Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ Трудное дело — читать Как сделать книгу своим лучшим другом Книги — это как корабли, которые плавают между поколениями и соединяют их друг с другом. ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА ЕЛЕНА БРЕДИС С ожаления по пово- ду того, что совре- менная молодежь мало читает или же не читает вовсе, стали уже общим местом. Се- годня многие предлагают просто смириться с тем, что нынешняя молодежь другая, не похожая на старшее поколение, у нее другие интересы и цен- ности. В свое время не было ком- пьютеров, Интернета, всевоз- можных гаджетов, вот мыи не расставались с книгой, наивно считая ее лучшим подарком. Так что пора уже оставить в покое поколение next и сми- риться с тем, что домашние библиотеки, так любовно со- бираемые всю жизнь, благо- получно отправятся в небытие после того, как не станет их владельцев. Но вот ведь какой интерес- ный нюанс: так рассуждают, как правило, те, кто никогда и не пытался открыть молодым прекрасный и необъятный мир литературы. Зато те, кто и сегодня несет детям художе- ственное слово, смотрят на си- туацию куда оптимистичнее. Наша собеседница — руково- дитель Творческоймастерской ЛипецкогофилиалаРАНХиГС Елена Мистюкова-Севостья- нова. — В этом году мы седьмого мая играли в Нижнем парке для ветеранов спектакль «А зори здесь тихие». Я была про- сто шокирована, когда одна очень пожилая женщина с це- лым«иконостасом»из орденов и медалей вдруг кинулась ко мне, повторяя: «Я никогда не думала, что молодые люди мо- гут вот так все это прочувство- вать и пропустить через себя». А ведь год назад началось все с того, что я обнаружила: наши студенты даже не слышали об этой гениальнойповестиБори- са Васильева. И это тоже было для меня шоком. Но времени на постановку спектакля у меня было очень мало, и по- этому я попросила ребят хотя бы посмотреть потрясающую советскую экранизацию. На следующую репетицию они пришли просто перевернутые, не поверите, у них глаза были другие, когда они говорили о фильме! И после этого они сами, без всякого принужде- ния с моей стороныпрочитали и эту повесть, и другие произ- ведения Васильева. Сегодня у них самих это самая любимая постановка, причемвыступать они любят именно перед ве- теранами, даже сами просят меня об этом. — Иными словами, им все это надо открывать с нуля? — Фактически — да. Вот в этом году мы готовили му- зыкально-поэтическую ком- позицию к семидесятилетию войны. И когда я стала читать им отрывки из стихотворений, то никто не смог назвать хотя бы одного автора. Но разве это их вина? Если начинать говорить с ними о том, что про- исходило в те страшные годы, ониочень быстропроникаются № 98/24976/ 21 МАЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 этим и начинают чувствовать и поэзию, и песни о войне. Хотя, не скрою, текстымногих очень известных песен нам приходилось разучивать. И опять мы возвращаемся к во- просу о том, кто виноват. Кто виноват в том, что военные песни начинают звучать у нас только накануне Дня По- беды? Кто виноват, что дети не смотрят фильмы о войне? Наверное, родители, которые сами переключают канал, по которому идет фильм «Судьба человека», на ТНТ или шоу «Уральские пельмени». У меня одна девочка-студентка пришла просто потрясенная после того, как посмотрела фильм «Баллада о солдате». Прекрасно, что они могут так чувствовать и переживать, но ужасно, что такой гениальный фильм они смотрят впервые лишь в студенческомвозрасте, что с литературными шедев- рами так поздно знакомятся. —Вообще-то тут сам собой возникает вопрос о том, как и чему их учили в школе. — Я бы сделала акцент на «как», потому что от этого все и зависит. Конечно, интерес к литературе, к чтению во многом был уничтожен вве- дением пресловутого ЕГЭ. Их столько лет учили правильно ставить галочки! А многие ли учителя старались пробудить в детях любовь к художествен- ному слову? Поверьте, те, кто старался, наверняка полу- чили прекрасный результат — детей, не мыслящих своей жизни без книги. Но ведь это учителя, как правило, старой формации, которых остается все меньше. Знаете, с чем я сталкиваюсь, когда мы гото- вимпоэтические композиции? Ребята читают стихи, словно из пулемета строчат. И мне приходится объяснять, как в устной речи должны звучать знаки препинания. Объяс- нять, что тире — это дольше, чем точка, и чем отличается точка от многоточия. Но ведь это означает, что их в школе не учили читать стихи, их не учили вдумываться, вчувство- ваться в то, что они читают. Ведь, по большому счету, не- лепо высчитывать по метро- ному, сколько длится тот или иной знак препинания. Если человек понимает, о чем это стихотворение, если он про- никается его содержанием и переживаниями автора, то все паузы, все интонации на- чинают рождаться из души, как искренний отклик. К со- жалению, сегодня дети зача- стую выходят из стен школы умея читать, но не понимая смысла прочитанного. Такое механическое соединение букв в слова, и не более. Возможно, виной то, что их с первого класса начинают натаскивать на скорость чтения. Какая уж тут любовь к слову, какое удовольствие от стиля и языка автора? — Когда у них появляется интерес к литературе, они просят вас посоветовать, что почитать? — Да, советуются. Но я, честно говоря, порой теряюсь, что им советовать. Недав- но порекомендовала прочи- тать «Мастера и Маргариту» Булгакова. Так большинство признались, что не смогли дочитать до конца — дескать, сложно, непонятно. — А мы-то в свое время читали этот роман взахлеб, за одну ночь, потому что на другой день журналы «Мо- сква», где он был впервые опубликован, надо было пере- дать следующему, стоявшему на очереди… Я еще могла бы понять, что им показалось трудно прочесть «Братьев Карамазовых» Достоевского, но чтобы сложным оказался «Мастер»… — Знаете, я думаю, что если бы мы решили ставить отрывок из этого гениального романа и начали бы говорить о нем, вместе вчитываться и вдумываться, то они бызагоре- лись и «заболели» им. И были быпотрясены его невероятной глубиной и многослойностью, и восторгались бы музыкой булгаковского языка. Да, они уже вроде бы взрослые люди, но если в детстве родители не читали с ними вместе, не разговаривали, не обсуждали прочитанное, то кто-то должен делать это сейчас. И если я всехих считаюсвоими детьми, то с удовольствиемберуна себя эту роль. Тем более что в итоге получаю огромную отдачу. В том-то все и дело, что ребята потрясающе откликаются, когда начинаешь открывать им литературные шедевры. Вдруг обнаруживается, что им это очень нужно, что у них существует душевная потреб- ность в прекрасном. Я всегда им говорю, что книги — это как корабли, которые плавают между поколениями и соеди- няют их друг с другом. — Иными словами, про- блема в том, что не читают родители? — Безусловно, это одна из главных причин. Судьба рас- порядилась так, что у боль- шинства детство и отрочество пришлись как раз на лихие девяностые, когда родители были озабочены прежде всего тем, чтобы как-то заработать ипрокормить семью. Кто тогда стоял в основном на вещевых рынках? Учителя, воспита- тели детских садов. До книг ли тогда было, до воспитания ли художественного вкуса и чувствапрекрасного?Икогдая слышу от кого-то из ребят «Мы с мамой вместе прочитали» или«Мысмамойвместепосмо- трели», то я радуюсь вдвойне, потому что это означает, что восстанавливается связь поко- лений. Тем более что толчком к этому становятся наши репе- тиции, наши занятия. — Как вы считаете, что сегодня больше всего мешает им взять в руки книгу? — Я бы сказала, что моло- дежь нынче слишком настрое- на на развлечения, на легкуюи беззаботную жизнь. Тут нече- му удивляться, ведь и телеви- дение, и вездесущая реклама настраивают их именно на это. А чтение серьезной литерату- ры — это немалый душевный и интеллектуальный труд, это обязательно акт сотворчества, который тоже легко не дается. Но трудиться и напрягаться не хочется. Я никогда не от- казываю ребятам, которые хотят заниматься в нашей мастерской. Правда, многие уже после первой репетиции говорят: «О-о-о… у вас тут трудно». Сейчас уже те, кто занимается регулярно, зара- нее предупреждают новичков, что у нас придется трудиться. Опять же, меня поражает, что их не приучают трудиться ни в семье, ни в школе. Тогда чему удивляться, что они предпочи- тают играть в компьютерные игрыили сидеть в социальных сетях? — Они меняются в резуль- тате занятий в вашей мастер- ской? — Да, и это всегда очень радостно. У меня занималась одна девочка из Тербунского района, она и сейчас продол- жает к нам приходить. Так вот на Девятое мая она была дома и в клубе читала для ветеранов большое стихотворение. После чего пришла ко мне и говорит: «У многих наших ребят есть машины. Давайте соберемся и проедем по отдаленным селам с нашей программой, людям это так нужно, они так рады!» Понимаете, у ребят появля- ется не просто потребность в творчестве, но и желание что-то отдавать людям, нести им радость, делать их жизнь ярче. Опять же, когда они знакомятся с поэтической любовной лирикой, читают настоящуюпрозу, где есть лю- бовь, то они вдруг по-другому начинают смотреть на своих сверстников, на свои собствен- ные отношения с противопо- ложным полом. Потому что когда ты читаешь великие произведения о любви, то не- вольно начинаешь сравнивать литературных героев с тем, что происходит в твоей жизни. И если кто-то мне говорит: «Ну, это же книга, а на самом деле так не бывает», то я всегда от- вечаю: «Ребята, все зависит только от вас самих. Будет ли это высокое красивое чувство, как у Ромео иДжульетты, или пошлятина как в программе «Дом-2». Учитесь говорить о своих чувствах, учитесь де- лать отношения красивыми и романтичными. Учитесь вер- ности и преданности. Все это есть в великих произведениях художественнойлитературы». 2015-й — Год литературы в России
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz