Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 53/24681/ 20 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ Время возвращать долги Областному центру требуются новые градостроительные приоритеты ВИКТОР СТРАХОВ Самая большая сани- тарно-защитная зона, ко- торуюякогда-либо видел, запомнилась тем, что сан- зоны я вообще не видел. А что видел? Скоростной трамвай, в салон которо- го вошел в центре горо- да. Стандартные много- этажки на улицах. Потом были зеленые леса, поля, луга и светлая речушка с коротким названием Убля, удивленно-востор- женный смысл которого я уяснил лишь несколько дней спустя, с разбегу плюхнувшись в ледяную воду. Впрочем, за окном трамвая было много еще чего интересного, пока наконец не показалась махинаОскольского элек- трометаллургического комбината. Предприятие, построен- ное интернациональной ко- мандой, в которую входи- ли специалисты ведущих сталелитейных компаний Германии, строительные ра- бочие из Болгарии и будущие металлурги из советских республик, в восьмидесятые годы считалось самым со- временным в СССР. Внедрен- ные на комбинате техноло- гии прямого восстановления железа были совершеннее традиционных методов вы- плавки чугуна. Казалось, что и санзона—а ее создания требовали весьма жесткие советские санитарные нор- мы — должна быть на ОЭМК самой современной. Однако проектировщики решили проблему гораздо элегантнее, разместив градообразующее предприятие в 25 километрах от «градообразуемого» Старо- го Оскола. Завод и город Липецку, увы, повезло меньше. Новый завод и но- вый город сооружались у нас еще до «санпиновских новаций». А потому первые строители рубили первые жилые бараки, как всегда и было принято, практически рядом с доменными печами. Размышляли они по меркам тех лет вполне здраво. Зачем, не имея никакого транспорта, обременять себя транспорт- ными проблемами? И не об- ременяли, искренне веруя, что создают счастливый и уютный город. И ведь создали! В пятиде- сятых и даже шестидесятых Новолипецк считался одним из самых благоустроенных и престижных местных рай- онов. Именно он приютил обком и облисполком. Здесь возводились крупные про- мышленные и продоволь- ственные магазины, школы и детсады, прокладывались асфальтированные дороги, строились больницы и по- ликлиники, закладывались скверыи парки. Сооружалась инфраструктура. Получить на Левом берегу квартиру со всеми удобствами липчане мечтали. Ну а потом времена изме- нились. Специалисты, а так- же отцы комбината и города принюхались наконец к дыму заводских трубиобнаружили, что благоухает он отнюдь не озоном. Печальные подозре- ния подтвердили и москов- ские медики, констатировав- шие: «Установлены причин- но-следственные связи между заболеваемостью населения и загрязнением атмосферного воздуха в километровой сани- тарно-защитной зонеНЛМК». «… При ранжировании забо- леваемости…кчислунаиболее неблагополучных территорий отнесен город Липецк, а в городе — территория поселка НЛМК». Никаких открытий сто- личные эксперты не сделали. Липчане и без того понимали, что, несмотря на стремитель- ный технический прогресс, «вписать в ПДК» выбросы в Левобережье не удалось. Не помогла даже широко раз- рекламированная программа технического перевооруже- нияНЛМК. Во всяком случае, литавры, засвидетельствовав- шие окончание ее первого эта- па, уже отгремели, а Липецк по-прежнему задыхается от ароматов сероводорода. И не только сероводорода, свидетельствуют экологи. По их данным, на рубеже веков областной центр оставался в «черном списке» наиболее грязных городов России. При этом на долю НЛМК прихо- дилось около 97 процентов суммарных промышленных выбросов. Сегодня, возмож- но, общая цифра несколько меньше. Однако снижение вала в целоммало что меняет. Липецкий воздух насыщен множеством отнюдь не без- обидных химических элемен- тов, в число которых входят и соединения, использовавшие- ся некогда в качестве отравля- ющих газов. Самая неблагоприятная зона, отметим еще раз, — Новолипецк. Это наиболее контрастный район города, где сталинский ампир сосед- ствует с другими не менее по- пулярными архитектурными стилями и где дожили до на- ших дней обветшавшие дома 1930 годов. Еще три десяти- летия назад казалось, что дни их сочтены, что масштабная программа, предполагавшая обустройство санитарно-за- щитных зон вокруг всех ли- пецких предприятий, позво- лит решить и экологические проблемы, и одновременно исправит градостроительные ошибки. Возможно, так все и было бы, если бы не грянули перестройка, а затем шок без терапии и приватизация, перечеркнувшие все сколько- нибудь значимые обществен- ные начинания. Взгляд с градирни В конце восьмидесятых годов прошлого века замол- вить слово о несостоявшихся новоселах не удалось даже буйным «зеленым», которые, протестуя против произво- ла властей и новоявленных буржуа, наручниками прико- вывали себя к дверям началь- ственных кабинетов, штур- мовали заборы с колючкой и взбирались на гигантские конусы градирен. Борясь с металлургическиммонстром, покорили, не разобравшись, что, где и кому принадлежит, 250-метровую трубу ТЭЦ-2, расположенную по соседству с аглофабрикой. И в конце концов добились. Правда, не квартир для новолипчан. И даже не прекращения наи- более одиозных производств. Итогом сражений, ско- рее, стали очередные потери. Причем потери многомил- лионные. Абсолютно новый, только что приобретенный за границей (большинство механизмов не успели даже распаковать) шестой листо- прокатный цех НЛМК был приговорен к безвременной кончине. На заклание отпра- вили, по сути дела, машино- строительное предприятие. Зачем, почему, кому оно помешало? Ответить на эти вопросы довольно сложно. Тем более что сегодня они справедливо обращены и на новую седьмую печь НЛМК — «Россиянку». Претензии опять же свя- заны с экологией, хотя дело не только в ней. Просто эко- логия — наиболее понятный всем нам способ напомнить новым собственникам о со- циальной ответственности, которую они взвалили на свои плечи, приватизируя предприятия. О том, что над многими градостроитель- ными проектами городские власти и градообразующие предприятия работали со- вместно. О том, что проект санитарно-защитных зон никогда не отменял глубокой модернизации предприятий. А именно ею генералы от промышленности оправды- вают откровенное нежелание связываться с санзонами. Мол, какой смысл сажать цветочки у забора, если очи- стить воздух можно и чисто техническими методами, как это давно и успешно делают в Японии, Германии, Южной Корее. Действительно, делают. Вот только у нас апробиро- ванные рецепты почему-то упорно не желают работать. Хотя, казалось бы, НЛМК в техническом отношении может дать фору даже за- падным компаниям. Ведь он, в отличие от многих метал- лургических предприятий СССР, Европы и Америки, изначально строился на со- временной технологической базе. На НЛМЗ не было ни мартеновских печей, ни раз- ливки стали в изложницы, ни блюмингов, ни других арха- ичных механизмов. Государ- ство вкладывало в оснащение меткомбината средств боль- ше, чем в оснащение любого другого металлургического предприятия Союза. Время возвращать долги. Есть ли желающие? «Мы сами себя загнали в угол» Вопрос риторический. В свое время, создав обширные заводские районы, мы сами загнали себя в угол, из кото- рого безуспешно пытаемся выбраться сегодня. Настаи- ваем на установке счетчиков, фиксирующих промышлен- ные выбросы в атмосферу, вновь фиксируем границы санитарно-защитных зон. На- деемся, что хоть что-нибудь да сработает. Но пока ощути- мых подвижек нет. Напротив, все последние годы соответствующие го- сударственные службы под натиском коммерсантов сда- вали позицию за позицией. В шестидесятые годы за- водчики последовательно «секвестировали» санитарно- защитную зону НЛМК с 12 километров до 10, а в 1975 году урезали еще вдвое — до 5 километров. Позже ходили разговоры о максимальных трехкилометровых зонах, которые тоже вскоре забы- лись. В итоге предельными в постсоветские времена были признаны километровые са- нитарно-защитные зоны, но и о их реальных границах идут нескончаемые споры. От чего отсчитывать СЗЗ? От источника возможных эко- логических катаклизмов? От проходной? Словом, борьба за эко- логическое благополучие продолжается. Пусть и ме- няются градостроительные тенденции, сделавшие более актуальными малоэтажные конструкции с индивидуаль- ными садами и клумбами, грядками и газонами. Впрочем, пока и эти про- екты ориентированы больше на состоятельную или льгот- ную аудиторию. А вот как сделать их доступными для всех? И кто вообще готов от- ветить на этот вопрос? Город- ские власти? Потенциальные новоселы? Или все-таки и работодатели? Государство вкладывало в оснащение Липецкого меткомбината средств больше, чем в оснащение любого другого металлургического предприятия Союза. Время возвращать долги. Есть ли желающие? ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz