Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Кандидат физико-математических наук, преподаватель ЛГПУ Елена Фролова: «Без Шекспира ученый не состоится» № 47-48/24675-24676/ 13 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЕЛЕНА БРЕДИС «Что-то физики в поче- те, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Эти строчки поэта Бориса Слуцкого наиболее точно формулировали суть бур- ной дискуссии «физиков» и «лириков», вспыхнув- шей в самомконце пятиде- сятых годов и выплеснув- шейся на страницы «Ком- сомольской правды». Сейчас, когда я читаю вос- поминания об этой дискус- сии, мне и смешно, и грустно. Смешно, потому что сам по себе спор о том, что важнее для человечества — точное на- учное знание или сокровища мировой культуры, — просто не имеет смысла. А грустно от- того, что тогдашние «физики» могли дать фору «лирикам» по увлечению поэзией и театром, по любви к серьезной музыке и живописи, чем сегодня даже представители гуманитарных профессиймало интересуются. Действительно, а нужен ли со- временным программистам и экономистам весь этот багаж из Шекспира с Достоевским и Бетховена с Чайковским? Об этом беседа с кандидатом физико-математических наук, доцентомкафедрыматематики ЛГПУ и кафедры гуманитар- ных и естественно-научных дисциплинлипецкогофилиала РАНХиГС Еленой Фроловой. — К сожалению, в наш прагматичный век, когда все основывается на высоких тех- нологиях, когда мы заявляем, что именно за ними наше бу- дущее, на культуру начинают посматривать свысока и чуть пренебрежительно. Но ведь именно она закладывает осно- вы нравственности и морали. А что такое физик или матема- тик без этих основ? Он может оказаться просто опасным для общества. Причем, чем гени- альнее, — тем опаснее. — Как вы относитесь к тому, что молодежь перестает покупать книги, поскольку все можно найти в Интернете? — С точки зрения работы это удобно, но для души, для удовольствия я все равно возь- му в руки обычнуюкнигу. Мне кажется, на библиотеки сейчас возлагается еще большая мис- сия, чем раньше. Они должны как можно чаще устраивать обсуждения каких-то книг, организовывать лекции о твор- честве писателейиобязательно привлекать к этому какможно больше школьников. Потому что, во-первых, дети очень мало читают, а во-вторых, если дажеичитают, тоне общаются. Что такое обсуждение книги, дискуссия, обмен мнениями? Это развитие аналитического ума, который совершенно не- обходим в точных науках. А мы ведь сегодня сталкиваемся с тем, что дети элементарно не умеют выразить свои мыс- ли. А откуда у них возьмется абстрактное мышление, если они не будут читать? А если человек не может представить себе, что и как могло бы быть, то о какой физике или матема- тикеможетидтиречь?Увы,мы сейчас сталкиваемся с тем, что у студентов очень большие про- блемы со стереометрией или с фракталами. Это потому, что у них не развито воображение, не развито абстрактноемышле- ние.Именно то, что дает чтение художественной литературы. — Это может помешать им в будущемдобиться серьезных успехов? — Безусловно. Как физик может ставить эксперимент, если он не в состоянии пред- ставить себе, как он будет про- ходить, какие варианты ре- зультатов возможны? А если человека не научили слышать чужую точку зрения, сопо- ставлять ее со своей, делать сравнительный анализ и вы- воды, многого ли он добьется в точных науках? — Когда-то Эйнштейн ска- зал, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. Пожалуй- ста, объясните это мне, гума- нитарию… —Потому что Достоевский выстраивает не только карти- ну мира, но и место человека в этом мире. Он выстраивает сложнейшую формулу смыс- ла бытия, причем приводит героев к этому смыслу путем мучительных поисков, сомне- ний, утрат идеалов и обрете- ния новых. Но ведь это и путь настоящего ученого тоже. Это целостная картина, в которой микромир души человека впи- санвмакромиркосмоса.Иесли мы говорим об ученом такого уровня, как Эйнштейн, то в какой-то момент Достоевский на самом деле мог дать ему больше, чем Гаусс. Это как не- достающаядетальмозаики, ко- торой не хватало, чтобы вдруг увидеть что-то очень важное. — Скажите, сегодня ваши студенты читают? — Увы, в большинстве сво- ем очень мало. На мой взгляд, произошла страшная вещь: культура человека и его широ- кий кругозор перестали быть престижными. —Япомню, каквпорумоей юности мы записывались в очередь нажурнал, чтобыпро- читать впервые опубликован- ный у нас романМаркеса «Сто лет одиночества», какрвалииз рукдруг у друга другойжурнал с повестью Орлова «Альтист Данилов». Потому что тогда было стыдно признаться, что ты читал только «Му-Му». — Имиджа культурного человека как общественного ориентира сейчас нет вообще. И это очень печально. Ребята могут обсудить какие-нибудь нашумевшие фильмы, посмо- треть видеоролики в Интер- нете, выложить туда свои, на этом все и заканчивается. На чем-то сиюминутном и зача- стуюнизкопробном. И сегодня я уже затрудняюсь сказать, какогочеловекаможноназвать культурным. Если они сейчас более-менее связно говорят по-русски, не ругаются матом и знают несколько фамилий великих писателей и поэтов, то это уже признак «высокой образованности». — Сейчас многие родители любят усадить малыша перед компьютером и включить ему мультики, — для взрослых это самый легкий способ по- чувствовать себя свободными. Если сравнить это с чтением вслух книги, то как это потом отражаетсяна интеллектуаль- ном развитии? — Когда малыш слушает книжку, которую читает ему мама, у него в голове рожда- ется масса образов, картинок, сюжетов. Иными словами, он включаетсявпроцесс сотворче- под общепринятые «нормы»: поступаю в аспирантуру, что- бы не идти в армию. И это еще одно доказательство того, что культурный и образованный человек — это нынче «белая ворона», которая должна ма- скироваться, чтобы не закле- вали. Я бы даже сказала, что сегодня и общество относится к молодежи потребительски: вы там где-то учитесь, чем-то занимаетесь, пристраиваетесь куда-то на работу, — и ладно. Главное — платите налоги и не воруйте. А разве на уровне государства нам озвучили, что сегодня стране необходим культурный, всесторонне раз- витый человек? Нам перечис- ляют специальности, которые требуются на данный момент. — Вы говорили о способ- ных, увлеченных ребятах. Их вообще не интересуют деньги? —Почему же, интересуют. Но они хотят нормально зара- батывать, занимаясьлюбимым делом, им важна гармония внутри себя. Вообще, если вернуться к «физикам», то я вам скажу так. Я часто бываю в ведущих математических школах страны, я наблюдаю за студентами. Самые лучшие, как и раньше, увлекаются ли- тературой, играют нафортепи- ано, поют под гитару, читают стихи. Это никуда не исчезло, просто ребят таких теперь — единицы. — На ваш взгляд, школа чем-то виновата? — И школа, и семья. Как можно было додуматься оста- вить курс мировой художе- ственной культуры в школь- ной программе только гумани- тариям? А физикам с матема- тиками МХК без надобности, пусть растут невеждами? Но для того чтобы математик на- шел красивое решение, чтобы прочувствовал красоту форму- лы и смог восхититься ею, у него должен быть развит эсте- тический вкус. Простите, но откуда же он у него возьмется, раз вы ограничили его узкими рамками?Да, сейчас поездки в Москву или Питер стоят очень недешево, и далеко не все ро- дители могут позволить себе, допустим, отправить ребенка вместе с классом на такие экс- курсии. И тем, кто не поедет, будет нанесен тяжелейший удар. Но ведь сейчас в боль- шинстве школ есть Интернет, есть интерактивные доски, — пожалуйста, гуляйте по Эрми- тажу, гуляйте по Третьяковке, да хоть по Лувру. —Высчитаете, что сегодня воспитать такуюгармоничную и всесторонне развитую лич- ность реально? — Просто у меня есть часы в сорок четвертом лицее, и я знаю, что нередко на конкур- сах по литературе побеждают ученики из физико-матема- тических классов, поскольку их сочинения признаются лучшими. Язнаю, что в центре «Стратегия», где занимаются одаренные дети, лекции по литературе,живописи,музыке посещают в основном тоже ре- бята, занимающиеся точными или естественными науками. И я не уверена, что они стали бы такими «звездочками» в своей специализации, если бы дома или в школе для них не открыли эту бездонную со- кровищницу и отечественной, и мировой культуры. „ Моральные и нравственные ценности, кото- рые прививает культура. „ Широкий кругозор в самых разных сферах „ Высокий профессионализм, который обеспе- чит преемственность в передаче знаний но- вым поколениям. Формула культурного кода Елены Фроловой “ ства. Амелькающие картинки на экране — это уже данность, которая от него не зависит и которую он воспринимает пассивно. Опять мы возвраща- емся к воображению, к фан- тазии, которые для научных открытий просто необходимы. Особенно ужаснысовременные западныемультики, вкоторых действуют ирреальные герои в ирреальных обстоятельствах. Это откровенно деструктивное воздействие. А теперь пред- ставьте, что ребенок будет во дворе «отыгрывать» ситуа- цию из умной, доброй книги, которую ему прочитали, или из мультика про черепашек Ниндзя. Это ведь уже модели поведения. —Что, на вашвзгляд, боль- ше всего мешает приобщению молодых людей к культуре? — Культ потребления. Опять же, чем образованнее человек, тем четче он понима- ет, что всех денег не заработать и всех вещей не купить, тем меньше у него сугубо матери- альные запросы. И у нас есть ребята, которые уже со второго курсаначинают заниматьсяна- укой, которым это интересно, нужно и важно. И они скорее будут переживать из-за того, что билеты на спектакль мо- сковского театра стоят слиш- ком дорого, чем из-за высоких цен в бутиках. Но что я замети- ла: им словно бы неловко из-за своей образованности, из-за своей преданности науке, они пытаются замаскировать это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz