Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ № 58/24686/ 27 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 У нас на первом этаже большой такой проход, в одном конце к о т о р о г о — портрет Сталя Анатольевича Шмакова, а в другом — заме- чательного педагога Михаила Борисовича Раковского. И вот если утром, когда еще никого нет, постоишь в этом проходе, напитаешься энергетикой этих выдающихся людей, то день непременно хорошо прой- дет. Ведь как говорил Сталь Анатольевич? «Школа — это образ жизни, а не просто ра- бота». А Михаил Борисович учил смотреть на мир глазами ребенка.Иесли следовать этим заветам, то школа станет для детей вторым домом. Учитель ни в коем случае не должен быть злопамятным, ведь не бывают злопамятными родители. Если сегодня ребе- ноксовершилкакой-топросту- пок, он должен получить то, что заслужил. Но ведь завтра он может написать замеча- тельное сочинение, сделать что-то полезное для класса, дляшколы. Ну, значит, завтра — медаль на грудь. У ребенка должно быть ощущение спра- ведливости и объективности того, как его оценивают. А главное — ощущение безус- ловной любви к нему. С появлением термина «об- разовательные услуги» вос- питательная работа в школах стала уходить на второй и третий план. Ачему удивлять- ся, если учителей оценивают по результатам ЕГЭ и общей успеваемости учеников. И это в корне противоречит той школе, которую создавали Шмаков и Раковский. Ведь что было главным в их педа- гогической системе? Детям в школе должно быть интересно и учиться, и проводить свобод- ное время. Увы, многие тра- диции уже утрачены, но кто сказал, что сегодня их нельзя возродить? Вот так мы возродили Пе- дагогические чтения, которые когда-то организовывал Сталь Анатольевич. Знаете, сколько людей с удовольствием от- кликнулись и пришли? Те, кто рядом с ним работал, кто у него учился. Им хочется поделиться той атмосферой с сегодняшними учителями и ребятами. А на первом ро- дительском собрании знаете, какой вопрос мне задали из зала? — «А Снежные Респу- блики у нас будут?» Значит, это родители, которые сами учились в нашей школе и еще застали Шмакова, ходили в походы с Раковским. И вопрос ониформулируют не «у наших детей», а «у нас». Представля- ете, какой след оставили в их жизни школьные годы? Но начинаться все должно с самоуправления, которое мы сейчас восстанавливаем. Ведь Вера Иванищева: «Педагогика нужна не только учителю» Школа как образ жизни Когда несколько лет назад в стране зашла речь о несоот- ветствии количества вузов и качества высшего образования, неожиданно была озвучена «оригинальная» мысль: дескать, а зачем нам вообще нужны педагогические вузы? Любой вы- пускникматематического или химико-биологическогофакуль- тета классического университета при необходимости сможет пойти работать учителем в школу. Что там педагогика, что там подростковая психология? Раз ты математик или физик с дипломом— значит, и детей учить сумеешь. К счастью, идея эта оказалась слишком «новаторской», а потому в жизнь во- площена не была. Как известно, желающих учительствовать сегодня немного, особенно среди молодых. И поэтому вдвойне обидно, что по каким-то причинам двадцать четвертый педагогический ли- цей стал просто общеобразовательной школой. Профильные педагогические классы, организованные и выпестованные выдающимся российским педагогом Сталем Анатольевичем Шмаковым, были настоящей «кузницей» не только абитури- ентов для липецкого педагогического института, но и будущих школьных учителей. Правда, названия и статус могут меняться сколько угодно, а вот дух учебного учреждения при этомможно попытаться сохранить. Оважностипреемственностишкольных традиций корреспонденту «ЛГ» рассказала директор двадцать четвертой липецкой школы Вера Иванищева: при Шмакове именно учени- ки разрабатывали проекты и «Снежных Республик», и летнего отдыха, и каких-то мероприятий. Причем в этом принимали участие абсолют- но все, для всех находилось важное дело! Вроде бы речь о досуге, а на самом деле дети сызмальства привыкали к тому, что они сами отвечают за свою жизнь, что они сами делают ее яркой и интересной. Понятно, что учителя что-то подсказывали, предлагали, чем-то помогали. Но большую часть решений дети принима- ли сами. Понятно, что с тех пор многое изменилось. Напри- мер, «Снежные Республики» организовывались в лагере «Прометей», и по стоимости это было для родителей со- вершенно реально. Сегодня я сомневаюсь, что сумму в во- семнадцать тысяч многие по- тянут. Ну, не беда, просто надо придумывать что-то, что было бы приемлемо. Ту же «Снеж- ную Республику» на зимних каникулах можно ведь орга- низовать и пришколе, главное —это то, чеммынаполним эти дни, сумеем ли сделать так, чтобы они запомнились детям на всю жизнь. Очень трудно сегодня пред- ставить, как можно возродить то туристическое братство, которое существовало приМи- хаиле Борисовиче Раковском. Его вдова принесла нам недав- но длямузея записки, которые Раковский с ребятами заби- рали на покоренных горных перевалах: предыдущие брали для отчетности, свои оставля- ли. Он ведь столько уголков страны детям показал! Опять же, сфинансовойточки зрения такую географию охватить нынче вряд ли возможно. Но мы хотим начать с малого — с походов выходного дня. Есть и учителя, и родители, которые с радостьюподключатся. Кста- ти, педагоги говорят, что им ничего не надо доплачивать за такую работу, потому что для них это—радость.Нужно при- думать игры, нужно сочинить вместе с ребятами захватываю- щие сценарии таких выездов, короче, создать атмосферу. Ну а потом уже можно подумать и о более длительных походах с ночевками, можно разрабо- тать пешеходные маршруты по области. Я думаю, нам помогут и краеведы, и тури- стические секции. В таких походах дети не просто спло- тятся, они поймут, что такое отвечать не только за себя, но и за товарищей по команде, а это очень важно для становления личности. В этом году мы возрождаем праздник, организованный Сталем Анатольевичем, — День пятиклассника, кото- рый всегда проходил в мае. Переход четвероклашек в пятый класс психологически довольно сложен. Представь- те, то у них четыре года была одна мамочка, а то вдруг стало восемь, да еще и по разным кабинетам надо ходить. Этот праздник был задуман очень мудро—познакомить заранее детей с их будущими учителя- ми, с будущимкласснымруко- водителем. В этот день уроки у них ведут и учитель начальной школы, и учителя-предмет- ники. Все уроки открытые, мы обязательно пригласим на них родителей, постараемся создать настоящую празднич- ную атмосферу. И тогда после летних каникул у детишек не будет никакого стресса. Еще один праздник, соз- дателем которого был Раков- ский, так и назывался: «Моя будущая профессия — учи- тель». Причем участвовала в этомпразднике всяшкола, на- чиная с восьмого класса, и не- зависимо от того, кто и какую специальность себе выбрал. Каждый должен был подумать о профессии учителя и найти в ней самое важное, самое интересное, самое благород- ное. Кто-то писал сочинение, кто-то выступал с докладом, кто-то даже сочинял стихи. Мысчитаем, что сегодня такие праздники просто необходи- мы для того, чтобы вернуть в общество понимание истин- ного значения и назначения школы и учителя. Потому что дети ведь очень искренние, они проникаются этой про- фессией и начинают ощущать ее лично своей, любимой. И неважно, кем они потом ста- нут, но уважение к учителям они непременно сохранят, да и педагогикаШмакова им, бу- дущим родителям, очень при- годится. Такой праздник мы обязательно проведем в апреле и сделаем его ежегодным. На с в с е х о бъе диня е т школьный музей Шмакова и Раковского, в котором мы собираем все, что касается жизни этих двух мощнейших фигур педагогики. Сейчас мы с ребятами будем писать письма во все города, где ра- ботали Сталь Анатольевич и Михаил Борисович. Могут откликнуться те, кто знал их, работал с нимиили у них учил- ся. И у каждого из этих людей будут свои воспоминания, которые, как недостающие фрагменты мозаики, помогут сложить наиболее полное и яркое представление о всей педагогической системе. Для наших ребятШмаков и Раков- ский—это символыучителей. А для педагогов — это та вы- сочайшая планка, к которой надо тянуться. Часто слышишь: «Как можно воспитать ребенка нравственным, если за окном он видит совсем другое?» А я вам скажу: только на идеалах. Причем это должны быть кон- кретные люди со своей судь- бой.Икогда детипроникаются жизнью этих людей, когда они видят их конкретные поступ- ки в конкретных ситуациях и обстоятельствах, это стано- вится уже частью детского со- знания. Даже ребенка из очень неблагополучной семьиможно таким образом вытащить, и в моейпрактике былитакие слу- чаи. Ребенок сопоставляет то, что он видит дома, и то, что он видит в школе. И делает свой осознанный выбор. И пусть такие случаи единичны, но это уже победа, потому что у этих ребят потом будут свои семьи и свои дети. Педагогика нужна ведь не только учителю. Записала Елена Бредис. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz