Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Борьба обещает быть жаркой Юные спортсмены готовятся выйти на старт эстафеты на призы « Липецкой газеты » Михаил Абрамов Совсем немного остается до старта традиционной легкоатлетической эстафеты на призы «Липецкой газеты», посвященной 70-летию Великой Победы. 9 мая ровно в 12.00 на площади Ленина-Соборной областного центра начнется парад участников, а в 13.00 прозвучит выстрел стартового пистолета и участники пробега отправятся в путь. Прошлогодняя эстафе- та, организаторами кото- рой, как и всегда, высту- пили Издательский дом «Липецкая газета» и де- партамент по физической культуре и спорту админи- страции города Липецка, завершилась сенсационной победой сборной Липецко- го государственного тех- нического университета, сумевшейпотеснить с верх- ней ступени пьедестала почета, казалось бы, непо- бедимую сборнуюЛГПУ. О том, как готовится к старту действующий чемпион, мы попросили рассказать начальника управления по воспитательной и соци- альной работеЛГТУСергея Позднякова. —Начну, пожалуй, с не самой радостной новости, — отметил он. — Команду покинул ее капитан и ее безусловный лидер Алек- сандр Непомнящий, за- вершивший свое обучение в нашем вузе. Безусловно, это очень серьезная по- теря, восполнить которую безболезненно невозмож- но. Если вы помните, то в последние годы именно на этапах Непомнящего нам удавалось переломить ход забега. Но есть и по- ложительный момент: в этом учебном году в ЛГТУ была создана секция лег- кой атлетики, и мы очень надеемся, что это поможет команде улучшить свои результаты. Несмотря на прошло- годнююпобеду, Поздняков не считает свою команду фаворитом предстоящей эстафеты. — Мы — технический вуз, — продолжил он. —И спортом ребята занима- ются, можно сказать, в свое удовольствие. Другое дело — педагогический университет, где есть спе- циализированная кафедра и куда отбирают лучших из лучших. Но тем приятнее победынад ним! Мыотдаем себе отчет, что «пед» явля- ется главнымпретендентом на победу, но у ребят есть самолюбие, есть настрой, и без боя мы сдаваться не собираемся. Нас за второе место никто не осудит, а вот если ЛГПУ проиграет вто- рой год подряд, это станет большой сенсацией. Также Сергей Поздня- ков отмел все обвинения в том, что в прошлом году за его команду бежали спорт- смены, никакого отноше- ния к ЛГТУ не имеющие. — Это полная чушь! — эмоционально подчеркнул Поздняков. — Соперники таким образом пытаются оправдать свое поражение вместо того, чтобы лучше тренироваться! Да, за нас выступала одна школьни- ца, но она уже тогда твердо решила поступать в наш университет и в итоге по- ступила. Так что правил мы не нарушали и победи- ли честно. В ЛГПУ болезненно пе- реживают прошлогоднее фиаско и серьезно готовят- ся к реваншу. — Подготовка идет в обычном ключе, — рас- сказал заместитель декана факультета физической культуры и спорта ЛГПУ Андрей Чеботарев . — Мы вновь выставим две команды, причем составы будут сформированы лишь в конце апреля после кон- трольных прикидок. Сей- час сложно говорить, но, на мой взгляд, в этом году у нас первая команда будет посильнее прошлогодней. Если год назад нас пресле- довали травмы, то сейчас, слава Богу, все в строю. Мы чувствуем поддержку руководства вуза — рек- тор Павел Бугаков живо интересуется подготовкой команды и оказывает ей всяческое содействие. Все прекрасно понимают, как важно победить именно в год юбилея Великой По- беды. Ни о каком другом месте, кроме первого, мы и не помышляем. Отдельно коснулся Че- ботарёв прошлогоднего поражения своей команды. — Мы проиграли сбор- ной области, которую вы- ставили под маркой клуба «Политехник», — объяс- нил он. — На мой взгляд, это не совсем справедливо, когда мы заявляем только студентов, а в команде со- перника бегут люди, ника- кого отношения к вузу не имеющие. Но коль прави- лами формировать состав подобным образом не за- прещено, мыподавать про- тест не стали. Надеюсь, в этом годумывернем звание чемпионов в ЛГПУ. Среди школ вот уже че- тыре годанетравныхшколе № 20, где плодотворно тру- дитсяСтаниславКораблин. — Настраиваемся се- рьезно, победить в юбилей- ный год приятно вдвойне, — говорит Станислав Ни- колаевич. — Но и конку- ренты, насколько я знаю, не дремлют. Кним я, в пер- вую очередь, отношу 44-й лицей, где продуктивно ра- ботает наша прославленная в недавнемпрошломлегко- атлетка Наталья Рощуп- кина, и гимназию № 64. На недавней Спартакиаде школьников наша школа заняла четвертое место, правда, в программе был не только бег… Тем не менее это тревожный звоночек. Я не привык жаловаться, но очень тяжело готовить команду, не имея школь- ного стадиона. Занятия в зале всех проблем решить, увы, не могут. Темне менее своих ребят я буду настраи- вать только на победу. Слово обозревателю Жертвоприношение «элит» Владимир Петров Год литературы… Немного странное словосочетание. После его заверше- ния, получается, о книгах можно забыть? Но «Путь искусства долог, жизнь коротка» — эти слова Гиппо- крата все ставят на свои места. Год литературы— это напоминание о том, что Слово во все времена было и остается первичным, а материаль- ный прогресс — вторичен. Напоми- нание о том, что русская цивилиза- ция дала человечеству величайшую в мире литературу. С егодня фундамен- тальные, традицион- ные основы русского народа активно разруша- ются, подменяются, сти- раются из сознания новых поколений. В том числе через засорение языка и последующей корневой его утраты, связующей человека с родиной. А это опасно. АльберКамюв сво- их «Записных книжках» выразился предельно ясно: «Да, у меня есть родина: французский язык». Хра- нителем, оберегом родины и является литература. Дневниковые записи— особый жанр литературы, ценность которого сегодня в потоке коммерческой беллетристики, бездар- ных словесных поделок огромна. Вних нет фальши — это записи «для себя». Но, обретя возможность дойти до читателя, они становятся «для всех». Ис- кренность, непосредствен- ное душевное движение, запечатленное в момент зарождения мысль пере- дают читателю импульсы автора — для раздумий и глубоких переживаний. Таково преимущественно творчество Василия Роза- нова, дневниковые записи Ивана и Веры Буниных, дневникиАлександра Бло- ка, Леонида Андреева… Чи т а я « З а п и с ны е книжки» Камю, то и дело «спотыкаешься» на мыс- лях, стимулирующих со- знание, дающих ответ на многие обстоятельства на- шего времени. В этом «се- крет» подлинно художе- ственного литературного творчества. Не всякий, однако, ли- тератор — творец, не вся- кая литература является художественно ценной. Камю замечает: «Тем, кто пишут темно, повезло: у них появятся коммента- торы. У остальных будут только читатели…» С ловесная подмена не такбезобидна,как ду- маетсямногим: нучто тут такого — англицизмы, искусственные, лишенные предметности слова. Но за ними — утрата смыслов. В новое время русский язык «обогатился» таким по- нятием, как «элита» — словцо это пристегивают к месту и не к месту. Сугубо специальный термин об- лекся в одежды, изначаль- но ему не присущие. Здесь мы видим подмену старого понятия «аристократия». Те, кто причисляет себя к «элите», втайне ощущают себя сливками общества. Но это самообольщение. В новорусской элите нет ни одного качества, позво- ляющего причислить ее к аристократии. А потому потуги ее разоблачаются не только презрением к России и народу, не только тяготением к «стране обе- тования» Англии. Выдает сам термин — элита. Камю пишет: «Чего бы нижелал нашвек, его глав- ная цель — поиск аристо- кратии. Но не понимает, что тогда он должен от- казаться от той цели, которую сам громогласно назначил себе: от благо- получия. Аристократия не может возникнуть без жертвоприношений. Ари- стократ — это прежде всего человек, который дает, не получая ничего взамен. Он сам себя обязы- вает. Старый режим рух- нул именно потому, что позабыл об этом». Вдумаемся в сказанное, перенеся мысль на траги- ческую историю России двадцатого века. Именно потому, что на вершине власти дважды оказыва- лась «элита», не способная на жертвенность ради про- цветания страны, сверши- лось двойное жертвопри- ношение России. В начале века ради марксистских химер, в конце его — ради иллюзий западного образа жизни. Камю в своих разду- мьях вновь и вновь воз- вращается к роли и месту аристократии в историче- ском процессе: «Основой всякого общества явля- ется аристократия, ибо истинная аристократия есть требовательность по отношению к себе, без этой требовательности общество умирает». Но что делать, если этой требовательности нет? От- вет писателя таков: «В настоящий момент могу представить себе толь- ко два решения: аристо- кратия интеллекта или аристократия труда. Но интеллект сам по себе — не аристократия. И труд — тоже (примеры в обоих случаях очевидны). Ари- стократия — это не при- вилегия на определенные права, но прежде всего при- нятие на себя некоторых обязанностей, благодаря которым становятся за- конными и права…» Обязанностиаристокра- тия России исполняла в течение нескольких веков, но к началу двадцатого она утратила их, перестала исполнять. Аристократа- ми русские дворяне были на разных поприщах — общественных, военных, литературных. Их имена известны. Но аристократы ли—«герои» перестройки, имена которых также в па- мяти народной? Являлась ли представительницей ее партийная верхушка «эпо- хи Горбачева»? Писатель указывает и на причину деградации тонкого аристократиче- ского слоя, последствия чего ужасны. Она — в от- рыве «элиты» от народа. «Единственныйисточник аристократии — народ. В промежутке — ничто. Это ничто — буржуазия, которая на протяжении 150 лет (теперь уже бо- лее 200. — В.П. ) силится придать миру некую фор- му, а получается ничто, хаос, выживающийтолько благодаря своим старым корням». В чем же заключается «ничто и хаос»? «Цивилизация нашего типа, постоянно стремя- щаяся к увеличению коли- чества вещей и снижению их качества, непременно кончится оргией — огром- ной и грубой… Конец исто- рии, о котором говорят люди прогресса, — оргия». Или вспомним Пушкина: пиром во время чумы. К чемуже более может прий- ти общество потребления? Я прошу извинения у читателей за обилие цитат, но делаю это осознанно, чтобы пока- зать, как важно читать умные книги, осознавать, что значит подлинно твор- ческое, не фальшивое, не коммерческое Слово. В литературе, как и вжизни, не сфальшивишь: истина все равно откроется сло- вом, высвечивающим суть будто лучом прожектора. Поэтому когда звучат та- кие слова, как «элита» или «звезда» (в искусстве), то умеющий слушать — слы- шит, а зрячий — видит! Наше время тревожное, неустойчивое. России нуж- на подлинная аристокра- тия, вокруг которой мог бы сплотитьсянарод, а она сво- им жертвенным примером —сплотить.Мнекажется, с приходомкуправлениюго- сударством Владимира Пу- тина этот этап начат: «эли- те» все чаще указывают на тот шесток, где ее место. То, которое она выбрала добровольно.Илитература, ашире творческое Слово— тут главный инструмент и работник. России нужны творцыи созидатели. Нуж- на аристократия. 3 № 81/24959/24 АПРЕЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов «Помнит сердце, не забудет…» Вышел в свет уникальный поэтический сборник , посвященный 70- летию Великой Победы Надежда Белая Презентация новой книги «Помнит сердце, не забудет…» состоялась в липецкой библиотеке имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова при большом стечении читающей публики. И это связано не только с тем, что книгу ждали, а еще и с тем, что сборник— плод коллективного твор- чества, внемпредставлены стихи около 40 авторов, многие из которых поже- лали присутствовать на презентации. Уникальность, особен- ность издания определя- ется, однако, не одним лишь количеством поэтов, пишущих стихи на темы Великой Отечественной войны, патриотизма и слу- жения Отечеству, истори- ческой памяти о ратном подвиге предков. Сборник стал, по мнению главы города Липецка Миха- ила Гулевского, высту- пившего на презентации, значительным вкладом в объединение России и Республики Беларусь на современном этапе, когда «доброхоты» всех мастей пытаются вбить клинья между славянскими на- родами. Ведь книга включает в себя произведения авто- ров, проживающих имен- но в наших двух странах, наиболее пострадавших от фашизма. Ее предназна- чение — хранить память о войне, на которойпролива- ли кровь отцы и деды тех, кто сегодня «переплавля- ет» живые свидетельства своих предков в художе- ственное Слово. В книге представлены стихи девяти современ- ных белорусских поэтов из разных городов. А Россию — липецкие авторы, в том числе ишироко известный за пределами региона по- эт-фронтовик Павел Шу- бин, и прошедшие сквозь горнило войны липецкие поэты Сергей Панюшкин и Борис Цветаев. Вот эту правду о вой- не и будут узнавать из книги наши дети и внуки, которым предстоит хра- нить и передавать ее уже своим потомкам, сказал Михаил Гулевский, фи- нансово поддержавший издание сборника. Более того, на презентации он, едва сдерживая эмоции, прочитал два особенно по- нравившихся ему стихо- творения — белорусского автора Геннадия Казака «В ожидании отца» и ли- пецкого поэта Владимира Богданова «Встреча». Инициаторами и глав- ными собирателями про- изведений для сборника стали члены Союза писа- телей «Воинское содруже- ство» Александр Кулик и Владимир Осипов, не- мало постаравшиеся для того, чтобы реализовать совместный с белорусской стороной проект. Наряду с другими чле- нами этого общественно- го объединения в созда- нии сборника принимали участие и члены Союза писателей России Борис Шальнев, Светлана Аксё- нова, Алла Линёва, Эмма Меньшикова, Александра Тамбовская. Включены в сборник и стихи замеча- тельного липецкого поэта Виктора Осколкова: его земная дорога уже завер- шилась, а поэзия живет… Не только професси- ональные, но и самодея- тельные стихотворцыпри- няли участие в сборнике, в котором представлены и сотни снимков липецких фотохудожников Ольги Беляковой, Анатолия Ев- стропова, Михаила Бара- банова и других, а также из семейных архивов лип- чан. Настоящим украшени- ем встречи стало высту- пление РусланаКопылова. Этот незрячий молодой человек, одаренный ду- шевной прозорливостью, трогательно спел под ги- тару легендарные песни военных лет. А школьник Федор Негробов поразил всех новым, по-особому прочувствованным ис- полнением стихотворения Андрея Дементьева «Бал- лада о матери». По словам директо- ра Централизованной библиотечной системы Липецка Виктории Яки- мович, книга «Помнит сердце, не забудет…» по- ступит в библиотеки об- ластной «столицы». Будет распространен сборник и в городе Витебске, который является побратимом Ли- пецка, а также в других городах и весях Республи- ки Беларусь. И нету крепче дружбы фронтовой В Липецком драматическом театре поставили мюзикл о войне Ольга Шкатова Из хорошего советского кино пришли эти герои — отважные истребители Булочкин, Кайсаров, Туча, давшие зарок не влюбляться до конца войны. «Пер- вым делом, первым делом — самолеты. Ну а девушки, а девушки — потом», — напевали друзья, вызывая у зрителей глубокую симпатию. Сегодня их песня звучит со сцены Липецкого драматического театра, где поставили мюзикл по мотивам полюбившегося многим поколениям фильма. Выбирая из большого количества материала о Великой Отечественной войне, режиссер-постанов- щик Геннадий Балабаев взял для постановки пьесу Алексея Яковлева «Небес- ный тихоход», превращен- ную композитором Мар- ком Самойловым и поэтом Вячеславом Вербиным в музыкальную историю о том, как служили, дружи- ли и любили три боевых товарища. — Выбор этот не слу- чаен, — говорит режис- сер. — Мы ставили своей задачей не только отдать дань памяти солдатам, которые завоевали для нас счастье жить и рабо- тать. Хотелось донести до зрителя радость Победы. Да, война — это смерть, страдания и слезы. Но жизнь всегда брала верх. Люди, встречаясь на до- рогах войны, влюблялись, женились и пели песни, веряв завтрашниймирный день. Такие и наши герои, шагнувшие с черно-белого экрана на сцену. Хотелось, чтобы наша премьера да- рила радость людям, чтобы они выходили из зала с по- зитивным настроем. В новом спектакле Ген- надия Балабаева герои не только поют, но и танцуют. В этом немалая заслуга балетмейстера-постанов- щика Андрея Писклова. — Мы как будто оку- нулись в то время и по- пытались выразить, что чувствовали люди, танце- вавшие до войны вальс и фокстрот, —рассказывает он. — Используем самые простые движения, ни намека на современные на- правления. Ребята — мо- лодцы, мы с ними хорошо знакомы, работаем давно и с режиссером, поэтому трудностей в период репе- тиций не было. Молодежь очень способная, легко схватывает любую идею. В спектакле на перед- нем плане чувства и взаи- моотношения героев. Вой- на остается «за кадром». Но она незримо присут- ствует в жизни почти всех участников спектакля, ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». У Вла- димира Терновых (майор Булочкин) в двух войнах воевал прадед, Василий Антонович Корнев. Его будущий актер застал в живых, но рассказов о вой- не не помнит, потому что был слишком мал. — Тема войны очень близкамне,—рассказыва- ет ДмитрийФролов (Семен Туча). — В Великую Оте- чественную мой дедушка, Владимир Ильич Фролов, пропал без вести. Через Интернет я узнал, что он похоронен в братской мо- гиле в одном из польских городов. Очень хотелось бы там побывать. И у Александра Береж- ного (старшина дядяСаша) где-то под Новохоперском пропал без вести дед, Ми- трофан Илларионович Бе- режной. Его образ вставал перед актером в период ра- ботыв спектакле «Василий Тёркин». Через двадцать лет, создавая характер старшины, Александр Бе- режной снова обращается к памяти о погибшем до- рогом человеке. —Память—очень важ- ная вещь. Мы, старшее поколение, живем со сфор- мированным отношением к войне, потерям России, ее победе над фашизмом. Сегодня, когда историю стремятся переписать, наше знание правды важ- но вдвойне, — убежден актер.—Когда естьживые свидетели, потомки солдат Победы, ничего нельзя переиначить. Мы должны передать это знание после- дующим поколениям. Это наша важнейшая задача. Фото Николая Черкасова Фото Анатолия Евстропова Сцена из спектакля «Небесный тихоход» Фото Николая Черкасова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz