Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Фото Николая Черкасова № 94/24972/ 15 МАЯ 2015 4 МЫ ЛИПЕЦКАЯ газета Фото Павла Острякова ” В ОАО «Липецкие автобусные линии» установлена доплата призерам областных конкурсов профес- сионального мастер- ства среди рабочих профессий — это водители, слесари и электрогазосварщи- ки, — которая вы- плачивается ежеме- сячно в течение года. Воспитать Человека Директор гимназии Ольга Уласевич считает , что школа обязана не только обучать Лариса Пустовалова Мальчишки первого класса гимназии № 12 накануне юбилея Победы на уроке математики играли… в разведчиков. Учительница Елена Стрельцова расска- зала, что в почтовом ящике нашла зашифрованное письмо от солдат Великой Отечественной войны. Чтобы его расшифровать, необходимо было сходить в разведку — решить устные примеры, потом атаковать противника — выполнить сложную задачу, и затем закрепить успех — повторить пройденное. С шифров- кой ребята успешно справились: «Будьте достойны нашей Победы» — такое послание содержалось в ней. На уроке, который про- шел в гендерном классе, присутствовала директор гимназии Ольга Уласевич, портрет которой вот уже двенеделиукрашаетДоску почета «Трудовая слава Липецкой области». —Это удивительно, как учитель удерживал внима- ние детей на протяжении всего урока. Мальчишки в этом возрасте активные, чтобы завладеть их умами, необходимо каждые две минуты менять педаго- гические приемы. Ребята подвижные, возбудимые, а девочки—более усердные, ответственные. Поэтому представители сильной половиныуже в начальной школе позволяют себе ле- ниться и учатся прятаться за женские спины. Чтобы повысить успеваемость и воспитатьнастоящихмуж- чин, способных брать от- ветственность на себя, мы решились на эксперимент по гендерной педагогике: первые классы с раздель- ным обучением набрали семь лет назад, — расска- зала Ольга Николаевна. Сегодняшние старше- классники подтверждают, что выбор сделан правиль- но. Для подростков, воспи- тывавшихся в гендерных классах, оказывается в порядке вещей пропускать девочек вперед, уступать им место. Ольга Уласевич признается, что успехом эксперимента обязана учи- телям начальной школы. — Чтобы обучать ма- леньких детей, необходи- мо обладать филигранным мастерством. Я всегда с трепетом прихожу в на- чальные классы, потому что здесь происходит уди- вительное превращение: малышей, которые не уме- ют еще ничего, учат очень многому. С самого детства я хотела быть только учи- телем начальных классов, но это моя несбывшаяся мечта,—рассказала Ольга Николаевна. В Липецком пединсти- туте тогда не было факуль- тета начальных классов, так Ольга Уласевич ста- ла математиком. Однако даже в строгойдисциплине она советует ученикам… играть. К законам матема- тикинеобходимо относить- ся, как к правилам игры, тогда скучные уравнения превратятся в заниматель- ные ребусы, считает она. Впрочем, гимназисты признаются, что шутить с директором не следует. «Она добрая, всегда можно подойти посоветоваться, например, как оформить самопрезентацию. Но по- рядок нарушать не по- зволяет», — рассказали старшеклассники. Кол- лектив больше говорил о профессиональном уровне старшего коллеги. «Да, она требовательный руко- водитель, но спрашивает, прежде всего, с себя. Оль- га Николаевна защити- ла диссертацию на тему «Управление созданием воспитательной системы», читает лекции на курсах в институте повышения квалификации учителей», — рассказала победитель регионального конкурса «Учитель года- 2015» пре- подаватель информатики Алла Волкова. — Я защищала дис- сертацию в самое сложное для педагогики время. В 2004 году не было единой системы школьного вос- питания, делалась ставка на гуманитарное образо- вание, на математическое, даже на трудовое. Сейчас государство пришло к по- ниманию необходимости воспитания патриота и гражданина. Но я считаю, что важнее всего воспи- тать Человека. Сформиро- вать таким образомможно только каждую отдель- ную личность, а не класс в целом, поэтому я — за персональный подход. Не всем быть отличниками, у кого-то лучше получается петь, играть в театре или заниматься спортом. По- этому в самопрезентации гимназисты не отчитыва- ются, как они закончили тот или иной класс. Они рассказывают, как суме- ли преодолеть трудности и каких целей достигли. Дети соревнуются, пре- жде всего, сами с собой, с собственными недостат- ками, — рассказала Ольга Уласевич. Наша героиня призна- лась, что ученику не про- щает только лень. Исейчас помнит, как поставила девочке с явными способ- ностями к математике «тройку» за четверть, так как увидела, что та рассла- билась и забросила учебу. После педагог пережива- ла — подействует ли этот урок или сломает ребенка? Ученица окончила школу с медалью, а повзрослев, призналась, что если быне подхлестнула ее та «трой- ка», может, и в жизни ни- чего не добилась бы. Творческих проектов, в которых участвуют гимна- зисты, в школе около сот- ни. Есть среди них и клас- сические—спортивные со- ревнования, театральные постановки, занятия хо- реографией, и супер-совре- менные. Например, 10 «Б» собирает информацию о выпускниках школы и за- шифровывает ее в штрих- коды, которые может счи- тать любой желающий с помощью смартфона. Реализовывала этотпроект сначала одна ученица, а потомидеюподхватил весь класс. Теперьинформацию для штрих-кодов бывшие выпускники присылают со всей страны—на одном из этажей представлена экс- позиция работ. — Вот вам и поколение гаджетов. Любое увлече- ние можно повернуть на пользу. Хотя признаю, что это беда, когда дети впер- вые видят лыжи только в школе, — считает дирек- тор гимназии. Оль г а Никола е вна призналась, что рада по- следним изменениям в правилах приема в вузы. Теперь дополнительные баллы можно заработать, активно участвуя в добро- вольческой деятельности, олимпиадах, сдав ГТО, представив портфолио, написав сочинение. Этино- вовведения идут на пользу формирования личности. —Я считаю, что в педа- гогику должны идти толь- ко люди с горящими глаза- ми. Нельзя входить в класс в дурном настроении, что бы ни случилось, необхо- димо держать себя в руках и все проблемы оставлять за порогом класса. Учи- тель должен заряжать оп- тимизмом, — напомнила Ольга Николаевна.—Две- надцатаяшкола славилась всегда. Здесь достойные традиции, которые стыдно нарушать, педагоги обяза- ны «держать марку». Учебное заведение, ко- торым руководит Ольга Уласевич, сегодня входит в сотню лучших гимна- зий России. Школа стала площадкой для Всерос- сийского конкурса «Учи- тель года-2012». Ученики и педагоги принимали в гостях политиков и по- слов других государств. Но самым главным успе- хом Ольга Уласевич счи- тает востребованность у вчерашних выпускников: учителя подсчитали, что 70 процентов нынешних гимназистов—это дети их бывших учеников. Так случилось, что большую часть разгово- ра мы посвятили школе. Ольга Николаевна рас- сказала, что пришла сюда еще на практику, да так и осталась. Потому что здесь не кричали на детей, объ- яснила она. Понимание, что к ребенку необходимо относиться с уважением, Уласевич пронесла через годы. В школе она встретила свою судьбу: супруг Вик- тор Вениаминович работа- ет здесь же преподавате- лем технологии. — Семейные вечера в педсовет мы не превраща- ем, но тревоги и радости у нас общие, — признается наша собеседница. Сын поначалу заявлял, что в школу — ни ногой. Понимал, что воспитанию детей придется отдавать всего себя. Ведь в детстве, когда его спрашивали, как зовут маму, он отвечал неизменно: «Учительни- ца». Но прошло время, и Максим Уласевич с удо- вольствием обучает детей информатике, как гово- рится, дорос. Первое родительское собрание в выпускных классах директор по тра- диции начинает с рассказа о пустогнездниках — се- мьях, из которых ушли повзрослевшие отпрыски. У них нет особых чувств к родителям, эмоцио- нальная связь нарушена. Чтобы так не случилось, необходимо оставаться друзьями с детьми, надо научиться радоваться не только успехам ребенка, но и трудностям, с которы- ми родители сталкиваются при его воспитании, напо- минает педагог. Икак важ- но видеть, что твоиусилия, работа целого коллектива не напрасны. Вот пример: когда первоклассник запел в холле «День Победы», песнюподхватили ималы- ши, и старшеклассники. —Произошло это нака- нуне 9Мая, чувства невоз- можно передать —многие взрослые плакали, — рас- сказала Ольга Уласевич. — Мы не планировали такую акцию. Стойку с микрофоном поставили, чтобы на перемене каж- дый мог спеть любимую фронтовую песню, и толь- ко. И вдруг такой единый порыв. В тот момент я поняла — из наших ребят выйдет толк. Культура профилактики X Окончание. Начало на 3-й стр. На ряде важныхмомен- тов заострила внимание Любовь Лазарева, заме- ститель руководителя Го- сударственной инспекции труда в Липецкой обла- сти. Названная структура, кстати, только за минув- ший год рассмотрела более 3 тысяч обращений. На приеме в инспекции побы- вало свыше полутора ты- сяч граждан, посетителям дано две с лишним тысячи консультаций. В двух- стах случаях работникам оказана правовая помощь в подготовке исковых за- явлений в суды. В то же время, как под- черкнула Любовь Лаза- рева, впереди еще много работы, необходимо на- стойчиво и целенаправ- ленно прививать культуру и безопасность труда на производстве. Мероприя- тия должны проводиться в комплексе всеми заинте- ресованными сторонами. Воспитывать культуру труда необходимо уже со школьнойскамьи.Но зача- стую учебные мастерские оснащеныустаревшимобо- рудованием. Как в таких условиях учить молодежь, прививать ей культуру и безопасность труда? Затронула Любовь Ла- зарева и такой вопрос. По- чему на должность специ- алиста по охране труда часто назначаются случай- ные люди, может быть, не хватает профильных специалистов? Но ведь их готовят в ЛГТУ, да вот только устроиться на ра- боту выпускникам пробле- матично, они не востребо- ваны. Почему? Да потому, что имнеобходимо платить достойную зарплату, и они не будут закрывать глаза на различные нарушения. Работодателю, следова- тельно, куда выгоднее при- нять на должность специ- алиста по охране труда случайного человека: и требование Трудового ко- декса вроде выполнено, и галочку в отчете поставить можно, и зарплату мизер- нуюустановить.Витоге, на некоторых предприятиях складывается ситуация, когда работники не зна- ют элементарных правил техники безопасности, их никто этому не обучал, по- тому что… некому. Бывают даже такие слу- чаи: инструктаж работни- ков осуществляют люди, которые сами не прошли обучение правилам без- опасности труда. Об этом упоминала в своем высту- плении Евгения Артамо- нова, начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры области. Она заметила, что количество нарушений из года в год не уменьшается. Только в минувшем году проку- роры совместно с другими контролирующими орга- нами провели множество проверок предприятий и организаций, в ходе кото- рых выявлено почти пол- торы тысячи нарушений законодательства. Вино- вные должностные лица подвергались наказанию, часть из них привлече- ны к административной ответственности. В суды области в минувшем году было предъявлено 558 ис- ковых заявлений, связан- ных с условиями труда, все они рассмотрены и удовлетворены. Евгения Артамонова привела кон- кретные примеры. В адрес генерального директора одного агропромышленно- го предприятия прокуро- ром района было внесено представление, связанное со специальной оценкой рабочих мест. Однако ру- ководитель уклонился от исполнения предписания и в итоге был привлечен к административной от- ветственности. Схожие ситуации наблюдались и в других районах. Проку- рор обнародовал и такой факт: нередко на работу принимают людей без обя- зательного медицинского осмотра, особенно это каса- ется образовательных уч- реждений. Здесь есть еще и такоймомент: ребят при- влекают к труду в летний период, а инструктаж по безопасности проводят… социальные педагоги. Серьезную проблему затронула в своем высту- плении заместитель на- чальника отдела санитар- ного надзора управления Роспотребнадзора по Ли- пецкой области Надежда Ярикова. Она отметила, что в регионе много лю- дей занято в металлургии, машиностроении, химиче- ском производстве, стро- ительстве и так далее. На предприятиях в контакте с вреднымипроизводствен- ными факторами работает более сотни тысяч человек. В условиях, не отвечаю- щих санитарно-гигиени- ческим нормам, трудятся свыше 40 тысяч граждан, что составляет 29 процен- тов от общей численности работающих, или каждый третий. В прошлом году были улучшены условия труда более чем для 8 ты- сяч человек. Однако это не такая уж большая циф- ра в масштабах области. Чаще всего здоровье на производстве подрыва- ют слесари-ремонтники, трактористы, водители ав- тотранспорта, машинисты экскаваторов, сварщики, представители ряда дру- гих специальностей. Что касается нарушения са- нитарных правил, то при- чинами здесь являются, в частности, устаревшее оборудование, низкий уро- вень технического пере- вооружения, снижение ответственности работода- телей и руководителей за безопасные условия труда. Спрашивается, куда смо- трят органы санитарного надзора? К сожалению, по сегодняшним нормам это ведомство вправе прово- дить проверки лишь раз в три года. Вот и лазейка для корыстолюбивыхпредпри- нимателей. Открыли они, допустим, свое производ- ство, побывали на нем с проверкой представители санитарного надзора, и следующие три годаможно быть спокойными. Главное — прибыль. Но вот как работают люди, в каких условия — для частника эти вопросы уходят на второй план. Острые проблемы в своих выступлениях за- трагивали и другие вы- ступающие на форуме, в частности, начальник от- дела страхования профес- сиональных рисков регио- нального отделенияФонда социального страхования Татьяна Коровина, глав- ный внештатный эксперт- профпатолог управления здравоохранения области Татьяна Авраменко, на- чальник отдела управ- ления труда и занятости области Сергей Годжев. Неоднократно в ходе диа- лога звучали замечания заместителя председателя ФПЛО Ивана Дедяева, кстати, призвавшего кол- лег по профсоюзу усилить активность в работе по созданию оптимально без- опасных условий труда. На форуме не раз гово- рилось о профессионализ- ме специалистов по охране труда, о том, насколько они обладают квалифи- кацией и знаниями, как относятся к своему делу. А главный технический инспектор ФПЛО Юрий Сологуб даже обратился к участникам«круглого сто- ла» с эмоциональным при- зывом. Он посоветовал тем инженерам, специалистам по охране труда, которые по каким-либо причинам не могут исполнять свои обязанности, просто поме- нять профессию. Так будет честнее. Наглядная демонстрация нарушений правил техники безопасности. Фото Алексея Колбаско Главный маршрут Коллективный договор ОАО « Липецкие автобусные линии » признан одним из лучших Елена Таравкова Недавно были подведены итоги областного конкурса «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан». В номинации «Лучший коллективный договор в организациях производственной сферы» в числе победителей было названо и открытое акционерное общество «Липецкие автобусные линии». О том, как на предприятии защищают права и интересы трудя- щихся, мы беседуем с председателем профкома Ива- ном Тесёлкиным. — Расскажите, пожа- луйста, о вашем предпри- ятии. — Акционерное обще- ство «Липецкие автобус- ные линии» было создано в 1981 году на базе пасса- жирского автотранспорт- ного предприятия № 3. Сегодня это одно из круп- нейшихавтотранспортных предприятий Липецкой области. В его составе — ряд структурных подраз- делений, среди которых диспетчерский центр, производственная база, центральный автовокзал города Липецка, автостан- ция «Сокол». На «Липецкие автобус- ные линии» приходится львиная доля пассажир- ских перевозок в регио- не. Наш транспортный парк насчитывает 110 автобусов, которые осу- ществляют перевозку на- селения по 59 пригород- ным и внутриобластным маршрутам. Кроме того, действует регулярный междугородний рейс Ли- пецк—Воронеж. Для улучшения каче- ства обслуживания пас- сажиров и повышения регулярности движения автобусов используется система спутникового на- вигационного контроля, которой в настоящее время оснащен весь подвижной состав предприятия. На автовокзале «Липецк» для обеспечения транспортной безопасности круглосу- точно используются си- стемы видеонаблюдения и контроля передвижения пассажиров к перронам от- правления автобусов. —Сколько у вас насчи- тывается работников? —На предприятии тру- дится 650 человек. Это водители со стажем, вы- сококвалифицированные ремонтные и подсобные рабочие, грамотные инже- нерно-технические кадры. Многие из них удостоены высоких государственных и региональных премий и наград. У нас работают добросовестные, неравно- душные и очень ответ- ственные люди. Да и как иначе? Ведь речь идет о комфорте и безопасности пассажиров. — Если говорить об оплате труда, то она долж- на быть достойная за та- кой труд. Как у вас обстоят дела с этим вопросом? — К сожалению, зара- ботная плата пока остав- ляетжелать лучшего. Так, например, средняя зар- плата водителя автобуса составляет около 16 ты- сяч рублей. Поэтому свою главнуюзадачумывидимв том, чтобыпо возможности оказать нашим сотруд- никам дополнительную финансовую поддержку. Помимо основной зарпла- ты, они получают ежеме- сячные премии, которые начисляются от тарифной ставки с учетом производ- ственных доплат. Причем для каждой группы работ- ников у нас есть отдельное положение о материаль- ном стимулировании. А еще мы установили доплату победителям и призерам областных кон- курсов профессионального мастерства среди рабочих профессий — это води- тели, слесари и электро- газосварщики. За первое место — 1200 рублей, за второе — 1000 рублей и за третье — 800 рублей. Сум- мы небольшие, но они вы- плачиваются ежемесячно в течение года. Так что, это существенная прибавка к основному заработку и стимул для дальнейшего профессионального роста. Кстати, подобные конкур- сы мы проводим отдельно и на своем предприятии. И обязательно поощряем лучших из лучших. — Какие социальные льготы и гарантии ваш коллективный договор предоставляет работни- кам? — Согласно колдогово- ру, мы производим работ- никам единовременные выплаты в связи с брако- сочетанием, рождением ребенка, проводами на во- инскую службу, выходом на пенсию, к юбилейным датам, а также в случае смерти близких родствен- ников, длительной болез- ни работника, при уста- новлении инвалидности первой и второй групп. Такие выплаты достигают нескольких тысяч рублей. Кроме того, предусмотре- ны премии к праздникам, а также к Дню работников автомобильного транс- порта. Раз в год, к Дню за- щиты детей, выплачиваем материальную помощь многодетным семьям и одиноким родителям. Кроме того, мы оказы- ваем нашим сотрудникам целый ряд бытовых услуг. Например, выделяем для личных нужд грузовой и легковойтранспорт. Работ- ники «Липецких автобус- ных линий» пользуются бесплатным проездом на автобусах пригородного сообщения. Не забываем и про летний отдых детей. При этом возмещаем ро- дителям часть затрат на приобретение путевок в загородные оздоровитель- ные лагеря. Сумма такой компенсации составляет 5 тысяч рублей. Разумеется, обеспечиваем детей подар- ками и билетами на ново- годние представления. Только в прошлом году на льготы и компенсации было израсходовано более 600 тысяч рублей. Мы и дальше будем следовать нашему главному марш- руту — социальной под- держке трудящихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz