Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
№ 76/24954/ 17 АПРЕЛЯ 2015 6 Ответственные за выпуск «Мы» Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 50-17-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, митрополит Липецкий и Задонский; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ. МЫ ЛИПЕЦКАЯ газета БЕЗ ПРИКРАС От пушки к холсту Фронтовые врачи подарили жизнь будущему художнику Аркадий Гарбузов Виктор Слушник мечтал стать художником. Каждую свободную минуту он старался делать зарисовки с натуры — вот занимается румяная утренняя заря, тут серебрятся капли на изумрудной траве, а здесь полыхает необыкновен- ной красоты вечерний закат. Парень уже испод- воль готовился к посту- плению в художественное училище, но война сдвинула его планы на целых четыре года. — Семья наша оказа- лась под фашистской ок- купацией в городе Вин- нице на Украине, и толь- ко после освобождения в 1944 году от немецких захватчиковмывздохнули свободно, — вспоминает Виктор Петрович. — В июне этого же года мне ис- полнилось 18 лет, и я был призван в ряды Советской Армии. Так я оказался в Красноярском центре ускоренной подготовки артиллеристов. Через два месяца интенсивной учебы сформированный в центре полк был готов к высту- плению. Однако замполит части, встретив меня в казарме, попросил зайти к нему в кабинет. «Виктор, — ска- зал он, — срочно напиши маслом портреты членов политбюро ЦК КПСС. Все необходимые для этого материалы получишь у старшины и — за дело». Я, естественно, с энтузи- азмом приступил к работе: изготовилподрамники, на- тянул и загрунтовал хол- сты, приготовил краски. А через пару дней узнаю, что поступил секретный приказ артиллерийскому полку грузиться с пуш- ками и боеприпасами в эшелон. Я— к замполиту: так, мол, и так, но задание ваше выполнить не могу, мои однополчане отправ- ляются на фронт громить врага и я с ними. Замполит стал меня отговаривать: «Оставляю тебя, рядовой Слушник, при штабе ча- сти как специалиста по оформлению наглядной агитации и пропаганды. Это серьезная и необходи- мая политическая рабо- та. Закончится война, и с лучшей характеристикой и рекомендациями от на- шего центра поступишь в художественное училище, ты ведь с детства об этом мечтаешь». Честно сказать, все вре- мя учебы в артиллерий- ской школе я старался исправно нести воинскую службу, без замечаний и пререканий, а тут впервые сталвозражатькомандиру, говорил, что если останусь в штабе, то мои товарищи подумают, что я решил от- сидеться в глубоком тылу. Нет уж, какимои однопол- чане, я исполню свой воин- ский долг, чего бы это мне ни стоило. «Очень жаль, — грустно сказал капи- тан,—я по-отечески хотел оставить тебя при штабе, кто знает, что ждет тебя на фронте, всеможет случить- ся. Ведь не случайно же мы всех творческих людей — художников, артистов и так далее — старались уберечь и эвакуировать в тыл. Но ты сам выбрал свою судьбу». Через несколько суток эшелон с молодыми артил- леристами уже мчался из Красноярска в Восточную Пруссию. На подступах к Кенигсбергу в составе третьего Белорусского фронта в сражение вступил и новоиспеченный полк. Виктор Слушник развер- нул свою сорокопятку, вырыл траншеюдля укры- тия, и 16 октября 1944 года расчет артиллериста получил боевое крещение. Наступала немецкая пе- хота, и в какой-то момент вражеский снаряд накрыл орудие бойца. —Очнулся я, наверное, через пару минут после взрыва, гляжу, а моя пуш- ка лежит вверх колесами, — снова вспоминает вете- ран. —Надо мной склони- лось серое от пыли лицо санитара, и он с помощью случайно оказавшегося рядом танкиста попытал- ся меня поднять. Ноги не слушались, тем более что одна была изуродована, а вторая вообще представля- ла из себякровавое месиво. В медсанчасти военный хирург, ампутировавший левуюногу, так сказал сво- им ассистентам-медикам: «Парень онмолодой, унего впереди большая жизнь, а как ему жить без обеих ног? Надо сделать все воз- можное и невозможное, но вторуюногу сохранить». И сохранили ведь, буквально собирали правую конеч- ность из раздробленных костей и уцелевших тка- ней. Мне уже 89 лет, и я до сих пор с чувством глубо- чайшейпризнательностии благодарности вспоминаю врачей медсанбата, кото- рые подарили мне тогда надежду на будущее и веру в жизнь. После читинского эва- когоспиталя, где Виктора Слушника всем скопом выхаживали врачи, мед- сестры и нянечки, вернул- ся фронтовик на родную Украину и в 1950 году успешно окончилОдесское художественное училище. Преподаватель — настав- ник Виктора—напутство- вал его после вручения диплома, чтобы он не оста- навливался на полпути, а поступил в Рижскую академию живописи, ко- торая славилась своими замечательными педагога- ми, воспитавшимимногих выдающихся мастеров. Так и сделал Виктор Слушник — поступил в академию в класс Эду- арда Калнынша. В 1956 году выпускник был рас- пределен на работу в Тад- жикистан, преподавал в художественномучилище, возглавлял Союз худож- ников Ленинабада. С 1959 года живет художник в нашем областном центре. В третьем томе Липецкой энциклопедии есть такая запись: «Слушник—автор более 500 живописных полотен, его творчество основано на принципах ре- алистического искусства, почти полностью посвя- щено пейзажу городскому, индустриальному, но более всего деревенскому — по- этическому, задушевно- му...» Полотна художника хранятся в областной кар- тинной галерее, краевед- ческом музее, частных собраниях России, Япо- нии, США, Югославии, Австрии. Нам остается до- бавить, что Виктор Петро- вич Слушник награжден орденомСлавы III степени, орденом Отечественной войны I степени имногими медалями. Индустриальный пейзаж, 1962 г. Фото из архива В. Слушника Профсоюзная здравница, 1987 г. «Мы вместе» Ученики гимназии приняли участие в школьном фестивале , посвященном Великой Победе Елена Леонова Ученики 5 «В» класса липецкой гимназии№19 заня- ли первое место в региональном конкурсе «Семейные фотохроники Великих войн России», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Их работы направлены на Всероссийский конкурс, резуль- таты которого будут известны в конце апреля. — Директор гимназии Римма Пиндюрина пред- ложила нампоучаствовать в школьном фестивале родительских инициатив «Мы вместе», посвящен- ном Великой Победе, — рассказывает классный руководитель 5 «В» класса Ирина Страхова. — Нам это показалось интерес- ным, так как подобные мероприятия помогают от- крыть неизвестные стра- ницыистории нашей стра- ны, а также сплачивают педагогов, детей и роди- телей. Главным ресурсом стали семейные архивы — фотографии, письма с фронта, документы, га- зеты и другие издания прошлых лет, а также ин- тернет-сайты и, конечно, воспоминания… Мы решили сделать один общий альбом, в кото- ромни одно имя не должно быть забыто. Получилась внушительная подборка из тридцати повествований. Мы представляем некото- рые из них. Единственное письмо с фронта Наш прадедушка, Ми- рон Павлович Мишаткин, был кожевенных дел ма- стером.Авиюне 1941 года, когда началась война, стал бойцом Красной Армии. В том же году он пропал без вести. С фронта от него пришло одно единственное письмо. Больше 70 лет никто ничего не знал о его судьбе. И только недавно удалось установить, что в августе 1941 года красноармеец Мирон Мишаткин был взят в плен в районе города Почеп Брянской области и направлен в лагерь для военнопленных в Юго-За- падной Польше. В ноябре фашисты заставили его работать в шахте, а позд- нее переправили в город Гросберен трудиться на фашистском заводе. Усло- вия труда были адские, и 1 декабря 1941 года праде- душка умер. Он похоронен в городе Гросберен в брат- ской могиле для военно- пленных. Екатерина и Ксения Андреевы Храбро сражались и долго жили Двамоихпрадедапома- миной линиимужественно сражались, один на земле, другой в воздухе, и верну- лись домой живыми. Пра- дедушка, Григорий Ники- форович Самусев, ушел на фронт в первые дни войны. Воевал вмотопехоте, затем в танковой бригаде. После тяжелого ранения вернул- ся к семье, в город Магни- тогорск. Среди его наград — орден Отечественной войны II степени. Младший брат моего прадедушки, Николай Никифорович Самусев, был летчиком. Прошел всю войну, удостоен зва- ния «Герой Советского Союза». Его призвали в Красную Армию в 1936 году. За годы Великой Отечественной войны гвардии капитан Нико- лай Самусев совершил множество боевых вы- летов, бомбя военные и промышленные объекты в Германии, транспорти- руя различные грузы и боеприпасы. На его само- лете были заброшены в глубокий вражеский тыл 72 парашютиста, из окру- жения и от партизан он вывез более 300 раненых бойцов. В числе его наград кроме Золотой Звезды Героя два ордена Ленина, ордена Красного Знаме- ни и Красной Звезды, а также многочисленные медали. После окончания вой- ныНиколайНикифорович продолжал служить вВВС. В запас уволился в 1955 году в звании гвардии пол- ковника. Жил в Москве. Его имя присвоено ПТУ №19 в городе Магнито- горске. Артемий Радолин Огненные тропы разведчицы В моей семье хорошо известна история муже- ственной юной разведчи- цы, моей прабабушки, Ариадны Ивановны Кан- дыбиной. Летом 1942 года Ари- адна училась в 10-мклассе в городе Задонска, ей было 17 лет. Когда немецкие войска подошли уже со- всем близко к Задонску, Аду вызвали в райком комсомола, там набирали добровольцев на фронт. Сформировали группу из трех девочек и двух мальчиков. Подростков отправили на обучение в спецшколу, где они в течение месяца изучали военное дело и азы сапер- ного искусства. Вначале на фронт отправили маль- чиков. При выполнении первого же задания — подрыв моста — все они погибли. Вскоре отправи- ли девочек. Аду и Клаву забросили в глубокий тыл врага на месяц для под- бора агентуры. Разведчи- цам удалось завербовать местнуюдевочку по имени Алла, которую нужно было перевести через ли- нию фронта к своим. Но Аллу арестовали. После допросов и пыток фаши- сты ее убили. Ада и Клава пошли обратно. По дороге девочки наткнулись на немецкую разведку и, ус- лышав окрик, бросились в разные стороны. Ада упала в высокие болотные заросли и притаилась. Немцы ее не заметили. А Клаву догнали. Как стало известно позже от мест- ных жителей, ее долго допрашивали, а потом расстреляли. Ада в одиночестве двое сутокпробиралась клинии фронта. Там ее встретили и доставили в штаб раз- ведчики-красноармейцы. Информация, которую передала Ада, помогла избежать больших чело- веческих потерь при отсту- плении советских войск. После войны Ариад- на Кандыбина окончила Ленинградский техноло- гический институт, воспи- тала троих детей, работала главным микробиологом биохимического завода в Тульской области. Виктория Сачкова Не для «галочки» в отчете Как привлечь молодежь на выборы ? Маргарита Мордовина Невозможно никого и ничего заставить делать, особен- но молодое и строптивое поколение. Если хочешь чего-то добиться от человека — убеди, что ему это выгодно и полезно. Такова универсальная формула жизни, применимая и к политике. Следуя этому простому правилу, можно привлечь молодежь на участки для голосования, сделать ее активным участ- ником избирательных компаний. Так считает препо- даватель истории и обществознания липецкой школы № 55 Антон Соловьев. Политикой и выборами он интересуется давно, потому, собственно, и при- шелработать вшколу. Уже с ранних лет старается воспитывать активных граждан нашей страны, на собственном примере показывая, как важно уча- ствовать в общественной жизни. — Не было еще такого случая, чтобыянепроголо- совал,—рассказывает Ан- тонСоловьев.—Икаждый раз не просто ставлю «га- лочку», а по-настоящему выбираю — вниматель- но изучаю политические взглядыкаждого кандида- та, его программу. И своих друзей и коллег стараюсь настроить на активную жизненную позицию. Де- лая выбор, человек берет на себя ответственность, ощущает свою сопричаст- ность к дальнейшей судьбе страны. — Беседуете ли вы о выборах на своих уроках? — Обязательно. С ре- бятами мы обсуждаем по- литические теории, пар- тийнуюжизнь, биографии ярких лидеров. Мои уче- ники высказывают свои предпочтения и аргумен- тируют свои антипатии. Уже заранее я готовлюихк взрослой жизни, где нуж- но нести ответственность. Да, в школе в силу возрас- та этот вопрос не касается ребят напрямую, но потом, когда они повзрослеют, без этих знаний им не обой- тись. Я учу их, что нельзя быть пассивными. И это касается не только поли- тики, но и жизни в целом. — В последнее время можно услышать разные мнения о том, как при- влечь молодежь на выбо- ры. Одни советуют сделать процесс голосования мак- симально прозрачным, другие предлагают при- менять материальные сти- мулы, будь то социальные льготы или сувениры. Ка- кие из этих рекомендаций, на ваш взгляд, могут быть использованы? —Я бы сразу исключил материальные поощрения. Ничего, кроме вреда, они не принесут. Молодежь будет голосовать за кан- дидата не потому, что им импонирует его програм- ма, а потому что за него больше платят. Можно, конечно, сделать выборы максимально прозрачны- ми, чтобы каждый жела- ющий мог посмотреть, кто и как голосует, но тогда будет нарушена тайна во- леизъявления граждан, что противоречит демо- кратическим принципам. Самый верный способ — донести до молодых людей мысль, что участвовать в выборах нужно прежде всего для них самих: ведь в руках буквальнокаждого человека находится судьба страны. — Надо ли привлекать молодежь не только к голо- сованию, но и к организа- ции выборов? — Безусловно. И в по- следнее время такая прак- тика активно использует- ся: молодые люди входят в составы избирательных комиссий, работают в ка- честве наблюдателей на участках для голосования. Ябыи сам с удовольствием в этом поучаствовал, если бы представилась такая возможность. — Современные моло- дые люди ни на секунду не расстаются с электрон- ными гаджетами, интер- нетом и социальными сетями. Может, для при- влечения молодежного электората следует шире использовать современ- ные технологии? Скажем, создать приложение для смартфона, которое по- зволило бы следить за хо- дом выборной кампании в соцсетях? — Это весьма интерес- наяидея.Нотутнуженпро- фессиональный подход. Сегодня в Интернете мно- го полезных, серьезных сайтов, но большинство молодых людей посещают только развлекательные. Поэтому просто создать в сети новую страницу по те- ме выборов недостаточно. Ее нужно грамотнопрепод- нести, прорекламировать. Только так можно реально заинтересовать молодежь. — Какую роль, на ваш взгляд, играют молодеж- ные политические орга- низации? — Эти организации, безусловно, нужны, но дея- тельность их должна быть образовательной, а не про- пагандистской. Другими словами, нельзя навязы- вать молодежи определен- ную установку, лишая ее возможности выбора. У пассажиров есть вопросы В прошлом выпуске «Мы» была опубликована замет- ка о проблемах общественного транспорта в областном центре. Хочу поддержать автора публикации, потому что работа частных предприятий, где вздули стоимость проезда аж на 4 рубля сразу, к сожалению, не измени- лась в лучшую сторону. На водителях так и нет специ- альной формы, в которую их обещали одеть. Буквально в единицах маршрутов объявляют название остановки, терминалы для оплаты работают пока только в половине салонов. Помнится мне, что городские власти обещали пересмотреть условия работы для частного транспорта, если водители частных автобусов ихне станут исполнять. Не пора ли выполнять свои обещания? Надежда Ларусова, г. Липецк. Юные авторы Книги памяти с классным руководителем. Фото из архива гимназии Фото Сергея Литаврина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz