Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 74 /24952/15 АПРЕЛЯ 2015 16 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение. Начало на 6–15-й стр. Продолжение на 17-й стр. Организация выполнения противопожарных мероприятий по охране и защите ле- сов от пожаров возложена на лесничество и должна соответствовать Лесному кодексу Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», от 17.05.2011 № 377 « Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожа- ров», от 18.05.2011 № 378 « Об утверждении Правил разработки и утверждения сводного плана тушения лесных пожаров», «Правилам пожарной безопасности в лесах», утверж- денным постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, и приказам Рослес- хоза от 05.07.2011 г. № 287 и от 03.11.2011 г. № 471. 2.16.1.1. Нормативы мероприятий по противопожарному устройству лесов В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами Российской Фе- дерации в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: а) противопожарное обустройство лесов, включающее: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для само- летов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных ми- нерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного во- доснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) прочистку просек, прочистку противопожарных минерализованных полос и их об- новление; 10) эксплуатацию пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; 11) благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; 12) установку и эксплуатацию шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах, в целях обеспечения пожарной безопасности; 13) создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; 14) установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих ин- формацию о мерах пожарной безопасности в лесах; 15) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарно-химических станций; 16) организацию пожарных формирований, добровольных пожарных дружин, их под- готовку и обеспечение их готовности. б) обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, включаю- щее: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряже- ния и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. в) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, включающий: 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; 3) организацию патрулирования лесов; 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной безопасности в лесах и лесных пожарах специали- зированными диспетчерскими службами. г) разработка плана тушения лесных пожаров, устанавливающего: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудова- ния, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и туше- ния лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использо- вания таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасатель- ных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к туше- нию лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уров- нем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия. В случае если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в уста- новленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спаса- тельных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров осуществляется ежегод- но лесничествами в соответствии с Правилами разработки и утверждения плана туше- ния лесных пожаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 года № 377. Сводный план тушения лесных пожаров на территории Липецкой области разраба- тывается на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах в соответствии с Правилами разработки сводного плана тушения лесных пожаров, утвержденными по- становлением Правительства РФ от 18.05.2011 г. № 378. д) тушение лесных пожаров, включающее: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его гра- ниц, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного по- жара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара. При тушении лесного пожара необходимо обеспечить привлеченных лиц на тушение лесного пожара спецодеждой, средствами передвижения, питанием, медицинской по- мощью. Локализация и тушение лесных пожаров осуществляется силами, средствами и в порядке, определенном планом тушения лесных пожаров лесничества, а также сводным планом тушения лесных пожаров. Тушение лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесных пожаров, прошедшим специальное обучение в образовательных учреждениях, имеющих лицен- зию на данный вид образовательной деятельности. До прибытия на пожар руководителя тушения лесных пожаров руководство тушени- ем лесного пожара осуществляет работник лесничества или другое лицо, первым при- бывшее на пожар. е) ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопас- ности или санитарной безопасности в лесах Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, ограни- чивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или сани- тарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ё) мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вслед- ствие лесных пожаров, в том числе: – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, включающие осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений, в том числе в целях создания проти- вопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соот- ветствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвида- ции чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осущест- вляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 г. № 344. ж) мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, воз- никшей вследствие лесных пожаров, включающие: 1) Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, воз- никшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, опреде- ленных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возник- шей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на кото- рых расположены объекты инфраструктуры. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвы- чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установ- ленном статьями 30 и 33 Лесного кодекса. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвы- чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется про- дажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Лесного кодекса. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситу- ации вносятся изменения в лесной план области, лесохозяйственный регламент лесни- чества и проекты освоения лесов. 3) Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров: 1. Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджет- ными и автономными учреждениями, имеющими лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полно- мочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса. 2. В случае если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государ- ственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. 4. Работы по строительству лесопожарных дорог проводятся в соответствии с разра- ботанной и утвержденной проектной документацией. и) Иные мероприятия по охране лесов от пожаров: 1) Проведение совместно с органами противопожарной службы МЧС России и пред- ставителями Минобороны России совместных учений по отработке приемов тушения лесных пожаров и взаимодействия служб. 2) Проведение совместно с правоохранительными органами оперативной работы по выявлению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах и при- влечению к установленной ответственности виновных в возникновении лесных пожаров. Таблица 2.16.1.1.1. Распределение территории лесничества по классам природной пожарной опасности площадь, га № п/п Наименование участкового лесничества Площадь по классам природной пожарной опасности Итого Сред- ний класс I II III IV V 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Трубетчинское 813 - - 2174 775 3762 3,5 2. Кривецкое 2703 5131 2933 1962 1265 13994 2,6 3. Добровское 2730 2897 1806 1764 2005 11202 2,8 Всего 6246 8028 4739 5900 4045 28958 2,8 % 21,5 27,7 16,4 20,4 14,0 100 Примечание: распределение территории лесничества по классам природной пожарной опасности произведено в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 июля 2011 г. № 287 «Об утверждении классифи- кации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опас- ности в лесах в зависимости от условий погоды». Согласно пункту 7 приказа МПР России от 17.04.2007 г. № 101 «Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприя- тий в зонах радиоактивного загрязнения лесов» леса, загрязненные радионуклидами, по режиму охраны от пожаров приравниваются к лесам I класса природной пожарной опас- ности. В пожароопасный период, в целях правильного регулирования работ по противопо- жарной охране лесов, лесничество обязано получать от ближайшей метеорологической станции ежедневную информацию о степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Степень пожарной безопасности по условиям погоды определяется комплексным показателем как сумма произведений температуры воздуха на разность между значени- ями температуры и точкой росы каждого дня за число дней после последнего дождя. По величине вычисленного комплексного показателя и шкалам классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утверж- денным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 июля 2011 г. № 287 “Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классифика- ции пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды”, регламентируется работа лесопожарных служб. Накопленные в лесничестве данные о погоде и расчеты комплексного показателя за длительное время (до 10 лет) служат основой для оценки напряженности отдельных по- жароопасных сезонов в сравнении со средней многолетней напряженностью. При разработке и утверждении ежегодных планов тушения лесных пожаров по лес- ничеству производится корректировка схем маршрутов патрулирования с учетом данных мониторинга пожарной опасности в лесах. Таблица 2.16.1.1.2. Виды и объемы мероприятий по противопожарному устройству лесов Виды мероприятий Ед. изм. Рекомен- дуемые объемы В том числе по участковым лесни- чествам Сроки про- ведения Тру- бет- чин- ское Кри- вец- кое До- бро- вское 1 2 3 4 5 6 7 1. Противопожарное обустройство лесов: 1.1. Строительство и эксплуатация противо- пожарных дорог км 3 - 1,5 1,5 До 2013 г. 1.2. Ремонт дорог противопожарного на- значения км 60 14 19 27 До 2013 г. 1.3. Эксплуатация пожарных наблюдатель- ных вышек, мачт и других наблюдательных пунктов шт. 2 - 1 1 Ежегодно 1.4. Устройство и содержание пожарных водозаборов (очистка прудов) и подъездов к водозаборам шт. 22 4 7 11 До 2013 г. 1.5. Строительство лесных дорог, предна- значенных для охраны лесов от пожаров км 1 - - 1 2012 год 1.6. Эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения шт. 4 1 1 2 По мере необ- ходимости 1.7. Содержание ПХС шт. 1 - - 1 Ежегодно 1.8. Организация и содержание ПХС – III типа шт. 1 - - 1 2013 год 2. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лес- ных пожаров: 2.1. Устройство противопожарных минера- лизованных полос км 300 (по- вторяется через каждые 2–3 года) 40 130 130 Ежегодно перед началом пожароопас- ного периода 2.2. Прочистка противопожарных минерали- зованных полос км 1200 (по- вторяется в течение 2–3 лет после устрой- ства) 200 500 500 Ежегодно перед началом и в течение пожароопас- ного периода 2.3. Устройство противопожарных барьеров (противопожарных разрывов) – всего км 10 1 4 5 2011 год с последующим содержанием в пожароопас- ный период в том числе: – вокруг населенных пунктов км 7,1 0,4 3 3,7 2.4. Очистка противопожарных барьеров (противопожарных разрывов) от захламлен- ности га 37,1 - 30,7 6,4 До 2013 г. До 2013 г. 2.5. Расчистка противопожарных барьеров (противопожарных разрывов) га 3,5 - 3,5 - 2.6. Установка и размещение стендов, знаков и других указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопас- ности в лесах шт. 60 20 20 20 Ежегодно 2.7. Организация мест отдыха и курения (благоустройство мест отдыха населения) шт. 50 5 10 35 До 2013 г. 2.8. Эксплуатация шлагбаумов, преград шт. 25 8 8 9 Ежегодно 2.9. Организация постоянных выставок, стендов, витрин шт. 1 - - 1 Ежегодно 2.10. Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах шт. 2 - 1 1 Ежегодно 2.11. Эксплуатация лесных дорог, предна- значенных для охраны лесов от пожаров км 8 2 3 3 Ежегодно 2.12. Создание и содержание противопо- жарных заслонов км 22 2 10 10 До 2013 г. 2.13. Организация наземного патрулирова- ния ( маршрутов патрулирования) кол- во/км 8 / 420 1 / 120 4 / 150 3 / 150 Постоянно в пожароопас- ный период 2.14.Эксплуатация пожарных наблюдатель- ных пунктов сосредоточения противопожар- ного инвентаря пункт 5 2 1 2 Постоянно в пожароопас- ный период 2.15. Приобретение средств связи По мере необходимости в полном объеме 2.16. Создание запаса горюче-смазочных материалов (ГСМ) т 4,0 0,5 2,0 1,5 Постоянно в пожароопас- ный период 2.17. Установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пре- бывания граждан в лесах шт. 3 1 1 1 При IV и V классе пожар- ной опасности по условиям погоды 2.18. Проведение профилактического кон- тролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов га 10 2 4 4 Ежегодно перед началом пожароопас- ного периода 2.19. Снижение природной пожарной опас- ности лесов путем регулирования породно- го состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий га 212 11,3 107,4 93,3 Ежегодно 3. Иные меры пожарной безопасности: 3.1. Создание добровольных пожарных формирований шт./ чел. 5 / 29 1 / 5 2 / 12 2 / 12 2009 г. 3.2. Наем временных пожарных сторожей чел. 6 2 2 2 Постоянно в пожароопас- ный период 3.3. Изготовление и распространение листовок, буклетов по противопожарной безопасности в лесу шт. 250 50 100 100 Ежегодно Нормы обеспечения противопожарным оборудованием и техникой, средствами ту- шения лесных пожаров регламентируются приказом МПР РФ от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». На территории лесничества организован лесопожарный пункт, который должен быть оборудован средствами пожаротушения в необходимом количестве (таблица 2.16.1.1.3, графа 5). При организации и укомплектовании дополнительных лесопожарных пунктов следует руководствоваться гр.4 таблицы 2.16.1.1.3. Субъект вправе увеличить количе- ство средств пожаротушения в зависимости от объёмов работ, численности работающих и преобладания хвойных насаждений. Лица, использующие леса на праве аренды или постоянного (бессрочного) поль- зования, обеспечивают предупреждение и тушение лесных пожаров на используемых лесных участках. При обнаружении лесного пожара на лесном участке указанные лица обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров предусматриваются в проектах освоения лесов и должны соответствовать частям 2-5 Приложения 2 приказа МПР РФ от 28.03.2014 № 161. Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса для заготовки древесины в малолесных субъектах Российской Федерации (площадь земель лесного фонда ниже 30% от общей площади субъекта Рос- сийской Федерации). Таблица 2.16.1.1.3 № п/п Наименование средств предупреждения и туше- ния лесных пожаров Ед. изм. Количество средств пожароту- шения при площади лесов до 10 тыс. га от 10 до 50 тыс. га 1 2 3 4 5 Мобильные средства пожаротушения 1 Бортовой автомобиль повышенной проходимо- сти или вездеход шт. - 1 2 Малый лесопатрульный комплекс или легко- вой автомобиль повышенной проходимости с противопожарным инвентарем шт. 1 1 3 Пожарная мотопомпа производительностью от 100 до 800 л/мин. шт. 1 2 4 Тракторы с плугом или иным почвообрабатыва- ющим орудием шт. 2 3 Пожарное оборудование 5 Съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000-1500 л шт. - 1 6 Напорные пожарные рукава (с характеристика- ми, предусмотренными технической документа- цией применяемых технических средств) пог. м 100 200 7 Торфяные стволы 1 комплект - 3 Пожарный инструмент 8 Воздуходувки шт. 2 3 9 Бензопилы шт. 2 2 № п/п Наименование средств предупреждения и туше- ния лесных пожаров Ед. изм. Количество средств пожароту- шения при площади лесов до 10 тыс. га от 10 до 50 тыс. га 1 2 3 4 5 10 Ранцевые лесные огнетушители шт. 7 9 11 Топоры шт. 1 3 12 Лопаты шт. 5 10 13 Емкость для доставки воды объемом 10-15 л шт. 1 2 Системы связи и оповещения 14 Электромегафоны шт. 1 2 15 Радиостанции носимые, возимые ультрако- ротковолнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазона 2 шт. - 2 Средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре 16 Дежурная спецодежда (защитные каски, защит- ные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефа- литные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) комплект по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопуще- нию распространения лесных пожаров 17 Аптечка первой помощи шт. по 1 на каждые 5 человек, уча- ствующих в мероприятиях по тушению и недопущению рас- пространения лесных пожаров 18 Индивидуальные перевязочные пакеты шт. по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распростране- ния лесных пожаров 19 Огнетушащие средства: смачиватели, пеноо- бразователи кг 10 12 20 Дополнительные: зажигательные аппараты шт. 2 3 21 Бидоны или канистры для питьевой воды шт. 1 2 Примечание: 1 – в случаях наличия на лесных участках залежей торфа 2 – при отсутствии устойчивой сотовой связи На каждое транспортное средство дополнительно предусматриваются: – топор – 1 шт., – лом обыкновенный – 1 шт., – ведро (или емкость для доставки воды 10 – 15 л) – 1 шт., – огнетушитель – 1 шт. На каждую лесосеку, находящуюся в разработке, а также верхний склад дополни- тельно предусматриваются: – штыковая лопата – 3 шт., – ведро (или емкость для доставки воды 10 – 15 л) – 2 шт., – ранцевый лесной огнетушитель – 3 шт. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн и людей оборудуются для установки навесных насосов и закрепляются за лесопожарным пунктом (мастерским участком) на пожароопасный сезон. Остальное оборудование и пожарный инвентарь должны находиться на пункте по- стоянно. В случае возникновения лесного пожара в местах заготовки древесины необходимо использовать также технику, применяемую для заготовки древесины. Забор воды для тушения пожаров может также производиться как из рек, ручьев, протекающих по территории лесничества, так и вблизи. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, исполь- зующими леса на основании проекта освоения лесов. Лесничеству необходимо ежегодно проводить: – проверку наличия противопожарного инвентаря и оборудования при работе в лесу; – осуществлять проверки соблюдения Правил пожарной безопасности при всех ви- дах использования лесов; – производить разработку мобилизационных планов по привлечению дополнитель- ных сил и средств на тушение лесных пожаров; – проводить подготовку привлекаемых к тушению лесных пожаров рабочих по вопро- сам тушения лесных пожаров; – при выявлении фактов нарушения Правил пожарной безопасности в лесу направ- лять материалы в соответствующие органы для принятия правового решения. Основной мерой предупреждения лесных пожаров является лесопожарная про- филактика. Усилия работников лесничеств должны быть направлены на проведение систематической разъяснительной работы среди населения перед началом и во время пожароопасного сезона. Для проведения разъяснительной работы среди населения должны широко исполь- зоваться печать, радио, телевидение, кино, беседы на предприятиях и в организациях, в школах. Важное место в комплексе предупредительных мероприятий должно отводиться и средствам наглядной агитации: организации выставок и агитвитрин, вывешиванию предупредительных аншлагов и агитплакатов, распространению буклетов, листовок, устройству мест отдыха и курения. 2.16.1.2. Требования к охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия Нормативы мероприятий в лесах лесничества, загрязненных радионуклидами (цезий-137) Таблица 2.16.1.2.1. Мероприятия Един. изм. Рекомендуемый объем Сроки проведения 1 2 3 4 1. Предупредительные знаки шт. 10 Постоянно в пожароопасный период и сезоны сбора пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных трав, заготовки не- древесных лесных ресурсов и проч. 2. Информационные стенды шт. 2 3. Информация населения тыс. руб. В потребном количестве в объеме выде- ленных средств Предупреждающие знаки устанавливаются в зонах с плотностью загрязнения цези- ем-137 > 1 ки/км 2 – на дорогах, перед въездом в зону, съездах с дорог и в местах, наи- более посещаемых населением. Информационные стенды у контор лесничеств, участковых лесничеств с целью ин- формирования работников лесного хозяйства и населения о радиационной обстановки в лесах. На стендах должна быть предоставлена схема лесничества, окрашенная по зонам радиоактивного загрязнения с пояснением действующих в них ограничений: – 0-99 ки/км 2 – неокрашенные кварталы (пользование без ограничений); – 1-4,99 ки/км 2 – синий цвет (пользование с установленными ограничениями по ви- дам пользований с обязательным радиометрическим контролем; – 5-15 ки/км 2 – желтый цвет (пользование запрещено). Такие стенды должны содержать адреса и телефоны лабораторий и постов, где мож- но проверить продукцию на содержание радионуклидов. Информация населения через средства массовой информации должна осущест- вляться постоянно и содержать информацию о радиоактивном загрязнении лесов, воз- можности пользования лесной продукцией и необходимых мерах безопасности. Такая информация дается в обязательном порядке перед сезоном заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных трав, заготовки недревесных лесных ресурсов, а также перед началом пожароопасного периода. Профилактические и реабилитационные мероприятия по восстановлению соци- ально-экономического значения лесов, загрязненных радионуклидами, сохранению их биологической и противопожарной устойчивости проводятся в обязательном порядке во всех зонах радиоактивного загрязнения. При этом обеспечивается: 1. Радиационное обследование лесов; 2. Мониторинг радиационной обстановки в лесах; 3. Контроль содержания радионуклидов в лесных ресурсах; 4. Радиационный контроль продукции на всех уровнях производства; 5. Контроль радиационной безопасности условий труда. Требования при проведении противопожарных мероприятий в лесах с радиоактивным загрязнением – запрещается использование транспортных и технологических машин, не оборудо- ванных искрогасителями; – для обнаружения лесных пожаров должны использоваться телеустановки. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 до 15 ки/км 2 и выше рекомендуется: – минерализованные полосы создают и обновляют в период повышенного уровня увлажнения, избегая образования пыли; – остановка и тушение пожаров проводится без выполнения работ на кромке огня, путем создания заградительных и опорных химических полос; – в период пожароопасного сезона запрещается движение транспортных средств по лесным дорогам, за исключением лесопатрульных машин и транспортных средств служ- бы радиационной безопасности. На тушение лесных пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами, привлекаются лица, имеющие допуск на работы на радиоактивно загрязненной территории, прошед- шие специальную подготовку и медицинское обследование. Работники, привлекаемые к тушению лесных пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами и требованиями, установленными для персонала при работах с открытым источником ионизирующего излучения. Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия 1. Поступление в природную среду любых твердых, жидких, газообразных веществ, микроорганизмов или видов энергии (звукового, электромагнитного или радиоактив- ного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава и свойств компонентов природы и оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну, считается загрязнением окружающей среды. По происхождению загрязнения разделяются на ан- тропогенные и естественные, по воздействию на организмы и экосистемы – на механи- ческие, физические, биологические и химические. При проведении мероприятий, назначенных в лесохозяйственном регламенте, долж- ны учитываться причины загрязнения от проводимых мероприятий, приниматься всё возможное для сокращения загрязнения окружающей среды. Земли лесного фонда по своему назначению представлены двумя основными груп- пами: лесной – предназначенной для выращивания насаждений; нелесной – представленной угодьями, не используемыми в лесном хозяйстве земля- ми и землями специального назначения. Перечисленные категории земель кардинально отличаются по степени антропоген- ного воздействия. Если в первой группе воздействие человека носит временный характер и необходи- мо обеспечить сохранность леса, то вторая группа утратила свойство лесного биогео- ценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, оказывающей воз- действие на окружающую среду, в том числе на лес. Соответственно, оценка и величина антропогенного воздействия на эти категории земель различны. Основное воздействие на лесные земли при выполнении мероприятий лесохозяйственного регламента происходит в процессе лесопользования, и прежде все- го заготовки древесины и рекреации. В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов: – древесные отходы; – отходы от работы техники и транспорта; – бытовые отходы. По данным «Временного классификатора токсичных промышленных отходов», М., 1987, при заготовке и вывозке древесины, при организации заготовки в спелых и пере- стойных насаждениях (рубки главного пользования) образуются следующие отходы на 1 тыс. м 3 заготовленной древесины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz