Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ИСТОКИ № 11/24889/ 22 ЯНВАРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ВЛАДИМИР ПЕТРОВ Духовное богатство на- шего края огромно: мо- настыри, храмы, святые угодники имолитвенники — бесценное достояние, которому пребывать до скончания веков. Ника- кие богоборческие време- на и гонения не способны стереть из народной па- мяти то, что устремлено к Богу, служению Ему, чаяниюЖизни вечной. В сонме святых, проси- явших на нынешней ли- пецкой земле, пребывает и святительФеофан Затвор- ник Вышенский, великий богослов и писатель. Вехи земной жизни ВмируГеоргийВасильевич Говоров родился 10 января (22 январянового стиля) 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (сегодня — Чернава Измалковского района). Семья была боголю- бивая — отец служил в сель- скойВладимировской церкви, мать также происходила из священнической семьи. С детства Георгий впитывал устои православной жизни и веры, что и определило впо- следствии всю его подвижни- ческую жизнь. Вкратце обозначим его жизненный путь, который формировался прежде всего духовными устремлениями сердца деятельного, ума пыт- ливого, разума великого. В 1823 году он ученик Ливен- ского духовного училища, по окончании которого перево- дится в Орловскую духовную семинарию. Здесь для под- ростка открывается величие трудов и дел святителя Тихона Задонского, он совершает паломничество к его мощам, хотя Тихон тогда еще не был прославлен. Семинарист выделялся стремлением к углубленному образованию, благочестием, нравственностью, а потому по личному распоряжению епи- скопа Орловского Никодима направляется в Киевскую духовнуюакадемию, где начи- нает формироваться как выда- ющийся духовный писатель. Его любимые предметы—Свя- щенное Писание и церковное красноречие. Надо сказать, что пребывание в Киеве, в Ки- ево-Печерской лавре оказало глубокое влияние на мировоз- зрение будущего святителя, укрепили неколебимость и твердость в утвержденииВеры Православной. В 1841 году Георгий при- нимает постриг с именем в честь преподобного Феофана Исповедника, рукоположен в иеродиакона, а потом в ие- ромонаха. В академии он на- писал выпускное сочинение «Обозрение подзаконной ре- лигии», признанное одним из лучших. Академию закан- чивает со степенью магистра. И в том же году назначается ректоромКиевско-Софийского духовного училища. Под руководством старцев Великий Затворник Сегодня православные отмечают 200-летие со дня рождения святителя Феофана Вышенского ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА и духовников он одновремен- но начал усердные занятия по освоению творений святых отцов. С этого времени прак- тическое и научное изучение аскетической литературы ста- лоделомвсейпоследующейего жизни. В 1842 году Феофан перемещен в Новогородскую духовную семинарию, в 1844 году—он бакалавр на кафедре нравственного и пастырского богословия. Лекции его при- знанывыдающимися, ихвысо- ко ценил знаток аскетической письменности архимандрит Игнатий (Брянчанинов). В 1845 году Феофан — по- мощник инспектора академии и член комитета по рассмотре- нию предметов семинарского образования, удостаивается звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. В 1847 году является членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, посещает свя- тые места Палестины, Сирии, Египта, монастыри Алексан- дрии и Каира. В Иерусалиме он выучился иконописи, из- учил греческий язык. С началом Крымской вой- ны 1853 года Феофан возвра- щается вРоссиюиназначается бакалавром Петербурской духовной академии канониче- ского права, а через полгода— ректоромОлонецкой духовной семинарии, где определен и членом Олонецкой Духовной консистории. 1856 год — но- вый поворот в судьбе Феофа- на: он настоятель посольской церкви в Константинополе, где разгоралась распря гре- ков с болгарами. Роль его в погашении смуты оказалась огромной, чем подвижник снискал искреннюю любовь болгар. В Константинополе он собрал редкую библиотеку аскетической литературы. По возвращении в Россию в 1857 году Феофан назначается рек- тором Санкт-Петербургской духовной академии, особенное внимание уделяя воспитатель- ной работе. Занимается бого- словскими трудами, публикуя их в академическом журнале. В мае 1859 года наречен, а затем и хиротонисан во епископа Тамбовского иШац- кого, где он прослужил че- тыре года, заслужив самую искреннюю любовь паствы. Особо любимы были его про- поведи, которые впоследствии были изданы в двух томах. Его трудами с 1861 года стали выходить «Тамбовские епар- хиальные ведомости». Про- должал он и литературную деятельность — в эти годы им написан богословский труд «Письма о христианской жизни», по сути выстроена система христианского нрав- ственного учения. В этом же году он участвует в торже- ствах открытия мощей святи- теля Тихона Задонского. А в 1863 году он уже возглавляет Владимирскую кафедру, где немало сил отдал созданию церковно-приходских школ и духовных училищ епархии. После двадцатипятилетне- го служения Церкви Феофан подаетпрошение вСвященный Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыниШацкого уезда Тамбовской епархии. В 1866 году он освобожден от управления епархией и назна- ченнастоятелемпустыни, а за- тем, по новому его прошению, освобожден от этой должно- сти.Намеренияего былиясны: в покое заняться трудами, «по- лезными и нужными Церкви Божией». Он сердечно любил пустынь: «Выши своей не променяю не только на Санкт- Петербургскую митрополию, но ина патриаршество…Вышу можно променять только на Царство Небесное». Преосвященный Феофан в пустыни уединился оконча- тельно, несмотря на новые по- мыслы и приглашение послу- жить в Японии. Феофан ушел в затвор после пасхальных дней 1872 года. Его духовным подвигом стала работа над бо- гословскимитрудамииписьма к пастве. «Писать — это служба Церкви нужная», — считал он. Тема его произведений — спасение воХристе. ТрудыФе- офана не носят догматического характера, скорее они рас- крывают силу и глубину дог- матического учения, толкуют СловоБожие, понятное всем. В 1880 году за свои сочинения он удостаивается звания доктора богословия, а все Духовные академии России избрали его почетным членом. Скончалсясвятительв1894 году и погребен в Вышенской пустыни. А6-8 июня 1988 года епископФеофанЗатворникка- нонизирован как подвижник веры и благочестия. Во славу Божию Тонкий знаток богослов- ской литературы и греческого языка, Феофан немало сделал для того, чтобы православные России получили наиболее полные и точные переводы Священного Писания. Дело библейского перевода было начато митрополитом Фи- ларетом в 1856 году с целью «доставления православному народу способа читать Свя- щенное Писание, для домаш- него назидания с удобнейшим по возможности разумением». Но встал вопрос о принципах перевода: переводить с грече- ского или еврейского текстов или же скомпилировать оба. Компиляция текстов, считали многие священники, «будет не перевод, а сочинение». ФеофанЗатворникбылпро- тивником использования для перевода еврейского текста. Новый русский перевод Вет- хого Завета (1868-1875 годов) он называл «Синодальным со- чинением» и мечтал, что эту «Библию новомодную доведет до сожжения наИсаакиевской площади». Использование еврейского текста, никогда не бывшего в церковном бого- служении, означало в его по- нимании прямое отступниче- ство: «Еврейская библия к нам нейдет, потому что никогда не было ея в Церкви и в церков- ном употреблении. Поэтому принимать ее — значит отсту- пать от того, что всегда было в Церкви, то есть сдвигаться с коренного основания Право- славия». Позже многие книги Ветхого Завета были вновь переведены с греческого. Уйдя в затвор в Вышенской пустыни, Феофан не считал себя затворником: «Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего под- вижничества, а в видах беспре- пятственного книжничества». Иподчеркивал особо: «так вы- ходит, что я книжник и боль- ше ничего». Начинается его систематическая работа над аскетическими памятниками, все учения о христианской жизни он старается построить под началом святоотеческой аскетики. Во-первых, он при- ступил к толкованию Нового Завета. И, наконец, решился на перевод «Добротолюбия». Эта работа заняла у Фео- фана четверть века. Успел он истолковать только послания апостола Павла (без послания к евреям). Евангелие же, счи- тал он, нужно не столько тол- ковать, сколько размышлять над ним. Так сложилась его «Евангельская история о Боге Слова». В основу трудов своих он брал мысли подвижников прошлого, более ЗлатоустаФе- одорита, нопользовался труда- ми и других «крутоголовых». «Добротолюбие» — шесть томов — Феофан завершил к 1890 году. Это уникальное, поистине бесценное писание Великих Старцев, просле- дивших все тропы духовной жизни. Феофан страстно при- зывал: важно только одно — стяжать духовную жизнь. Главная тема его трудов — о душе, стоящей перед Богом в сокрушении, в покаянии или молитве. «Христианиндолжен пребывать в Божественномпо- рядке, благоговейно чтить и созерцать этот Божественный порядок бытия и жизни». Но и о материальном мире, считал он, люди знают ничуть не больше, чем о духовном. И навсегда останутся«наповерх- ности», ибо людям не нужно знать больше того, что дано Богом. То, что мы знаем или познаем, — «это не ведение, а только умение пользоваться тем, что открывается само собой. Суть дела навсегда со- крыта для нас». Феофан Затворник не стро- ил какой-то нравоучитель- ной системы. Он стремился очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. В этом его величие и историческое зна- чение. Своей жизнью и подви- гами он показал путь спасения для каждой живой души. Феофан страстно призывал: важно только одно — стяжать духовную жизнь. Главная тема его трудов — о душе, стоящей перед Богом в сокрушении, в покаянии или молитве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz