Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 8/24886/17 ЯНВАРЯ 2015 3 ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ЗНАЙ НАШИХ | Школьник из Долгоруково пробился в полуфинал популярной телеигры Умник из глубинки Лариса Пустовалова Жители Долгоруково стараются не пропускать теле- викторину «Умники и умницы», которая выходит по субботам на Первом канале. Интерес их понятен: в этой передаче участвует односельчанин, одиннадцатикласс- ник Александр Нечаев. И все село теперь болеет за своего парня. Этапы четвертьфинала игры с участием ученика долгоруковского лицея будут показывать до начала марта. Результат известен – Саша прошел в полуфинал. В начале игры он сидел на скамейке, но потом заработал право выйти на дорожку. В МГИМО мечтают по- ступить многие, лицеист из Долгоруково – не ис- ключение. Но в отличие от остальных Александр Нечаев предпочел действо- вать. Двенадцать финали- стов телевикторины «Ум- ники и умницы» ежегодно становятся студентами престижного вуза. Чтобы попасть на игру, он в тече- ние нескольких месяцев писал сочинения на темы, которые предлагают в кон- це каждой викторины. Всего отправил 15 работ. Затем пришло приглаше- ние, сообщили задания, к которым необходимо было готовиться. Лучше всего школьнику удалось иссле- довать татаро-монгольский период в истории России. Чтобы собрать материал по теме «Начало работы же- лезных дорог в 19-м веке», пришлось ездить в Елец- кий железнодорожный колледж. За два месяца проштудировал более 2000 страниц. Читать приходи- лось до глубокой ночи, при этом еще и уроки делать успевал – ведь школу ни- кто не отменял. Отправился в Москву с боевым настроем. Съемки назначили с 3 по 9 дека- бря. В день отрабатывали по 4 передачи, все ребята нервничали – кто из-за ка- мер, кто – из-за солидного состава жюри. Школяров судили Евгения Симонова, Вельяминас Таранда, ру- ководители правительства Московской области, пред- ставители ОАО «РЖД», преподаватели МГИМО. Претендентов на полуфи- нал собралось 60 человек со всей страны. Все заря- жены на победу, подготов- ленные. Долгоруковский паренек среди них не зате- рялся, хотя поначалу ему не повезло. — Исход игры зависит не только от ума-разума, но и от удачи. Потому что руки тянут многие, а спра- шивают единиц, — рас- сказал Александр. — По первой теме «Литератур- ные сказки Андерсена» я ничего не ответил. Решил не переживать на этот счет и действовать по принци- пу «Делай, что должен, и будь, что будет». Зато наш герой дал фору соперникам по древ- ней истории. Он рассказал о методах дезинформации в армии Тамерлана. Та- таро-монголы во время стоянок зажигали намно- го больше костров, чем необходимо, тем самым вводили в заблуждение противника о количестве воинов. Еще они привя- зывали метлы к хвостам своих скакунов. Во время движения поднималась та- кая пыль, что создавалось впечатление о бесчислен- ности войска. За ответы по этой теме Саша Нечаев получил два ордена. Он выходил на дорожку, но проиграл ее. Поэтому в полуфинале он будет уча- ствовать как теоретик, то есть снова начнет состяза- ние со скамейки. Весной он получит новое задание, месяц на подготовку, и снова – в интеллектуаль- ный бой. Саша далеко не загады- вает, говорит, что до фи- нала еще далеко. И героем себя пока не чувствует – еще ничего ведь не добил- ся. Хотя цель перед собой поставил еще с детства – стать дипломатом.Мечтает защищать интересы своей страны. Для этого решил изучать законы. Но если не получится выйти на международный уровень – собирается отстаивать права простых граждан. — Из него должен по- лучиться очень хороший юрист. Я бы ему доверила вести свои дела. Это чест- ный и порядочный моло- дой человек, – рассказала об Александре Нечаеве учитель истории долго- руковского лицея Елена Михалькова. Педагоги на Алексан- дра не нарадуются – он круглый отличник и при этом спортсмен. Наш «ум- ник» играет в футбол за команду Долгоруковского района «Юность», зани- мается в тренажерном зале и путешествует. Вместе с родителями он побывал в Германии, Финляндии, Тунисе, Швеции. Проехал по Золотому кольцу, по- сещает русские усадьбы и музеи. — Лучше родной стра- ны ничего быть не может. У нас бескрайние просто- ры, бесконечная свобода и добрые люди. Наш мента- литет заметно отличается от других наций, мне было бы сложно приобщиться к жизни в чужих краях, — делится впечатлением от поездок наш собеседник. Родители и старший брат – главные болельщи- ки Саши Нечаева. Мама, Марина Владимировна, преподаватель музыки, а папа, Сергей Владимиро- вич, воин-афганец, офицер запаса, брат Иван служит в ракетно-стратегических войсках. Семья участвует во всех начинаниях ум- ника. Но вот огромных амбиций от него не требу- ют. Саша признался, что родители его просят стать хорошим человеком, обя- зательно развивать свой интеллект и хотят, чтобы он жил насыщенной жиз- нью. Кстати, с игры под- росток привез не только «ордена», но и книгу соз- дателя передачи и ее бес- сменного ведущего Юрия Вяземского. «Спасибо! Александру Нечаеву» – вот такую не- обычнуюподпись поставил автор издания об известной телевикторине. Книга так и называется — «Умники и умницы». В ней рас- сказывается история этой передачи со дня ее основа- ния. Александра Нечаева благодарность ученого не удивила. — Было заметно, что Юрий Павлович болеет за свое детище и очень рад, что интеллектуальное шоу все еще востребовано среди зрителей. Ко всем участни- кам он относился именно с благодарностью. Вслух, конечно, этого не говорил, но и без слов было понятно. Поэтому я не удивился, когда прочитал такой ав- тограф, — объяснил один- надцатиклассник. ФОРУМ | Ученые России говорили в Ельце о смысле русской жизни Путь к самим себе Владимир Петров Какой народ легче всего покорить? Тот, который лишен исторической памяти. Даже если он хорошо вооружен. Моло- дой солдат, воспитанный на опусах лжеисториков, вряд ли подумает, что он защищает Родину-мать, землю своих предков. Стирание культурной идентичности народов, унификация сознания, формирование клипового мышления, когда не надо думать, а лишь использо- вать готовые для всех мыслеобразы – задача информационной войны, ведущейся силами Запада против России. Особое место в ней от- водится литературе, фор- мирующей и сберегающей народное самосознание. Философ Карл Юнг сде- лал такой вывод: люди используют мысли, хра- нимые в подсознании в виде образов, прамыслей. Но как сказывается вли- яние литературы на такое мышление? Дело в том, что доминанта русской классической литературы, хранительницы русской души, укоренена в право- славном типе культуры. Отсюда понятно известное заявление одного из амери- канских идеологов «холод- ной войны» Бжезинского о том, что после разгрома СССР надо сокрушить пра- вославие. Эта тема стала пред- метом дискуссии на про- шедшем в Елецком госу- дарственном университете имени И.А. Бунина семи- наре «Досоветская, совет- ская и постсоветская куль- турная идентичность и рус- ская литература». Он был организован совместными усилиями доктора филоло- гических наук, профессора Литературного института им. А. М. Горького Ивана Есаулова, а также препо- давателейкафедрыистори- ко-культурного наследия и научно-исследовательской лаборатории «Бунинская Россия» ЕГУ. В работе его приняли участие ученые из Воронежа, Тамбова, Липецка и Китая, предо- ставившие для обсуждения ряд интереснейших докла- дов в рамках обсуждаемой проблематики. Как осознать глубокую драму культурной иден- тичности русского народа за прошедшие полтора века? Что нужно предпри- нять, чтобы людское со- знание вернулось к своим историческим истокам? Это не теоретическая про- блема, а вопрос выживания народа в усложняющемся хаосе мировой истории, когда силы зла особен- но агрессивны и сильны. Как противостоять им? Эти вопросы неоднократно звучали в выступлениях участников форума. Началом утраты духов- но-культурной идентич- ности русского человека, полагает Иван Есаулов, следует считать XVIII век, когда христианские традиции спасения души уступили место проникаю- щим европейским «рацио» эпохи Возрождения, ста- вившим в центр бытия не Бога, а человека. Уже тог- да было ясно, что эта под- мена противоречит всему мироустройству. Но путь был начат, мутирование сознания продолжается до наших дней. Тем не менее наши великие классики утверждали в своих произ- ведениях иное – сердечное принятие Божьего мира и необходимость менять не его, а самого человека. В этом главный вектор рус- ской литературы. Однако писатели социал-демокра- тического крыла так не думали, их идеи – плохо переваренные европейские утопии. Эту разрушитель- ную работу продолжила плеяда писателей Сере- бряного века: символизм, в свою очередь, изменил эстетическую и духовную доминанту русской лите- ратуры. Оценивая же роль со- ветской литературы, Иван Есаулов использовал тер- мин «ментальное конвои- рование» жизни человека, повлекшее дальнейшую утрату традиционной па- мяти. Однако не до конца: русское самосознание оста- лось живо в «культурном бессознательном», в той форме памяти, о которой говорил Юнг. Именно это повлияло на неоднознач- ность, на внутреннюю скрытую многовектор- ность произведений лите- ратуры советского перио- да. Яркимипредставителя- ми этогонаправления были М. Пришвин, М.Шолохов, Ю. Бондарев. Интересный взгляд на проблемы поиска русской идентичности рядом рус- ских писателей XX века предложил преподаватель Пекинского университе- та иностранных языков Сунь Лей. В наше время обретение национальной идентичности – задача сверхважная, полагает она. Русская литература (шире – культура) долж- на быть цельной, а не де- литься на религиозную и секулярную. Раздвоен- ность души народа – почва для будущих и настоящих смут. А значит – для утра- ты самобытности. От набегающего време- ни порой веет холодом пре- исподней. Что ждет Рос- сию, что ждет нас, если мы примемзападные ценности в их сатанинском естестве? И этот вопрос витал над аудиториейфорума. Спасе- ние есть. Скрыто оно, как уже говорилось выше, в глубинных пластах народ- ного самосознания, в его «культурномбессознатель- ном». У русских в созна- нии сохранен приоритет нравственных, культур- ных и религиозных начал. Россия, русский человек и сегодня цивилизованней любого европейца. Искать путь к себе, к собственной идентичности – вот его цель. Обращаясь к читателям «Липецкой газеты», Иван Есаулов высказал следую- щую мысль: — Нужно помнить, что русская литература — не «изящная словесность», а нечто большее. Те, кто надеется изучать ее в упро- щенном телевизионно-ки- ношном виде, обедняют себя. И, более того, этим подходом неизбежно теря- ется национальная иден- тичность.Жалобына недо- статок времени для чтения —лишь отговорка. От Года литературы, объявленного в России, я ожидаю се- рьезного поворота нашего народа на магистральную дорогу русской культуры. Литература — не вид ис- кусства, а хлеб духовный, она как воздух, который мы не ценим, но жить без него невозможно. Чтобы не задыхаться в пустоте бездуховности, развлека- ловки и потребительства, надо чаще припадать к чистым родникам русской классической и духовной литературы. ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА ТаняК. Девочка родилась осе- нью 2003 года. И, к сожалению, оказалась не в родительскомдоме или у близких людей, а в школе- интернате. Все, что она умеет, знает, к чему стремится – плод огромного труда нянь, воспи- тателей, педагогов. Таня стала активной девочкой: участвует во всех мероприятиях, следит за порядком, помогает младшим. Она может развеселить грустно- го ребенка или новичка. Многие дети доверяют ей свои секреты. Девочка не только выслушает и не выдаст тайну, ноидастмудрый совет. Старается хорошо учиться. Хотя это дается непросто: тяжело запоминает правила, стихи, даты. Зато планка спортивных успехов все выше и выше. Танюша катается на коньках, лыжах, занимается в спортивных секциях. Близкие ее не навещают. Все каникулы она проводит в оздоровительных лагерях. Мечтает о том, чтобыкто-то из взрослых добрых людей взял ее в свой дом. «Я буду хорошей помощницей. Чужое никогда не возьму. Все полыперемою, поглажу,—сказала Танюша. – Только напишите, что я учусь в школе VII-VIII вида. Чтобы все по-честному». Вова К. Летом этого года пар- нишке исполнится двенадцать лет. Растет быстро, аппетит – от- личный. По характеру он очень общительный, легко входит в контакт со сверстниками и взрос- лыми. Учится средненько. В обще- ственной жизни школы – не самый активный, тем не менее не отказывается от различных поручений и просьб. С удоволь- ствием занимается спортом. Отлично играет в футбол, пре- красно катается на лыжах, легко подтягивается и делает сальто. На музыкальных занятияхшустрый и подвижный Вова замирает. Он растворяется в звуках, чувствует их.Жаль, что не было возможности учиться в музыкальнойшколе. Хотя, какие его годы. Было бы желание – все можно освоить. Вова ходит в храм. Тамему очень хорошо и все нравит- ся. «Я верю, что Бог все слышит и видит. И он обязатель- но поможет нам с братом найти родителей. Хотя мы не ангелы, конечно»,—выговорился мальчик и, вздохнув, пошел фотографироваться. Саша К. Старший брат Вовы (см. на снимке выше). Разгово- рить его — целая проблема. За- стенчивый подросток. Но очень порядочный и серьезный маль- чик. Старается хорошо учиться, не нарушает дисциплину на уро- ках, всегда аккуратен. Никогда не дерется, не говорит дурных слов. — Совесть надо иметь. Ува- жать старших, помогать слабым, —высказался наконец-то Санька и поправил белоснежный ворот- ничок рубашки. Его одежда всегда в порядке. Обувь почищена. В тумбочке – чистота. Тетради и книги – без единой помарочки, загнутого листочка. В свобод- ное время старается почитать. Интересуется историей. Занимается футболом и баскетболом. По физкультуре у Санькипочтивсе оценкиотличные. Здоровье–впорядке, проблем нет. Кем станет, пока не определился. Главная задача – вырасти хорошим и ответственным человеком и суметь направить на путь истинный младшего брата – Вову. Ребята дружат. Не собираются разлучаться ни при каких обстоятельствах. «Только когда в армию пойдем, —подытожил Саша. –Но я думаю, что брат не подведет, ведь так, Вова?» Тот в знак согласия громко сказал: «Да!» Хорошие мальчишки, хотя очень разные. Разница в возрасте со- ставляет почти два года. Близких нет. ПРОЕКТ | Молодые липчане учатся быть бизнесменами И сеном торговать надо с толком Елена Панкрушина В Липецке определили десять лучших бизнес-планов, подготовленных молодыми липчанами, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. По итогам обучения на курсах «Открой свое дело», организован- ных в рамках одноименного проекта при поддержке регионального управления внутренней политики, были названы имена победителей. Лучшими стали Анна Сокольских, предложив- шая проект магазина кли- матического оборудования, АлександрЛитовкин, взяв- ший в разработку продажу живых цветов и сувенир- ной продукции, Алексей Грядунов, продумавший функционирование каби- нетафизиотерапии. Светла- на Клемятина отличилась проектом по организации работы хостела. Также в число победителей вошли брокерское агентство Ири- ны Устиновой, фирма по оказанию бухгалтерских и аудиторских услуг Галины Соломахиной, лавка меда и чая Ирины Кудиновой, проекты по заготовке и ре- ализации сена Евгения Ва- нюшина, производства из- делий из литиевого камня Тимура Мусина и органи- зация продажи объективов для мобильных телефонов Эдуарда Баранова. Проект «Открой свое дело», включавший мас- су акций по вовлечению молодежи в предпринима- тельскую деятельность, длилсятримесяца. Вобщей сложности в нем приняли участие более полутора тысяч липчан из числа школьников, студентов, работающей молодежи, воспитанников реабилита- ционного центра «Сосно- вый бор». Образовательные курсы, охватившие свыше 150 молодых ребят и деву- шек, стали одним из клю- чевых мероприятий. По их завершении слушатели подготовили свои бизнес- планы, оценивали которые действующие предприни- матели области, предста- вители банков и органов власти. Лучшие работы были представленына выставке- презентации, прошедшей в отеле «Меркюр». Их ав- торы получили дипломы и ценные подарки. В на- стоящее время эти проекты готовятся к реализации. ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz