна Ромашина пожелала ребятам сохранить в памяти такое зна- чимое событие, как участие в первом кадетском бале — осо- бенном, посвященном подвигу нашего народа, защитившего страну от фашистских захват- чиков. Мальчишек и девчонок в курсантской форме Татьяна Ромашина призвала помнить подвиги ветеранов Великой Отечественной и чтить тради- ции Города воинской славы. Бал прошел в соответствии со светским этикетом. Кадеты танцевали полонез и мазурки, рио-риту. Работали на балу музыкальный и литератур- ный салоны. Перед гостями выступили лауреат между- народных и всероссийских конкурсов, преподаватель музыкальной школы № 1 вы- пускник Российской академии имени Гнесиных Игорь Бала- банов, обладатель Гран-при международного конкурса в Венгрии «Золотая осень» Анастасия Сотникова, юные поэты, вокалисты, танцоры разных школ города. По итогам праздничного события было решено сде- лать кадетский бал, причем ежегодным. Проводиться он должен на центральной пло- щади Ельца, чтобы горожане увидели, какое подрастает поколение в Городе воинской славы. Яркие впечатления от бала остались и у председателя Со- вета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоох- ранительных органов Алек- сандра Бурцева. В прошлом — кадровый офицер, он по- настоящему горд за кадетское движение в Ельце, к нему, как признался он корреспонденту «Липецкой газеты», сам имеет непосредственное отношение: лет десять тому назад именно Бурцев инициировал создание первого кадетского класса. Фото Милады Федюкиной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz