Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 91/24969/ 13 МАЯ 2015 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Кроме того, постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2014 года № 741-пс назначена на должность заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Липецкой области. Липецким областным Советом депутатов 10 июня 2014 года был рассмотрен и одо- брен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ( постановле- ние областного Совета депутатов от 10 июня 2014 года № 852-пс ). Таким образом, в прошедшем году законодательным органом региона предпринят обширный комплекс мер в сфере охраны правопорядка на территории области. Часть III. Предложения по совершенствованию законодательства ГЛАВА 1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Основные направления нормотворческой деятельности, а также предложения субъектов права законодательной инициативы о проектах нормативных правовых актов области, рассмотрение которых запланировано на 2015 год, нашли свое отражение в Программе нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2015 год, утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18 декабря 2014 года № 1008-пс. Среди них проект закона Липецкой области «О поправках к Уставу Липецкой области Российской Федерации», проекты законов о внесении изменений в законы Липецкой области «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, пси- хотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных веществ, обладающих воздействием на организм человека, схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ, в Липецкой области», «О Контрольно-счетной палате Ли- пецкой области», «О мировых судьях в Липецкой области», «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», «Об Общественной палате Липецкой области», «О государственных информационных ресурсах Липецкой области», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области», «Об Из- бирательной комиссии Липецкой области», «О статусе, порядке формирования и полно- мочиях территориальных и участковых избирательных комиссий Липецкой области», «О государственной гражданской службе Липецкой области», «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области», «Об оплате труда работников об- ластных государственных учреждений», «О порядке установления прожиточного мини- мума в Липецкой области», «О порядке признания граждан малоимущими в целях предо- ставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда», «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государ- ственной или муниципальной собственности гражданам, имеющим трех и более детей», «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», «О социальной поддержке обучающихся образо- вательных организаций и дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области», «Об охране окружающей среды в Липецкой области», «Об особо охраняемых территориях», Кодекс Липецкой об- ласти об административных правонарушениях и другие. В 2015 году запланировано рассмотрение проектов базовых законов Липецкой об- ласти «Об увековечивании в Липецкой области памяти погибших при защите Отечества», «О выборах мировых судей», «О наделении органов местного самоуправления государ- ственными полномочиями по подготовке проведения Всероссийской сельскохозяй- ственной переписи», «О содержании домашних животных», «О депутатском расследова- нии Липецкого областного Совета депутатов». Кроме того, последние изменения федерального законодательства, а также текущий мониторинг законодательства области показали необходимость подготовки и принятия нормативных правовых актов области, которые не нашли свое отражение в Программе нормотворческих работ областного Совета депутатов на 2015 год. Так, Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный за- кон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде- рации» внесены изменения, касающиеся проведения в муниципальных образованиях опроса граждан для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления. Порядок назначения и проведения такого опроса граждан должен быть установлен законом области. Указанные положения федерального закона вступили в силу с 7 марта 2015 года. С 30 июня 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Феде- ральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ). Следует отметить, что в России долгое время отсутствовал комплексный законода- тельный акт, устанавливающий основы реализации промышленной политики в стране. При этом в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Липецкой области, были приняты нормативные правовые акты о промышленной политике или о регулиро- вании промышленной деятельности, оказывающие стимулирующее воздействие на раз- витие промышленности в регионах. Принятие вышеуказанного федерального закона потребует внесения изменений в региональное законодательство, регламентирующее вопросы промышленной политики области. Прежде всего необходим пересмотр положений Закона Липецкой области от 14 июня 2001 года № 144-ОЗ «О промышленной политике в Липецкой области». Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ регламентируются отноше- ния, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промыш- ленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле- ния при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации. В данном федеральном законе нашли отражение все основные понятия, использу- емые в сфере промышленной политики (промышленная политика, промышленное про- изводство, субъекты деятельности в сфере промышленности, меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, промышленная инфраструктура, индустриаль- ный (промышленный) парк, промышленный кластер, инжиринговый центр и другие). Предусмотрены цели, задачи и принципы промышленной политики, участники форми- рования промышленной политики и ее реализации. Прописаны вопросы, касающиеся стимулирования деятельности в сфере промышленности. Определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Исходя из норм федерального закона, к полномочиям органов государственной вла- сти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики относятся такие полномочия как: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Фе- дерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышлен- ности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных научно-технических и инновационных про- грамм и проектов, в том числе научными организациями субъектов Российской Федера- ции, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъек- тов деятельности в сфере промышленности; информирование субъектов деятельности в сфере промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях в создании новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации; установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промыш- ленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральным законодательством полномо- чий в сфере промышленной политики. Таким образом, в 2015 году потребуется корректировка законодательства области о промышленной политике региона в целях его приведения в соответствие с федераль- ным законодательством. Прошедший год ознаменовался принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ), установившим правовые осно- вы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муни- ципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Данным федеральным законом определены понятие общественного контроля, его цели, задачи и принципы, вопросы информационного обеспечения и доступа к инфор- мации об общественном контроле. Предусмотрены субъекты общественного контроля: Общественная палата Россий- ской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, обществен- ные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федераль- ных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (пред- ставительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в случае и порядке, которые предусмотрены законодатель- ством Российской Федерации, для осуществления общественного контроля могут соз- даваться: общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля. В федеральном законе затрагиваются вопросы, касающиеся полномочий, организа- ции и деятельности субъектов общественного контроля, закреплены их права и обязан- ности. Также оговорены формы и порядок осуществления общественного контроля. Учитывая, что осуществление общественного контроля помимо федерального зако- нодательства также регулируется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, необходим анализ действующих нормативных пра- вовых актов области в этой сфере с целью их приведения в соответствие с Федераль- ным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ (в том числе Закона Липецкой области от 18 октября 2005 года № 222-ОЗ «Об Общественной палате Липецкой области», поста- новления Липецкого областного Совета депутатов от 31 января 2002 года № 785-пс «О проекте Регламента Липецкого областного Совета депутатов», постановления Липец- кого областного Совета депутатов от 1 октября 2009 года № 1126-пс «О Положении об Общественном Совете при Липецком областном Совете депутатов» и др.). Потребуется внесение изменений в Закон Липецкой области от 7 октября 2008 года № 193-ОЗ «О предупреждении коррупции в Липецкой области» в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изме- нений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в части исключения понятия «областные целевые программы». Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ (ред. от 23 июня 2014 года) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственно- го назначения. В вышеуказанном законе определено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государствен- ной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, а для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципаль- ной собственности, заключается на срок до трех лет. Полномочия субъекта Российской Федерации в определении минимального срока аренды земельного участка сельско- хозяйственных угодий прекращены. Таким образом, в 2015 году потребуется внесение изменений в Закон Липецкой области от 4 декабря 2003 года № 81-ОЗ «О правовом ре- гулировании земельных правоотношений в Липецкой области» в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством и признание утратившей силу статьи 6-1, касающейся определения минимального срока аренды земельного участка. Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (ред. от 29 де- кабря 2014 года) «О недрах» регламентируются основания возникновения права пользо- вания участками недр. Указанным федеральным законом к полномочиям органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации отнесено предоставление права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического из- учения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи. Установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевла- дельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющих в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлече- ния которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и распо- ложенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизован- ного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в 2015 году потребуется корректировка законодательства области о правовом регулировании некоторых вопросов природопользования в Липецкой области в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством. Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 года, с изм. от 29 декабря 2014 года) «Об охране окружающей среды» определены основные понятия, используемые в законе. Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направ- ленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использова- ние и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее послед- ствий (далее также — природоохранная деятельность). Также вышеназванным законом определены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды — имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Закон Липецкой области от 8 января 2003 № 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Ли- пецкой области» необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 21 июня 2007 года № 305-пс «О правилах охраны жизни людей на водных объектах Липецкой области» (далее — Постановление) определены лица, которые будут осуществлять дежурство на пляжах и в местах массового отдыха (медицинский персонал и сотрудники ми- лиции). С февраля 2011 года действует Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции», в связи с чем необходимо привести вышеназванное постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством. Таковы основные направления по совершенствованию законодательства области, которые предлагается реализовать в 2015 году. ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В последние годы государством уделяется значительное внимание вопросам под- держки семей, имеющих детей. Вместе с тем, в условиях экономического кризиса особую важность приобретает усиление государственной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов как наиболее уязвимой категории семей. согласно действующим нормам федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (да- лее — Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-фз) средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий семьи, образование ребенка (детей) и формирование накопительной пенсии женщины, что определено для всех категорий семей независимо от их социального статуса. Представляется необходимым предусмотреть особый механизм использования средств материнского (семейного) капитала для семей, имеющих детей-инвалидов, и внести внесения изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ в части установления возможности семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию расходов на приобре- тение товаров и услуг реабилитационного характера. Исходя из положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит не только реабилитационные мероприятия, предо- ставляемые ему с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предостав- ляемых инвалиду, но и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности. При этом, как показывает практика, семьи детей-инвалидов зачастую не могут по- зволить себе приобрести средства реабилитации ребенка-инвалида, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации, но не включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предостав- ляемых ребенку-инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Фе- дерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». В целях оказания дополнительной помощи данной категории семей целесообразно закрепить возможность использования средств материнского (семейного) капитала на компенсацию расходов на приобретение товаров (услуг) реабилитационного характера для создания условий эффективной психологической и социальной адаптации детей- инвалидов, развития их способностей, внедрения в среду сверстников, получения каче- ственного образования. Внесенные в 2014 году изменения в региональное законодательство о выборах по- зволили сделать выводы о необходимости уточнения ряда положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федераль- ный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). В соответствии с пунктом 14 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что список кандидатов, выдви- нутый избирательным объединением, должен быть разбит на общерегиональную часть и региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и мак- симальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Указанная норма не содержит никаких условий при установлении минимального чис- ла кандидатов в общерегиональной части списка и региональных группах. В то же время пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ установлено требование, в соответствии с которым при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части. Для соблюдения указанного требования минимальное число кандидатов в общереги- ональной части или региональной группе списка кандидатов должно быть не менее двух. Если требование пункта 6 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ должно соблюдаться при установлении законом субъекта РФ минимально- го числа кандидатов в общерегиональной части списка и региональных группах, то пункт 14 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ должен быть дополнен соответствующим условием. Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» внесены изменения в целый ряд федеральных законов, в том числе по во- просу предоставления отдельными категориями лиц сведений о расходах по приобрете- нию земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, цен- ных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций). В соответствии с внесенными изменениями сведения о расходах предоставляются по каждой сделке, совершенной указанным лицом, его супругой (супругом) и (или) не- совершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году пред- ставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При этом соответствующие изменения не коснулись Федерального закона от 6 октя- бря 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (предста- вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым законами субъектов Российской Федерации определяется порядок размещения на официальном сайте законодательного (пред- ставительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации пред- ставляемых депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижи- мости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (пунктом 3.8 статьи 12). ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года на региональном уровне предлагается следующее. По вопросам поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса Сегодня малый и средний бизнес области — это 43,5 тыс. субъектов, в том числе 112 средних и 1752 малых предприятий, почти 13 тысяч микропредприятий, 28,7 тыс. инди- видуальных предпринимателей. В этом секторе создано 11,8 тыс.новых рабочих мест или 80% от всех созданных в экономике. Малый бизнес — это основа муниципальной экономики. В области успешно решает- ся задача развития предпринимательства в сельской местности — 61% предпринима- тельских проектов, получивших поддержку из областного бюджета в 2014 году, реализу- ется в сельских районах. В рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ли- пецкой области на 2014—2020 годы» объем финансирования из областного бюджета в 2014 году составил 82393,1 тыс. руб., в 2015 году составит — 102464,6 тыс. руб. Субсидии, предоставляемые предпринимателям, способствуют организации соб- ственного дела начинающим предпринимателям, развитию уже действующего бизнеса, в том числе обеспечению доступа к кредитным ресурсам банков и лизинговых компаний, повышению конкурентноспособности субъектов малого и среднего бизнеса. Приоритетными направлениями поддержки являются модернизация малого бизне- са, внедрение инноваций, развитие импортозамещающих производств. С целью облегчения доступа субъектов малого бизнеса к заемным ресурсам (креди- ты банков, микрозаймы) используется механизм предоставления предпринимателям го- сударственного и муниципального имущества в качестве залогового обеспечения. В этих целях сформированы залоговый фонд области в сумме 2,3 млрд. руб. и муниципальные залоговые фонды во всех городах и районах области на общую сумму 880 млн. руб. Информационное обеспечение и услуги по подготовке кадров оказываются инфор- мационно-консультативными центрами. Предоставляются услуги по оформлению бизнес-планов, подготовке налоговой и статистической отчетности, осуществляются консультации по вопросам ведения пред- принимательской деятельности, проводится обучение начинающих предпринимателей. Все большее распространение получает оказание услуг через применение телекомму- никационных каналов связи. В 2014 году созданы новые объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. «Центр молодежного инновационного творчества» обеспечит молодым пред- принимателям доступ к новым технологиям и современному цифровому оборудованию для быстрого изготовления рабочих образцов новой продукции и апробирования но- ваторских идей. Широкий спектр услуг, связанных с развитием высокотехнологичных производств, предпринимателям будет оказывать «Региональный центр инжиниринга». Совершенствуется региональный портал малого и среднего предпринимательства. На официальных сайтах администраций городов и районов размещена информация для предпринимателей, в том числе об инвестиционных площадках, инвестиционных пред- ложениях и др. В соответствии с планом реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, утвержденным первым заместителем главы администрации области, в 2015 году планируется внесение изменений в Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года № 151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» в части установления пониженной ставки налога на прибыль для вновь создаваемых предприятий промышленности. Кроме того, планируется внесение изменений в действующее законодательство об- ласти, предусматривающие предоставление 2-летних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систе- му налогообложения или патентную систему налогообложения, осуществляющих пред- принимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах. По вопросу развития здорового образа жизни и поддержки инвалидов. Физическая культура и спорт являются одним из важнейших средств воспитания человека, формирования у него стремления к ведению здорового образа жизни. Во всех городах и районах нашей области построены десятки современных сооружений: плавательные бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, ледовые дворцы, площадки с синтетическим покрытием. Увеличивается востребованность спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом среди жителей области. Треть населения области занимается физкультурой и спортом. Занятия физической культу- рой и спортом становится все более популярной среди подрастающего поколения: в спортивных секциях занимается 32,4% детей и подростков от 6 до 15 лет. Физическая культура и спорт позволяют эффективно решать задачу интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество и адаптации их к полноценной жизни. В соревнованиях различного уровня в 2014 году приняли участие около 500 инвалидов. Все это стало возможным благодаря государственной программе Липецкой области «Развитие физической культуры и спорта Липецкой области», утвержденной постанов- лением администрации Липецкой области от 6 сентября 2013 № 405. Объем финанси- рования из областного бюджета составил в 2014 г. — 242 633,9 тыс. руб.; в 2015 году планируется — 219 520,9 тыс. руб. Однако при наличии во всех районах области условий для активных занятий спор- том необходимо сформировать у населения устойчивую мотивированную потребность в регулярных занятиях физкультурой. Здоровый образ жизни должен стать нормой для большинства жителей области. Таковы основные результаты региональной законодательной деятельности за 2014 год и основные задачи, стоящие перед Липецким областным Советом депутатов и всеми участниками законотворческого процесса в области на 2015 год. Приложение ИТОГОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ ДЕПУТАТОВ от 23 января 2014 года Очередное совместное заседание Совета представительных органов муниципаль- ных образований и Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов посвящено теме «Совершенствование системы профилактики наркомании в Липецкой области». В рамках обсуждения данного вопроса была обозначена проблема злоупотре- бления наркотическими средствами и психотропными веществами населением, озвучен положительный региональный опыт в части профилактики наркоситуации в Липецкой области, а также высказаны предложения по повышению эффективности по противо- действию распространения наркотиков и наркотизации населения. 1. Несмотря на понимание пагубности явления наркомании, немалая часть насе- ления остается подверженной наркотической зависимости. Вовлеченность различных слоев населения в потребление наркотиков сопровождается негативным влиянием на состояние здоровья нации, криминогенную обстановку и демографическую ситуацию. По предварительным данным областного наркологического диспансера по итогам 2013 года количество наркопотребителей с диагнозом «наркомания» составило 1770 человек. Численность лиц, состоящих на профилактическом учете в связи с употребле- нием наркотиков с вредными последствиями, составила 1345 человек. Подавляющее большинство заболеваний наркоманией вызвано употреблением наркотиков опийной группы. За 2013 год число умерших от отравления наркотическими средствами и пси- хотропными веществами составило 66 человек. На эту статистику оказало влияние, в то числе, и увеличение поставок в регион новых наркотиков — синтетических аналогов марихуаны и амфетамина, и так называемых «дизайнерских» наркотиков (2-йодофенил, 3-бутаноил-1-метилиндол, эфедрон и др.). Проблема в отношении «дизайнерских» нар- котиков состоит в том, что данное вещество не относится к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, аналогам наркотических средств и психо- тропных веществ, но оказывает сходное воздействие на человека при их потреблении. Законодательством Российской Федерации не установлены меры и механизмы, направ- ленные на предупреждение распространения и потребления этих веществ. В 2013 году правоохранительными органами Липецкой области зарегистрировано 1320 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, составило 669 человек, из них: 12 — иностранные граждане и 3 — лица без гражданства. Из общего количества выявленных преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления составляют 849. При этом число преступлений, связанных со сбытом, производством или пересылкой наркотических средств и психотропных веществ составило 472. За админи- стративные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, к административной ответственности привлечено 470 правона- рушителей. Мера административного наказания в виде административного штрафа была применена в отношении 323 правонарушителей, а административный арест в отношении 147 правонарушителей. На совместном заседании было отмечено, что наказание в виде административного ареста, предусмотренное КоАП РФ, применяется редко. В качестве причин наркомании населения в первую очередь отмечается отсутствие у молодежи стремления к ведению здорового образа жизни, вместе с моральной дегра- дацией, что ставит вопрос о необходимости прежде всего нравственного воспитания молодого поколения. Необходимо активизировать работу медицинских учреждений, школ, спортивных и культурных учреждений, местных СМИ, по пропаганде и организа- ции мероприятий среди населения о здоровом образе жизни. В ходе обсуждения вопроса о профилактике наркомании был сделан вывод о том, что медико-социальная реабилитация с выявленными больными наркоманией осущест- вляется, но хотелось бы, чтобы она проводилась повсеместно. В качестве положитель- ного примера можно привести совместный проект «Школа родителей» наркологическо- го диспансера Липецкой области и Советского районного суда города Липецка в деле предупреждения наркологической патологии. Лицо, страдающее наркотической зависи- мостью и привлекаемое к ответственности, проходит курс коррекции в наркологической службе. Информацию о прохождении курса коррекции данным лицом наркологическая служба направляет в суд, который может учитывать ее при вынесении приговора. В Липецкой области в 2012 году были проведены исследования общественного мне- ния о здоровом образе жизни научным руководителем, доктором социологических наук, профессором Шмарионом Ю.В. В ходе исследования было установлено, что основная масса населения имеет валеологические знания и хочет вести здоровый образ жизни (96%). Оценивая свой уровень осведомленности в сфере здорового образа жизни как не совсем достаточный, респонденты хотели бы знать больше о правильном питании (50,3%), о психическом здоровье (29,4%), о поддержании физической активности (28%), о развитии иммунитета (26,4%). То есть при разработке мероприятий по пропаганде ЗОЖ необходимо в качестве основных направлений выбирать не только борьбу с вред- ными привычками, но и указанные выше направления по повышению качества валео- логических знаний. Изучение общественного мнения и представление данных о нем всем социальным группам местного сообщества создает активное информационное пространство, в котором возможно социальное партнерство органов власти, местного самоуправления, общественных и предпринимательских структур, научных и образова- тельных организаций и граждан для разработки согласованных решений по формирова- нию здорового образа жизни, их внедрению, а также эффективной борьбы с вредными привычками, распространение которых в современном обществе приобрело угрожаю- щие масштабы. 2. Борьба с наркотической зависимостью является приоритетным направлением деятельности государства. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 была утверждена и начала реализовываться Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. В качестве положительного опыта, который может быть использован и в Липецкой области, на заседании Общественного совета был отмечен опыт противодействия наркомании населения, сложившийся в Нижегородской области. По статистике число наркоманов в Нижегородской области в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Такое положение дел стало возможным благодаря системной работе по пропаганде здорового образа жизни. Также в целях предотвращения нарушений закона органами прокуратуры Нижегородской области на постоянной основе проводится работа по предъявлению в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ исковых заявлений к лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией, либо иными заболеваниями, наличие которых является препятствием для управления транспортными средствами, о прекра- щении действия их права на управление транспортными средствами, обязании сдать водительское удостоверение. Следует отметить, что в Нижегородской области создан механизм взаимодействия прокуратуры, органов власти и правоохранительных органов по профилактике наркома- нии населения и принятию конкретных мер борьбы с наркоманией. На сегодняшний день в профилактике наркомании населения высокую заинтере- сованность проявляют не только учреждения и ведомства системы профилактики, но и общественные организации. В Липецкой области отмечена положительная тенден- ция активного включения представителей общественности в процесс профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни посредством создания и участия в деятельности общественных организаций антинаркотической направленности. Целью общественных организаций подобной направленности является вовлечение, прежде всего, молодых людей в активную деятельность и донесение до них достоверной инфор- мации о последствиях асоциального поведения. 3. По результатам обсуждения, в целях повышения эффективности системы профи- лактики было предложено: 1) в рамках первичной профилактики наркомании: а) продолжить работу по обеспечению активных профилактических мероприятий антинаркотической направленности в социальных сетях, средствах массовой инфор- мации, путем наружной рекламы, СМС рассылок, выпуска методических материалов и средств наглядной агитации; б) рассмотреть вопрос об определении временных квот и квот на объем предостав- ляемой информации антинаркотической направленности областными и муниципальны- ми СМИ, способствовать формированию у населения области, в первую очередь моло- дежи, мотивации для ведения здорового образа жизни, информированию о негативном влиянии наркотиков на здоровье и возможности его предупреждения; в) рассмотреть вопрос о создании механизма взаимодействия судебных органов, медицинских и образовательных учреждений области по профилактике наркомании, активизировать разъяснительную работу с населением об оказании первой помощи ли- цам, пострадавшим от употребления психоактивных веществ и их действия при обнару- жении наркотиков и наркопритонов; г) рассмотреть вопрос о создании в системах УФС РФ по контролю за оборотом нар- котиков по Липецкой области и УМВД России по Липецкой области удобного сервиса для сбора данных от граждан о действующих схемах предложения наркотиков (не про- сто привычный телефон доверия, а электронный адрес в сети Интернет или телефон для получения СМС, разместить в крупных торговых центрах и других местах с массовым пребыванием людей ящики для анонимного обращения граждан о фактах незаконного оборота наркотиков); 2) органам государственной власти области и органам местного самоуправления: — разработать и принять закон, направленный на профилактику наркомании; — разработать нормативный правовой акт в целях обеспечения реализации Закона Липецкой области «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»; — рассмотреть вопрос о взаимодействии судебных органов с управлением здра- воохранения области, иными заинтересованными учреждениями и организациями, включая некоммерческие, о разработке порядка назначения и проведения досудебного лечебного и коррекционного воздействия на лиц, привлекаемых к уголовной и админи- стративной ответственности за правонарушения, связанные со злоупотреблением нар- котиками и другими психоактивными веществами; — предоставлять социальные гранты в поддержку общественно полезной деятель- ности в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, а также применять меры поощрения к гражданам, занимающимся профилактикой наркомании; — использовать имеющийся положительный опыт работы органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании; — развивать образовательно-культурную занятость молодежи на селе; — внедрять социальный, родительский патрули и наставничество в муниципальных районах области; 3) в рамках совершенствования системы реабилитации граждан, прошедших курс лечения от наркомании, необходимо: — рассмотреть вопрос о деятельности загородных реабилитационных центров, обеспе- чивающих полноценное вхождение граждан, прошедших курс лечения от наркомании (далее —реабилитантов), в трудовую деятельность и формирование позитивного круга общения; 4) в целях совершенствования законодательства в сфере профилактики наркомании: а) рассмотреть вопрос о проведении социологического исследования по вопросу от- ношения населения Липецкой области к здоровому образу жизни; б) рассмотреть вопрос о разработке в каждом муниципальном районе области своей программы мер по профилактике наркомании; в) предусмотреть в областном законодательстве порядок квотирования рабочих мест для граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании; г) разработать меры и создать механизмы, направленные на предупреждение рас- пространения и потребления в Липецкой области веществ, не относящихся к наркотиче- ским средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, аналогам наркотических средств и психотропных веществ, но оказывающих сходное воздействие на человека при их потреблении. Окончание. Начало на 6–11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz