Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
СДЕЛАНО В ЛИПЕЦКЕ № 53/24681/ 20 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 Между нами мосты Путепроводы областного центра: история и факты ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА МАРИНА КУДАЕВА Мосты областного центра — одна из его достопри- мечательностей. Каждый день сотни липчан со- вершают путешествие по путепроводам и виа- дукам, не задумываясь, наверное, что у каждо- го из них своя история. В городе 21 мост. Боль- шинство — безымянные, официальные названия имеют лишь три моста: Петровский (первый мо- стовой переход на Ново- липецк), Октябрьский (второй мостовой пере- ход, он ведет из центра к поселку ЛТЗ) и путе- провод «Северный» на улице Ферросплавной. Рекордсмены Самый старый средимостов Липецка находится на улице Советской, он построен в 1948 году. Впрочем, за это звание с ним вполне может соперни- чать пешеходный мост через железнодорожные пути в рай- оне улицеШкатова. Несмотря на то, что он возведен в 1951 году силамиСтуденовского ру- доуправления, мост базирует- ся на бывших в употреблении рельсах Демидовского завода 1898 (!) года выпуска. Мост на улице Советской пересекает реку Липовку, недалеко от Комсомольско- го пруда. Он был возведен практически сразу после Ве- ликой Отечественной войны. По моде тех лет его украсили обелисками с барельефами на военную тематику. Кстати, до сихпор этотнебольшоймостик считается самым красивым в городе. В конце 80-х годов прошлого века в ходе рекон- струкцииплощадиРеволюции его расширили, а позже облю- бовали молодожены, которые вешали на перила замки как знак вечной любви и верности между супругами. Правда, в последнее время молодые пары предпочитают для этих целей другие места, например небольшую ажурную кон- струкцию, сооруженную не так давно на одной из аллей парка Победы. Самый «молодой» мост — пешеходный через железную дорогу на 277-м километре перегона Липецк — Чугун-1, расположенный в районешко- лы № 8. Он был сдан в экс- плуатацию в 2004 году. Он же самый узкий: ширина моста составляет всего три метра. Самый широкий — мост по улице Студеновская, переки- нутый через ручей Студеный. Его ширина составляет 29,3 метра. Мост возведен в 1956 году. Пешеходныймост на улице Доватора — единственный в областном центре подвесной мост. Каждую весну работ- ники управления главного смотрителя проверяют изно- шенность тросов, на которых он держится. Сокольский виадук — са- мый длинный, он протянулся на 531,5 метра. А мост на улице Октябрьской самый короткий — всего 8,7 метра. Петровский О наиболее значимых мо- стах Липецка расскажем под- робнее. И первый среди них — Петровский. Трудно пред- ставить себе сегодняшний облик города без этого соору- жения. Тем не менее еще в первойполовине 1950-хлевый и правый берег реки Воронеж соединял… бревенчатый на- стил, похожийна плот. Прямо на него были уложены трам- вайные пути. Под тяжестью трамваев и автомашин, также проезжавших здесь, настил прогибался, колеса намокали в воде. После сильных дождей вода в реке поднималась, дви- жение трамваев останавлива- лось. В весенний паводок на- стил приходилось вообще раз- бирать. Например, 17 апреля 1955 года газета «Ленинское знамя» сообщала своим чита- телям, что «в связи с разливом реки Воронеж трамвайный путь, пролегающий через дам- бу, был разобран... Как только уровень воды над трамвайны- ми рельсами на дамбе не будет превышать 10 сантиметров, трамвайное сообщение с Ле- вобережнойчастьюгорода воз- обновится». В такие дни по- пасть с одного берег на другой можно было на паромах, ка- терах, лодках и по Соколь- скому желез- нодорожному мосту. Зимой же весь транспорт в основном передвигался по льду. До- рога эта проходила от улицы Карла Маркса мимо чугуно- литейного завода, потом шла по настилу из накатанных бревен к островкам и через островки (район сегодняшнего городскогопляжа) выходилак трамвайному кольцу у спирт- завода. Разумеется, в таких усло- виях говорить о качественном сообщении между частями города и его развитии в целом было трудно. А с получением в 1954 году Липецком статуса областного центра это стало просто необходимым. По- этому в 1956 году началось возведение капитального мо- ста — чуть ниже существо- вавшей дамбы по течению реки. Открытие движения по нему состоялось 26 октября 1958 года. Длина моста со- ставила 460 метров, а вместе с дамбой — около двух кило- метров. Первоначально он на- зывался мостовым переходом №1. Решением горисполкома от 31 декабря 1987 года ему присвоено имя «Петровский». По двухполосной переправе пустили трамвай. В конце 90-х годов нача- ли возводить дублера «Пет- называлось просто мостовым переходом № 2. И только в 1987 году ему присвоили офи- циальноеназвание—Октябрь- ский. Сокольский автомобильный Сокольский автомобиль- ный мост перекинут через липецкую кольцевую автомо- бильную дорогу — объездная трасса Орел — Тамбов. Он построен в 1978 году и введен в эксплуатацию после сдачи второй очереди объездной до- роги. Его длина — чуть более 350 метров. Кстати, его возведение име- ло, так сказать, и положитель- ный экологический эффект. Ведь чтобы намыть подходы к мосту, рабочие брали грунт прямо из русла реки Воро- неж, что способствовало его очистке. Много лет это гидротехни- ческое сооружение оставалось безымянным и только отно- сительно недавно получило название в честь одноименного поселка. На сегодняшний день Сокольский автомобильный мост — один из наиболее ис- пользуемых липчанами и го- стями города. Мост по улице Терешковой Проект магистрали, кото- рая бы соединила будущую площадь Победы и железно- дорожный вокзал «Липецк», появился еще в середине про- шлого века. Однако осуще- ствить задуманное городские власти смогли лишь в 1969 году. Тогда через урочище Каменный Лог, в котором протекала река Липовка, был возведен мост, соединивший два крутых берега. В 2006 году проведен капитальный ремонт деформационныхшвов, распо- ложенных на проезжей части мостового полотна. Сокольский железнодорожный Сокольский железнодо- рожный мост переброшен через реку Воронеж по линии Грязи—Елец. Расположен он между станциями Чугун-1 и Чугун-2. Раньше на его месте стоял другой мост, который был построен еще в 1869 году. Сооружение имело два пролета — 43 и 50 метров. Первона- чально мост был деревянным и служил временной пере- правой. Однако простоял он недолго—всего несколько ме- сяцев. Во время паводка одна из опор была снесена, во мно- гих местах размылась насыпь строящейся дороги, и соору- жение пришло в негодность. Позже рядом с деревянным возвели ныне действующий металлический мост. Редакция благодаритзапо- мощь в подготовке материала архивное управление и депар- тамент дорог, транспорта и благоустройства админи- страции Липецка. Октябрьский мост; Транспортный виадук в районе Сокола; Подвесной мост в районе улицы Доватора и Филип- ченко. ровского», немного ниже по течению. Работы проводил «Мостоотряд 126». Новый мост ввели в строй в декабре 2003 года. Он в полтора раза уже старого. Октябрьский Октябрьский мост — пере- права через реку Воронеж, которая соединяет спальные микрорайоны Липецка и по- селок Тракторостроителей. Его строительство началось в конце 60-х годов прошлого века. Подрядчиком выступил мостопоезд № 812 треста «Мо- стострой-1». Возведение ги- дротехнического сооружения шло в не самых простых усло- виях, ведь только перепад вы- соты на разных берегах реки составил 51метр. Витоге было решено несколько сложных инженерных задач, например русло было искусственно ото- двинуто от правого берега на 300 метров. В начале июня 1971 года по мосту открылось автомобиль- ное движение. А28марта 1972 года по нему пустили первые троллейбусы. В начале 1980 года здесь началась укладка трамвайных линий. Кстати, тогда это гидросооружение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz