Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 45/24673/ 7 МАРТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 И. Неверов Первая ее выставка в Липецке называлась «Любовь». Она проходи- ла лет десять назад. Вторая, только что открывшаяся, могла бы называться «Нежность». Замечательный скуль- птор-керамист , член- корреспондентРоссийской академии художеств Ва- лентина Кузнецова дарит все более ожесточающе- муся, тревожному и не- приветливому миру свою нежность, надежду и веру. В камерном пространстве «Галереи Назарова» зву- чит чистая, просветлен- ная мелодия материнства. Даже в цикле на евангель- ские сюжетыпритягатель- нее всех скульптурная группа, изображающая Святое семейство: Мария над колыбелью с Младен- цем, притихший, задум- чивый Иосиф. Как сказал липецкий коллега Кузне- цовой, народный худож- никРоссииЮрий Гришко, по пластике, цвету, по духу она напоминает о романтическихфантазиях Шагала. Только созданное гостьей изМосквы сильнее и глубжешагаловскихжи- вописных идиллий. Мать и дитя. Девочка с птицей. Возвращение дочери. Портрет бабушки. ВЫСТАВКА | С любовью и нежностью Возвращение в Светлое Воскресенское Портрет матери. Мотивы близости, родственности, доброты, теплоты, бес- смертия памяти перетека- ют один в другой, варьи- руются, перекликаются. Это придает экспозиции редкую целостность, пре- вращает ее в визуальную то ли поэму, то ли заво- раживающе искреннюю исповедь о самом главном на свете, что испокон веков наделяло жизнь смыслом, спасало от вражды, боли и пустоты. Есть в этих фигурках, чьижесты, дви- жения выражают доверие и потребность защитить другого от любой беды, акварельная мягкость, легкость и свобода. Всма- триваться в них все равно что дышать леснымозоном или пить воду из родника. Валентина Кузнецова не слишком часто показы- вает свои произведения в провинции, хотя выстав- ляется много — она участ- ница двухсот пятидесяти экспозиций. Недавно ее творчество в очередной раз оценили столичные знато- ки. Но кЛипецку у худож- ницы особое отношение. —Вот готовили мы вы- ставку в Питере, — при- зналась она мне, — и как- то очень задел, огорчил тамошний прямо-таки чи- новничий подход к делу. А у вас, по контрасту, ни- какой казенщины, во всем столько жизни и души. Вероятно, здесь свою роль играет взаимопони- мание, родившееся много лет назад между Кузне- цовой и организатором обеих липецких выста- вок, тонким искусствове- дом Татьяной Нечаевой. Я спросил у Валентины Георгиевны, не смущало ли ее, когда она взялась за библейские, евангель- ские темы, что в отличие от католицизма в Право- славии они привычно во- площаются не в объемной пластике, а в иконописи. Оказалось, определенные опасения, что ее произве- дения кого-то насторожат, возникали. Правда, еще в допетровские времена круглые скульптурыв рус- ских храмах не были чем- то необычным, а в Перм- ском крае эта традиция не исчезла и в наше время. Однако реакцияверующих Кузнецову воодушевила. Эти работы не были вос- приняты как что-то чужое и чуждое авторитетными служителями Церкви. И священники, и миряне увидели в них высокую духовность. Вообще у Кузнецовой завидная способность заво- евывать людей. Керамику Валентины Георгиевны РЯДОМ С НАМИ | Есть такая профессия : хранитель … Расспросить неподкупных свидетелей Необычный, можно даже сказать неожиданный проект готовят к семидесятилетию Победы наши архивисты: сборник документов «Школь- ная сеть липецкого края в годы Великой Отечественной вой- ны». Как возникла его идея? Да прежде всего хотелось показать, что даже в тяжелейших военных условиях и власть, и население заботились о подрастающем по- колении.Исамэтотфакт говорит о том, что люди верили в победу и думали о детях, которые вступят во взрослуюжизнь после войны. А кроме того новая книга как бы продолжает уже осуществлен- ные проекты. Прежде всего, двухтомник архивных матери- алов о деятельности пионерских организаций нашего региона с 1923 по 2006 год. Инициатива и руководство по изучению и изданию этих объемных сборников принад- лежит в первую очередь дирек- тору Государственного архива новейшей истории Липецкой области Тамаре Миловановой. Она неукоснительно исповедует принцип: для настоящего архи- виста важно не только собирать и хранить документыпрошлого, но и делать их достоянием исто- риков, краеведов. Именно поэтому Тамара Вла- димировна вместе со своими коллегами выпустила почти пя- тисотстраничный том «Учитесь мужеству у женщин», где содер- жится около шестисот пятиде- сяти документов, отражающих вклад наших замечательных землячек в Великую Победу. Кстати, за него Милованова удо- стоилась диплома Федерального архивного агентства. Поэтому она вошла в редколлегию Книги ПамятиЛипецкой области, кни- ги «В труде как в бою». Наш архив Милованова воз- главила тринадцать лет назад. А работает она здесь уже два деся- тилетия. За это время произошло много позитивных перемен. Ди- ректор овладела новейшими ин- формационными технологиями, обеспечивающими сохранность документов, создала хорошую материально-техническую базу. Не зря же у нее за плечами учеба в «политехе», где она получила диплом инженера-строителя, и труд на производстве. И в жизненном опыте, и в характере Миловановой даже не пересеклись, а переплелись гуманитарные интересы и стро- гий инженерный рационализм. Прибавьте к этому завидный навык общественной, комсо- мольской, партийной работы. Она была и секретарем заводской комсомольской организации, и председателемпрофкома и в рай- коме КПСС трудилась. Теперь все это по-своему преломляется в ее многообразной деятельности во главе архива. Может быть, главный секрет Тамары Влади- мировны в том, что документы для нее — самые честные, не- подкупные свидетели о жизни людей. Иона умеет выслушивать их беззвучные показания о бы- лых временах. Милованова хранит прошлое и думает о будущем. Это и по- буждает ее заниматься расши- рением издательской работы, привлечением к делу молодых специалистов. Ее неравнодушие и профессионализм вызывают уважение коллег, она не случай- но награждена Почетной грамо- той областного Совета депутатов и администрации области, полу- чила благодарность министра культуры России. Сегодня, в канун Междуна- родного женского дня, у Тама- ры Владимировны юбилей. Мы желаем ей всего самого доброго. Коллектив Госархива новейшей истории Липецкой области. Журналисты «Липецкой газеты», которым Тамара Владими- ровна постоянно помогает в подготовке публикаций из истории нашего края, искренне присоединяются к поздравлениям и добрым пожеланиям юбиляру. ГОД КУЛЬТУРЫ | В гостях у сказки Сама себе режиссер Ольга Шкатова — Я, можно сказать, здесь родилась, —шутит художественный руководитель Дворца культуры города Липецка и режиссер театра «Версия» Алевтина Макарова. — В поселке тракторостроителей жила моя бабушка, и все выходные и праздники я проводила у нее и частенько ходила в ДК на концерты. А потом и в народном театре стала заниматься. Здесь же, кстати, я и свою дипломную работу делала — сказку «Королевские зайцы», в которой было занято много детворы. С той поры минуло без малого двадцать лет. В этом году организатор и главный режиссер крупных региональных проектов, лауреат городского конкурса «Лучший по профессии» Алевтина Макарова стала победительницей акции «Липчанка года» в номинации «Профессиональная карьера». С благодарностью вспо- минает Алевтина Влади- мировна своих первых наставников: Наталью Мекаеву, возглавляющую сегодня Липецкую фи- лармонию, и заместителя директора Дворца спорта «Звездный» Валентину Суренскую. Обе начинали режиссерами в Городском дворце культуры. Одна «влюбила» талантливую Алевтину в театральное искусство и подготовила к поступлению в Тамбов- ский тогда еще институт культуры. От другой мо- лодой дипломированный режиссер принял эстафету руководителя театра. Его репертуар держит- ся на «старичках», рабо- тающих в самых разных сферах. Есть среди них и металлурги, и строители, и менеджеры, и официанты, и даже частные предпри- ниматели. Но, как и много лет назад, в театральной студии занимается детво- ра, для которой проводят- ся различные тренинги и занятия по сценической речи и сцендвижению. — Одинаково непросто приходится и со взрослы- ми, и с детьми, — призна- ется Алевтина Владими- ровна. — Но эту работу я люблю, главное, чтобыбыл хороший материал для по- становок. Это вечная про- блема. Трудно найти дра- матургию, чтобы она была интересна и тем, и другим, поэтому зачастуюмы сами сочиняем сказки, ведь это материал, востребованный всеми категориями наших актеров и зрителей. Очень выручает методист ДКНа- талья Внукова. Она, мож- но сказать, — наш автор. Вместе с ней мы сделали уже четыре спектакля. Имея активную и пыт- ливую натуру, Алевтина Макарова всегда старалась пополнять свою творче- скую «копилку», совме- щая самые разные видыде- ятельности. Устроившись на полставки режиссера в ДК, она вела занятия на актерско-режиссерском отделении Липецкого тог- да еще училища культуры. Студенты заочного отде- ления были старше своего преподавателя. —Так и работала: днем — училище, вечером — театр. По ночам прихо- дилось писать лекции по истории театра и костюма, —делится режиссер.—Со многими из моих бывших студентов мы дружны до сих пор. Они работают в сельских клубах и непре- менно заходят в гости, ког- да бывают в Липецке. Как выясняется, проблема у нас, занимающихся худо- жественной самодеятель- ностью, одна—отсутствие гарантий того, что человек придет на вечернюю репе- тицию. На ситуациюмогут повлиять неприятности на работе, плохое само- чувствие и даже погодные условия. Поэтому важно, как руководитель строит работу в своемколлективе. И взрослым, и детям нуж- но доказать, что с тобой интересно, — убеждена Алевтина Макарова. По ее мнению, чтобы увлечь людей творчеством, надо дать им возможность показать себянаплощадке, выступить на сцене. У тех, кто занимаетсявколлекти- вах городского ДК, такая возможность есть всег- да. По самым скромным подсчетам, на различных площадках они дают до тысячи выступлений в год. Чтобы у юных та - лантов была перспекти- ва получить творческую профессию, сотрудники Дворца культуры активно сотрудничают с Тамбов- ским государственным университетом имени Г.Р. Державина, преподава- тели которого регулярно приезжают в Липецк в качестве членов жюри на конкурс «Как стать звез- дой». Более двадцати лет существует другой проект ДК — «Танцы на крыше», являвшийся поначалу от- борочным туром конкурса «Черный кот», финал ко- торого проходил в Рязани. Но уже много лет «Танцы на крыше» остаются само- стоятельным конкурсом регионального масштаба, встречая участников со всего Черноземья. Десятилетний юбилей в этом году отмечает кон- курс «Беби-данс», создан- ныйАлевтинойМакаровой по просьбе хореографов, занимающихся танцами с детьми. Сохраняя сложив- шиеся традиции, в Город- скомдворце культурыпро- водят ифестиваль-конкурс профессиональных балет- мейстеров «Данс Дизайн». В этом году он получит статус международного. Об этом художественный руководитель Алевтина Макарова сообщает с осо- бым удовольствием. Как удается ей справ- ляться с такой массой ра- боты? — Я стараюсь никого не подводить. Если что-то обещала, то непременно это сделаю, — отвечает она. — Поэтому такой же ответственности требую от других людей. Дал слово — держи. приобретают не только крупнейшие музеи и гале- реи. Увидев эти скульпту- ры, хозяева центра пси- хологической поддержки семьи на Покровке сразу решили: они им необходи- мы, поскольку будут помо- гатьпосетителямсправить- ся со своими проблемами. Когда я сказал худож- нице, что она, в сущности, плывет против течения, ведь сегодня в моде искус- ство брутальное, прово- кационное, порождающее депрессию, раздражение, озлобленность, безнаде- гу, она не стала спорить. Да, она не в мейнстриме. На биеналле в Венеции она видела инсталляцию с бассейном, наполненным настоящей водой, а в ней плавал труп. Мало того. В эти игры уже вовлекают детей. Унас продают куклу Барби с синим лицом. По- чему синим? Потому что это мертвая Барби. В ком- плект входят гроб и другие атрибуты для погребения. Поиграйте, детки, в похо- роны,поприкалывайтесь... — А я хочу делать жи- вое, живых и для живых, — заключила Валентина Георгиевна. Ее выставка могла бы называться «Любовь» или «Нежность». Но она на- зывается «Светлое Вос- кресенское». Воскресен- ское — село, откуда она родом. Для нее это символ домашнего тепла, семей- ных уз, душевного света и гармонии. Создавая свои композиции, Кузнецова словно бы опять и опять благодарно возвращается на «малую родину», в дет- ство, к истокам. Есть в этих фигурках, чьи жесты, дви- жения выражают доверие и потребность защитить другого от любой беды, аква- рельная мягкость, легкость и свобода. Всматриваться в них, все равно что ды- шать лесным озоном или пить воду из родника. ” ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Вова К. Открытый взгляд. Рыжие, коротко подстрижен- ные волосы. У мальчика хоро- шая осанка и телосложение. Болеет редко. Летом 2013 года ему исполнилось 10 лет. Очень подвижный. Энергиюпомогают выплескивать спортивные за- нятия и секции. Хотя ему всё интересно знать: и что будет на обед, и к кому приезжали род- ственники, и кто из новеньких поступил в школу-интернат. Он сам уже привык к распо- рядку жизни детдомовцев. Не плачет, спит и ест хорошо. Вот только с учебой проблемы. Зачастую он невнимателен на уроках, не может усвоить материал и потом вместе с педагогами пытается разобраться в нем. Хотя и учится по облегченной программе. Однако главное, что мальчик он трудолюбивый и выносливый. Мечтает стать водителем большегрузных машин, играть в футбол, заниматься другими видами спорта. Вова мечтает попасть в семью, хотя и понимает, что «спрос» на мальчишек старше десяти лет не очень большой. Тем не менее надежда и вера не покидают его. —Если бы так случилось, что я стал бы сыном, то от- казался отшоколадных конфет. Честно, я их очень-очень люблю, — признался Вовка. И, сделав паузу, сказал: — Родители в сто раз важнее. Егор Б. Мальчику десять лет. Его мечта — стать поли- цейским. Хочет защищать де- тей и взрослых. А также своих будущих родителей, особенно маму. Родная его мать умерла. Хотя еще раньше он и старший брат попали в школу-интер- нат. Оставались без пригляда, заботы. Тем не менее ребята не говорят ничего плохого о своем раннем детстве. Братья поддерживают друг друга. Занимаются спортом. Егор не- плохо учится, только иногда усидчивости не хватает. 8 мар- та планируют поздравить всех воспитателей, учителей, поваров и медсестру с Международным женским днем. А пожелания у мальчишки такие: «Чтобы все близкие дома собрались и устроили праздник, на работе деньги платили, никогда не обижали и цветы дарили». Обо всем подумал Егор. Спасибо тебе, открытая, добрая душа. Саша И. Осенью прошлого года Саньке исполнилось три- надцать лет. Любимый школь- ный предмет — физкультура. С остальными сложновато. Не все усваивает, а от этого замыкается в себе, стесняется спрашивать. Иногда и простое домашнее за- дание не может выполнить, хотя занимается он по программе VII вида. Хорошо, что у мальчика не пропадает желание читать. Таким образом он словарный запас пополняет, на знаки пре- пинания вольно или невольно обращает внимание и кругозор расширяет. Еще он лю- бит рисовать. Когда перед Санькой краски, карандаши и альбом, он забывает обо всем. Конечно, ни пейзажи, ни портреты ему еще не даются, но главное — он на- учился передавать свои чувства с помощью рисунка. И все чаще выбирает светлые, желтые, зеленые краски. Только глаза его пока остаются грустными. Он очень ждет маму, хотя и не говорит об этом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz