Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА МИР ВОКРУГ НАС Ангелология от летописца Андрея В Издательском доме «Липецкая газета» побывал необычный гость ВИКТОР СТРАХОВ О н един и орга- ничен сразу в нескольких ипо- стасях. Право- славный журналист и писатель, историк и ис- кусствовед, исследова- тель и художник-график, спортсмен-экстремал и горный турист, парапла- нерист и рафтер, фото- граф и видеооператор, предприниматель и мис- сионер. В миссионерском своем качестве он и по- явился в редакции. Пред- ложил: —Требуется разумное, доброе, вечное. Если гото- вы поделиться, милости прошу. «Лампадке» нуж- ны свежие перья. —«Лампадка»—это жур- нал в журнале, — уточняет наш гость. — Журнал назы- вается «Покров» и издается Троице-Сергиевой лаврой. Цели — духовно-нравствен- ные, просветительские. Но «Лампадка» — журнал дет- ский. А потому к текстам осо- бые требования. Писать надо так же, как и для взрослых. Но только проще, понятнее, доступнее, талантливее. Что значит талантливее, генеральный директор мо- сковского НП «Изографъ» Андрей Евстигнеев может объяснить. И не только на пальцах. На личном примере. Орден Нестора Летописца II степени, которым была от- мечена его подвижническая работа и который Андрей Анатольевич получил из рук Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — тому лучшее подтверждение. Круг его интересов доста- точно многогранен, читатель- ская аудитория — тоже. Он пишет и для взрослых, и для детей. Говорит, что всегда ста- рается нести добро и любовь. Все то, о чем однажды про- читал в Нагорной проповеди и что не дает ему покоя и се- годня. Почему он это делает? Коротко объясняет: промысел Божий. Да и как иначе ска- зать о том, что однажды его жизнь поделилась на «до» и «после». «После» он как раз и начал писать. Православные статьи, журналы, буклеты... Издано уже несколько книг. Двухтомная детская библия разошлась 350-тысячным тиражом. Отставка по молитве Ему ближе к 60. Но вы- глядит моложе. От чего это зависит? Возможно, от того, что в молодежной среде он чувствует себя вполне есте- ственно. А может, играют свою роль и экстремальные увлечения. Ипарапланеризм, и альпинизм, и дайвинг за- ставляют держать форму. Плюс образ жизни. ВМоскве Евстигнееву тес- но, и он в постоянных разъ- ездах. Сейчас вот в Липецке. А завтра… Завтра вполне может оказаться и на Афоне. На святую для православных гору он восходил не однажды. Молился и просил о разном. Например, об укреплении армии. И самое интересное — буквально через день, при- летев в Москву, узнал, что министр обороны Сердюков отправлен в отставку. Недав- но молил о мире на Украине. Я видел кадры видеофиль- ма. Хмурый полдень, плот- ный падающий с небес снег. Пусть и Средиземноморье, но на святой горе он не редкость. Естигнеев у поклонного кре- ста. Длинные волосы, черная с легкой проседью борода. Его облик на видеозаписи пока- зался брутальным.Но сегодня он совершенно не вяжется с едва заметной иронией в глазах, с мягкой улыбкой, теплым юмором, с которым он говорит обо всем. Даже о своихрелигиозныхисканиях. О заоблачной иерархии С любовью пишет он о сво- их героях, древних храмах, иконах, фресках. Он убежден, что в еще домонгольском и дотамерлановом Ельце быва- ли и даже селились ученики святителя Николая, которые пришли в наши края из Кор- суни. Об этом, по мнению ис- следователя, говорят найден- ные у нас резные объемные деревянные иконы, не харак- терные для Руси. Евстигнеев полагает, что они находились на рострах древних византий- ских кораблей, поднимав- шихся к нам по Дону. Иконы, вообще церков- ная роспись — предмет для художника особенно инте- ресный. Не случайно Евстиг- неев написал книгу, которую условно назвал ангелология. В ней он рассказал обо всех силах небесных, о святых, посвятил читателей в таин- ства заоблачной иерархии, объяснил, чем отличается се- рафим от херувима и почему в религиозной Табели о рангах у первого более высокий чин. Ответил также, зачем нужны и что делают архангелы в цар- ствии небесном. Эта работа, проводивша- яся в рамках большой про- граммы, названной «Духов- ное ожерелье России», ста- ла для Андрея Евстигнеева своеобразным пропуском в официальную науку, и он в конце концов получил титул старшего научного сотрудни- ка Института религиозно-со- циальных исследований при Академии наук. Законы природы и духа Ученый и православный проповедник Андрей искрен- не убежден, что наряду с законами природы в мире действуют и законы духа. По его мнению, любой наш пло- хойпоступок вызывает целый ряд негативных последствий. Равно как и поступок хоро- ший. — Уч еные , ис с л е дуя какую-то, как иногда ка- жется, чисто техническую проблему или размышляя о том, почему здесь ухнуло, а там бахнуло, не обраща- ют внимания на духовную сферу, — говорит Андрей Евстигнеев. — И напрасно, поскольку именно она в ос- нове многих событий. Сбои в духовной жизни приводят к конфликтам национальным, религиозным, мировоззрен- ческим. Именно на этом поле играют наши противники. Ну а моя задача — рассказать о величии духа русского или, если хотите, российского че- ловека. Потому что в данном случае речь не о националь- ностях, а о едином организ- ме, народе России. Для него, народа, полага- ет Евстигнеев, очень важны такие понятия, как сострада- ние, сопереживание, сопри- частие, содействие. И они материальны. Они позволяют торжествовать добру, о кото- ром и пишет Евстигнеев. В книге, получившей условное название грехология, он, пытаясь выяснить причины и следствия пьянства, блуда, азарта, говорит о заповедях Моисея. Об их высшей не только религиозной, но и цивилизационной ценности. Ветхий завет для него — это поиски Бога, а Завет но- вый — это Бог среди людей. Новый и Ветхий заветы, по- лагает Евстигнеев, разъеди- нить невозможно. Но в то же время это плюс и минус. Для него в древних манускрип- тах главное — идеи, идеалы. Ну а споры о том, насколько они подлинны, вторичны. Неважно, какие результаты дают спектральные анали- зы Христовой плащаницы. Важно, что человек помимо сенсорных субстанций—слу- ха, зренияи тому подобного— располагает органом веры. И этот орган либо развит, либо атрофирован. Возродить его Евстигнеев и пытается в своих книгах, статьях. Рождение в новую жизнь Путь к Богу простым для Евстигнеева не был. Родился в Германии. Отец-летчик ко- чевал по авиабазам. Я из егорьевского куста Морозовых, говорит о себе Андрей Евстигнеев. Расска- зывает, что дед — из старо- обрядцев, был образованным человеком — лесным инже- нером, промышленником. В промышленный институт решил податься и Андрей. Выбрал полиграфический, где учились в основном сту- дентки, а не студенты, и это самым разрушительным об- разом сказалось на учебном процессе и на посещаемости занятий. Особенно по утрам. Отец, приехавший навестить отпрыска, обнаружил, что у того 386 часов пропуска за семестр, инемедленно отбыл в военкомат, где уговорил воен- кома: «Куда угодно, в армию, в десант, в разведку!» Визит возымел действие, и просьбами отца нерадивого студента упекли вФергану. И действительно в десант, в раз- ведку. Разумеется, было труд- но. Прыжки с парашютом, уроки выживания в горах, взрывное дело. Андрей до сих пор вспоминает армейские годы как одни из лучших в своей жизни. Хотя служба едва не закончилась для него трагически. На границе слу- чился конфликт. Разведроту одной из первых погрузили в самолет и через десять ча- сов выбросили в «горячей точке». То десантирование для многих оказалось послед- ним. Причиной стала погода. Она не подходила даже для экстремального парашюти- рования. Андрей, несмотря на свой доармейский и ар- мейский парашютный стаж, тоже приземлился крайне неудачно. «Многочисленные осколочные переломы»—по- ставили диагноз врачи в поле- вом госпитале и посоветовали готовиться к демобилизации. Потом снова учеба, работа на крупномполиграфическом предприятии. Андрей стал комсомольским секретарем крупного цеха. Жена, дети. Жизнь и карьера складыва- лись. Но Андрей Евстигнеев до сих пор помнит то давящее ощущение, что все у него не так, неправильно. Ему было тридцать три, когда, празднуя Троицу, вместе с женой они отправились в хорошо знако- мый — это рядом с работой — Обыденский переулок, в храм, где Андрей исследовал иконы, фрески. Попросил по- слушника передать батюшке, что креститься пришел. Батюшка удивился: — Кто крестится в празд- ник? Но, увидев знакомого ху- дожника, коротко сказал: —Пойдем в баптистерий. После крестин был раз- говор о долге, совести, пред- назначении человека. Его Андрей Евстигнеев помнит до сих пор. Ученый и православный проповедник Андрей Евстигнеев искренне убежден, что наряду с законами природы в мире действуют и законы духа Для народа очень важны такие понятия, как сострадание, сопереживание, сопричастие, содействие. № 85-86/24963-24964/ 30 АПРЕЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz