Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Поэт, лауреат областной Бунинской премии Алла Линева: «Писатель тоже «ловец душ» № 53/24681/ 20 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Отправляясь накануне всемирного дня поэзии на встречу с очередным геро- ем рубрики «Культурный код», автор этих строк подумала, что не так-то и много вокруг поводов для поэтического настроения, вдохновения. Не очень-то чистый салон автобуса, хмурые лица пассажи- ров, озабоченных своими проблемами, очередной попрошайка-профи, путе- шествующий от остановки к остановке, по-весеннему неряшливый городской пейзаж за окном... Какая уж тут лирика? Тем более такая нежная и светлая, как у Аллы Ли- невой — липецкого поэта и прозаика, члена Союза писа- телей России и обладательни- цы областной премии имени И. Бунина. В чемже особенно- сти поэтической оптики? Как среди подобной необустроен- ности увидеть нечто прекрас- ное? Да и правильно ли, что нервный ритм жизни города, нестройное его звучание ока- зываются как бы вне писа- тельской строки? В общем, выстраивалсяряд такихвопро- сов, которые, кажется, просто необходимо задать професси- ональному наезднику Пегаса. Но, действительно, «поэт в России—больше, чемпоэт».И наша беседа с Аллой Валенти- новнойвышладовольнодалеко за пределысугубо поэтической тематики.Хотяэто еще скакой точки зрения посмотреть. —АллаВалентиновна, сти- хинынче пишут, пожалуй, все, кому не лень. Соответствую- щие сайтывИнтернете просто пухнут от новых публикаций. В чем, по-вашему, причина такой массовой любви к сти- хосложению? — Да, пишет, наверное, каждый второй. Значит, такая потребность в нас, русских, есть. Возможно, и в других странах происходит нечто по- добное, но не думаю. А у нас же в любой аудитории, перед которой мне доводилось вы- ступать, даже из 15—30 чело- век обязательно найдутся 2-3 пишущих стихи человека. —Знаю, что высами идете, так сказать, в народ со своими книгами, распространяя их в парках, скверах. Как люди реагируют на это? — Очень по-разному. Одни с удовольствием отзываются на предложение, видно, что они любят поэзию, литературу вообще, испытывают такую читательскую жажду. Другие привыкли утолять жажду — другую, правда, — лишь кока-колой и пивом, до них уже тяжело «достучаться». А бывает так: идет, например, дама—нарядная, ухоженная, но таким холодом от нее веет, таким высокомерием! Просто лед! Представляешься ей: так и так, я поэт, вот мои книги, а в ответ лишь процедит: «С чем вас и поздравляю» — и мимо идет. Такой контраст между внешним и внутренним… — Но получается, что в та- кой ситуации выоказываетесь практически в одном ряду с «коробейниками», предлага- ющими какие-нибудь детские раскраски или энциклопедии, или с распространителями религиозной литературы. Мо- жет, еще и поэтому возникает недопонимание? — Возможно. — А зачем тогда вам это нужно? —Зн а е т е , е с т ь т а к о е выражение:«ловцы душ». Оно восходит к новозаветному «ловцы человеков», быть ими призвал Иисус будущих апо- столов Петра и Андрея, а до того они, как известно, были рыбаками. Вот поэт, писатель нынче тоже «ловец душ». Хочется напомнить людям о светлом, чистом, высоком. А для этого надо активно дей- ствовать. Потому что есть и другие «ловцы», и их немало — тех, кто тянет совсем в дру- гую сторону. — Это вы кого имеете в виду? — Есть, например, опре- деленные сообщества, так сказать, литераторов, кото- рые, кстати, имеют неплохую финансовую поддержку, в отличие от членов Союза писа- телейРоссии, икоторыепропо- ведуют весьма сомнительные ценности. Вот не так давно, в ноябре прошлого года, к нам в Липецк приезжала целая группа столичных писателей: Александр Кабаков, Тамара Крюкова и другие. Были ор- ганизованы встречи с читате- лями в библиотеках, все очень масштабно. И что говорил тот же Кабаков? Не читают сейчас люди — ну и пусть. Чтение — это занятие не для всех, рабочему человеку этим не- когда заниматься. ВСоветском Союзе, мол, проблемы с эко- номикой были из-за того, что трактористыСтендалячитали, а инженеры— «Новый мир». — Оригинальная версия. — А о чем книги самого Кабакова?Какнаписала потом по этому поводу одна моя кол- лега по перу: «К стыду своему, прежде я этого писателя не читала. Теперь, к стыду сво- ему, прочитала». Например, рассказ о женщине сводится к описаниюее сексуальныхутех. Иподобное творчество—этоне просто пустое место, оно несет вред, загрязняет неокрепшие души нашей молодежи. А грязи в нашей повседневной жизни и так хватает. Но где человеку найти опору, как дух свой укрепить? По-моему, ко- рень наших проблем не только в экономической или полити- ческой сферах, но и в духов- ной, морально-нравственной. Многие ни во что не верят, не видят перед собой иных целей, кроме как обрести материаль- ный достаток. Но этого для настоящего счастья мало. —Это тенденцияпоследних парыдесятилетий: «раскручи- вать»писателейопределенного толка. Скажем, если ты разде- ляешь либеральные взгляды, если для тебя американская демократия — идеал, — ты свой человек. Или если ты готов нарисовать картину, допустим, загнивающей рос- сийской глубинки, описать, как все тут плохо, ужасно, как невежественнылюди,—такое тоже вызывает симпатииу тех, от кого зависит «продвиже- ние» автора. Мне одна колле- га рассказывала: ее приняли в столичном издательстве и сказали — с текстом все пре- красно, только надо больше постельных сцендобавить. Что это, как не целенаправленное развращение? А мат, ставший свою страну, в советские годы за рубежом называли борцами против тоталитаризма. Но они стремились разрушитьСССР, а попали в сердце России. — Однако неприглядные стороныжизни есть, как о них не говорить? — Одно дело — говорить об этом с болью, искренне любя родину и людей, а совсем другое — судить с позиции гордыни, высокомерия: мол, посмотрите, какие в этой стра- не ужасытворятся. Вот эту ин- тонацию я часто слышу от не- которых наших сегодняшних представителей либеральной российской интеллигенции: ах, невежество, ах, бабки в фуфайках да галошах... Но что же вы так мучаетесь в окружении всего этого? По- ищитеместаполучше для себя. И за что так ненавидите эту землю? Вы же здесь выросли, благодаря людям, которых вы презираете, вы хлеб едите, взращенный ими. НамБог дал наше Отечество. Родились быв Индии или Америке — впита- ли бы другую культуру. Но и мы, и предки наши связаны с этой землей, и у нас своя куль- тура, свои традиции. Почему же мы позволяем безнаказан- но попирать их? Кстати, я бы хотела в формуле культурного кода указать те качества, кото- рые присущиименно русскому человеку. — Это ваше право. Что касается Отечества — да, есть такая точка зрения, что патри- отизм—пережиток прошлого и в сущности не очень-то цен- ное чувство. — А Достоевский совсем другое говорит! И вера право- славная нас в другом духе воспитывает! А раз когда-то наш народ выбрал именно эту веру для ограждения души человека от всего нечистого, то почемунас активнопризывают от этого отказаться? Помни- те, даже монахи Пересвет и Ослябя — они же на поле боя отстаивалиРодину, ане только молитвами. —Вы упомянули об ограж- дении души. А культура с чем у вас больше ассоциируется: именно с таким ограждением или со свободой духа, с тем, что Пушкин назвал «покой и воля»? —Пушкинская воля и сво- бода в таком либеральном смысле—это разные понятия. Свобода—это права человека, что и не исключает права на грех. А пушкинская воля — это широта души. И любовь к своемуОтечеству—необыкно- венная, но и в то же время ор- ганическая. Уменя есть такие строки: «Не рвите мне сердце, оно не из ситца. За душу мою есть кому заступиться. Судьба не прощает полеты впотьмах, И долго терзали сомненья и страх. Но я днииночи с надеж- дой молила Все добрые силы, все светлые силы… И каялась я, и молилась неистово Пред образомкротким, предобразом чистым. Не рвите мне сердце — оно не порвется, Оно не из ситца — из ветра и солнца, Из шелеста трав, из журчанья воды, Из радости соткано и из беды…» Вот какмне не любить мою землю, родину, ее дожди, ее воздух, когда я сама все это и есть! „ Соборность, стремление все делать честно сообща. „ Широта души, милосердие, щедрость. „ Благочестие, миролюбие. Формула культурного кода Аллы Линевой “ обычным делом в книгах? Для чего он там, для реализма, достоверности? Но вот Шоло- хов как-то без нецензурщины обходился, а с реализмом у него все в порядке. Вообще- то профессионалы как раз и призваны — в числе других задач — беречь чистоту слова. А его в последние годы лишь оскверняли. —Какже сложилась такая тенденция, почему? — Дух творит форму. Что- бы развалить ее, надо сначала изничтожить дух. Есть те, кому не нужна сильная Рос- сия. У них есть рычаги влия- ния, в томчисле ифинансовые, и они диктуют свой запрос в литературе, искусстве в целом, с одной целью — разрушение. И это началось не сегодня. Тех, кто готов был опорочить —Литература может укре- пить дух, вы в это верите? —Не верю— знаю: может. Разве слова песни «Вставай, страна огромная» не поднима- ют дух? Разве стихи Николая Рубцова «Россия, Русь, храни себя, храни!» не заставля- ют задуматься? Или стихи Валентины Ефимовской, со- временницы нашей из Санкт- Петербурга: «Когда входили в бухту крейсера, когда отец легко взбегал по трапу, мое взлетало детское «Ура!», це- пляя коршуна за бронзовую лапу»... — Извините, но сборников этого автора в наших книж- ных магазинах, кажется, нет. Там совсем другие имена, тот же Кабаков, который вас воз- мутил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz