Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

5 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 95/24973/16 МАЯ 2015 Дорога к Храму Фото Анатолия Евстропова Свидетель чуда Перед верой в слово божье отступают невзгоды и беды Тамара Романова Более семнадцати лет служил в Христо-Рождествен- ском кафедральном соборе Липецка протодиакон Евфимий Дмитриев. Мне нередко приходилось видеть, как после службы он подолгу беседует с прихожанами. Я и сама не однажды обращалась к нему за советом, и всякий раз он находил время для неспешного, обстоя- тельного разговора. Наставления отца Евфимия были всегда по-отечески мудрыми. Ведь даже годы, полные лишений, не сломили его воли к жизни, не поколебали его веры. —ЯродилсявВоронеж- ской области, в селе Рус- скаяЖуравкаМамонского района. Мои родители за- нимались простым кре- стьянским трудом. Отцу приходилось много рабо- тать, чтобы прокормить семью. В тридцатые годы, в период коллективизации и раскулачивания, мы вы- нуждены были покинуть родные места и уехать в Туркмению. Там жили сестры матери, — расска- зывает отец Евфимий. В далеком Ашхабаде маленький Фима начал посещать русскую школу. Здесь же он впервые при- шел в храм. — Помню, как однаж- ды, это было в 1943 году, —продолжает свойрассказ отец Евфимий, — мама вернулась домой в припод- нятом настроении и прямо с порога заявила, что се- годня у нее праздник. Она стала спешно собираться, но почему-то не достала из сундука свое крепдеши- новое платье, которое на- девала по особым случаям, а приготовила ведро для мытья полов и тряпку. Вы- яснилось, что ей предстоит навести порядок в Свято- Никольской церкви. На долгие годы этот храм, как имногие другие православ- ные храмы, был закрыт богоборческой властью. И вот теперь, милостью Божией, из мест заключе- ния вернулся настоятель храма отецИаков, ико дню памятисвятителяНиколая должныбыливозобновить- сябогослужения.Мне было в ту пору всего двенадцать. Когда мы с мамой вошли в храм, то от красоты его убранства, от тишины, ца- рившей под его сводами, у меня прямо дух захватило. Мне поручили убирать в алтаре. Я очень старался. Отец Иаков, глядя на мое усердие, оставил меня при храме пономарем. Такина- чаласьмояжизнь вцеркви. — А как вы встретили День Победы? — Когда мы услышали по радио, что война закон- чилась, — рассказывает отец Евфимий, — то все, взрослые и дети, не сгова- риваясь, побежалинаКрас- ную площадь — главную площадьвАшхабаде.Люди целовали, обнимали друг друга, плакали от счастья. В годывойнымой отец тру- дился на железной дороге, семья не виделась с ним по нескольку суток. В тылу все работали на победу. Мой отец был очень мудрымчеловеком,—про- должал свой рассказ отец Евфимий. — Помню, в юношеском возрасте мне очень захотелось иметь мотоцикл. Долго не мог признаться в этом отцу, а когда сказал, то услышал наставление, которое вы- полняю до сих пор: «Если хочешь долго жить, ходи пешком». Я слушала отца Евфи- мия и вспоминала своего отца, который прошел всю войну рядовым, а День Победы встретил в Берли- не. Он не любил говорить о войне, только всякий раз, когда слушал фрон- товые песни или смотрел документальное кино о тех страшных событиях, плакал как ребенок. —Как сложилась ваша дальнейшая жизнь? Отец Евфимий заду- мался и спустя некоторое время продолжил свой рас- сказ: — Я учился в школе и по-прежнему трудилсяпри храме.Казалось, чтожизнь налаживается.Имогликто тогда предположить, какое страшное испытание ожи- дает жителей Ашхабада? В 1948 году, в ночь с 5 на 6 октября, в городе произошло мощное земле- трясение. В этой страшной трагедиипогибло более 110 тысяч жителей. — Толчки были такой силы, что стены домов при обрушении превращались в пыль,—вспоминает отец Евфимий.—Весь город ле- жалвруинах. Занесколько дней этого бедствия люди разучились не только сме- яться, но иплакать.Погиб- ли мои тетя и племянник. Они были заживо погребе- ны под стенами собствен- ного дома. Столько было горя вокруг!.. Наша семья чудом осталась жива, но оказалась без крова, без средств к существованию. Решили ехать в Ташкент, к двоюродной сестре отца. Помню, родители вста- ли перед Анастасией Ми- трофановной на колени и попросили разрешения пожить у нее в кладовке. Вот так и жили несколько лет в темном чуланчике и радовались, чтоестькрыша над головой. Отец Евфимий говорил неторопливо. Слушая его, я пыталась понять, как этот человек, несмотря на всежизненные испытания, смог сохранить главное — доброе сердце, способное отзываться на чужуюболь. — В Ташкенте в апреле 1966 года нам пришлось пережить еще одно земле- трясение. К тому времени мы уже жили в собствен- ном доме и чувствовали себя вполне счастливыми после долгих лет скитаний по чужим углам. Я служил дьяконом в Успенском со- боре. Только это и спасло мою душу от уныния, ведь и этот дом, который мы вдвоем с отцом не один год строили своими руками, был полностью разрушен. Вскоре после этих со- бытий постановлением правительства родителям отца Евфимия была предо- ставлена двухкомнатная квартира в Астрахани, а самонвернулсявТашкент, где продолжил служение в Успенском соборе. Таш- кентскую и Среднеазиат- скую епархию возглавлял в то время архиепископ Гавриил (Огородников). Когда он тяжело заболел, отецЕвфимийухаживал за ним, оставаяськелейником владыки до его смертного часа. В 1971 году его пре- емникомсталархимандрит Платон (Лобанков). — В 1972 году владыка Платон был переведен на Воронежскую кафедру. Так вместе с архиереем и я оказался сначала в Во- ронеже, где служил в По- кровском соборе, а позд- нее получил назначение в Липецк, — рассказывает отец Евфимий. — Спустя некоторое время я забрал из Астрахани родителей, ониужебыливпреклонном возрасте и нуждались в уходе. Отец умер в 1978-м, а мама — в 1986 году. Более шестидесяти лет отец Евфимий служил в церкви. Господь сподо- бил его служить вместе с архиепископом Симфе- ропольским и Крымским Лукой Войно-Ясенецким, митрополитом Санкт- Петербургским и Новго- родским Никодимом (Ро- товым), митрополитомАн- тониемСурожским,Патри- архом Московским и всея Руси Алексием и многими из тех, кто подвигом своей жизни являет нам пример истинного христианства. — Меня очень радует, что сегодня в храме много молодежи, — продолжал беседу отец Евфимий. — Все больше становится тех, кто начинает семейную жизнь с освящения своего супружеского союза в та- инстве венчания. Это очень серьезный шаг, ведь серд- це каждого из супругов по молитвам церкви полу- чает дар любви, которая изливает вокруг себя свет терпения, снисхождения, милости. Но это только начало пути. А чтобы по- строить семью как малую церковь, от супругов по- требуется много сил. —А были ли вы когда- нибудь свидетелем чуда? — Конечно, и не раз, — ответил отец Евфимий, улыбаясь. — Подходит как-то ко мне после служ- бы молодая женщина, вся в слезах. Разговорились. Оказалось, что вот уже пять лет как она в браке, а деток Господь не дает. Я посоветовал ей читать акафист Феодоровской иконе Божией Матери, чаще ходить в храм, не забывать о целительной силе причастия. Проходит время, смотрю—идет мне навстречу Татьяна, так звали эту женщину, а на руках — младенец. Сына родила. Глаза отца Евфимия лучились радостью. Я смо- трела на этого счастли- вого человека и думала, что именно такие добрые, светлые, чистые сердцем люди и являют собой сви- детельство чуда Божия. Сегодня протодиакон Евфимий находится на за- служенном отдыхе, оста- ваясь истинным храните- лем православной веры. Сияет купол золотой В селе Донское возрождается Богоявленский храм Сергей Кибальниченко Прошло одиннадцать лет с того времени, когда священник Роман Карпов приехал в задонское село Донское. В тот майский день он впервые увидел Богоявленский храм, возрождение которого стало главным делом его жизни. Церковь, в стенах которой еще вчера распо- лагался Дом культуры, вид имела неприглядный. Но даже обезображенное здание, лишенное золо- тых куполов, излучало отблеск какой-то незем- ной красоты. Сельский хрампоражал величественными разме- рами, но они же обещали и немалые трудности при реставрации. Если быново- му настоятелю поручили восстанавливать неболь- шуюцерквушку, то при его настойчивости она бы уже давно вернула себе былую красоту. Но задача отцу Роману досталась под стать его твердому и целеустрем- ленному характеру. Со временем обозначи- лась еще одна трудность: в Донском так и не нашелся богатый благотворитель, готовый бескорыстножерт- вовать крупные суммы. Деньги на восстановле- ние святыни прихожане собирают буквально по копейкам. Нина Костина, например, приезжает на ав- тобусе вЛипецк, где одно за другим обходит различные учреждения. Несмотря на свой почтенный возраст, за год ейудается собрать более полумиллиона рублей. Да и настоятель деньги на строительство своимтру- дом зарабатывает. А нача- лось все с того, что попалась ему на глаза заброшенная производственная база, принадлежавшая когда-то дорожникам. Родилась идея, поначалу показав- шаяся фантастической. Батюшка вспомнил про художественную мастер- скую, которая была у него в Воронеже. В те годы вме- сте с родственником своей жены он успешно вел там дело. А дальше в его жизни были головокружение от сумасшедших денег, тяже- лейший духовныйкризис и Задонскиймонастырь, куда попавший в беду бизнесмен приехал, спасаясь от само- го себя. Две недели, про- веденные в обители, круто изменили его жизнь. По молитвамВладыкиНикона РоманКарпов не только об- рел веру, но и вскоре стал священником. «А почему бы не орга- низовать в Донском худо- жественную мастерскую, которая займется изготов- лением церковной утва- ри?»—подумал батюшка, когда увидел брошенную производственную базу. С этой идеей он отправился в Задонск. Внимательно вы- слушав его, владыкаНикон благословилегоначинание. Адальше все стало склады- ватьсяудачно.Неожиданно нашелся меценат, который одолжил немалую сумму, чтобы батюшка смог вы- купить имущественный комплекс. Вскоре у прихо- да появилась своя художе- ственно-производственная мастерская «Патриарший лес». Названа она так не случайно. Большое село, где располагается Богояв- ленский храм, лишь срав- нительно недавно пере- именовали в Донское. До революции же оно было известно как Патриаршее. Поначалу в мастерской выполняли лишь простей- шие работы, связанные с изготовлением поклонных и могильных крестов. Поз- же взялись за церковную утварь — киоты, аналои, престолы, жертвенники. Но уже через несколько лет поступил сложнейший заказ, требующийот испол- нителя не только высочай- шего профессионализма, но и тонкого художествен- ного вкуса. «Патриаршему лесу» поручено было изго- товить дубовый иконостас для Казанского храма в селе Тележенка. —Этаработаделаетсяна века, — рассказывает отец Роман. — В старинных ев- ропейских храмах, напри- мер, сохранились дубовые иконостасы, чей возраст превышает тысячу лет. После того как с пору- ченной работой «Патри- арший лес» справился на «отлично», поступили но- вые заказы. В прошлом году, например, умельцы из селаДонское изготовили и установиликрасивейший иконостас в Иоанно-Пред- теченском храме в Псху. Так называется труднодо- ступное горное село вАбха- зии, где вдали от мирской суеты несут послушание православные монахи. В этом местечке они тайно поселились после того, как в 1961 году была закрыта Глинская пустынь. Сегодняхудожественно- производственная мастер- ская «Патриарший лес» известна далеко за предела- ми Липецкой области. Все заработанные деньги отец Роман вкладывает в восста- новление Богоявленского храма. Оформив в банке кредит, он большую часть денег также направил на строительные работы. К настоящему времени сделать удалось немало. Ярким золотом сияет ку- пол на восстановленной колокольне. Заново вы- ложена одна подпружная арка, которая была снесе- на в атеистические годы. Центральная часть храма состоит из четырех таких кирпичных конструкций, достигающих в ширину полтораметра.Поверх арок четырехугольником идет сплошная кладка — так называемый «четверик». В прошлом году он был полностью завершен. При этом даже несколько лиш- них рядов кирпича поло- жили, чтобы четверик стал немного выше. Далее поверх четы- рехугольника должна быть возведена восьмиугольная конструкция с окнами вы- сотой около восьми ме- тров, на которую затем уже устанавливается купол. Прихожане желают уже в этом году завершить кла- дочные работы. Для этого необходимо около тринад- цати грузовиков кирпича. Словом, предстоит огром- ная работа, требующая немалых материальных затрат. В такой ситуации прихожанеБогоявленского храма обращаются ко всем неравнодушным липчанам с просьбой о помощи. С вос- становлением величествен- ного храма, уверены они, у села начнетсяноваяжизнь. Преображающая нас благодать Международную православную выставку - ярмарку посетили тысячи липчан Нина Вострикова Всю неделю после Светлой седмицы в областном центре по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона на просторных площадях одного из крупных торговых центров проходила II междуна- родная православная выставка-ярмарка. На нее съехались посланцы монастырей, подворий, мастер- ских, православных издательств, иконописцы, рестав- раторы, народные умельцы из России, Украины, Белоруссии и греческого Афона. По горячим следам «Липецкая газета» уже рассказала об этом удивитель- ном событии. Теперь же настало время для самых интересных подробностей. Примечательно, что первая выставка тако- го масштаба прошла в областном центре про- шлой осенью. Успех ее был огромным, так что петербургское вы- ставочное объединение «Духовное наследие» повторило выезд в Ли- пецк. — Честно говоря, шла за белорусскими сушеными грибами, а купила духовные кни- ги, иконы — копии чудотворных образов, масло, освященное на святых мощах, и мона- стырскиемази, сретенские свечи,—рассказываетГалина Пажитных, которая делает первые шаги к воцерковле- нию. — Приложилась к частицам мощей, чудотворным иконамНиколаяУгодника, МатроныМосковской, помо- лилась. Пришла на час, а провела в экспозиции практи- чески весь день, потому что встретила здесь удивительно добрых людей, обладающих богатым духовным опытом. С удовольствием общалась с афонскими монахами, свя- щеннослужителями из Владимирской, Тверской обла- стей, Казани, слушала духовные песнопения и авторские православные песни. По мнению липчанки, подобные выставки дают воз- можность почувствовать полноту духовного простран- ства, открыть для себя многогранный мир православия. Сразу у входа в экспозициюнепрестанно читался акафист у иконыБожиейМатери «Луганская», особо почитаемой на Украине. Образ возлежал на аналое на фоне стенда с изображением храмов Луганска и Донецка. — В 1905 году диакону Филиппу, впоследствии про- славленному в лике святых, было явление БожиейМате- ри. По его описаниямЦарицаНебесная была изображена на полотне, — рассказал игумен Иоанн Свято-Вознесен- ского монастыря Луганской епархии. — После смерти святого старца изображение Богородицы, находивше- еся у него, бесследно исчезло. Но в 1992 году лучшим иконописцем нашего времени монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря Луганская икона Божи- ей Матери была повторно написана. Покровительнице Луганска православные молятся о защите от всех бед и напастей, об утверждении в нашем Отечестве мира, со- гласия и благополучия. Липчане охотно вносили пожертвования, чтобы под- держать Луганскую епархию. Собранные средства, как заверил игумен Иоанн, пойдут на помощь тем, кто в ней наиболее остро нуждается. Рядом монахини елецкого Знаменского монастыря принимают требы. Монастырь на Каменной горе знают многие и радуются, что вот и сама обитель приехала в Липецк с расшитыми крестильными и погребальными рубашками, косынками, шарфами, перепелиными яй- цами собственной птичьей фермы. Наша Липецкая и За- донская епархия также была представлена в экспозиции достаточно полно. У стенда владыкиНикона каждый час звонили в колокол, чудесным звоном освящая простран- ство вокруг и приглашая выбрать духовнуюлитературу, иконы, освященные на мощах великого чудотворца Тихона Задонского, труды светильника Земли русской. Взаключительные днивыставки-ярмаркиеепосетили сразу два известных писателя и священника—Олег Сте- няев иАлександрТорик. Отвечая на вопрос о популярной книге «Флавиан», протоиерейАлександрТорик отметил, что ее нельзя дать каждому человеку, но только тому, кто интересуется духовной жизнью и предполагает, что именно Православная Церковь правильно учит о Боге. Запомнились слова писателя о том, насколько важна духовная направленность самого человека. — Если художник христианин по сути, по духу и его душа устремлена к Богу, то он, даже помимо своего сознательного решения, становится проводником в мир светлого Божественного начала, — подчеркнул отец Александр. — И наоборот. Если дух человека отягощен страстями, то источник его духовной подпитки противо- положен Божественному. Книги с автографом православного писателя принес- ли домой почти все, кто побывал на этой удивительной, проникнутой духом Божией любви встрече. Фото Сергея Литаврина Фото автора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz