Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
№ 80/24958/ 23 АПРЕЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА НАШИ ИСТОКИ 8 СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ Липецкаяобласть была образована из террито- рий, на которых издавна преобладало крестьян- ское население — основа основ русского народа. О крестьянстве, его роли в истории и культуре Рос- сиимыбеседуем с автором большого количества на- учных работ по крестьян- скому вопросу, доктором исторических наук, про- фессором исторического факультета Липецкого государственного педаго- гического университета Леонидом Земцовым. —Леонид Иосифович, что представляло собой русское крестьянство после отмены крепостного права в 1861 году? — Крестьянство испокон веков было основным клас- сом общества. Преоблада- ние городских жителей над сельскими было достигнуто только в СССР в пятидесятые годы прошлого века. В конце же ХIХ века в наших родных губерниях — Воронежской, Курской, Орловской, Рязан- ской — крестьянское насе- ление составляло 93 и более процентов. Естественно, такая громадная масса народа не могла не влиять на ход исто- рического процесса хотя бы только самим фактом своего существования. Самая глав- ная проблема, стоявшая в это время перед Россией, — это крестьянский вопрос. Но все попытки власти продвинуть- ся в его решении оказались не очень успешными, как и методы коллективизации 20-30-х годов. Председатель СоветаМинистровРоссийской империи Петр Столыпин, инициатор аграрной реформы начала XX века, говорил — «аграрный вопрос у нас в стра- не решить нельзя, его можно толькорешать».Причиныэто- го в одном: преобразователине учитывали ценности самого крестьянства, а предпочитали принимать во внимание инте- ресы господствующего сосло- вия империи или ориентиро- ваться на западноевропейские теории. Витоге после событий 1917 года крестьянство и его традиции стали исчезать, так как не соответствовали внача- ле движению к коммунизму, а затем условиям рыночного хозяйства. — Так в чем же заключа- лись характерные особенно- сти русского крестьянства? — Лет двадцать назад вы- шла хрестоматия «Великий незнакомец. Крестьяне ифер- меры в современном мире». Удивительно точноеназвание. Самая главная отличительная черта этого «великого незна- комца» — взаимодействие с природой напрямую, без посредников. Специфика от- ношения крестьянского обще- ства к окружающему миру, соседям, господам определя- Соль земли Что осталось нам от русского крестьянства лась менталитетом, форми- ровавшимся тысячелетиями. Главное в нем — представле- ние о правде-справедливости, приведенной в Священном Писании. На этой основе — формирование главного со- циального института жизни сельчан — крестьянской по- земельной общины. Кстати, сами крестьяне именовали свой коллектив «миром». Слово писалось с исчезнувшей сейчас из алфавита буквой i и означало, согласно словарю Даля, не противоположное войне состояние (писалось —мир), а вселенную и—кре- стьянское сообщество. Сразу становится понятна русская поговорка—«Вмiр ѣ жить—с миром жить». — Чем был крестьянский мир на самом деле — прооб- разом современного местного самоуправления или мрач- ным, патриархальным ин- ститутом, сдерживавшимраз- витие частной инициативы? —Мир обеспечивал равно- весие во взаимоотношениях. В центре его находилась, безу- словно, земля. В одиночку землю не обработаешь, а по- пробуй самостоятельно про- вести корчевание! Отсюда и коллективная собствен- ность на землю как наиболее справедливая форма распре- деления. Чтобы нормально работать вместе, необходимо согласие и компромиссы в интересах. Поэтому-то самая важная ценность русского крестьянства — стремление к справедливости-равенству во всем. Если и сдерживалась частная инициатива, то ради интересов большинства, ведь мир всему голова. К XIX веку эта справедливость имела под собой вполне четкую идео- логию. Жить справедливо — значит в соответствии с выс- шей истиной, изложенной в СвященномПисании. Библия была практически единствен- ной книгой в деревнях, кото- рую читали все грамотные. — Актуальны ли сегодня принципы организации са- моуправления крестьянской общины, могут ли взять их на вооружение современные му- ниципальные образования? — На протяжении сотен и сотен лет крестьянский мир успешно решал свои вну- тренние проблемы, так по- чему бы не присмотреться и понять: как он это делал? Все серьезные вопросы реша- лись на крестьянском сходе. Сельский староста не мог не прислушиваться к мнению людей. Если до 1861 года его назначал помещик, то после отмены крепостного права должности сельского старо- сты и волостного старшины были избираемы. Выбирали их домохозяева на три года, за это время мужики на сходе могли не раз дать оценку его деятельности, не стесняясь в выражениях, да и в суд, в свой, народный, в котором заседали свои же крестьяне, подать, и не факт, что непопу- лярного старосту переизберут вновь. Эта система управле- ния четко определяла права и обязанности сторон — как писаным законом, так и на- родными обычаями. На выс- шей ступеньке крестьянского самоуправления — в волости — вообще существовало раз- деление властей. Исполни- тельная власть — волостной старшина, распорядительный орган — волостной сход, су- дебная власть — волостной крестьянский суд. Все они в совокупности решали, и успешно, насущные крестьян- ские проблемы. —Какие вопросывходили в юрисдикцию волостного крестьянского суда? — Хочу отметить, что все новации, которые происходят сейчас в юридической сфере — обращение к человеку (ан- тропологияправа), третейское разбирательство, досудебное примирение сторон, медиа- ция, — все это существова- ло в русском крестьянском судопроизводстве, только называлось по-другому. Во- лостной суд формировался выборнымпутем. Избирались на сходе двенадцать человек из числа крестьян-домохо- зяев. На суде, как правило, присутствовали трое-четверо из них, решаянесложные кол- лизии крестьянской жизни на основании существующих в народе обычаев и правил. Если проблема решалась по справедливости на уровне сельского старосты, с участи- ем авторитетных деревенских стариков, то до волостного суда и дело не доходило — за- канчивалось примирением. Это и есть та самая медиация. Я изучал итоги судебных дей- ствийв однойиз волостейДан- ковского уезда Рязанской гу- бернии — там, как и в других великорусских губерниях, от трети до половины всех дел заканчивалось примирением сторон. Отметим и еще одну сторону народного суда — ни один российский суд не делал так много для защиты прав крестьянок. Не будем идеа- лизировать мужика, случа- лось всякое. Но абсолютное большинство дел, связанных с обидой женщин, решалось в их пользу и с наказанием мужа, деверя, а то и свекрови. — А каково было положе- ние женщиныв крестьянской общине? Насколько к ней прислушивались? — Русские крестьянки занимали очень важное ме- сто в сельскохозяйственном производстве — жали, вя- зали снопы, ухаживали за животными, ведь семейный союз — это и производствен- ная ячейка. Они держали на своих плечах и заботу о доме, кормили, обшивалии одевали мужа и детей. Были той опо- рой, без которой семья просто не могла существовать. Если у мужика умирала жена, он стремился какможно быстрее жениться повторно, ведь се- мья не может без женского труда, нужна и мать, и работ- ница…Иженщина знала свои права и могла их отстаивать, споры о домашнем насилии инициированы в суде самими крестьянками. Всё это никак не вяжется с повторяемыми до сих пор стереотипными рассуждениями о забитой и бесправной деревенской бабе. — Хватало ли доходов крестьянина обеспечить до- стойную жизнь своей семье? — Ну что можно пони- мать под достойной жизнью? Все жили по-разному… Вот сведения конца XIX века, собранные тамбовскими ста- тистиками: 11,8 процента крестьянских дворов своего хлеба — а это основное пита- Самая важная ценность русского крестьянства — стремление к справедливости и равенству во всем. ФОТО ИЗ АРХИВА СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz