Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ | Фестиваль фольклора собрал в Липецке артистов из четырех областей Слушая голос сердца МНОГАЯ ЛЕТА! У каждого свой «окоп» Случайное ли в том совпадение или все же промысел Божий — нам неведомо. Зато хорошо известно: Валентин Федо- ров — один из немногих, если не един- ственный в нашей области журналист, появившийся на свет 13 января — в День российской печати. Исполнилось ему вчера ровно 65. КРУПНЫЙ ПЛАН | Народный артист России Борис Химичев : «Актерство — это способ жить» Сергей Малюков — Команда «мотор!» звучит для меня как выстрел стартового пистолета, — говорит Борис Химичев, — она заставляет момен- тально мобилизоваться и полностью выложиться на площадке. Я по своей природе театральный актёр, но обожаю сниматься. Народный артист России сыграл в отечественном кино десятки ролей — от Мизгиря в «Снегурочке» до Эйнштейна в «Физиках» — и по-прежнему продолжает активно работать. Неудивительно, что актера с богатейшим кинематографическим опытом пригла- сили возглавить жюри фестиваля «Липецкий выбор», посвящен- ного 60-летию Липецкой области. Автору посчастливилось несколько дней в составе жюри конкурса игрового кино общаться с этим замечательным актёром и челове- ком. — Борис Петрович, как вы оцениваете состояние современ- ного российского кино в пред- дверии Года культуры? — Современное кино очень разное. Вот, к примеру, столь полюбившееся липецким зри- телям «Метро». Нельзя не при- знать, что картина смотрится с интересом, но сделана она по чужимлекалам, этоже Голливуд в чистом виде. Рвутся нити тра- диций, сплачивавших народы огромной страны. Все эти траги- ческие процессы как в зеркале отражаются в нашем кинемато- графе. Раньшемыгордились «за- гадочной русской душой», так давайте заглянем в неё с помо- щью кинокамеры. А нас вместо таких глубоких исследований человеческой сути потчуют бес- смысленными спецэффектами. Техника стала гораздо лучше, а результаты, увы… Для меня существуют филь- мы с большой буквыкак явление в искусстве, и фильмы проход- ные. Режиссёр — штучная про- фессия.Недавно, после авиаката- строфы в Казани, я узнал, что не рекомендуетсяштурманам пере- учиваться на командиров экипа- жа, неполучитсяизниххороший пилот. Так и в кинематографе. А ведь снимают сегодня все кому не лень. Вот и получаются яркие полуторачасовые клипы: все движется, мелькает, взрывает- ся, нет времени остановиться, осмыслитьпроисходящее.Зачем, так проще… К счастью, не все современ- ные картины такие. И люди тянутся к хорошим картинам, сделаннымс душой. Все усталиот невзыскательногозрелища.Меня искренне тронул на фестивале «Липецкийвыбор»фильм«Иван, сын Амира» — о том, как люди, оказавшиеся в сложной жизнен- ной ситуации, несмотря на раз- личие в воспитании и культуре, учатся понимать и прощать друг друга. Простая история, а сколь- ко в ней человеческой теплоты. — В шестидесятые у вас не- плохо складывалась карьера в столичном театре имени Мая- ковского.Чтопобудиломолодого актёра попробовать себя в кино? — А почему и нет, просто ре- шил я. Кино — часть актерского существования. Я по-доброму завидую коллегам, которые на- делены способностью прекрасно двигаться, играть на инструмен- тах.Есличеловекспособен как-то по-новому раскрыться, то это же замечательно. Уменяже, как это частобываетпередпрыжком, сна- чала была пауза. Чем я только не занималсявсвоейжизни.Работал в юности электриком, слесарем, даже трубочистом.Чистилкотлы на Лубянке, там их пять штук. Как-то позвали меня выступить на приёме ветеранов КГБ, ну я там и заявил, что проводил у них чистки при Хрущеве. Те аж вздрогнули от неожиданности. Первые пять лет моей работы в театре никто не звал меня на кинопробы. Но судьба благо- склонно отнеслась ко мне, обере- гая от своего Штирлица. Слиш- ком хорошо — это тоже плохо. Экранный персонаж прилипает к актёру, и эту шкуру очень трудно сбросить. Хочется еще попрятаться за экранными об- разами, скрыть свою сущность, даже от себя самого. —У вас обширнейшая филь- мография. А какие работы вам наиболее дороги? —Нравится далеко не всё, но есть и несколько удачных, на мой взгляд, картин. Мне очень повезло, что вторым фильмом в жизни стала «Снегурочка», в ко- тором я снялся в роли Мизгиря. Картина оставила потрясающее впечатление от невероятно дру- жеской атмосферы на съемоч- ной площадке. Поставил фильм замечательный актёр Павел Кадочников. Нравятся «Отцы и дети» по Тургеневу, где я играл Пав- ла Кирсанова, потомственно- го дворянина. Хорош «Князь Юрий Долгорукий», в котором я сыграл основателя Москвы. По сердцу картина «Физики» по пьесе Дюрренматта, режиссёр увидел моё некоторое сходство с великимЭйнштейном. Все филь- мы доставляют определённое удовольствие. Кино—это на всю жизнь! Слава богу, что уменя всё так сложилось. — Вы не единожды были женаты, но самая известная ваша супруга—это, конечноже, Татьяна Доронина. Сложно ли было жить вместе с такой яркой и волевойженщиной?Почему не удалось сохранить брак? — Мы не виделись с Татья- ной Васильевной тридцать лет. Расстались в 1982 году и встре- тились только в январе 2013-го на моём юбилее, который про- ходил в Доме актёра на Старом Арбате. Кто-то мне посоветовал пригласить её, зная, что мы не общаемся, но я отношусь к ней очень хорошо. Если честно, меня всегда коробит, когда люди го- ворят: мы сохранили хорошие отношения. Тогда зачем было расставаться? Уходя — уходи. Я понимаю, чтолюдеймогут связы- вать дети, работа, но зачем врать про «прекрасные отношения»? Причина расставания кроется во мне. Понимаете, что-то мне мешалочувствовать себяв еёпри- сутствии свободно, уверенно. Она уже была достаточно сформиро- вавшимся в профессии челове- ком, а я по сути только начинал делать первые шаги. Когда мы куда-то приходили, то слышали: а вот к нам пожаловала Татьяна Васильевна, а это кто с ней — да её муж…На подсознательном уровне это задевало, вызывало ревность. Но, слава Богу, мы прожили вместе почти десять лет. Об этих днях я вспоминаю с удовольствием и грустью. —Ваша любовь к чтениюпо- прежнему сохранилась? —Я сейчас читаю, увы, очень мало, с каждым годом зрение всё хуже, нужна сильная оптика. А с очками беда — то сяду на них, то потеряю. С удовольствием вспоминаю, что в свое время я перечитал полное собрание со- чинений Тургенева, Лескова, Куприна, Салтыкова-Щедрина. Я упивался их языком, у этих авторов такая вязь русской сло- весности, что каждую фразу читаешь с упоением. Когда сни- мался в фильме по Тургеневу, то поначалу испугался, что у меня что-то с памятью — я с трудом заучивал текст. На бытовом уровне мы безобразно общаемся: хмыкаем, кашляем, хрюкаем, а там герои говорят с очень глубо- ким пониманием сути беседы. Сейчас я придумал себе такую игру: иногда на любой странице открываю старенький томик Салтыкова-Щедрина и читаю в своё удовольствие, чтобы вновь ощутить вкус слова. — Несколько лет назад вы уехали из шумной Москвы за город. Что даёт вам жизнь на природе? — Ощущение пространства. Городская квартира как камен- ный мешок. На природе я чув- ствую себя гораздо свободнее. Выбираюсь в Москву только по работе и необходимости. Не люблю уезжать и приезжать. Когда ухожу из дома в поездку, то мучительно думаю, что что-то забыл. А когда возвращаюсь, то задумываюсь: а что меня ждет? Мне всё труднее и труднее вы- ходить из дома. С возрастом время идет быстрее. День про- летает в одно касание, даже если ничем особо не занят. Это ускорение времени угнетает. С возрастом начинаешь на под- сознательном уровне ощущать ответственность за то, чем ты занимаешься. Актёрство — это способ жить. Хочется добиться от зрителя взаимности, оказать- ся с ним в одной упряжке, чтобы мои устремления вызвали у него сопереживание ижелание соуча- ствовать. Надеюсь, такие роли у меня ещё будут. Р.S. 12январяБорисХимичев отметил своё 81-летие. «Ли- пецкая газета» поздравляет замечательного актёра с днем рождения ижелаетемукрепкого здоровья и новых интересных работ. 3 № 6/24634/14 ЯНВАРЯ 2014 Слово обозревателю Не кочегары мы, не плотники… Виктор Страхов Как вы думаете, кто строил египетские пирамиды, Транссиб, Волго-Дон, БАМ и другие «чудеса света»? Странный вопрос, скажете. Но именно им задались однажды чиновники одного из столичных министерств и выяснили, что на всех четырех стройках львиную долю персонала, или 75 процентов, составляли рабочие, 20 процентов приходилось на прорабов, десятников, счето- водов и только 5 процентов — на управленцев более высокого ранга. Приблизительно те же самые пропорции — в промыш- ленности и сельском хозяйстве. В принципе нетрудно подсчитать и соотношение специалистов с высшим, средним и начальным образованием, необходимых здравоохранению или науке. З ачем? А затем, чтобы иметь представление о том, кто будет работать на заводах и фабриках, в школах и поликлиниках, НИИ и КБ сегодня, завтра, послезавтра. И чтобы, ори- ентируясь на достоверные цифры, готовить, как сказа- ли бы в недавнем прошлом, для народного хозяйства страны будущих физиков и лириков, токарейипекарей. Не думаю, чтобы у нас никто этим не занимался. Напротив, уверен, что над регулярными вычисления- ми ломают голову и одиноч- ки-энтузиасты, и большие научные коллективы. Но, увы, пока без особого успе- ха. Во всяком случае, дис- баланс на рынке труда, как время от времени сообщает Росстат, становится все бо- лее острым. Не знаю, как сегодня, но несколько лет назад дошло до того, что не- которые московские заводы начали возить в Первопре- стольную самолетами укра- инскихфрезеровщиков. Как в Сургут нефтяников. Для работы вахтовым методом. При этомпрактически одно- временно выросло и количе- ство безработных в России, а некогда могучий рабочий класс вообще перестал быть в столице сколько-нибудь заметным общественным явлениеми безропотно усту- пил роль гегемона неве- роятно расплодившемуся офисному планктону. Радикально изменилась и система ценностей. Как следствие, кресло банков- ского клерка или госслужа- щего сегодня престижно, а место токаря высочайшей квалификации — нет. И это несмотря на то, что ква- лифицированному токарю многие предприятия готовы платить как главному спе- циалисту. Впрочем, како- му-нибудь «креативному» сочинителюрекламных сло- ганов про прокладки — еще больше. Итог? В столице вакантны 30 тысяч рабочих мест. Тысячи официаль- но зарегистрированных в службе занятостии ожидаю- щих претендентов вакансий и в Липецкой области. Есть ли желающие их занять? Вопрос риторический, потому как тут-то и выяс- няется, что занимать сво- бодные места практически некому. Требуются токари, слесари, сварщики, водите- ли большегрузных машин, каменщики, плиточники. Средиже безработных, офи- циально зарегистрирован- ных в службах занятости региона и получающих по- собие по безработице, 75 процентов людей с высшим и средним специальным об- разованием.Насколько пом- ню, сравнительно недавно в очереди на рабочее место по специальности в нашей об- ласти числились почти 500 бухгалтеров, 150 экономи- стов, порядка 100 юристов и 75 так называемых ме- неджеров — от рекламных агентов до управленцев раз- валившихся контор. Весьма вероятно, что довольно значительное их количество так и не нашло себеприменения, ивлучшем случае дипломированные бухгалтеры и юристы (но таких, какпоказывает прак- тика, единицы) отправились в слесари и плиточники. В худшем—пополнилиармию полузанятых работников, которых у нас сегодня и без того пруд пруди. Причем речь отнюдь не о пионерах и пенсионерах, а о людях тру- доспособного возраста. Им- то что мешает найти работу? Н е берусь дать одно- значный ответ. Одна- ко думаю, что здесь в числе причин не только соображения престижа, но и, скажем так, дефицит сколько-нибудь вдохнов- ляющих стимулов к труду. Зарплата на многих пред- приятиях, особенно в про- винции, такова, что даже жаждущие работать люди предпочитают оставаться дома и перебиваться слу- чайными заработками, чем демонстрировать трудовое рвение в какой-нибудь полу- кустарной артели. Причем речь не столько о предприятиях и отраслях первого передела, кото- рые процветают и сегодня, сколько о наукоемких вы- сокотехнологичных произ- водствах. Напомню, что к середине восьмидесятых, то есть к началу перестройки, по уровню разработок в IT- индустрии Россия практи- чески не отставала от США. Уже в 70-80-е годы станки с числовым программным управлением были на на- ших предприятиях впол- не обычными, появились промышленные роботы и гибкие производственные линии, а специальность «контрольно-измеритель- ные приборыи автоматика» стала одной из самых попу- лярных и в начальной, и в средней профессиональной школе. Тогда казалось, что со- ветской экономике доста- точно легких реформ, чтобы она продемонстрировала невиданнуюэффективность. Практически параллель- но проводившие реформы китайцы доказывали, что это возможно. Но мы пош- ли другим путем и, сделав ставку на развитие не про- изводства, а посредниче- ских и торговых структур, органически не способных к созиданию, распродали все, что не смогли переварить. Логика была простой. Если на рынке твоя продукция не пользуется спросом, то продавай все остальное, что этим спросом пользуется. В итоге к нулевым годам было практическиполностьюрас- продано отечественное стан- костроение, уничтожено большинство машинострои- тельных предприятий, пере- стали требоваться рабочие, ну а главными действующи- ми лицами промышленной самоликвидации стали «эф- фективныеменеджеры», по- хоронившие целые отрасли и соорудившие на щедрые «гробовые» элитные под- московные поселки. Их активно пиарит в многочисленных сериалах сегодня отечественное теле- видение. Но их время безна- дежно ушло. Ч тобы понять это, до- статочно посмотреть на другие страны. На ту же Германию, которая, интенсивно развивая новые отрасли, продолжает опи- раться на традиционные производства, то есть об- работку металла и маши- ностроение. И не случайно из всех европейских стран только она чувствует себя относительно уверенно и в условиях кризиса. Надо полагать, масштаб- ная реиндустриализация сегодня единственный при- емлемый экономический курс и для России. Итеорию уже доказывают на практи- ке некоторые российские регионы. И прежде всего Липецкая, Калужская об- ласти, Татарстан, где уже действуют десятки новых заводов, где вновь стано- вятся востребованными рабочие специальности. И где появляется рабочая аристократия. В том числе и люди, чем-то напоминаю- щие главного героя доброго советского фильма «Москва слезам не верит». «Видите ли, кандидатов и докторов наук у нас много, а я один», — говаривал не- сколько десятилетий назад рабочий-уникум, мастер- золотые руки, он же Гоша, Гога и так далее. Ине просто говаривал, но и гордился тем, что был и остается ра- бочим. В свое время никто ничего удивительного в этом не усматривал. Высококва- лифицированные токари и слесари были действительно на вес золотаи зарабатывали так, чтомногиминженерам, не говоря уже о младших и даже старших научных со- трудниках, оставалось толь- ко завидовать. Наверное, не мешает нам вспомнить об этом и сегодня. И тогда модернизация, техническое перевооружение, конкурен- тоспособность российской продукции станут не при- зывами, а рельной каждо- дневной работой. Сергей Иванов — Вы не смотрите, что мы все пенсионерки, — спеть и сплясать умеем лучше молодух! — уверяли нас бабушки из села Долгуша Долгоруковского района. — В Липецк приехали на людей посмотреть и себя показать, пусть все знают, какие у нас в районе таланты. Татьяна Кузьмина, Анна Соловьянова, Раиса Таран- тина, Надежда Лыкова вме- сте со своими односельчан- ками не привыкли скучать. В репертуаре их этногра- фического ансамбля залих- ватские танцы, берущие за душу страдания и народные песни из далекой старины. Исполняют их бабушки из Долгуши увлеченно и самозабвенно. Так что их номера не затерялись среди выступлений более сотни самодеятельных артистов изЛипецкой, Белгородской, Воронежской, Рязанской областей, приехавших в минувшую субботу в об- ластной Центр культуры и народного творчества на IV межрегиональный фе- стиваль фольклора «Рожде- ственские встречи». В длившейся несколько часов программе «Встреч», посвященных в этом году 60-летию Липецкой обла- сти, выступили ансамбли «Воля», «Истоки», «Хо- хольские родники» из Ли- пецкой и Воронежской об- ластей, этнографический коллектив «Птахи» села Волчье Липецкой области, народный ансамбль из села Секирино Рязанской обла- сти и многие другие. — Сегодня, в век не- скончаемого потока инфор- мации, человеку всё боль- ше хочется хоть на время остановиться, отдохнуть от суеты, побыть наедине с собой, — отметила в беседе с нашим корреспондентом инициатор и организатор фестиваля, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристалли- на Иващенко. — Великий праздник Рождества Хри- стова даёт прекрасный по- вод прислушаться к своему сердцу и душе, задуматься о смысле жизни. Юные артисты ансамбля «Воскресение» гостеприим- но встретили гостей празд- ника колядками, записан- ными во время фольклор- ных экспедиций в сёлах До- бровского и Измалковского районов, тепло поздравляя с Рождеством: «Рождествуй- тесь, веселитесь, люди до- брые, со мной! И с восторгом облекитесь в ризу радости святой. Нынче Бог родился вмире… МыпришлиХриста пославить, вас всех с празд- ником поздравить». Под овации переполнен- ного зала со сцены звучали печальные страдания, вёсе- лые свадебные песни, неж- ные колыбельные, озорные колядки. Почетным гостем «Рождественских встреч» стал человек-легенда в мире русского фольклора, про- фессор Московской госу- дарственной консерватории имени Петра Чайковского Вячеслав Щуров, всю свою жизнь посвятивший иссле- дованию южнорусской пе- сенной традиции. —Я впервые на фестива- ле, хотя неоднократно с 1958 года приезжал в эти края в экспедиции, — рассказал учёный. —Липчане — одни из самых северных предста- вителейюжнорусскогофоль- клора, возникшего в поселе- ниях крестьян-ратников, за- щищавших рубежи страны от набегов кочевников. Это яркая, самобытная, сочная, живая, красивая, вырази- тельная песенная культура, и я рад, что стараниями Кристаллины Иващенко и её единомышленников она сохраняется сегодня. Такой замечательный фольклор- ный форум в дни великого христианского праздника с интереснейшими участни- ками, объединяет людей во имя света и добра и заслужи- вает всяческой поддержки и продвижения. Одним из самых ярких представителей южнорус- ской песенной традиции является ансамбль из села Подсереднее Алексеевского района Белгородской об- ласти. — Липчане теперь для нас как родные, — призна- лась руководитель коллек- тива Варвара Ходыкина. — Мы уже не первый раз участвуем в фестивале, и нам это очень нравится. Мы поём песни наших прабабу- шек. Это огромный пласт на- родной культуры, который важно сохранить для наших потомков. И простые деревенские жители, и авторитетные музыковеды сошлись во мнении, что фольклор подо- бенживительному роднику, дающему силывсе новымпо- колениям жителей России. — Народная песня — основа основ музыкальной культуры, — считает за- ведующая кафедрой этно- музыкологии Воронежской государственной академии искусств, профессор, ру- ководитель фольклорного ансамбля «Воля» Галина Сысоева. — Уже двадцать лет мы проводим на Казан- скую наш фольклорный фестиваль, давно дружим с «Воскресением» и с радо- стью приезжаем к вам на Рождество, что с каждым годом на сцене и в зале все больше молодых лиц. На селе молодежи сейчас, увы, не так много, но народная песня живет, ее с удоволь- ствием поют молодые горо- жане. А значит, традиция будет жить. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Своюпервую заметку юбиляр написал в 1957-м, когда наша область была такмо- лода, когда сельскихшкольников возили на занятия в крестьянских санях. Однаж- ды случился сбой в доставке ребятишек, и ВаляФедоров обнародовал сей печальный факт в районной газете «Краснинская правда». С тех пор пошло и поехало. В том смысле, что всю свою жизнь он отдал липецкой печати. Трудился в родной ему краснинской «районке» на разных должностях, был и ее редактором. Особая страничка биогра- фии—работа инструктором, заведующим секторомпечати, телевиденияи радиоЛи- пецкого обкомаКПСС.По темвременам— большой начальник, над всей прессой. Но руководящее кресло Валентина Федорова не испортило: в областном«Липецкомзна- мени», куда его перевели ответственным секретарем, он пахал также, как и все. От коллег, правда, отличался умением тво- рить, выдумывать, пробовать. Во многом благодаря Федорову, или Петровичу, как величали его в редакции, появился на свет популярный, не знавший тогда ана- логов еженедельник «Добрый вечер!». На «счету» Петровича и студенческая газета «Талисман», поныне здравствующая. Из великого множества написанного больше всего помнятся ветерану его пу- бликации в газете Прибалтийского воен- ного округа «За Родину!». Одна из них — рассказ «Старый окоп», напечатанный в 1970-м и отмеченный почетной грамотой командующего округом. Все десятиле- тия, проведенные юбиляром в газетных окопах, были служением и своей малой родине, и великой стране. Сейчас Петро- вич на пенсии, а его дело продолжают сын Владимир, связанный с миром электрон- ных СМИ, и дочь Татьяна, работающая в телерадиокомпании «Липецкое время». Долгих лет тебе, Валентин Петрович, при добром здравии и спасибо за все сде- ланное на ниве журналистики. Коллектив Издательского дома «Липецкая газета», Союз журналистов Липецкой области. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz