Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 97 /24975/20 МАЯ 2015 18 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение. Начало на 6–17-й стр. Наименование отходов Количество отходов, тонн на 1 тыс.м 3 Отходы синтетических и минеральных масел (отработанное моторное и трансмиссионное масло) 0.0158 Индустриальное масло 0.000322 Нефтешлам при зачистке резервуаров 0.0015 Нефтешлам (проливы ГСМ) 0.0004 Промасленные фильтры 0.001 Ветошь промасленная 0.0011 Уловленные нефтепродукты очистных сооружений ливневых стоков и мойки автомобилей 0.003 ИТОГО: 0.023342 Отходы IV класса опасности Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная древесина)* 130.0 Отходы древесные (козырьки, отходы раскряжевки) 16.0 Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, огарки свароч- ных электродов 0.00003 Лом абразивных изделий 0.00038 Отработанные аккумуляторы без электролита 0.0025 Осадок (шлам) нейтрализации электролита 0.00023 Отработанные шины 0.006 Лом цветных металлов 0.00037 Зола древесная 0.0036 Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 0.000302 Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых сточных вод 0.004 Твердые бытовые отходы (ТБО) 0.0384 Отходы потребления, подобные ТБО 0.0012 Отходы медпункта 0.000096 Пищевые отходы пунктов общественного питания 0.0074 ИТОГО: 146.0645 ВСЕГО: 146.08784 *Примечание: лесосечные древесные отходы по критерию опасности относятся к отходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтверждения данного клас- са опасности экспериментальным методом классифицируются как отходы IV класса опасности. Данные таблицы 2.17.1.6. носят усредненный характер и в зависимости от спо- собов рубок, видов древесного лесопользования могут существенно отличаться по количеству отходов, но отнесение их к классам опасности остается неизменным. Последнее свидетельствует о преобладании в составе отходов IV-V классов опас- ности. Данное обстоятельство учитывается в соответствующих нормативных докумен- тах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. Оценивая воздействие заготовки древесины на состояние биоценоза, следует учитывать его сложившийся антропогенный характер, а также позитивную роль хо- зяйственных мероприятий в сохранении целевых пород и создании «нормальных» лесных насаждений. Наряду с заготовкой древесины на лесные земли существенное влияние оказыва- ет рекреационной лесопользование. Наиболее существенными и контролируемыми показателями антропогенного воздействия при этом виде лесопользования являются дигрессия лесной среды и сохранение площади лесных земель в составе лесного участка. Первый показатель определяется по параметрам, приведенным в таблице 2.17.1.7. Таблица 2.17.1.7. Шкала оценки рекреационной деградации лесной среды Характеристика участка Стадии ре- креационной деградации Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальное, механические их повреждения отсутствуют; подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные. Моховой и травяной покров из характерных для данного типа леса видов; подстилка (пружинящая) не нарушена. Регулирование рекреации не требуется. 1 Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные их механические повреждения; подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты, имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. Проективное покрытие мхов до 20%, травяного покрова – до 50% (из них 1/10 – луговая растительность); нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены; отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. Требуется регулирование рекреационной деятельности. 2 Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослаблены, до 10% стволов с механическими повреждениями; подрост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или редкие, 21-50% поврежденных и угнетенных экземпля- ров. Мхи у стволов деревьев, их проективное покрытие 70-60% (из них 2/10 луговой растительности, появляются сорняки). Подстилка и почва значительно уплотнены, до- вольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6-40% площади. Требуется активное регулирование рекреационной деятельности. 3 Сильно нарушена лесная среда древесной растительности куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11-20% стволов с механическими повреждениями; подрост и подлесок нежизнеспособные (преимущественно в куртинах), редкие или отсутствуют, поврежденных или усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 59-40% (в том числе до 1/2 занимают луго- вая растительность и сорняки). Много обнаженных корней деревьев, подстилка на от- крытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41-60% площади. Необходимо строгое ограничение рекреационной деятельности 4 Лесная среда деградирована; древостой разрежен, куртинно-лугового типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями; под- рост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том числе до 3/4 занимают луговая растительность и сорняки), корни боль- шинства деревьев обнажены и повреждены. Вытоптано до минеральной части почвы более 60% площади. Рекреация не допускается. 5 Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков являет- ся важнейшей задачей органов управления и контроля. Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ (проектирование лесных участков), при наличии целевого финансирова- ния, или в процессе производства натурных работ при составлении «Проекта освое- ния лесов». Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия ст. 41 Лесного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении их благо- устройства на нелесных и не покрытых лесом землях. Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих объектов, определяется их целевым назначением и уменьшением их отрицательного воздей- ствия, связано с рекультивацией нарушенных при строительстве земель, противопо- жарным обустройством прилегающих территорий. Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем на- правлениям: – строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; – осуществление всех видов лесопользования; – организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объ- ектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», по требованию которого в проектах строительства про- изводится оценка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС). Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, контролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отноше- нии таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению эко- логической экспертизы и контроля за исполнением проектных решений. Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регули- руется системой мероприятий, разрабатываемых в «Проектах освоения лесов». В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйства, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых. К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отноше- нии рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов». 1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на не- лесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 50-60% общей площади лесного участка. 2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обя- зательны. 3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом земель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель. В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воз- действия регламентируется комплексом мер по соблюдению «Правил…», «Наставле- ний…» по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовосстановления вырубленных площадей. Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавли- вается требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и техниче- ских условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по умень- шению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численно- сти животных, и прежде всего копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компен- сацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизне- деятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь жи- вотным миром является членом такого фонда. Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не при- няли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях если специально уполно- моченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использо- вания объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миров в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объ- ектов животного мира и среды их обитания. Применение указанной статьи зависит, прежде всего, от выполнения значений оп- тимальной численности и, следовательно, от величины отстрела. Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений полезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Техноло- гия рекультивации, график ее проведения детально рассматриваются в «Проектах освоения лесов», и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена меропри- ятиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают их охрану и защиту, их проведение регла- ментируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных технических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса. 2.17.2. Требования к защите лесов от вредных организмов Защита леса – это выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае воз- никновения очагов вредных организмов их локализация и ликвидация. Санитарная безопасность в лесах обеспечивается в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. № 414, Руководством по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, Руководством по про- ведению санитарно-оздоровительных мероприятий и Руководством по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, утверждёнными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется: – лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной ле- сопатологической угрозы); – лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; – авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; – санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); – установление санитарных требований к использованию лесов. Лесозащитное районирование Защита лесов от вредных организмов строится на основе лесозащитного райони- рования. Лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах и заключается в организации зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. Основным критерием для выделения лесопатологических районов зон служит степень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг Сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень поврежде- ния вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга. Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроиз- водство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными орга- низмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом лесничества (лесопарки) или уполномоченные органы. Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигна- лизации, в котором приводится вид и характер обнаруженного повреждения, по- ражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения. При лесопатологическом обследовании для планирования работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов заинтересованными органами обеспечива- ется учет численности вредных организмов. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по за- щите лесов проводится в 30-дневный срок со дня получения информации. Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная инфор- мация используется для планирования текущих лесопатологических обследований. Результаты ЛПО являются основанием для проведения СОМ, для планирования мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов и других мероприятий по защите лесов. Мероприятия по защите лесов от воздействия неблагоприятных факторов плани- руются на основании: – информации из листков сигнализации; – результатов лесопатологического мониторинга; – информации, полученной в процессе осуществления авиационных и наземных работ по охране и защите лесов; – результатов предыдущих лесопатологических обследований. Лесопатологические обследования планируются лесничествами и направляются для утверждения в Управление лесного хозяйства Липецкой области. Документированная информация, получаемая при осуществлении лесопатоло- гических обследований, является основанием для проведения санитарно-оздорови- тельных и других мероприятий по защите лесов, если они не были предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов. Докумен- тированная информация, полученная при лесопатологическом обследовании и соот- ветственно оформленная в 7-дневный срок после завершения, направляется в орга- низацию, осуществляющую лесопатологический мониторинг на данной территории. Результаты лесопатологического обследования используются при ведении лесо- патологического мониторинга. Необходимость включения лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с уче- том их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности. Планирование производится в виде годового плана и поквартальных планов-кор- ректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном пунктами 8-14 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроки их действия и порядка внесения в них изменений (приказ Рослесхоза от 4 апреля 2012 г. № 126). В планы-корректировки включаются санитарно-оздоровительные мероприя- тия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освое- ния лесов. Сведения о видах и объемах санитарно-оздоровительных мероприятий, плани- руемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отражаются в подаваемой ежегодно Лесной декларации. В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздо- ровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются Управлением лесного хозяйства Липецкой области. Выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соот- ветствии со статьей 19 Лесного кодекса и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лиц, использующих леса. Размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в порядке, уста- новленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении за- казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и «Особенностями размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров», утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 5 июля 2010 г. № 270. Заказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий размещается одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины или без неё. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют сани- тарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований Руководства по проведению санитарно-оздоровительных ме- роприятий (утверждено приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. № 523). Основными целями лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического со- стояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах. Для сбора информации о лесопатологическом состоянии лесов осуществляются авиационные и наземные работы с использованием при необходимости космической съемки. В соответствии с п.8 Правил санитарной безопасности в лесах работы по лесопа- тологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализа- ции и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитар- но-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами. Проведение лесопатологических обследований не может быть возложено на лицо, использующее леса. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов Планирование мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных орга- низмов осуществляется Управлением лесного хозяйства Липецкой области. Основанием для планирования мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов являются данные лесопатологических обследований, лесопатологиче- ского мониторинга и декларации лесопользователей. Очагами вредных организмов считаются территории лесов, на которых числен- ность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угро- жают жизнеспособности лесных насаждений. Отнесение территории лесов к очагам вредных организмов осуществляется по результатам лесопатологического обследо- вания или лесопатологического мониторинга. Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется контрольное лесопато- логическое обследование, по результатам которого заинтересованными органами принимается решение о сроках и объемах проведения работ или отсутствии необхо- димости в их проведении. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов прово- дятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области без- опасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. При лесопатологическом обследовании для планирования работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов заинтересованными органами обеспечива- ется учет численности вредных организмов. Работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, в том числе карантинных объектов, планируют, если предстоящее суммарное повреждение вре- дителями (вредными организмами) угрожает жизнеспособности насаждений. Земли лесного фонда с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС от 8 июля 2004 года № 329. Лесничество в течение всего периода проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов еженедельно предоставляет сведения о площади проведенных работ в уполномоченные органы и организацию, осуществля- ющую лесопатологический мониторинг на данной территории. Информация о проведенных мероприятиях по локализации и ликвидации очагов в установленном порядке включается в лесной реестр («Отчет о проведенных меро- приятиях по локализации и ликвидации очагов») и статистическую форму отчетности 12-ЛХ. Для локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся авиацион- ные и наземные работы с применением пестицидов, феромонов и энтомофагов. Заинтересованные органы обеспечивают оповещение населения и заинтересо- ванных организаций об ограничении пребывания в лесах на время проведения меро- приятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Санитарно-оздоровительные мероприятия Санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Правил санитарной безопасности в лесах (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414), Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (утверждено приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. № 523) и имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обе- спечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов. К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся: – выборочная санитарная рубка; – сплошная санитарная рубка; – уборка захламленности; – очистка лесов от захламленности и загрязнения, в том числе радиационного; – защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными; – профилактические мероприятия; – прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кроме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов). Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок – интенсивность выбороч- ных санитарных рубок определяется в зависимости от степени повреждения лесных насаждений и не должна превышать 70 процентов. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных меро- приятий проводится в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах и Правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке. Санитарные рубки и уборка захламленности проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов. Санитарные рубки не проводятся в мо- лодняках до созревания в них деловой древесины, в этом случае проводятся уборка захламленности, рубки ухода или другие лесохозяйственные мероприятия. Уборка захламленности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова). Санитарные рубки не планируются в насаждениях 4 и 5 бонитетов, за исключе- нием случаев угрозы возникновения в этих участках очагов опасных вредителей и болезней. Выборочные санитарные рубки проводятся в целях оздоровления насаждений, частично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локали- зации и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие их категориям защитных лесов или целевому назначению. После повреждения древостоев огнем к выборочной санитарной рубке следует приступать в возможно короткие сроки и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних – до 1 августа, позднелетних и осенних – до 1 мая следующего года. При необходимости вырубки лесных насаждений более 70 процентов общего объ- ема древесины назначаются сплошные санитарные рубки. Сплошные санитарные рубки – рубки, при которых вырубается весь древостой на площади 0,1 га и более. Нельзя проводить сплошную рубку на всем выделе, если в нем имеются куртины здорового леса площадью от 0,1 га и более. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, в которых после удале- ния деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствую- щие категориям защитных лесов или целевому назначению. Расчет фактической пол- ноты древостоя производится при проведении лесопатологического обследования. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биоло- гией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насажде- ния, обеспеченностью его естественным возобновлением. Уборка захламленности (неликвидной древесины и дров), в том числе валежа, проводится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприя- тиями – рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками. Как самостоятельное мероприятие уборка захламленности проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреж- дений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса насаждения. В первую очередь уборка захламлённости производится в особо охраняемых участках, рекреационных зонах, лесопарках, лесах, выполняющих санитарно-гиги- енические и оздоровительные функции, и в других особо ценных лесных массивах, а также в случае, если создаётся угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной безопасности. Санитарные мероприятия при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке Все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины в ле- сах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предо- хранению ее от заселения стволовыми вредителями. В этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обработана инсектицидами. Контроль за соблюдением правил хранения древесины на лесных складах и по- грузочных пунктах, находящихся в лесу, либо на расстоянии до 0,5 км от него, осу- ществляют лесничества. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, обитаю- щими под корой, должны быть немедленно окорены (кора сожжена с соблюдением «Правил пожарной безопасности в лесах») или обработаны инсектицидами до вылета насекомых из-под коры. Перевозка заселенных стволовыми вредителями, обитаю- щими под корой, лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработ- ки инсектицидами. Профилактические мероприятия При различных видах использования лесов не допускается уничтожение муравей- ников, гнезд, нор или других мест обитания животных. В лесах, используемых в рекреационных целях, лесопользователем организуются наблюдения за состоянием лесных насаждений, по результатам которых осуществля- ется регулирование рекреационной нагрузки, проводятся необходимые санитарно- оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном «Руководством по про- ведению санитарно-оздоровительных мероприятий». В целях максимального предохранения деревьев от механических повреждений все виды рубок леса должны проводиться с использованием щадящей технологии разработки лесосек, раскряжёвки, трелёвки и вывозки древесины. Лесничество должно осуществлять пропаганду соблюдения лицами, использую- щими леса, «Правил санитарной безопасности в лесах». В этих целях используется изготовление плакатов, аншлагов, листовок и т.п. Отчет о санитарно-оздоровительных мероприятиях представляется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, а также мероприя- тия по их защите, в лесной реестр в соответствии с утвержденным порядком. Таблица 2.17.2.1. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов Мероприятия Ед. измер. Рекомендуемые объемы Сроки выпол- нения 1. Лесопатологическое обследование га 500 ежегодно 2. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов в том числе при выполнении наземных работ: из них: химическим методом биологическим методом га га 70 70 ежегодно из которых: профилактические биотехнические мероприятия в том числе: устройство искусственных гнездовий для птиц га шт. 70 700 ежегодно ежегодно Общее санитарное состояние лесов Чаплыгинского лесничества можно оценить как удовлетворительное. На момент внесения изменений в лесохозяйственный ре- гламент крупных очагов вредителей и болезней леса не выявлено. Крупные очаги массового размножения хвоелистогрызущих вредителей отсут- ствуют. Из болезней леса наиболее распространена стволовая гниль, которая пора- жает в основном перестойные осиновые насаждения. Выявленный объем сухостойного леса и захламленности является естественным отпадом и не является тревожным фактором в санитарном отношении. В целях оздоровления насаждений и недопущения распространения вредителей и болезней леса необходимо ежегодно проводить на территории лесничества лесо- защитные мероприятия и санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с вы- рубкой погибших и поврежденных деревьев. Таблица 2.17.2.2. Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий № п/п Показатели Един. измере- ния Рубка погибших и поврежден- ных лесных насаждений Очистка лесов от захлам- ленно- сти Итого всего в том числе: сплош- ная выбо- рочная 1 2 3 4 5 6 7 8 Хозяйство хвойное Порода – сосна 1. Выявленный фонд по лесо- водственным требованиям га 426,5 19,3 407,2 4,8 431,3 м 3 29798 3651 26147 111 29909 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 4 3 х Продолжение на 19-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz