Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 47-48/24675-24676/ 13 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ПСИХОЛОГИЯ 21 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Между голубым и розовым Что предопределяет «свободу выбора» ЕЛЕНА БРЕДИС Если помните, нака- нуне Олимпиады лидеры некоторых стран стали заявлять, что они лично проигнорируют Игры, поскольку в России ущем- ляются права геев и лесби- янок. Ну, западные замо- рочки по поводу защиты и поддержки людей с не- традиционной сексуаль- ной ориентацией оставим Западу, поскольку либе- рализм, доведенный до абсурда, мало интересен. Но почему в России за по- следнее время рядыЛГБТ- сообщества так расшири- лись? Только лимода тому виной или есть и другие причины? Об этом беседа с психологом, психоана- литиком Екатериной Ан- тоновой. — Я не думаю, что все слу- чаи сексуальной перверсии связаны исключительно с какими-то генетическими из- менениями. Как бы странно это ни прозвучало, но на уров- не психики, на уровне бессоз- нательного мы все рождаемся бисексуальными — младенец не понимает, что значит быть мальчиком или девочкой. Половая идентификация у ре- бенка происходит уже позже. — А родители должны об- ращать внимание на какие-то конкретные детали в поведе- нии ребенка? — Не думаю, что надо пу- гаться, если маленький маль- чик накрасил ногти или надел мамины туфли на каблуке, — для него это забава, игра. Тем более нет ничего ужасного в том, чтомальчиклюбит играть с девочками, это как раз нор- мально — они и должны его привлекать. Другое дело, что люди часто удивляются: «А что, надо конкретно воспиты- вать мальчика или девочку? Они разве не сами вырастут?» Дети не сорняк, сами не ра- стут. — Так что же может на- рушить нормальную половую идентификацию? —Увы, оченьчастоженщи- на на подсознательном уровне не принимает сына. Это не значит, что она плохая мать, просто в детстве у нее навер- няка были большие проблемы с собственным отцом. И потом она так и не научилась прини- матьмужчину: его первенство, его доминанту в семье. Но ведь и сын в свое время начнет показывать свой характер, добиваться такого же лидер- ства. И это просто необходимо признать. А что делать, если мама на это не способна? Она изначально не дает мальчику проявлять себя как будущего мужчину. — Выходит , родители должны больше обращать внимание на свое поведение, чем ребенка? — Особенно в его раннем возрасте. Бывает категори- ческий запрет на проявление агрессии по отношению к де- вочкам. Понятно, чтомальчик не должен первый поднимать руку на девочку. А если она его бьет? А если не одна, а с подружками? А ему твердят: «Ты все равно не должен отве- чать, ты же мужчина». А как же он будет выстраивать свои границы? Как в нем сформи- руется в будущем понимание того, что женщине можно, а чего нельзя, как в семье долж- ны распределяться роли? И если в ребенке мужское нача- ло так тотально подавляется, то в какой-то момент он может позавидовать девочкам: у них больше привилегий, им больше позволено, им больше всего покупают, их больше любят. И где-то может срабо- тать механизм: «А стану-ка я девочкой!» Или другой вари- ант, когда папа очень жестко воспитывает мальчика. Когда в какой-то страшный для ма- лыша момент вместо любви и поддержки следует: «А ну, не смей реветь! Тыже мужик!» И тогда у ребенка может возник- нуть ощущение, что мужиком быть опасно, но как быть де- вочкой, он тоже не понимает. Вот и получается «недомаль- чик» и «недодевочка». Маль- чику со стороны папы очень нужны и жалость, и состра- дание, и ласка. Но только в их мужском проявлении. Папа же не кинется, как мама, рас- целовывать ушибленную ко- ленку, но он все равно обязан как-то по-другому выразить свое сочувствие, показать, что ему не безразлична боль ребен- ка. Кроме того, папа отвечает за своего рода посвящение мальчика в мужчины. И речь тут, извините, не о девицах легкого поведения, а о том, чтобы брать мальчишку с со- бой на рыбалку, на футбол, в походы. Тогда сынишка будет знать, что у них с отцом есть их настоящий мужской мир, перед ним будет отцовский пример. — А какие ситуации в семье могут провоцировать сексуальную перверсию у девочек? — Опять же представьте себе очень властную маму, которая во всех ситуациях ведет себя как командир. У такой женщины наверняка очень пассивный и «мягкоте- лый» муж. Девочка растет в этой обстановке и понимает, что таким мужчиной быть нельзя. Более того, у нее фор- мируется представление, что мужчинывообще уважения не заслуживают, с ними попусту не стоит иметь дела. И в буду- щем у нее может возникнуть потребность выстраивать свои отношения с женщиной, как с более достойным любви объ- ектом. Но в этих отношениях она, конечно, возьмет на себя привычную уже доминиру- ющую роль мамы и станет этаким мужиком в юбке. Воз- можна и другая ситуация, когда папа пьет, поколачивает маму и дочку, а мама, не видя- щая для себя другого варианта жизни, исподволь внушает девочке, что «да все они, коз- лы, одинаковы». Мама тем самым пытается оправдать свое долготерпение и не пони- мает, что формирует у девочки жизненную установку. Мы с вами раньше уже говори- ли, что девочка фактически перенимает мамин сценарий и тоже всюжизнь будет нары- ваться на таких же «козлов», поскольку иной модели семьи никогда не видела. Но ведь возможен и другой вариант. Не желая иметь дело с «коз- лами», девочка переключит свое внимание на предста- вительниц своего же пола: с ними спокойнее, надежнее, безопаснее, они скорее пой- мут. Понятно, что в таком тандеме она займет, конечно же, подчиненную роль. — Вот вы говорите о не- обходимости помогать де- тям в процессе их половой идентификации, об ошибках взрослых на этом этапе. А в Швеции сейчас появились так называемые гендерные детские сады. В них все с точностью до наоборот: к малышам ни в коем случае не обращаются «мальчики» и «девочки», их называют просто «дети». Запрещены все классические сказки, в которых герой должен быть смелым и мужественным, а героиня — нежной и жен- ственной. Аргументируется это тем, что ребенку нельзя навязывать гендерные уста- новки: дескать, пусть он сам, без всякого вмешательства определится — мальчик он или девочка. — Ну, это полный абсурд. Я уже говорила, что ребенок не растет сам по себе, как сор- няк. Да, ему надо объяснять, что такое быть мальчиком и что такое быть девочкой. Ему надо показывать модели муж- ского иженского поведения, а лучший образец этого — как раз дан в сказках. Детям надо показывать границы муж- ского и женского поведения, потому что без границ любая вещь превратится в ничто. Самое смешное, что если ребе- нок родился «запрограммиро- ванный» на нетрадиционную сексуальную ориентацию, то никакие сказки ему потом не помешают эту ориентацию выбрать, так что никакого нарушения «свободы выбора» тут нет. Если это природа, то она свое возьмет. Но зачем же всех остальных лишать нор- мального воспитания? Лично я только приветствую, когда в детских садахишколах девоч- ки должны ходить в юбочках и платьицах, потому что это воспитывает в них женствен- ность. — Вы говорили о разных семейных ситуациях. Но ведь не каждый ребенок, оказав- шись в такой ситуации, вый- дет из нее с нетрадиционной сексуальной ориентацией? —Безусловно! Кто-то пере- несет это в личные отношения, кто-то — в профессию, кто- то заложит как чисто лич- ностные черты характера. Но кто-то может и склониться к однополой любви. Потому что те случаи, о которых я говорю, не являются гармоничными семейными отношениями, и ребенок в них не может выра- сти гармоничной личностью. «Перекосы» в родительских коммуникациях так или ина- че отразятся на его судьбе, и не лучшим образом. Не будем забывать и про скрытый гомо- сексуализм, не приводящий к любовным союзам. Самый яркий литературный при- мер — Шерлок Холмс, кото- рый ни с одной женщиной не смог выстроить отношений. Единственный, с кем у него отношения сложились — это доктор Ватсон, без которого он уже жить не мог. Мы знаем немало примеров, когда две подружки старые девы живут вместе, поскольку ни одна из них не смогла нормально общаться с мужчиной, а вот вдвоем им очень комфортно, уютно, безопасно. — Выходит, что при до- мострое, когда роли мужчи- ны и женщины были строго предопределены, сексуальных перверсий по определению не могло быть? Ну, за исключе- нием тех случаев, когда это заложено самой природой… —Мне почему-то кажется, что когда это предопределено природой, то все проходит го- раздо легче. А вот когда ситу- ация в семье мешает нормаль- ной половой идентификации, когда она подавляет в ребенке его естественное мужское или женское начало, тогда все проходит куда сложнее и бо- лезненнее. Потому что проис- ходит ужасное: ребенокпросто не может понять, мальчик он или девочка. Вспомните, нередко встречаются парни, которых девушки воспри- нимают только как добрых друзей или даже подружек, не видя в них мужского начала. При этом и в мужскую ком- панию они влиться не могут, поскольку чувствуют себя там чужаками. Что делать такому молодому человеку? Ведь все мы—существа социальные, и нам очень важно найти «свою стаю», пусть она даже будет «другого цвета». А вот если человек такой «стаи» не нахо- дит, он становится бесконечно одинок. Ядаже скажу больше: на мой взгляд, такое одиноче- ство намного страшнее, чем «нетрадиционная любовь», в которой люди могут быть счастливыми. — А что бы вы сказали родителям, чьи дети по той или иной причине все-таки склонились к нетрадиционной сексуальной ориентации? —Я бы сказала: раз так все сложилось, то принимайте и любите детей такими, каковы они есть. Да, они разрушили ваши представления о них и их будущем, но от этого они не перестали быть вашими детьми. Если вы их на самом деле любите, то просто будете желать им счастья. В негармоничных семейных отношениях ребенок не может вырасти гармоничной личностью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz