Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 81/24959/ 24 АПРЕЛЯ 2015 16 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возник- шей вследствие лесных пожаров Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возник- шей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, опре- деленных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возник- шей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на кото- рых расположены объекты инфраструктуры. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвы- чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установ- ленном статьями 30 и 33 Лесного кодекса. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвы- чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется про- дажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Лесного кодекса. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах. возникшей вследствие лесных пожаров и последствий этой чрезвычайной ситу- ации, вносятся изменения в лесной план области, лесохозяйственный регламент лесни- чества и проекты освоения лесов. Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров: 1. Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджет- ными и автономными учреждениями, имеющими лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полно- мочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса. 2. В случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государ- ственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. 4. Работы по строительству лесопожарных дорог проводятся в соответствии с раз- работанной и утвержденной проектной документацией. Иные мероприятия по охране лесов от пожаров: 1) Проведение совместно с органами противопожарной службы МЧС России и пред- ставителями Минобороны России, арендаторов совместных учений по отработке при- емов тушения лесных пожаров и взаимодействия служб. 2) Проведение совместно с правоохранительными органами оперативной работы по выявлению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах и при- влечению к установленной ответственности виновных в возникновении лесных пожаров. В числе иных мер по обеспечению пожарной безопасности лесов особое внимание следует уделить лесопожарной пропаганде и мероприятиям по предупреждению и огра- ничению распространения лесных пожаров. В рамках организации и ведения лесопожарной пропаганды наиболее эффективны- ми мероприятиями являются: — изготовление и установка в наиболее посещаемых местах информационных и предупреждающих аншлагов противопожарной и природоохранной тематики; — изготовление и распространение листовок и агиток противопожарной и природо- охранной тематики; — публикация статей и призывов лесопожарной и природоохранной тематики в пе- риодической печати, выступления на радио и телевидении; — оповещение населения через средства массовой информации о пожарной обста- новке в лесах. Мероприятия по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров включают в себя: — регулирование состава древостоя при проектировании и проведении лесовосста- новительных и лесохозяйственных мероприятий; — уборка из насаждений сухостойных и суховершинных деревьев; — своевременная очистка мест рубок и ликвидация внелесосечной захламленности; — создание системы противопожарных барьеров (минерализованных полос); — устройство достаточно разветвленной сети лесных дорог; — устройство пожарных водоемов; — другие мероприятия, предусмотренные проектом противопожарного устройства лесных участков лесничества. Указанные меры пожарной безопасности осуществляются: на лесных участках, предоставленных в аренду, безвозмездное срочное пользование, бессрочное (посто- янное) пользование — лесопользователями этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполно- моченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться го- сударственными учреждениями, подведомственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов. В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Феде- рального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516, проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется по трем направлениям: — определение класса природной пожарной опасности лесов; — разработка мер противопожарного обустройства лесов; — разработка мер по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Класс природной пожарной опасности лесов определяется для каждого лесотакса- ционного выдела на основе его таксационного описания. Для каждого лесного квартала определяется средний класс природной пожарной опасности, как средневзвешанный по площади входящих в него лесотаксационных вы- делов и лесных участков. Таблица 2.17.1.1 Распределение общей площади лесничества по классам природной пожарной опасности, га Участковые лесничества Площадь по классам природной пожарной опасности Итого Средний класс 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 Задонское - 1666 2245 4096 60 8067 3,3 Октябрьское - 240 1218 4992 180 6630 3,8 Хлевенское - 976 2750 4514 412 8652 3,5 Конь-Колодезское - 105 475 1124 - 1704 3,6 Всего - 2987 6688 14726 652 25053 3,5 %% 11,9 26,7 58,8 2,6 100 х Согласно пункту 7 приказа МПР РФ от 17.04.2007 г. № 101 «Особенности охраны ле- сов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов» леса, загрязненные радионуклидами, по режиму охраны от пожаров приравниваются к лесам I класса природной пожарной опас- ности. В пожароопасный период, в целях правильного регулирования работ по противопо- жарной охране лесов, лесничество обязано получать от ближайшей метеорологической станции ежедневную информацию о степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Степень пожарной безопасности по условиям погоды определяется комплексным показателем как сумма произведений температуры воздуха на разность между значени- ями температуры и точкой росы каждого дня за число дней после последнего дождя. По величине вычисленного комплексного показателя и шкалам классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утверж- денным приказом от 16.12.2008 г. № 532 Минсельхоза России регламентируется работа лесопожарных служб. Накопленные в лесничестве данные о погоде и расчеты комплексного показателя за длительное время (до 10 лет) служат основой для оценки напряженности отдельных по- жароопасных сезонов в сравнении со средней многолетней напряженностью. При разработке и утверждении ежегодных планов тушения лесных пожаров по лес- ничеству производится корректировка схем маршрутов патрулирования с учетом дан- ных мониторинга пожарной опасности в лесах. Вся территория лесного фонда Задонского лесничества отнесена к наземному спо- собу обнаружения и тушения лесных пожаров. Таблица 2.17.1.2. Виды и объемы мероприятий по противопожарному устройству лесов Виды мероприятий Едини- ца изме- рения Рекоменду- емые объемы В том числе по участковым лесничествам Сроки проведения Задон- ское Ок- тябрь- ское Хлевен- ское Конь- Колодез- ское 1 2 3 4 5 6 7 8 I. Противопожарное обустройство лесов 1.1. Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек шт. 1 1 - - - Ежегодно 1.2. Содержание ПХС шт. 1 - 1 - - Ежегодно II. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров 2.1. Устройство противопо- жарных минерализованных полос км 90 (повторяет- ся через каждые 2-3 года) 30 19 41 - Ежегодно перед началом пожарного периода 2.2. Прочистка противопо- жарных минерализованных полос км 820 (повторяет- ся в течение 2-3 лет после устройства) 290 170 360 - Ежегодно перед началом и в течение пожароопас- ного периода 2.3. Прочистка просек км 9 3 2 4 Ежегодно 2.3. Создание и содержание противопожарных заслонов км 24 17 2 5 - Перед началом и в течение пожароопас- ного периода 2.4. Установка и размещение стендов, знаков и других указателей, содержащих информацию о мерах пожар- ной безопасности в лесах шт. 75 30 17 28 - Ежегодно перед началом пожарного периода 2.5. Организация наземного патрулирования (маршрутов патрулирования) к-во км 6 240 3 120 2 70 1 50 - Постоянно в пожароопас- ный период 2.6. Эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов сосредоточения противопо- жарного инвентаря пункт 4 2 1 1 - Постоянно в пожароопас- ный период 2.7. Приобретение средств связи шт По мере необходимости в полном объеме Виды мероприятий Едини- ца изме- рения Рекоменду- емые объемы В том числе по участковым лесничествам Сроки проведения Задон- ское Ок- тябрь- ское Хлевен- ское Конь- Колодез- ское 1 2 3 4 5 6 7 8 2.8. Создание запаса горюче-смазочных материа- лов (ГСМ) т 1,2 1,2 - - - Постоянно в пожароопас- ный период 2.9. Установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограниче- ние пребывающих граждан в лесах шт. 8 8 - - - 2015 год — 2 2016 год — 2 2017 год — 2 2018 год — 2 с последую- щим содержа- нием 2.10. Проведение профилак- тического контролируемого противопожарного выжига- ния хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов га 15 6 3 6 - Ежегодно перед началом пожароопас- ного периода 2.11. Снижение природной пожарной опасности лесов путём регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровитель- ных мероприятий га 31 13 7 11 - Ежегодно 2015—2018 годы 2.12. Организация постоян- ных выставок, стендов, витрин шт. 1 1 - - - Ежегодно 2015—2018 годы 2.13. Благоустройство зон отдыха граждан, пребываю- щих в лесах шт. 4 1 2 1 - 2015 год — 1 2016 год — 1 2017 год — 1 2018 год — 1 с последую- щим содержа- нием 2.14. Эксплуатация шлагбаумов, преград шт. 25 14 7 4 - Ежегодно III. Иные меры пожарной безопасности 3.1. Наем временных пожарных сторожей чел. 6 2 2 2 - Ежегодно в пожароопас- ный период 3.2. Изготовление и распространение листовок, буклетов по противопожар- ной безопасности в лесу шт. 200 70 60 70 - Ежегодно Примечание: — при передаче лесных участков в аренду и составлении Проекта освое- ния лесов объемы противопожарных мероприятий проектировать с учетом данных таблицы 2.17.1.2. Состояние и качество противопожарных разрывов и минерализованных полос долж- но соответствовать ОСТу 56-103-98, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 24 февраля 1998 г. № 38. Нормы обеспечения противопожарным оборудованием и техникой, средствами ту- шения лесных пожаров регламентируются приказом МПР РФ от 28.03.2014. № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» На территории лесничества организован лесопожарный пункт, который должен быть оборудован средствами пожаротушения в необходимом количестве (таблица 2.17.1.3, графа 5).При организации и укомплектовании дополнительных лесопожарных пунктов следует руководствоваться гр.4 таблицы 2.17.1.3. Субъект вправе увеличить количество средств пожаротушения в зависимости от объёмов работ, численности работающих и преобладания хвойных насаждений. Лица, использующие леса на праве аренды или постоянного (бессрочного) поль- зования, обеспечивают предупреждение и тушение лесных пожаров на используемых лесных участках. При обнаружении лесного пожара на лесном участке указанные лица обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров предусматриваются в проектах освоения лесов и должны соответствовать частям 2-5 Приложения 2 приказа МПР РФ от 28.03.2014 №161. Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса для заготовки древесины в малолесных субъектах Российской Федерации (площадь земель лесного фонда ниже 30% от общей площади субъекта Рос- сийской Федерации) Таблица 2.17.1.3 № п/п Наименование средств предупреждения и тушения лесных пожаров Ед. изм. Количество средств пожаротушения при площади лесов до 10 тыс. га от 10 до 50 тыс. га 1 2 3 4 5 Мобильные средства пожаротушения 1 Бортовой автомобиль повышенной проходи- мости или вездеход шт. - 1 2 Малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с противопожарным инвентарем шт. 1 1 3 Пожарная мотопомпа производительностью от 100 до 800 л/мин. шт. 1 2 4 Тракторы с плугом или иным почвообрабатыва- ющим орудием шт. 2 3 Пожарное оборудование 5 Съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000-1500 л шт. - 1 6 Напорные пожарные рукава (с характеристика- ми, предусмотренными технической докумен- тацией применяемых технических средств) пог. м 100 200 7 Торфяные стволы 1 комплект - 3 Пожарный инструмент 8 Воздуходувки шт. 2 3 9 Бензопилы шт. 2 2 10 Ранцевые лесные огнетушители шт. 7 9 11 Топоры шт. 1 3 12 Лопаты шт. 5 10 13 Емкость для доставки воды объемом 10-15 л шт. 1 2 Системы связи и оповещения 14 Электромегафоны шт. 1 2 15 Радиостанции носимые, возимые ультракорот- коволнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазона 2 шт. - 2 Средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре 16 Дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) комплект по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров 17 Аптечка первой помощи шт. по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров 18 Индивидуальные перевязочные пакеты шт. по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров 19 Огнетушащие средства: смачиватели, пенообразователи кг 10 12 20 Дополнительные: Зажигательные аппараты шт. 2 3 21 Бидоны или канистры для питьевой воды шт. 1 2 Примечание: 1 — в случаях наличия на лесных участках залежей торфа 2 — при отсутствии устойчивой сотовой связи На каждое транспортное средство дополнительно предусматриваются: — топор — 1 шт., — лом обыкновенный — 1 шт., — ведро (или емкость для доставки воды 10-15 л) — 1 шт., — огнетушитель — 1 шт. На каждую лесосеку, находящуюся в разработке, а также верхний склад дополни- тельно предусматриваются: — штыковая лопата — 3 шт., — ведро (или емкость для доставки воды 10-15 л) — 2 шт., — ранцевый лесной огнетушитель — 3 шт. В случае возникновения лесного пожара в местах заготовки древесины необходимо использовать также технику, применяемую для заготовки древесины. Забор воды для тушения пожаров может также производиться из рек, ручьев, проте- кающих как по территории лесничества, так и вблизи. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, исполь- зующими леса на основании проекта освоения лесов. Лесничеству необходимо ежегодно проводить: — проверку наличия противопожарного инвентаря и оборудования при работе в лесу; — осуществлять проверки соблюдения Правил пожарной безопасности при всех ви- дах использования лесов; — производить разработку мобилизационных планов по привлечению дополнитель- ных сил и средств на тушение лесных пожаров; — проводить подготовку привлекаемых к тушению лесных пожаров рабочих по во- просам тушения лесных пожаров; — при выявлении фактов нарушения Правил пожарной безопасности в лесу направ- лять материалы в соответствующие органы для принятия правового решения. Основной мерой предупреждения лесных пожаров является лесопожарная про- филактика. Усилия работников лесничеств должны быть направлены на проведение систематической разъяснительной работы среди населения перед началом и во время пожароопасного сезона. Для проведения разъяснительной работы среди населения должны широко исполь- зоваться печать, радио, телевидение, кино, беседы на предприятиях и в организациях, в школах. Важное место в комплексе предупредительных мероприятий должно отводить- ся и средствам наглядной агитации: организации выставок и агитвитрин, вывешиванию предупредительных аншлагов и агитплакатов, распространению буклетов, листовок, устройству мест отдыха и курения. Радиационная обстановка на территории Задонского лесничества остаётся стабиль- ной и не требует особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилакти- ческих и реабилитационных мероприятий. Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия Поступление в природную среду любых твердых, жидких, газообразных веществ, микроорганизмов или видов энергии (звукового, электромагнитного или радиоактив- ного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава и свойств компонентов природы и оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну, считается загрязнением окружающей среды. По происхождению загрязнения разделяются на ан- тропогенные и естественные, по воздействию на организмы и экосистемы — на механи- ческие, физические, биологические и химические. При проведении мероприятий, назначенных в лесохозяйственном регламенте, долж- ны учитываться причины загрязнения от проводимых мероприятий, приниматься всё возможное для сокращения загрязнения окружающей среды. Земли лесного фонда по своему назначению представлены двумя основными груп- пами: лесной — предназначенной для выращивания насаждений; нелесной — представленной угодьями, не используемыми в лесном хозяйстве зем- лями и землями специального назначения. Перечисленные категории земель кардинально отличаются по степени антропоген- ного воздействия. Если в первой группе воздействие человека носит временный характер и необхо- димо обеспечить сохранность леса, то вторая группа утратила свойство лесного био- геоценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе на лес. Соответственно, оценка и величина антропогенного воздействия на эти категории земель различны. Основное воздействие на лесные земли при выполнении мероприя- тий лесохозяйственного регламента происходит в процессе лесопользования и прежде всего заготовки древесины и рекреации. В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов: — древесные отходы; — отходы от работы техники и транспорта; — бытовые отходы. По данным «Временного классификатора токсичных промышленных отходов», М, 1987, при заготовке и вывозке древесины при организации заготовки в спелых и пере- стойных насаждениях (рубки главного пользования) образуются следующие отходы на 1 тыс. м 3 заготовленной древесины. Таблица 2.17.1.4. Характеристика и объем отходов по классам опасности Наименование отходов Количество отходов, тонн на 1 тыс. м 3 Отходы II класса опасности Аккумуляторная кислота 0,00022 Отходы III класса опасности Отходы синтетических и минеральных масел (отработанное моторное и трансмиссионное масло) 0,0158 Индустриальное масло 0,000322 Нефтешлам при зачистке резервуаров 0,0015 Нефтешлам (проливы ГСМ) 0,0004 Промасленные фильтры 0,001 Ветошь промасленная 0,0011 Уловленные нефтепродукты очистных сооружений ливневых стоков и мойки автомобилей 0,003 ИТОГО: 0,023342 Отходы IV класса опасности Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная древесина)* 130,0 Отходы древесные (козырьки, отходы раскряжевки) 16,0 Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, огарки сварочных электродов 0,00003 Лом абразивных изделий 0,00038 Отработанные аккумуляторы без электролита 0,0025 Осадок (шлам) нейтрализации электролита 0,00023 Отработанные шины 0,006 Лом цветных металлов 0,00037 Зола древесная 0,0036 Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 0,000302 Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых сточных вод 0,004 Твердые бытовые отходы (ТБО) 0,0384 Отходы потребления, подобные ТБО 0,0012 Отходы медпункта 0,000096 Пищевые отходы пунктов общественного питания 0,0074 ИТОГО: 146,0645 ВСЕГО: 146,08784 *Примечание: лесосечные древесные отходы по критерию опасности относятся к отходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтверждения данного класса опасности экс- периментальным методом классифицируются как отходы IV класса опасности. Данные таблицы 2.17.1.4. носят усредненный характер и в зависимости от способов рубок, видов древесного лесопользования могут существенно отличаться по количеству отходов, но отнесение их к классам опасности остается неизменным. Последнее свидетельствует о преобладании в составе отходов IV-V классов опас- ности. Данное обстоятельство учитывается в соответствующих нормативных документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. Оценивая воздействие заготовки древесины на состояние биоценоза, следует учитывать его сложившийся антропогенный характер, а также позитивную роль хозяй- ственных мероприятий в сохранении целевых пород и создании «нормальных» лесных насаждений. Наряду с заготовкой древесины на лесные земли существенное влияние оказывает рекреационной лесопользование. Наиболее существенными и контролируемыми по- казателями антропогенного воздействия при этом виде лесопользования является ди- грессия лесной среды и сохранение площади лесных земель в составе лесного участка. Первый показатель определяется по параметрам, приведенным в таблице 2.17.1.5. Таблица 2.17.1.5. Шкала оценки рекреационной деградации лесной среды Характеристика участка Стадии рекреационной деградации Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарни- ков нормальное, механические их повреждения отсутствуют; подрост (разново- зрастный) и подлесок жизнеспособные. Моховой и травяной покров из характерных для данного типа леса видов; подстилка (пружинящая) не наруше- на. Регулирование рекреации не требуется. 1 Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные их механические повреждения; подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты, имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. Проективное покрытие мхов до 20%, травяного покрова — до 50% (из них 1/10 — луговая растительность); нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены; отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. Требуется регулирование рекреационной деятельности. 2 Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослаблены, до 10% стволов с механическими повреждениями; подрост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или редкие, 21-50% поврежденных и угнетенных экземпляров. Мхи у стволов деревьев, их проективное покрытие 70-60% (из них 2/10 луговой растительности, появляются сорняки). Подстилка и почва значительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6-40% площади. Требуется активное регулирование рекреационной деятельности. 3 Сильно нарушена лесная среда древесной растительности куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11-20% стволов с механическими повреждениями; подрост и подлесок нежизнеспособные (преимущественно в куртинах), редкие или отсутствуют, поврежденных или усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 59-40% (в том числе до 1/2 занимают луговая растительность и сорняки). Много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41-60% площади. Необходимо строгое ограничение рекреационной деятельности 4 Лесная среда деградирована; древостой разрежен, куртинно-лугового типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими поврежде- ниями; подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том числе до 3/4 занимают луговая растительность и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены. Вытоптано до минеральной части почвы более 60% площади. Рекреация не допускается. 5 Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков является важнейшей задачей органов управления и контроля. Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со ст. 69 Лесного ко- декса РФ (проектирование лесных участков), при наличии целевого финансирования, или в процессе производства натурных работ при составлении «Проекта освоения ле- сов». Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия ст. 41 Лес- ного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении их благоустрой- ства на нелесных и не покрытых лесом землях. Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих объектов, определяется их целевым назначением и уменьшением их отрицательного воздействия, связанным с рекультивацией нарушенных при строительстве земель, противопожарным обустройством прилегающих территорий. Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем направ- лениям: — строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; — осуществление всех видов лесопользования; — организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», по требованию которого в проектах строительства производится оценка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС). Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, контролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1995 г. № 174-ФЗ «об экологической экспертизе». Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению экологиче- ской экспертизы и контроля за исполнением проектных решений. Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулирует- ся системой мероприятий, разрабатываемых в «Проектах освоения лесов». В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяй- ства, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых. К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов». 1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 50-60% общей площади лесного участка. 2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязательны. 3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом зе- мель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель. В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воздей- ствия регламентируется комплексом мер по соблюдению «Правил …», «Наставлений …» по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовос- становления вырубленных площадей, Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливает- ся требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и техниче- ских условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении ви- дов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности живот- ных, и прежде всего копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и сре- де их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба живот- ному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Продолжение на 17-й стр. Продолжение. Начало на 5–15-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz