Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

новые автобусы, а потом гово- рят о повышении стоимости, — говорит липчанин Виталий Бесчеревных. — Во всем мире действует правило «утром деньги, вечером — стулья», и только у нас почему-то наобо- рот. Мы, пассажиры, должны оплачивать услугу по факту, а не в перспективе. Хватит нас кормить обещаниями улуч- шить качество обслуживания, лучше сделайте это. То, что обновление под- вижного состава — самый сложный вопрос, признает и Николай Новиков. Хотя тут же добавляет: сделано уже не- мало. Такие автоперевозчики, как Кирин, Филимонов, Ор- лов, Карих, приобрели новые автобусы. По силам ли это другим бизнесменам, пока не ясно. Причина та же — сни- жение тарифа. Руководители коммерческих АТП говорят о том, что понесли огромные убытки, выполняя требования управления потребрынка. А у многих и кредит, и лизинг. —Разумеется, мы не в вос- торге от такого решения, — признается индивидуальный предприниматель Вера Фи- лимонова. — Но мы граждане законопослушные, поэтому будем работать в новых усло- виях, хотя придется непросто. Мало того, что с ростом курса валют ценына запчастивырос- ли на 50-100, а на некоторые и на 200 процентов, так мы еще существенно вложились в бизнес, закупив и поставив терминалы для оплаты про- езда транспортными картами, оборудование звукового сопро- ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ Маршрутная непроходимость Чем может обернуться снижение тарифа на проезд За пять месяцев после установления тарифа на проезд в городских маршрутках в размере 17 рублей доход частных перевозчиков увеличился в разных компаниях от одного до 9,9 миллиона рублей . ИВАН КОТОВ Р астущими цена- ми сегодня нико- го не удивишь. А потому снижение стоимостипроезда вмарш- рутках областного центра стало для липчан при- ятной неожиданностью. Экономия, конечно, не велика, а все же не из кар- мана — в карман. Но раз власти пошли на этот бес- прецедентный шаг, выхо- дит, идея навести порядок в транспорте оказалась неосуществимой? Или это мера временная, и вскоре пассажирам опять при- дется платить прежние 17 рублей?Аможет быть, это и вовсе пиррова победа, и значит, радоваться не- чему? «Липецкая газета» попыталась разобраться в этих вопросах. Уговор дороже денег Грустную песнь о том, как тяжела и неказиста их жизнь, автоперевозчики затягива- ют с завидным постоянством на протяжении многих лет. Когда эмоции подкреплялись экономически обоснованными доказательствами, областное управление потребительского рынка и ценовой политики, в чьюкомпетенциювходит регу- лирование стоимости проезда в общественном транспорте, повышало цену на билет. Так было, к примеру, в 2008, ког- да тариф увеличился с 10 до 12 рублей, потом — в 2012 и 2013-м — по рублю каждый раз. А с 1 декабря 2014 года цена проезда выросла сразу на три рубля. Однако — с рядом условий, которые были вы- двинуты бизнесменам. Это, прежде всего, обновление под- вижного состава, установка терминалов для оплаты про- езда транспортными картами и оборудования для звукового объявления остановок, а так- же экипировка водителей в единую форменную одежду. Срок выполнения требований был определен конкретный — до мая 2015 года. Все это время специалисты ведомства держали вопрос на контроле. — Мы обсудили сложив- шуюся ситуацию и решили: согласно условиям договора с середины мая снизить тариф перевозкипассажиров вмарш- рутном транспорте с 17 до 15 рублей, — говорит начальник регионального управления потребительского рынка и це- новой политики Николай Ки- реев.—Такойшагзакономерен и справедлив. Положенное время истекло, однако транс- портники не исполнили и по- ловины из перечисленного. За пять прошедшихмесяцев было закуплено лишь 47 автобусов, что составляет 43 процента от необходимого, платежные тер- миналы установили 11 пред- приятий. Это 40 процентов от общего количества. Звуковое оборудование и вовсе «осили- ли» лишь четыре хозяйствую- щих субъекта. При этом почти № 98/24976/ 21 МАЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 половина из них и не начинала обновлять парк автобусов. Та- кимобразом, автотранспортни- ки, обратившиесявуправление с просьбойповысить стоимость проезда и твердо обещавшие отреагировать на наши встреч- ные требования, своих обяза- тельств не исполнили. — Это были вовсе не тре- бования, а рекомендации, — уточняет председатель го- родского департамента транс- порта, дорог и благоустройства Николай Новиков. —В тариф не было заложено, что авто- перевозчики обязаны сделать то-то и то-то. Но и эти устные договоренности мы практиче- ски выполнили. Возможно, не такими темпами, как хотелось бы. Но на это имеются объек- тивные причины. К примеру, платежными терминалами, по его словам, маршрутки планировалось оснастить до конца весны, а с 1 июля карта должна была заработать на всех видах обще- ственноготранспорта.Причина в том, что катастрофически не хватает специалистов дляуста- новки оборудования, которое автоперевозчикиуже закупили ипродолжаютзакупать.Ктому же это достаточно сложная в техническомплане процедура: нужно закачать специальную программу, интегрировать ра- боту с диспетчерской службой, с процессинговым центром. Но рано или поздно эта работа будет завершена, уверен пред- седатель департамента. Ну а те, кто в отместку за снижение тарифа стали снимать уже установленные терминалы, явно погорячились. — И звуковыми информа- торами многие маршрутки Липецка уже оборудованы, — говорит Николай Новиков. — Теперь, скорее всего, установка немного замедлится, но, безус- ловно, будет доведенадоконца. Форма и содержание Итак, на сегодняшний день повышение качества транс- портных услуг, ожидаемое в связи с увеличением стои- мости проезда, выразилось, пожалуй, лишь в обеспечении водителей единой форменной одеждой, да и то водители маршруток нет-нет да и про- катятся «в цивильном». Чего не скажешь о бюджетниках- муниципалах, для которых в централизованном порядке приобрели необходимое коли- чество комплектов униформы. Не только красиво смотрится, но и дисциплинирует, приви- вает культуру производства. Как отметил Николай Нови- ков, к зиме будут закуплены пуловеры и форменные курт- ки, хотя и не исключил, что с учетом понижения тарифа частные автоперевозчики мо- гут проигнорировать дальней- шее обмундирование своих работников. Но это как раз можно пере- жить. Когда подолгу при- ходится ждать транспорт, а потом утрамбовываться в дребезжащийавтобус, ей-богу, не до внешнего вида того, кто сидит за рулем. «Консервная банка», «душегубка», «евро- хлам» — какие только эпите- ты не придумали остроумные пассажиры, вынужденные перемещаться по городу в подержанных маршрутках, закупленных по дешевке за рубежом. Особенное «удо- вольствие» — ездить в них летом: окна не открываются, поскольку, по идее, воздух в салоне должен охлаждать кондиционер, который, разу- меется, не работает. — Пусть сначала закупят вождения объявления остано- вок, униформу для водителей. Это же огромные, колоссаль- ные убытки — один терминал без учета установки стоит более 30 тысяч рублей! Полу- чается, мы свои обязательства выполнили, а чиновники все равно снизили тариф. Но в управлении потреби- тельского рынка и ценовой политики Липецкой области уверены — перевозчики уже окупили свои траты с лихвой. По данным ведомства, за пять месяцев после установления тарифа на проезд в городских маршрутках в размере 17 ру- блей доход частных перевоз- чиков увеличился на сумму от одного миллиона рублей до 9,9 миллионов рублей в зависимо- сти от компании. Кто в плюсе Пока бизнесмены-автопе- ревозчики горестно вздыхают, водители маршруток втихаря радуются снижению стоимо- сти на проезд. Один из них, по- просивший не называть своего имени, рассказал, что еще при тарифе в 13 рублей план, уста- новленный владельцем ком- пании, для каждого водителя за одну смену составлял пять тысячрублей.Когда стоимость повысилась до 17 рублей, уве- личился и план — до восьми тысяч. Теперь же количество пассажиров увеличилось, зна- чит, увеличилась и выручка.И хотя план владельцы частных автопредприятий своимработ- никам не снизили, прибыль, из которойводители получают зарплату, возросла. Это замет- но уже по первым дням. В городском департаменте транспорта, в свою очередь, прогнозируют отток пассажи- ров из муниципальных авто- бусов, где цена, как известно, осталась прежней. В связи с этим возникает резонный вопрос: выдержат ли город- ские автобусы, троллейбусы и трамваи конкуренцию с поде- шевевшими и к тому же более оперативнымимаршрутками? По словам Николая Нови- кова, умуниципального транс- порта все равно остаются не- которые преимущества перед частными перевозчиками: ос- новнаямассамаршруток возит пассажиров до 20.00, тогда как муниципальный транс- порт работает в две смены, в выходные, ранним утром и даже по ночам. На некоторых направлениях, таких, как 10-я Шахта, Желтые Пески, Сселки, вообще нет частных перевозчиков. Но признает, что уже сейчас экономически обоснованным для муници- пального транспорта является тариф в 18 рублей 83 копейки, то есть действующий в 17 руб- лей до него даже не дотяги- вает. Поэтому не исключено, что в схему движения внесут коррективы и пересмотрят тариф проезда по транспорт- ной карте. Да и частные автоперевоз- чики будут вновь обращаться в управление потребительского рынка и ценовой политики области с требованием уве- личить тариф. И в городском департаменте транспорта к такой позиции относятся с по- ниманием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz