Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 94/24972/ 15 МАЯ 2015 23 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение на 24-й стр. Продолжение. Начало на 12–22-й стр. № п/п Оборудование, инвентарь, средства пожаротушения Ед. изм. Количество средств пожаротушения до 10 тыс. га арендованной площади от 10 до 50 тыс. га арендованной площади 1 2 3 4 11 3 Пожарная мотопомпа производительностью от 100 до 800 л/мин шт. 1 1 4 Тракторы с плугом или иным почвообрабатываю- щим орудием шт. 1 2 Пожарное оборудование 5 Съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000-1500 л шт. - 1 6 Напорные пожарные рукава (с характеристика- ми, предусмотренными технической документа- цией применяемых технических средств) пог. м 100 200 7 Торфяные стволы 1 шт. - 3 Пожарный инструмент 8 Воздуходувки шт. 2 3 9 Бензопилы шт. 2 2 10 Ранцевые лесные огнетушители шт. 7 9 11 Топоры шт. 1 3 12 Лопаты шт. 5 10 13 Емкость для доставки воды объемом 10-15 л шт. 5 10 Системы связи и оповещения 14 Электромегафоны шт. 1 2 15 Радиостанции носимые, возимые ультракоротко- волнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазона 2 шт. - 2 Средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре 16 Дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) ком- плект по числу лиц, участвующих в меропри- ятиях по недопущению распростране- ния лесных пожаров 17 Аптечка первой помощи шт. по 1 на каждые 5 человек, участвую- щих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров 18 Индивидуальные перевязочные пакеты шт. по числу лиц, участвующих в меропри- ятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров 19 Огнетушащие средства: смачиватели, пенообра- зователи кг 10 12 20 Дополнительные: зажигательные аппараты шт. 2 3 21 Бидоны или канистры для питьевой воды шт. 1 2 Примечание: 1 — в случаях наличия на лесных участках залежей торфа 2 — при отсутствии устойчивой сотовой связи Средства предупреждения и тушения лесных пожаров должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих техническое регулирование в области пожарной безопасности. При использовании лесного участка в целях заготовки древесины площадью свыше 30,0 тыс. га количество пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (далее — пунктов) может быть увеличено из расчета: на каждые 30,0 тыс. га — обустройство не менее 1 пункта с равномерным распределением средств предупреждения и тушения лесных пожаров, согласно установленным нормативам. В случае, если арендованная площадь (согласно договору аренды лесного участка) представлена несколькими лесными участками (2 и более), не имеющими общих границ, независимо от вида и объема использования лесов, пункт сосредоточения противопо- жарного оборудования и инвентаря должен формироваться для каждого участка в от- дельности, исходя из установленных нормативов с распределением ресурсов пожароту- шения пропорционально объемам участков. На каждое транспортное средство дополнительно предусматриваются: — топор — 1 шт., — лом обыкновенный — 1 шт., — ведро (или емкость для доставки воды 10-15 л) — 1 шт., — огнетушитель — 1 шт. На каждую лесосеку, находящуюся в разработке, а также верхний склад дополни- тельно предусматриваются: — штыковая лопата — 3 шт., — ведро (или емкость для доставки воды 10-15 л) — 2 шт., — ранцевый лесной огнетушитель — 3 шт. В случае возникновения лесного пожара в местах заготовки древесины, необходимо использовать также технику, применяемую для заготовки древесины. Забор воды для тушения пожаров может также производиться из рек, ручьев, проте- кающих по территории лесничества, так и вблизи. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, исполь- зующими леса на основании проекта освоения лесов. Лесничеству необходимо ежегодно проводить: — проверку наличия противопожарного инвентаря и оборудования при работе в лесу; — осуществлять проверки соблюдения Правил пожарной безопасности при всех ви- дах использования лесов; — производить разработку мобилизационных планов по привлечению дополнитель- ных сил и средств на тушение лесных пожаров; — проводить подготовку привлекаемых к тушению лесных пожаров работчих по во- просам тушения лесных пожаров; — при выявлении фактов нарушения Правил пожарной безопасности в лесу направ- лять материалы в соответствующие органы для принятия правового решения. Основной мерой предупреждения лесных пожаров является лесопожарная про- филактика. Усилия работников лесничеств должны быть направлены на проведение систематической разъяснительной работы среди населения перед началом и во время пожароопасного сезона. Для проведения разъяснительной работы среди населения должны широко исполь- зоваться печать, радио, телевидение, кино, беседы на предприятиях и в организациях, в школах. Важное место в комплексе предупредительных мероприятий должно отводить- ся и средствам наглядной агитации: организации выставок и агитвитрин, вывешиванию предупредительных аншлагов и агитплакатов, распространению буклетов, листовок, устройству мест отдыха и курения. Таблица 2.17.1.4 Ведомость радиационного обследования земель лесного фонда Усманского лесничества по зонам радиоактивного загрязнения Участковое лесничество Квартал Площадь, га 1 2 3 Зона загрязнения 1-5.0 ки/кв. км Первомайское 1-2, 4, 9-11, 18-23, 31-36, 44, 54 -57, 60-62, 69-74, 83-87 2110 Колодецкое 18, 23-26, 40-42, 55, 70, 72, 74 -76, 84 745 Итого 2855 Всего 2855 Нормативы мероприятий в лесах лесничества, загрязненных радионуклидами (цезий-137) Таблица 2.17.1.5 Мероприятия Ед. изм. Рекомен- дуемый объем Сроки проведения 1 2 3 4 1. Предупредительные знаки шт. 50 Постоянно в пожароопасный период и сезоны сбора пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных трав, заготовки недревесных лесных ресурсов 2. Информационные стенды шт. 4 3. Информация населения тыс. руб В потребном количестве в объеме выделен- ных средств Предупреждающие знаки устанавливаются в зонах с плотностью загрязнения цези- ем-137 > 1 ки/км 2 — на дорогах, перед въездом в зону, съездах с дорог и в местах, наи- более посещаемых населением. Информационные стенды у контор лесничеств, участковых лесничеств с целью ин- формирования работников лесного хозяйства и населения о радиационной обстановке в лесах. На стендах должна быть представлена схема лесничества, окрашенная по зонам радиоактивного загрязнения с пояснениями действующих в них ограничений: — 0-99 ки/км 2 — неокрашенные кварталы; — 1-4.99 ки/км 2 — синий цвет. Такие стенды должны содержать адреса и телефоны лабораторий и постов, где мож- но проверить продукцию на содержание радионуклидов. Информация населения через средства массовой информации должна осущест- вляться постоянно и содержать информацию о радиоактивном загрязнении лесов, воз- можности пользования лесной продукцией и необходимых мерах безопасности. Такая информация дается в обязательном порядке перед началом сезона заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных трав, заготовки недревесных лесных ресурсов, а также перед началом пожароопасного периода. Профилактические и реабилитационные мероприятия по восстановлению социаль- но-экономического значения лесов, загрязненных радионуклидами, сохранению их био- логической и противопожарной устойчивости, проводятся в обязательном порядке во всех зонах радиоактивного загрязнения. При этом обеспечивается: 1. Радиационное обследование лесов. 2. Мониторинг радиационной обстановки в лесах. 3. Контроль содержания радионуклидов в лесных ресурсах. 4. Радиационный контроль продукции на всех уровнях производства. 5. Контроль радиационной безопасности условий труда. Требования при проведении противопожарных мероприятий в лесах с радиоактивным загрязнением — Запрещается использование транспортных и технологических машин, не обору- дованных искрогасителями; — для обнаружения лесных пожаров должны использоваться телеустановки. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 ки/ км 2 и выше рекомендуется: — минерализованные полосы создают и обновляют в период повышенного уровня увлажнения, избегая образования пыли; — остановка и тушение пожаров проводится без выполнения работ на кромке огня, путем создания заградительных и опорных химических полос; — в период пожароопасного сезона запрещается движение транспортных средств по лесным дорогам, за исключением лесопатрульных машин и транспортных средств службы радиационной безопасности. На тушение лесных пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами, привлекаются лица, имеющие допуск на работы в радиоактивно загрязненной территории, прошедшие специальную подготовку и медицинское обследование. Работники, привлекаемые к тушению лесных пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами и требованиями, установленными для персонала при работах с открытым источником и ионизирующего излучения. Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия 1. Поступление в природную среду любых твердых, жидких, газообразных веществ, микроорганизмов или видов энергии (звукового, электромагнитного или радиоактив- ного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава и свойств компонентов природы и оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну, считается загрязнением окружающей среды. По происхождению загрязнения разделяются на ан- тропогенные и естественные, по воздействию на организмы и экосистемы — на механи- ческие, физические, биологические и химические. При проведении мероприятий, назначенных в лесохозяйственном регламенте, долж- ны учитываться причины загрязнения от проводимых мероприятий, приниматься всё возможное для сокращения загрязнения окружающей среды. Земли лесного фонда по своему назначению представлены двумя основными груп- пами: лесной — предназначенной для выращивания насаждений; нелесной — представленной угодьями, не используемыми в лесном хозяйстве зем- лями и землями специального назначения. Перечисленные категории земель кардинально отличаются по степени антропоген- ного воздействия. Если в первой группе воздействие человека носит временный характер и необхо- димо обеспечить сохранность леса, то вторая группа утратила свойства лесного био- геоценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе на лес. Соответственно, оценка и величина антропогенного воздействия на эти категории земель различны. Основное воздействие на лесные земли при выполнении мероприя- тий лесохозяйственного регламента происходит в процессе лесопользования и прежде всего, заготовки древесины и рекреации. В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов: — древесные отходы; — отходы от работы техники и транспорта; — бытовые отходы. По данным «Временного классификатора токсичных промышленных отходов», М, 1987, при заготовке и вывозке древесины при организации заготовки в спелых и пере- стойных насаждениях (рубки главного пользования) образуются следующие отходы на 1 тыс. м 3 заготовленной древесины. Таблица 2.17.1.6 Характеристика и объем отходов по классам опасности Наименование отходов Количество отходов, тонн на 1 тыс. м 3 Отходы II класса опасности Аккумуляторная кислота 0,00022 Отходы III класса опасности Отходы синтетических и минеральных масел (отработанное моторное и трансмиссионное масло) 0,0158 Индустриальное масло 0,000322 Нефтешлам при зачистке резервуаров 0,0015 Нефтешлам (проливы ГСМ) 0,0004 Промасленные фильтры 0,001 Ветошь промасленная 0,0011 Уловленные нефтепродукты очистных сооружений ливневых стоков и мойки автомобилей 0,003 Итого 0,023342 Отходы IV класса опасности Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная древесина)* 130,0 Отходы древесные (козырьки, отходы раскряжевки) 16,0 Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, огарки сварочных электродов 0,00003 Лом абразивных изделий 0,00038 Отработанные аккумуляторы без электролита 0,0025 Осадок (шлам) нейтрализации электролита 0,00023 Отработанные шины 0,006 Лом цветных металлов 0,00037 Зола древесная 0,0036 Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 0,000302 Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых сточных вод 0,004 Твердые бытовые отходы (ТБО) 0,0384 Отходы потребления подобные ТБО 0,0012 Отходы медпункта 0,000096 Пищевые отходы пунктов общественного питания 0,0074 ИТОГО: 146,0645 ВСЕГО: 146,08784 *Примечание: лесосечные древесные отходы по критерию опасности относятся к отходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтверждения данного класса опасности экспериментальным методом классифицируются как отходы IV класса опасности. Данные таблицы 2.17.1.5 носят усредненный характер и в зависимости от способов рубок, видов древесного лесопользования могут существенно отличаться по количеству отходов, но отнесение их к классам опасности остается неизменным. Последнее свидетельствует о преобладании в составе отходов IV-V классов опас- ности. Данное обстоятельство учитывается в соответствующих нормативных документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. Оценивая воздействие заготовки древесины на состояние биоценоза, следует учитывать его сложившийся антропогенный характер, а также позитивную роль хозяй- ственных мероприятий в сохранении целевых пород и создании «нормальных» лесных насаждений. Наряду с заготовкой древесины на лесные земли существенное влияние оказывает рекреационное лесопользование. Наиболее существенными и контролируемыми по- казателями антропогенного воздействия при этом виде лесопользования является ди- грессия лесной среды и сохранение площади лесных земель в составе лесного участка. Первый показатель определяется по параметрам, приведенным в таблице 2.17.1.6 Таблица 2.17.1.7 Шкала оценки рекреационной деградации лесной среды Характеристика участка Стадии рекреационной деградации Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальное, механические их повреждения отсутствуют; подрост (разновозраст- ный) и подлесок жизнеспособные. Моховой и травяной покров из характерных для данного типа леса видов; подстилка (пружинящая) не нарушена. Регулирование рекреации не требуется. 1 Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные их механические повреждения; подрост (разновозраст- ный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты, имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. Проективное покрытые мхов до 20%, травяного покрова — до 50% (из них 1/10 — луговая растительность); нарушение подстилки незначи- тельное, почва и подстилка слегка уплотнены; отдельные корни деревьев обнаже- ны, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. Требуется регулиро- вание рекреационной деятельности. 2 Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослаблены, до 10% стволов с механическими повреждениями; подрост (одновозрастный) и под- лесок угнетены, средней густоты или редкие, 21-50% поврежденных и угнетенных экземпляров. Мхи у стволов деревьев, их проективное покрытие 70-60% (из них 2/10 луговой растительности, появляются сорняки). Подстилка и почва значитель- но уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до мине- ральной части почвы 6-40% площади. Требуется активное регулирование рекреа- ционной деятельности. 3 Сильно нарушена лесная среда древесной растительности куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11-20% стволов с механическими поврежде- ниями; подрост и подлесок нежизнеспособные (преимущественно в куртинах), редкие или отсутствуют, поврежденных или усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 59-40% (в том числе до 1/2 занимают луговая растительность и сорняки). Много обнаженных корней дере- вьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41-60% площади. Необходимо строгое ограничение рекреационной дея- тельности 4 Лесная среда деградирована; древостой разрежен, куртинно-лугового типа, дере- вья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями; подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том числе до 3/4 занимают луговая растительность и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены. Вытоптано до минераль- ной части почвы более 60% площади. Рекреация не допускается. 5 Таблица 2.17.1.8 Показатели предельно допустимых нагрузок на рекреационные леса (приоритетный вид использования лесов — осуществление рекреационной деятельности) Условия, регламентиру- ющие допустимые рекреационные нагрузки Площадь рекреационных лесов, га Предельно допустимое число посетителей леса (рекреационная нагрузка), чел. на 1 га площади на общую площадь (по среднему показателю нагрузки) 1 2 3 4 Типы условий местопроизрастания: — А 2 , А 4 , А 5 — 2 — 4 - — А 3 , В 5 , С 5 , Д 5 - 3 — 5 - — В 2 , В 4 , С 4 , Д 4 - 4 — 8 - — В 3 , С 2 , С 3 , Д 2 , Д 3 1256 6 — 10 10160 ИТОГО: 1256 10160 Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков является важнейшей задачей органов управления и контроля. Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со ст. 69 Лесного ко- декса РФ (проектирование лесных участков), при наличии целевого финансирования, или в процессе производства натурных работ при составлении «Проекта освоения ле- сов». Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия ст. 41 Лес- ного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении их благоустрой- ства на нелесных и не покрытых лесом землях. Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих объектов, определяется их целевым назначением и уменьшением их отрицательного воздействия связано с рекультивацией нарушенных при строительстве земель, противопожарным обустройством прилегающих территорий. Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем направ- лениям: — строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; — осуществление всех видов лесопользования; — организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окру- жающей среды», по требованию которого в проектах строительства производится оцен- ка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС). Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, контролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению экологиче- ской экспертизы и контроля за исполнением проектных решений. Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулируется системой мероприятий, разрабатываемых в Проектах освоения лесов. В условиях обла- сти, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воз- действие оказывают рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйства, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых. К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в Проекты освоения лесов. 1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 50-60% общей площади лесного участка. 2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обяза- тельны. 3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом зе- мель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель. В объектах, арендуемых для заготовки древесины процесс антропогенного воздей- ствия регламентируется комплексом мер по соблюдению «Правил…», «Наставлений…» по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовос- становления вырубленных площадей. Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливает- ся требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и техниче- ских условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении ви- дов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности живот- ных и, прежде всего, копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и сре- де их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба живот- ному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнеде- ятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным ми- ром является членом такого фонда. Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закре- пленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объек- тов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миров в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должност- ные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Применение указанной статьи зависит, прежде всего, от выполнения значений опти- мальной численности и, следовательно, от величины отстрела. Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений по- лезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология ре- культивации, график ее проведения детально рассматриваются в «Проектах освоения лесов», и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприяти- ями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных тех- нических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса. 2.17.2. Требования к защите лесов от вредных организмов Защита леса — это выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лес- ным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов их локализация и ликвидация. Санитарная безопасность в лесах обеспечивается в соответствии с Правилами сани- тарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Россий- ской Федерации от 29.06.2007 г. № 414. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется: — лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесо- патологической угрозы); — лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг; — авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; — санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); — установление санитарных требований к использованию лесов. Лесозащитное районирование Защита лесов от вредных организмов строится на основе лесозащитного райониро- вания. Лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах и заключается в организации зон слабой, средней и сильной лесо- патологической угрозы. Основным критерием для выделения лесопатологических районов зон служит сте- пень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Леса лесничества отнесены к зоне сильной лесопатологической угрозы. Лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг Сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесо- патологического мониторинга. Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о те- кущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насажде- ний обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений, проинформиро- вать об этом указанные в подпункте «б» пункта 3 Правил санитарной безопасности в ле- сах органы государственной власти или органы лесного самоуправления, предоставив- шие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (заинтересованные органы). Заинтересованные органы при получении информации, указанной в предыдущем пункте, обязаны организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения со- стояния лесных насаждений. При лесопатологическом обследовании для планирования работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов заинтересованными органами обеспечивается учет численности вредных организмов. Заинтересованные органы в 30-дневный срок со дня получения информации, ука- занной в пункте 14 Правил санитарной безопасности в лесах, определяют с учетом результатов лесопатологического обследования необходимые мероприятия по защите лесов. Результаты лесопатологического обследования используются при ведении лесопа- тологического мониторинга Российским Центром защиты леса ФГУП «Рослесозащита». Основными целями лесопатологического мониторинга являются своевременное об- наружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитар- ной безопасности в лесах. Для сбора информации о лесопатологическом состоянии лесов осуществляются авиационные и наземные работы с использованием при необходимости космической съемки. Помимо естественного отмирания и усыхания деревьев, на санитарное состояние лесов оказывают влияние хвое-листогрызущие вредители и грибные болезни. В соответствии с п.8 Правил санитарной безопасности в лесах, планирование, орга- низация и ведение лесопатологических обследований осуществляется в соответствии с методическими документами, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов Для локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся авиацион- ные и наземные работы с применением пестицидов, феромонов и энтомофагов. Очагами вредных организмов считаются территории лесов, на которых числен- ность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. Отнесение территории лесов к очагам вредных организмов осуществляется по результатам лесопатологического обследования или ле- сопатологического мониторинга. Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется контрольное лесопатологиче- ское обследование, по результатам которого заинтересованными органами принима- ется решение о сроках и объемах проведения работ или отсутствие необходимости в их проведении. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации в области безопасного об- ращения с пестицидами и агрохимикатами. Заинтересованные органы обеспечивают оповещение населения и заинтересован- ных организаций об ограничении пребывания в лесах на время проведения мероприя- тий по локализации и ликвидации вредных организмов. Санитарно-оздоровительные мероприятия К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся: — выборочная санитарная рубка; — сплошная санитарная рубка; — уборка захламленности; — очистка лесов от захламленности и загрязнения, в том числе радиационного; — защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными; — профилактические мероприятия; — прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кроме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов). Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем про- ведения выборочных или сплошных санитарных рубок — интенсивность выборочных санитарных рубок определяется в зависимости от степени повреждения лесных насаж- дений и не должна превышать 70 процентов. При необходимости вырубки лесных насаждений более 70 процентов общего объема древесины назначаются сплошные санитарные рубки. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных меро- приятий проводится в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, Правилами заготовки древесины Правилами пожарной безопасности в лесах и Правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке. Сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их воз- раста, в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки не могут обеспечить сохране- ние жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций. При проведении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод, а также при наличии в них валежной древесины осуществляется очистка лес- ных насаждений от захламленности. В первую очередь очистке подлежат лесные участки, где имеется опасность возник- новения лесных пожаров и массового размножения насекомых. Таблица 2.17.2.1. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов № Мероприятия Един. измер. Рекомендуемые объемы Сроки проведения 1 2 3 4 5 1. Лесопатологическое обследования тыс. га 6,0 Ежегодно 2. Локализация и ликвидация очагов вред- ных организмов га По мере необходимости в полном объеме 3. Биотехнические меры борьбы: изготовление и развешивание искусственных гнездовий шт. 150 Ежегодно изготовление и развешивание кормушек для птиц шт. 20 Ежегодно 4 Организация уголков защиты шт. 4 Постоянно 5 Опрыскивание питомников га 3 Ежегодно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz