Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ XXI Грязные игры Почему сужаются границы интимного пространства Сидящие в ЖЖ или соцсетях люди одиноки, но они не осознают своего одиночества и никогда себе в нем не признаются. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ЕЛЕНА БРЕДИС К огда-то поэт Ан- дрей Вознесен- ский написал: «Нам, как аппен- дицит, поудалили стыд». Ох, поторопился он в те времена с таким выво- дом. Потому как какие бы слова сегодня нашел, подобрал? Посмотрел бы, словно кло- нированные, передачи Зако- шанского, Малахова, Эвели- ны Блёданс, где участники с удовольствием выворачивают наизнанку всю самую непри- глядную сущность своих от- ношений, все то, что раньше люди тщательно скрывали, понуждаемые народной муд- ростью «не выносить сор из избы». Да что там сор, нын- че прилюдно выплескивают такие помои, такие экскре- менты, что запах из студии проникает даже через экран телевизора. А если бы бедный Андрей Андреевич заглянул на странички ЖЖ в Интер- нете? Как бы он отреагировал на весь этот душевный (и не только) стриптиз, адресован- ный миллионам незнакомых пользователей Всемирной паутины? Помнится, всегда склонный к эпатажу Сальва- дор Дали подробнейшим об- разомкаждыйдень описывалв своем дневнике, как он сходил в туалет. Ну, во-первых, это можно списать на причуды гения, а во-вторых, дневник-то не предназначается для всеоб- щего обозрения. Что же происходит с нами сегодня? Почему и откуда появилась вдруг эта страсть к душевному эксгибициониз- му? Ответы мы, как обычно, ищем вместе с психологом, психоаналитикомЕкатериной Антоновой. — Сужение и вообще ис- чезновение интимного про- странства — синдром весьма серьезный. Хотя, признаться, глянув на все эти телевизион- ные шоу, я не могу отделаться от мысли, что все это срежис- сировано и сыграно. Уж очень не хочется поверить в то, что люди могут дойти до такого. А началось все со звезд шоу-биз- неса, которые исключительно в целях саморекламы начали выдавать с экрана интимные подробности своей жизни: скандалы, драки, дележ иму- щества. Казалось бы, обратись в компетентные органы, и пусть они эти проблемы реша- ют. Зачем все это выкладывать поклонникам? — Знаете, подглядывать в замочную скважину всегда считалось делом неприлич- ным, но весьма соблазни- тельным. Я думаю, на это и был расчет: вот вам, без всякой замочной скважины интимнейшие подробности жизни «звезд». И никаких угрызений совести, поскольку все это открыто показывают по телевизору. Своего рода «ловля душ», где наживка — низменные потребности. Зато количество «почитателей» становится больше. — Да, но ведь «звезды» — № 75/24953/ 16 АПРЕЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 это кумиры, которым хочется подражать, на которых хочет- ся быть похожим. И этот эф- фект, увы, срабатывает. Если певица Валерия неоднократно на всю страну рассказывает, как ее избивал Шульгин и сколько лет она это терпела, то почему бы мне об этом не поведать народу? Хотя куда эффективнее написать заяв- ление в полицию. Возможно, корни кроются еще глубже, когда при советской власти у женщин принято было идти с жалобами на мужа в партком или профком. — Ну, в парткоме или профкоме разговор происхо- дил, как правило, тет-а-тет. Кроме того, это еще диктова- лось желанием исправить си- туацию, но не посадить мужа в тюрьму. Ипарткомы, кстати, очень эффективно помогали, они были реальной силой. — Но то, что сегодня про- исходит на ТВ — это дань уродливой моде. И даже если там задействованы актеры, а не реальные люди, то в со- знание, в души телезрителей это все равно проникает. И человек привыкает к тому, что в его жизни нет ничего ется это чудесное чувство… — Да, чем большему коли- честву людей ты сообщаешь о чем-то сокровенном, тем боль- ше ты это сокровенное обесце- ниваешь. Попросту говоря, ты его по рукам пускаешь. А по- том, многократно обмусолен- ное, обросшее всевозможными мнениями и «комментами», оно возвращается к тебе. Но есть и другая категория. Те пишут не о сокровенном, а о чем-то самом обыденном: как день прошел, как яичницу пожарил, как квартиру уби- рал. И все это очень подробно и глубокомысленно. Тут есть элементарное желание полу- чить чье-то внимание к себе, почувствовать, что твояжизнь может быть кому-то интерес- на. Понимаете, не наполнить эту жизнь внутри себя, а про- сто выставить на обозрение. Так она вроде значительней выглядит. Да и сам в своих глазах вырастаешь. — Но меня все-таки вол- нует феномен зрителя и чита- теля, который с огромной ра- достью готов рыться в чужом грязном белье. — Знаете, тут может быть множество мотивов. Кто-то смотрит и думает: ну вот, не у меня одного так плохо. Другой в душе злорадствует: вон, еще хуже бывает!Но самоеужасное другое: все эти такназываемые ток-шоу провоцируют людей на проживание чужой жизни. На экране мелькают отврати- тельные скандалы, брошенные дети, дележимущества, драки между родственниками, изме- ны мужей и жен. Все это бук- вально завораживает, притя- гивает взгляд, ухо, внимание. Как же, там ведь такой накал страстей, такие сюжеты, такие драмы. Ипусть все это доволь- но грязно и имеет противный запашок, но именно это и при- дает особую пикантность всем этим историям, от которых людям уже трудно оторваться. И своя жизнь становится уже менее значимой и интересной. Зачеммучиться над решением собственных проблем, если на телеэкране куда более «зако- выристые» проблемы прямо в студии решают адвокаты, психологи, популярные арти- сты. А ты на все это смотришь со стороны, не делая лично над собой никаких усилий. Смотришь и «ловишь кайф», погружаясь во все это болото. — Вы можете как-то оха- рактеризовать этот феномен? — Я бы сказала, что сей- час бурно формируется новая форма зависимости: от чужой, экранной «жизни». Я знала молодую маму, которая все время, пока ребенок спал, смо- трела выпуски реалити-шоу «Дом-2». И больше ее ничего не интересовало, поскольку на фоне этих шоу собственная жизнь с мужем казалась серой и обыденной. Поймите, это на самом деле может действовать как своеобразный наркотик, вызывающий привыкание, за- висимость. То, что воздейству- ет на наши самые низменные инстинкты, особенно быстро парализует и нашу волю, и нашу духовную составляю- щую. Пользуясь этим, теле- визионщики как раз и играют с нами в грязные игры. личного, ничего интимного. Знаете, я всегда вздрагиваю, когда вижу, как на веревке за окном сушатсяженские трусы и бюстгальтеры. Ведь сейчас в квартирах есть змеевик, есть батареи. Зачем же выстав- лять на всеобщее обозрение то, что предназначено для глаз самых близких людей? Зачем так обесценивать свою личную жизнь? А именно это обесценивание происходит, когда мы лишаем себя чего-то сокровенного, чего-то даже сакрального… —Вроде как публичная ис- поведь получается… — Я думаю, тут еще при- сутствует потеря контакта с самимсобой, со своимвнутрен- ним потенциалом, своим ре- сурсом. Человек просто боится остаться один на один со своей сугубо личной проблемой. Он не в состоянии осмыслить ее, критически взглянуть на самого себя. И ему нужно при- влечь в эту историюкакможно больше людей, пусть даже не- знакомых. — Не забывайте, в тех же ЖЖ и блогах есть коммен- тарии… — Вот-вот! Кто-то пожа- леет, кто-то по головке по- гладит, кто-то напишет, что «она» дура и стерва, раз тебя бросила. И никого не волнует, что этой «стерве» даже не дали высказаться. Зато автор блога счастлив: все «интернет-дру- зья» встали на его сторону, значит, он прав, а об этой про- блеме вообще можно забыть. Ну, илипродолжатьжаловать- ся и получать нужнуюпорцию утешения. Таким образом, не происходит никакого духовно- го роста, никакого внутренне- го взросления. Идет тотальная инфантилизация общества. — А еще происходит де- вальвация понятия дружба… — Ну да, ведь в соцсетях или Живых Журналах у тебя сотни, тысячитакназываемых «друзей», и перед каждым ты готов раскрыть душу. Ты не знаешь, кто из них что собой представляет, тебе неизвест- ны их реальные человеческие и душевные качества, но ты тешишь себя мыслью, что все они тебя очень любят и готовы в любуюминуту прийти на по- мощь. При этом ни ты, ни они не тратите друг на друга ни капли подлинного душевного тепла, а раздаваемые ком- плименты гроша ломаного не стоят. Зато создается иллюзия того, что ты не одинок. — Выходит, причина та- кого душевного стриптиза — внутреннее одиночество? — Не совсем. Скорее, это неспособность создать реаль- ные близкие отношения. Не- способность быть рядом с ре- альным человеком, помогать ему решать его проблемы, де- литься с ним своим сокровен- ным. Человек всегда осозна- вал, что существуют границы его душевного, духовного Я, личного пространства, через которые можно пропускать только самых близких людей. А порой и вообще никого пу- скать не надо. Но сейчас эти границы рушатся, и означает это душевную деградацию. Потому что, если ты боишься соприкоснуться с самим собой, если ты не можешь разобрать- ся в причинах собственных проблем, то это означает как минимум инфантилизм. Ну а как максимум — задержку душевного развития. Конечно, сидящие в ЖЖ или соцсе- тях люди одиноки, но они не осознают своего одиночества и никогда себе в нем не при- знаются. — Из юности вспоминаю, что всякие влюбленности хотелось бережно хранить в себе , чтоб «не распле- скать». Казалось, что, чем больше об этом рассказыва- ешь, тем быстрее уменьша-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz