Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 72/24950/11 АПРЕЛЯ 2015 Круг интересов Фото Ольги Беляковой И стала доступной мечта В учебных заведениях нашего региона для маломобильных студентов создается безбарьерная среда Ольга Шкатова Травма позвоночника разделила жизнь Татьяны Бабановой на две части. В одной остались школьные годы в родном селе Дубовое Добринского района и учеба в филиале Московского университета потреби- тельской кооперации в Мичуринске. Другую наполни- ли боль и крах надежд на будущее. Но Татьяна не из тех, кто отчаивается, столкнувшись с проблемами. Оказавшись в инвалидной коляске, девушка твердо решила состояться и быть полезной людям. Свыборомдальнейшего пути ей помогли в центре реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосно- вый бор». Вновыхжизнен- ных условиях полученный диплом технолога консер- вов и пищеконцентратов оказался бесполезным, а вот обучение на худо- жественно-графическом факультете ЛГПУ очень даже пригодилось Татья- не, решившей преподавать в «Сосновом бору». Снова став студент- кой, она узнала, насколь- ко неприспособлен наш благоустроенный город и учебные заведения для людей с ограниченными возможностями. Ей, пере- двигавшейся на коляске, подниматься на этажи институтского корпуса с узкими лестничными маршами помогали одно- курсники. В буквальном смысле носили на руках. Чтобы быть более мо- бильной и обходиться без посторонней помощи, Та- тьяна получила водитель- ские права. Для этого при- шлось купить автомобиль и некоторое время снимать жилье в Усмани, где рас- полагается единственная в области автошкола, имею- щая лицензиюна обучение инвалидов. Вот уже три года Та- тьяна Бабанова трудится мастером производствен- ного обучения в «Сосновом бору», ежедневно преодо- левая на авто шестьдесят километров от Дубового до места работы. Вначале девушка преподавала фло- ристику, а совсем недавно по направлению реабили- тационногоцентра освоила профессию мастера-мани- кюриста в Липецком тех- никуме сервиса и дизайна. И здесь Татьяне помо- гали передвигаться по зда- ниюздоровые сокурсницы. Но в период ее обучения в техникуме уже вовсюшли масштабные работыпо соз- данию здесь безбарьерной среды, которая позволит людям с ограниченными возможностями здоровья получать профессии на- равне с остальными вы- пускниками школ. Как отметил начальник отдела управления образо- вания и науки Липецкой области Сергей Малько, Липецкий техникум сер- виса и дизайна стал участ- ником государственной программы «Доступная среда», рассчитанной на 2011 — 2020 годы, не- случайно. Здесь готовят кадры для сферы обслу- живания, вкоторойвполне могут найти применение своим силам маломобиль- ные люди. Для создания условий для их обучения техникуму из федерально- го и областного бюджетов выделили пять миллионов рублей. Половина этих средств ушла на ремонт первого этажа учебного корпуса, на оставшуюся часть закупили необходи- мое оборудование. По словам директора техникума Романа Тока- рева, на сегодняшний день все предусмотренные до- говором с региональным управлением образования инаукиработывыполнены в полном объеме. Полно- стью заменена входная группа в техникум, возве- ден пандус. По правилам оборудован и торцевой вход, предназначенный дляэкстреннойэвакуации. На первом этаже учебного корпуса заменены двери и увеличены дверные про- емы всех кабинетов для удобного передвижения в инвалидной коляске. Для техже целей приобретены и два передвижных подъ- емника. Специальными поручнями оборудованы туалеты и умывальники. Передвигаться студен- там с нарушениями зрения поможет положенная на пол тактильная плитка с выпуклым рисунком и по- ручни вдоль стен. Двери кабинетов, верхняя часть которых выполнена из безопасного стекла, по- зволяющего проникать в коридор дневному све- ту, дадут возможность лучше ориентироваться в пространстве. На стенах техникума на необходи- мом уровне размещены таблички с указанием ка- бинетов, выполненные с использованиемрельефно- точечногошрифтаБрайля. Серьезных вложений потребовала и специаль- ная система для слабо- слышащих детей, смон- тированная по периметру актового зала, также рас- положенного на первом этаже. Кроме того, в учебном заведении установлены три информационных тер- минала для того, чтобы можно было ознакомиться с расписанием занятий и работы кружков, спортив- ных секций и ресурсного центра. Сенсорные экраны устроены таким образом, что можно при необходи- мости увеличить шрифт или изменить цветовую гамму. В техникуме, где го- товят специалистов по моделированию, констру- ированию и технологии швейных изделий, парик- махерскому искусству, коммерции, рекламе, тех- ническому обслуживанию и ремонту радиоэлектрон- ной техники, планируется обучать людей с ограни- ченными возможностями здоровья в общих группах студентов. В этом году в государ- ственную программу «До- ступная среда» включает- ся и Липецкий техникум городского хозяйства и от- раслевых технологий. Как сообщила директорОксана Власова, здесь молодежи с ограниченными возмож- ностями здоровья могут предложить две профес- сии — «Мастер отделоч- но-строительных работ» и «Электрогазосварщик». На ремонт учебного заве- дения из областной казны уже выделено три мил- лиона рублей. Еще семь миллионов на специальное оборудование поступят из федерального бюджета. В настоящее время разраба- тывается проект будущих преобразований. Есть в нашем регионе и еще один пример реше- ния проблемы молодых инвалидов. В Задонском политехническомтехнику- ме обучают выпускников местнойшколы-интерната для детей с нарушениями слуха. Девушки осваивают технологию изготовления мясных продуктов, пар- ни — техническое обслу- живание автомобильного транспорта. Для создания безбарьерной среды в ау- дитории, где проходят их занятия, установили ин- терактивные комплексы, способные компенсировать отсутствие сурдолога, а преподаватели активно осваивают язык жестов. Эти ребята, как и Та- тьяна Бабанова, стремят- ся реализоваться в обще- стве. Большинство тру- доспособных инвалидов хотят учиться и работать. Остается лишь создать условия, позволяющие людям с ограниченными физическими возможно- стями вести независимый образ жизни, оставаясь мобильными в учреждени- ях, транспорте, на улицах городов и поселков. «Я абсолютный идеалист» Актер Липецкого государственного академического театра драмы Максим Дмитроченков раскрывает секреты профессии Сергей Малюков Максим Дмитроченков не нуждается в особом представлении. Достаточ- но назвать его самые яркие работы на липец- кой сцене —Фетисов в «Полковнике-птице», Тригорин в «Чайке», Иван в «Смерти Ивана Ильича». Необычные, многоплановые образы, созданные актером в спектаклях Сергея Бо- бровского, нашли самый живой отклик и у публи- ки, и у критиков на престижных международ- ных театральных фести- валях. Сегодня Максим Дмитроченков — гость «Липецкой газеты». —Максим Александро- вич, до переезда в Липецк у вас всё неплохо склады- валось вРязанскомобласт- ном театре драмы — инте- ресные роли, признание... Что подвигло вас сменить город и труппу? — Я скажу так: в твор- ческом плане у меня нигде иникогдане возникалопро- блем. Но я ещё несу ответ- ственность за семью, уменя двое детей, и в тот момент возниклиопределенные бы- товые трудности, которые необходимо было решать. Поэтому предложение Сер- гея Бобровского переехать в Липецк поступило как нельзя вовремя. Мы были знакомы по совместной работе вРязани. Всё сложи- лось очень удачно, я сразу попал в гущу интересной работы. Правда, бытовые проблемы окончательно ещё не решились, но я со- храняю оптимизм. — Ваша липецкая ви- зитная карточка — это, безусловно, роль Фетисова в«Полковнике-птице».Что вдохновляло вас на работу над этим необычным пер- сонажем? — На мой взгляд, это гениальнейшая пьеса, до конца ещё не осмысленная современной критикой. По всемумирумыпереживаем сейчас период бунта лично- сти против системы и лю- бого общественного устрой- ства. К чему это приведет, пока ещё окончательно не ясно, но землякипит. Герой Бойчева из числа таких борцов. Нельзя однозначно сказать, кто он и за кого. Это такой абсурдистский протест человека, доведён- ного до отчаянья. Когда сегодня на Укра- ине бомбят города и села с живущими в них людьми, которые всю свою жизнь только и делали, что плати- ли налоги своему государ- ству, — куда ещё дальше? И самое ужасное, скорее всего, никто не понесёт от- ветственности за тысячи погибших.Убийство одного человека сразу вызывает шум, а тысячижертв—это всего лишь сухая статисти- ка. Мне очень близок гума- нистический посыл пьесы Бойчева. Нельзя прийти к счастью в одиночку, сила в единстве, только такможно решить наши проблемы. — Христо Бойчев при- езжал на премьеру «Пол- ковника-птицы» вЛипецк. Как оценил он вашего ге- роя? — Он говорил, что мой полковник ему напоминает Хлудова из «Бега» Булга- кова, в фильме его играл Дворжецкий. Этопочетный отзыв для меня. Христо так понравился наш спек- такль, что он пригласил нас показать его в своём родном городе и в Софии. Болгарские зрители также принимали «Полковника- птицу» оченьживо и тепло, никакой разницы воспри- ятия, языкового барьера не чувствовалось. Эта тема волнует каждого в совре- менном мире. —Классический репер- туар вам так же интересен, как современная драма- тургия? — Конечно. Все мои ге- рои мне дороги в равной степени, ведь душу вклады- ваешь в каждого. При этом все они абсолютно разные. Очень сложно было рабо- тать над «Смертью Ивана Ильича», это такое большое обобщение человеческой жизни одним широким толстовским мазком. Но иметь дело с таким заме- чательным глубоким тек- стомневероятно интересно. Играя классику, ты словно находишься под защитой авторов, их таланта и авто- ритета. — Что помогает вам находить верный подход к столь не похожим друг на друга образам? —Когда приступаешь к работе, сразумир сужается, внутри словно открыва- ются какие-то локаторы, фокусирующиеся на твоём персонаже. Начинает сы- паться какая-то информа- ция. Её отбор происходит иррационально, интуитив- но. Сейчас, с появлением Интернета, погружаться в образ стало ещё проще, можно бесконечно бродить по лабиринтам смыслов. Ещё я играю в «следова- теля». Мой персонаж—это подозреваемый,которыйсо- вершил то-то и то-то. Даль- ше начинаешь выстраивать цепочку событий, идешь в его жилище, наводишь справки о нём по месту ра- боты, у друзей и знакомых. Проводишь полноценное расследование поступков героя, изучаешь егомотива- цию, ищешь вещественные доказательства. Так посте- пенно из мелких кусочков складывается цельный, на- полненный смыслом персо- наж. Он объемный, дышит моими лёгкими. Играя его, не испытываешь тяжести. Ты понимаешь, оправдыва- ешь его, сливаешься с ним всемсвоимсуществом.Если зритель, не видя границы междуактёромиегогероем, верит происходящему на сцене, значит, всё сделано как надо. В принципе, в этоми заключается система Станиславского. — Ваш Тригорин в че- ховской «Чайке» человек очень непростой, иногда малоприятный, подчас же- стокий и безжалостный к окружающим. Как вы оправдываете его поступ- ки? —Как мне кажется, мы удачнонашлиобраз творца. Леонардо тоже хладнокров- но резал живую плоть, из- учая строение тканей. Твор- чество на грани патологии. Тригорин везде ищет душу в материи, расщепляет её, анализирует. Естественно, он может безжалостно пре- парировать человека на части, даже не заметив это- го. Да, конечно, он эгоист, но преданный своей идее. Такие люди неприхотливы в личной жизни, они могут обидеть человека не со зла, а просто потому, что у них приоритеты высшего по- рядка. Ачеловекхочет уча- стия, эмоций. Возникают противоречие иконфликт… — Знаменитая сцена с рыбой, иллюстрирующая холодную безжалостность Тригорина, вызвалавесьма неоднозначную реакцию у липецкой публики… — Её бы всё равно жда- ла незавидная участь на сковородке. Купленной на рынке рыбе, увы, мыничем бы не смогли помочь. А так получился важный штрих к образу, интересное про- тивопоставление «чайки» и рыбы. Когда мы играли «Чайку»вМелихово, то там рыбу специально вылавли- вали из соседнего пруда и в него же отпускали после спектакля. —Раз ужмывспомнили про фестивали, скажите, какие впечатления дают актёрам такие выезды со спектаклями, насколько отличается реакция пу- блики? — Полезно бывает про- верить реакцию незнако- мой публики. Для меня всегда удивительно, как за сотни, тысячи километров от дома устанавливается теснейший контакт со зри- телем. Сцена, возраст ау- дитории подчас не имеют значения. Зрители воспри- нимают спектакль так, как и было задумано. Это очень важно для нас, значит, все смыслы поняты, акценты расставлены верно. Запомнилось, как в Архангельске мы играли «Смерть Ивана Ильича» в огромном театральном комплексе с непривычной акустикой. Требовались большие усилия, чтобы его обжить. Но поддержка зала просто поразила и дала нам новые силы. Незабываемы болгарские гастроли и тё- плый приём иноязычных, но всё понимающих зри- телей. — У вас актёрско-ре- жиссёрское образование. Пробовали ли себя в каче- стве постановщика? — Пробовал и пробую. Я такой часто играющий режиссёр. Сейчас мы де- лаем на малой сцене слож- ную работу по рассказу До- стоевского «Сон смешного человека». Я и ставлю, и играю. Если «Иван Ильич» заканчивается тем, что че- ловек умирает и понимает, что там свет и смерти нет, то здесь своего рода фило- софское продолжение этой темы. Это как послание Достоевского человечеству, онставитбеспощадныйдиа- гноз духовному состоянию современного общества. Очень точными, ёмкими предложениями выражает нашу действительность. «Когда они стали преступ- ны, то изобрели справед- ливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохра- нить её…». Какже всемнам вернуться к счастливому, гармоничному состоянию? Вот об этомбудетмойновый спектакль. — Вы думаете, возвра- щение в «век невинности» реально? — Надеюсь, что да. До- стоевский сам сомневается в этом, но другого пути у нас нет. Я в этом плане аб- солютный идеалист. Верю во все вечные истины, хотя эту веру очень сложно не растерять в нашей жизни. Хочу обратиться к нашим любимым зрителям. Мы живем в непростое время, когдаприходитсявыбирать между хлебом и зрелищем. Но, пожалуйста, найдите возможность хотя бы раз в месяц прийти в театр. Вы поймёте, что не хлебом еди- нымживчеловек.Мытакие же, как вы, у нас есть много что сказать друг другу. От этого единения на пару ча- сов мы все станем сильнее. — Ощущаете себя лип- чанином? — Если в городе есть река, я уже люблю его. В моем возрасте, вспоминая географию передвижений по стране и за рубежом, по- нимаешь, что вездехорошо, солнце везде одинаковое, главное — душевное спо- койствие и гармония. Сей- час у меня начался новый, интересный этап жизни. Мыссемьейкупилидомикв деревне,иясудовольствием отдаюсь аграрнымработам, простымрадостямсельской жизни, получая от всего этогоколоссальноеудоволь- ствие. Земля лечит душу. —Какимиролямипора- дуете поклонников в новом сезоне? — Летом начну репети- ровать Тартюфа, так что отпуск пройдет под знаком Мольера. P.S. «Липецкая газета» поздравляет Максима Дми- троченкова с пятидесятилетием и приглашает липчан на его юбилейный бенефис — 17 апреля в 19.00 будет по- казан спектакль «Полковник-птица». Особая миссия Хозяйка общественной приемной « Липецкой газеты » отмечает юбилей Журналистов, умеющих более-менее складно расставлять слова на бумаге, немало. Только у нас в редакции таких несколько десятков. Но газетчиков, свято верую- щих, что написанное ими что-то изменит в жизни людей, подвигнет читате- лей совершать поступки, честно сказать, раз-два и обчелся. Галина Кожу- харь как раз из их числа. Кода читаешь ее неболь- шие заметки о малышах- детдомовцах,которымнуж- на семья, не сомневаешься: она успела полюбить каж- дого из своих маленьких героев и никогда не теряет надежды, что они не будут расти пусть в благоустро- енном, но казенном доме. Детям нужны мама и папа, имнужна семья. Ради этого Галина Кожухарь из года в год ведет, возможно, одну из самых популярных в «Липецкой газете» рубрик - «Найди меня, мама!». Она умеет буквально в двад- цати строчках с огромной симпатией рассказать о ребенке, не упустивничего: ниособенностейхарактера, ни цвета глаз, ни любимых игр и занятий. Кстати, именно«Липец- кая газета», и прежде всего ГалинаКожухарь, вповсед- невномконтакте сорганами опеки начала это движение за усыновление и удочере- ние детдомовских питом- цев. Задолго до шумных международных скандалов о том, разумно или безум- но отдавать русских детей на воспитание иностран- цам, рубрика «Нади меня, мама!» убедила нас: не надо непременно рассчитывать на зарубежныхдоброхотов, рядом с нами достаточно людей, способных принять чужого ребенка как своего. Опыт газеты, неустан- ные труды Галины Нико- лаевны изучались по всей стране. Для кого-то, кто привык твердить, будто у нас окончательно иссякли отзывчивость, сострада- ние, неравнодушиекчужой беде, это было открытием. Сама Галина Кожухарь давно знает: дефицитлюбви и сочувствия в России во многом недобрый вымысел тех, кто не желает добра ни России, ни ее детям. И еще одна большая за- бота лежит на плечах жур- налистки. Она руководит редакционной обществен- ной приемной. Эта при- емная существует с неза- памятных времен. Она не закрывалась, считай, ни на день, даже когда повсюду ликвидировались предпри- ятия, перестали строиться школы, а по «Белому дому» стреляли из танков. Спло- ченная, энергичная группа специалистов, прекрасно понимающая, как необхо- димылипчанамбесплатные консультациипосамымраз- ным вопросам, продолжала работать.Измесяца вмесяц график приема появляется настраницахнашейгазеты. А за всем этим — каждо- дневные усилия все той же Галины Николаевны, ее умение находить нужных людей, ее способность орга- низоватьэто,поверьте,вовсе не простое дело. Наверное, поэтому имя ее, опытной журналистки, не слишком часто появля- етсяпод статьями, репорта- жами, зарисовками в газе- те.Пройдяхорошуюшколу в заводскихистроительных многотиражках, она могла бы написать много инте- ресного. Но и по ее, и по нашему убеждению, особая миссия, выпавшая на долю Галины Кожухарь, важ- нее любого «читабельного репортажа». Дар человеч- ности дороже самых ярких газетных публикаций. Сегодня у нашей кол- леги, у газетчика-опекуна всех детей, попавших в беду, — юбилей. Время не изменило ее. Галина Нико- лаевнапо-прежнемувсякий разсволнениемпереступает пороги детдома и не может сдержать слез, когда кто- нибудь из воспитанников бросается к ней с криком «Мама!». Мы желаем ей сберечь на долгие годы ее талант любви. Мы желаем ей здоровья, душевных сил и неиссякаемой надежды в миссию, которую она ис- полняет. С юбилеем Вас, Галина Николаевна! Журналисты «Липецкой газеты», Союз журналистов Липецкой области Максим Дмитроченков в роли Фетисова в спектакле «Полковник-птица».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz