Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
Ч есть имею! 4 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 22 МАРТА 2014 № 55 (24683) Военно - патриотический выпуск « Липецкой газеты » и ветеранских организаций области Ведущие рубрики Владимир Грязнов и Михаил Лыткин АКЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ | На поверке ветераны Великой Отечественной Морской охотник Эмма Меньшикова Пять лет назад «Липец- кая газета» начала совместную— с област- ным управлением соци- альной защиты населе- ния — акцию «От Победы к Победе», ставшую центром, ядром объеди- нения всех здоровых сил общества вокруг судеб и проблем участников Великой Отечественной. К 70-летию нашей слав- ной Победы, которую мир будет отмечать в мае 2015-го, решено придать нашей патриотической милосердной акции новый импульс, окружив заботой и вниманием всех оставшихся в живых фронтовиков, тружени- ков тыла и детей войны, вынесших на своих плечах ее тяжкое бремя... Крестьянский сын — Сегодня у меня ра- достный день! — привет- ствовал гостей на пороге своего дома в тербунской Малиновой Поляне фрон- товик Иван Евстратов. — Ведь нечасто так бывает, чтобы тебя начальство це- ловало… Ну насчет начальства это он, конечно, преувели- чил. Соцработники, учите- ля,журналисты—людине начальственные. А что об- нимали и целовали — так это правда. День-то радост- ным был не только для ИванаНикифоровича, но и для его гостей: немного их уже осталось, настоящих фронтовиков. И встречи с ними как праздник, кото- рый запоминается надол- го… Впрочем, Иван Евстра- тов и сам по себе человек редкостный. Ему в этом году исполнится 90 лет, а память ижизнелюбие вете- рана просто поразительны. —Все у нас в семье кре- стьянского роду-племени, — рассказывает Иван Ни- кифорович,—но в трудное дляОтечества время стано- вились воинами. Жили скудно, голодно, вспоминает ветеран. Но рвались к учению, книгам. АВаня еще и рисовал: сна- чала, попримерулюбимого Айвазовского, углем, по- том карандашом. И когда учился в седьмом классе, его рисунки произвели фу- рор в Курске (село принад- лежало тогда Курской об- ласти) на олимпиаде дет- ского творчества. С замиранием сердца ехал деревенский парниш- ка, крестьянский сын, на подведение итогов олимпи- ады. Итак застеснялся там своей простецкой одежон- ки — латаных штанов, ру- башки, сшитой из полоте- нец, отцовских галош, — что забился на дальний пыльный подоконник и сидел там, надеясь, что о нем никто не вспомнит. Однако вспомнили. Инаш- ли. И никак не могли по- верить, что так рисовать может паренекиз сельской глубинки. Ему тогда присудили второе место. Но зато по- дарили настоящую форму учащегося школы ФЗО — брюки, рубашку, ботинки. А еще дали краски, бумагу и направление на учебу в Московское училище жи- вописи, ваяния и зодче- ства. А через десять дней началась война… Флотилия жизни С августа 42- го по апрель 43-го учился он в морскойшколе в Энгельсе, которую закончил с отли- чием. Хотел на Черное море, вспоминает он: ведь тамжил его кумир в живо- писи Айвазовский. Но ре- бята уговорили на Балтий- ский флот. Так Иван Ев- стратов оказался в отдель- ной артиллерийской бата- рее Ладожской военной флотилии, где служил сигнальщиком. Героическая Ладож- ская флотилия всю Вели- кую Отечественную спаса- лаЛенинград: эвакуирова- ла людей из блокадного города, поставляла туда припасы, протянула по дну озера 43-километровый бронированныйкабель для связи взятого в клещи Ле- нинграда, проложила и обслуживала знаменитую «Дорогу жизни». За это саму флотилию называли флотилией жизни. Когда в январе 1944 года блокада города была полностью снята, а пере- возкипоЛадожскомуозеру прекратились,морякипро- должали службу по охране Ладожского побережья. — 18 финских дивизий на шее сидели! — эмоцио- нально восклицает старый моряк. В сентябре наконец было подписано перемирие с Финляндией, и морские части переведены вЛенин- град. До сих пор не может спокойно рассказывать Иван Никифорович о том, как выглядели ленинград- цы: одни глаза, и все по- хожи на сухих изможден- ных старичков. Принимал он участие и в массовых захоронениях умерших, которых разыскивали они, обходя дом за домом. Даже один день такой «работы», вспоминает Иван Никифо- рович, давался тяжелее, чем самый кровопролит- ный бой. Грозные « МОшки » В ноябре 44-го была за- ново сформирована Либав- ская военно-морская база, к которой был приписан первый дивизион морских охотников за подводными лодками противника. Это были малые морские охот- ничьи суда, по прозванию «МОшки». На одном из такихкатеровипродолжил служить Иван Евстратов. Неуязвимые для торпед благодаря малой осадке, небольшим размерам и маневренности, эти кораб- ли предназначались для действий против враже- ских подводных лодок в прибрежных районах. Кроме борьбы с финскими и немецкими подлодками, «МОшки» занимались ох- раной конвоев, эскортом наших подлодок, высад- кой десантов. — 28 января 1945 года был взят Мемель (Клайпе- да), — рассказывает Иван Никифорович, — оттуда с боями на своих охотниках мы дошли до Кенигсберга. Почти полгода Иван Евстратов не покидал кате- ра: сойти с него даже на приколе моряки не имели права, это приравнивалось к дезертирству. 30 апреля 45-го катер возвратился в Либаву на базу, чтобыпри- нять боезапас и горючее. Там и пришла к ним весть о Победе. Семейная крепость Ранен был неоднократ- но, но легко, Бог миловал. Силы и здоровье восста- навливал среди боевых друзей-моряков, а то и на посту. Среди многих на- град самые дорогие — ме- даль «За боевые заслуги» и медаль имени адмирала Ушакова, которой матро- сы и солдаты награжда- лись за доблесть и муже- ство, проявленные в мор- ских боях. Аеще особо дорожит он памятной благодарностью за освобождение города Мемеля, объявленной ему Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Сою- за И. Сталина. Возвращался он к себе на родину уже к законной жене, с которой расписали их… заочно: он отправил по почте листок из удосто- верения для простановки штампа о браке и дал свое на то согласие. Самое уди- вительное, что их действи- тельно расписали. Брак был долгим и счастливым. А он и тогда, и сейчас уверен: семейная крепость важнее всего. Жена работала учителем начальных классов, он преподавал черчение, ри- сование. Вырастили двоих сыновей. А еще гордится он, что двое его учеников стали профессиональными художниками. Что своими руками построил дом для семьи. Что его стараниями выросла новая школа. Почетный гражданин района, ветеран педагоги- ческого трудаИванЕвстра- тов и в мирной сухопутной жизни не сдавал родных рубежей. И в долгом раз- говоре старался вспомнить как можно больше добрых людей, которые встреча- лись ему вжизни, начиная с мастера в шахте и кончая нынешнимисоцработника- ми во главе с руководите- лем центра соцзащиты на- селения по Тербунскому району Ларисой Шатохи- ной и ее заместителемОль- гой Тищенко. А когда мы уже собра- лись было уходить, вете- ран принес свои рисунки. Имы долго перебирали его многочисленные работы и восхищались ими. Ребята из добровольческого отря- да «Юность» смотрели на ветерана во все глаза: вот он, живой пример патрио- та и воина, защитника своей земли. Со своей ру- ководительницей Юлией Золотухинойониподарили моряку картину «Белеет парус одинокий», вручили цветы и спели — под ак- компанемент учителя му- зыки Геннадия Попова — несколько песен. «Наде- нем бескозырки, уйдём однажды в море…» — с доброй улыбкой подпевал им морской охотник Иван Евстратов… НАШ КОНКУРС Потомки солдат Победы помнят... В канун Дня защитника Отечества наша газета объявила конкурс под девизом «Потомки солдат Победы помнят...» Мы предложили прежде всего молодым читателям расска- зать о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, сражавшихся на передовой и тру- дившихся в тылу. Сегодня на традиционной странице «Честь имею» мы начинаем знако- мить вас с материалами, прислан- ными на конкурс. Первый из них подготовила измалковская школь- ница Ирина Мирошниченко. Ей тринадцать лет. Своего прадеда Николая Федоровича Карасева она знает только по рассказам близких. Но Ирина не только ради газетной публикации интересуется тем, каким он был, как жил, как воевал, чем дорожил, что ценил в людях. Напоминаем: конкурс для внуков и правнуков солдат-победителей пройдет в три этапа. Первый завер- шится к 9 мая нынешнего года, второй — к 23 февраля 2015-го, тре- тий — к семидесятилетнему юби- лею Великой Победы. В течение всего этого времени мы намерены печатать самые удачные рассказы о фронтовиках. Авторы лучших будут отмечены призами, которые мы вручим на праздничной встрече в стенах редакции. Вместе с «Ли- пецкой газетой» организаторами конкурса являются областные управления образования и науки и по делам печати, телерадиовеща- ния и связи. Журналисты рассчитывают на помощь педагогов школ, лицеев, гимназий, технических училищ, а также вузовских преподавателей. Мы будем признательны им за проведение для учащихся и студен- тов сочинений, посвященных род- ственникам, на чью долю выпали «сороковые, роковые, военные и фронтовые». Материалы можно присылать по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Мо- сковская, 83 (с пометкой «Кон- курс»), а также на е-mail: lg@pressa. lipetsk.ru. Ждем! К ак жаль, что нельзя вернуть время или попасть в прошлое на каких-нибудь двад- цать, тридцать лет назад. Тогда бы я смогла уви- деть, обнять своего прадедушку Николая Федоровича Карасева, солдата Великой Отече- ственной войны, мастеро- витого умельца, сельско- го труженика, вся жизнь которого была полна расставаний и тревог… Все, что есть у меня на память о прадеде,—черно- белаяфотокарточка, наней он вместе со своим фронто- вым товарищем Сергеем Свиридовым из Чернавы (мой прадед— справа), ор- ден Красной Звезды да гармошка ручной работы. Еще мальчишкой научил- ся он лихо наигрывать на этоминструменте, умел его настраивать, а потом и ма- стерить стал. Этим ремес- лом зарабатывалнажизнь, чтобыпрокормить четырех сестер. Семья осталась без кормильца, и он, четыр- надцати лет от роду, был ее опорой. Невысокого ро- сточка, худощавый, но ловкий и напористый. Сколько тех гармошек, сделанных его руками про- сто так, на досуге, и под заказ, быть может, и сей- час звучит где-нибудь сво- им заливистым звонкого- лосьем. К нему, знающему толк в ладах да басах, при- езжали из разных мест страны: руки золотые, сердце чуткое да голова светлая были у моего пра- деда. Создатель и ведущий широко известной телепе- редачи «Играй, гармонь!» Геннадий Заволокин хотел снять сюжет о нем, народ- ном умельце из сельской глубинки (село Черкассы, где ныне поставлен памят- ник огурцу), что под горо- домЕльцом. Но прадедуш- ка отказался. Не любил он шумихи. Его дети, а их четверо, вспоминают: не принято было в их доме заводить разговоры о войне. Немно- го рассказывал отец, не хотел, чтобы трое сыновей и маленькая дочурка (те- перь моя бабушка) знали всю страшную правду о лихолетье, которое, как ни старайся, — не забудется. Но в редкие минуты под- сядут к нему ребятишки рядком, он и припомнит что-нибудь о фронтовых дорогах и боевых товари- щах. Теперь и я знаю, что не раз и не два спасал от верной гибели прадеда случай. С октября 1941 по май А еще мой прадед играл на гармошке… Из уст в уста. Седьмой десяток лет Сказ о войне не знает себе равных. Он в том тылу. Он в памятном огне. Он в павших дедах, павших за державу… 1945 года воевал он в со- ставе 1-го Белорусского фронта. Был командиром миномета 57-го отдельного гвардейского минометного дивизиона. Однажды, пе- реправляясь через реку, вел прадедушка под уздцы коня, а на телеге — мино- мет. Захромалконь, что-то случилось с подковой. От- вел его дед в сторону, а пока смотрел что да как, мост в одну секунду взле- тел на воздух. Погибли товарищи, с которыми минуту назад шел рядом… Гибель фронтовых друзей прадед всякий раз тяжело переживал. Потерял мно- гих и боль эту носил в серд- це до конца дней. В 1943 году прадедуш- ку наградили медалью «За отвагу». Это не единствен- ная его награда. В элек- тронной базе данных на сайте Министерства обо- роны podvignaroda.mil.ru я нашла Наградной лист прадедушки. В нем напи- сано: 4 мая 1945-го гвар- дии сержант Карасев Ни- колай Федорович, 1922 года рождения, представ- лен к высокой награде — ордену Красной Звезды — за мужество, проявленное в боях за овладение немец- ким городомПремниц, что в 40 километрах севернее Бранденбурга. Огнем свое- го миномета он заставил наступивших немцев за- лечь и отсек их от враже- ских танков… Давно не стало прадеда, затихло эхо ожесточенных боев. Смотрят на нас с по- желтевших военных фото- графий солдаты, и читаем мы в их глазах: все можно пережить и стерпеть, лишь бы не было войны. Каждый год, возлагая в День Победы пунцовые тюльпаны к подножию памятника погибшим во- инам, я думаю обо всех известных и неизвестных героях самойкровопролит- нойвисториичеловечества войны. От чистого сердца хочется сказать им: «Спа- сибо вам, дорогие наши прадедушки, за ваш под- виг. Мы, правнуки войны, будем помнить о вас и бе- речь мирное небо над на- шими головами!» Ирина Мирошниченко, ученица 7-го класса средней школы№ 1, село Измалково. РАСТИМ ПАТРИОТОВ | Юнги « Виктории » осваивают военное дело Сенявинская закваска Владимир Алехин В Конь-Колодезской средней школе Хлевен- ского района девятый год существует класс, который носит красивое название «Виктория». Класс необычный. Мор- ской. Патриотическое воспитание является основным направлением его деятельности. В настоящее время в нем обучаются восьмикласс- ники. Юнги «Виктории» эки- пированы в морскую фор- му, которой мальчиков и девочек обеспечили шефы из областного отделения всероссийского Движения поддержкифлота. Вклассе два флага — Государствен- ныйРоссийскийиАндреев- ский военно-морской. У юнг есть свой гимн «Виват «Виктория», с исполнения которого начинаются все занятия. Конь-колодезскими пе- дагогами составлена специ- альная программа обуче- ния. В пятых — шестых классахонапредусматрива- ет знакомство ребят с осно- вамипрофессий, связанных с Военно-морским флотом. Вобщихчертахшкольники изучают обязанности на боевом корабле штурмана, механика, судоводителя, а также командира и, конеч- но же, матроса. В целях закреплениятеоретических знаний куратором«Викто- рии» Анной Тамбовцевой минувшим летом была ор- ганизована экскурсия на Черноморский флот. Конь- колодезские мальчишки и девчонкинетолькоувидели настоящееморе, нои, самое главное, побывалинакрей- сере «Михаил Кутузов». Военные моряки радушно приняли юнг из Централь- ной России, организовали для них экскурсию на бое- вом корабле. В восьмом классе, когда изучение профессий, свя- занныхсфлотом, географи- ческимиисследованиямии открытиями, осталось по- зади, темы для освоения предметазаметно усложни- лись. Теперь юнги изучают организацию Российского Военно-морского флота, типы морских кораблей, глубже вникают во флот- ские специальности. Но на любых занятиях, будь то политическая подготовка, общеобразовательные дис- циплины или уроки физ- культуры, морской класс остается активным, энер- гичным. Кэтому обязывает их помимо всего прочего, еще и военно-морская фор- ма—тельняшки, фланеле- вая ветровка, пилотки. Воспитанникиморского класса и их наставники считают, чтоисториясозда- ния «Виктории» уходит корнями в далекое про- шлое. В начале XVIII века по указу Петра Первого была оформлена дача на деревню Конь-Колодезь одному из шести братьев Сенявиных, служивших государю.НаумуАкимови- чу, вице-адмиралу, кото- рый сопровождал царя в походах и заграничных поездках. После его смерти имение от отца перешло к сыну Алексею, тоже вице- адмиралу — командующе- му Донской и Азовской флотилиями, а затемиБал- тийским флотом. Под его началом русские моряки взяли крепости Керчь и Еникале. От Алексея Нау- мовича сенявинская усадь- ба перешла к его сыну Григорию, генерал-майору царской Армии. Юнги морского класса, принимая присягу, прово- дят этот торжественный ритуал у памятника вице- адмиралуНаумуСенявину, установленного в местном живописном парке на кру- том берегу Дона. Морской род Сенявиных снискал себе славу, а ребятаиз клас- са «Виктория» — продол- жатели их дела. В планах наставников юнг наладить связи со спе- циализированными учеб- ными заведениями, где го- товятофицеровдляВоенно- морского флота. — Дети из морского класса должны иметь воз- можностьполучитьпрофес- сию морского офицера, — считает куратор Анна Там- бовцева. — Наши теорети- ческие и практические за- нятия этому способствуют. Авторитет «Виктории» крепнет. Результатымони- торинга показали: школь- никиразныхвозрастовмеч- тают статьюнгами, чтобы с гордостью носить звание «сенявинцы». Такаяформа организации воспитатель- ногопроцесса, какморской класс, оправдывает себя полностью. Это мнение ро- дителей, педагогов, настав- ников из числа офицеров Военно-морского флота и, конечноже, самихучащих- ся. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Морская наука начинается с умения вязать морские узлы. ФОТО ИЗ АРХИВА ШКОЛЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz