Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ВЗГЛЯД № 38/24666/ 27 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 Разговоры с городом Настенные надписи дают простор для фантазии И. НЕВЕРОВ Впереди меня идет мо- лодой человек и ловко, одним движением руки, пришлепывает к метал- лическому забору объ- явления: «Срочно сниму квартиру…». Клеит он их через каждые полметра. Забор длинный, объявле- ний на нем помещается десяток-полтора: «Сроч- но сниму, срочно сниму, срочно сниму…». Впрочем, здесь уже и до того было вывешено мно- жество похожих. Они раз- личаются только уровнем притязаний. Кому-то требу- ются двухкомнатные хоромы, кто-то скромно соглашается на молодоженку. Не надо быть cтоумовым социологом, чтобы прийти к заключению: жилищный вопрос волнует людей и, если верить Михаи- лу Афанасьевичу Булгакову, портит их характер. Среди разноцветных бумажек, укра- шенных внизу, как юбочки модниц, бахромой с номерами телефонов, выделяется одна. Ее автор готов даже не снять, а с ходу купить молодожен- ку, комнату, квартиру, дом, землю,можнонеприватизиро- ванные. Попадаются и объяв- ления совсем ужлаконичные, в одно слово: «Прописка». Интересно, сколько же у нас «резиновых квартир», где на одинокую бабушку-божий одуванчик приходится дюжи- на или две квартирантов? Когда-то ироничный поэт НиколайОлейниковфилософ- ски подметил: мы окружены надписями на карандашах, подтяжках, ботинках, лож- ках, чашках. С той поры ко- личествонадписей—от самых мелких, невидимых глазу, до огромных на баннерах и перетяжках — увеличилось в сотню раз. Мы живем в горо- де, ходим и ездим по городу и читаем его, как книгу без начала и конца. Он с нами неустанно разговаривает, он нас соблазняет и предупреж- дает, манит и обещает, он напоминает, сочувствует, при- глашает, рекомендует. По- сетите ресторан, прокатитесь на такси, купите за сущие гроши ноутбук и смартфон, воспользуйтесь скидками на десять, двадцать, тридцать, пятьдесят, сто, сто пятьдесят процентов, пожертвуйте на храм, возьмите кредит на миллион, сыграйте в лотерею, похудейте, помолодейте, съез- дите к теплому морю… На каждом шагу — лику- ющими крупными буквами: «Мы открылись!» Шрифт такой броский, как будто от- крылине бутикнижнего белья в перестроенной квартирке из двух четырнадцатиметровых комнаток, а новую частицу или новую планету. И вдруг посреди всей этой коммерче- ской, базарной суеты — стро- гая табличка: «ЛДПР». Без эпитетов и призывов. Тоже, так сказать, креатив. Но кроме всего перечис- ленного и неперечисленного есть ведь еще и просто ав- тографы на стенах домов. Человека переполняют эмо- ции, мысли, он во власти каких-то порывов, то ли адреналин, то ли тестостерон в организме зашкаливает, и он выводит решительным по- черком единственное слово: «Кипишь!» Настенные над- писи дают редкий простор для фантазии. Вот кому и зачем пришло в голову на- чертать нечто загадочное, зловещее: «space — смерть!» Инфернальное, однако, бес- конфликтно соседствует с бы- товым, приземленным. Кто-то из горожан напоминает о том, что все мы смертны, а кто-то рядом оставляет надпись: «Клизма». Послушайте, а вдруг это протест и вызов? Ну, достали парня разре- кламированные повсеместно бифидоки, кефирчики, био- добавки, способствующие безупречному пищеварениюи облегчениюжелудка. Вот он и продемонстрировал, что хочет обойтись без этих фокусов и предпочтет, ежели что, на- дежную, испытанную дедами ипрадедамикружку Эсмарха. Зато на душе становится теплее, когда видишь разма- шистые романтические при- зывы: «Милая, улыбнись!» Или признание: «Аня, я тебя люблю!» Может, я человек допотопный, уныло старо- модный, но это мне нравится куда больше, чем формулы типа: «Маша + Вася = секс». Как кто-то пошутил, пере- делав строчку старой песни: «Любовь никогда не бывает без секса, но это ведь лучше чем секс без любви». Правда, и любовные по- слания на стенах и асфальте иногда озадачивают. Допу- стим, читаешь где-нибудь в центре Липецка: «Доброе утро, Тигренок». И подпись: «Ромео». Тигренок? Прошупрощения, но точно та- кой же, выражаясь на чистом русскомязыке, месседжя уже видел в другихмикрорайонах, на окраинах. Остается гадать: толивлюбленныйРомео ездит по всему Липецку с ведром краски и кистью, чтобы опо- вестить как можно больше народу о своей Джульетте-Ти- гренке, то лиДжульетта суме- ла вскружить головынесколь- ким романтичным рыцарям, живущим в разных концах города? И третий вариант: может, теперь вообщепринято называть девушек тигрятами. Раньше им давали нежные имена зайчик, белочка, цы- почка. А теперь — тигренок. Тоже мягкое, пушистое, но с зубами и когтями. И все-таки всегда лучше про любовь, чемпро бесконеч- ные купи-продай. Я не знаю, каким образом отбирают кре- ативщиков, придумывающих рекламные слоганы, но иной раз им явно зря платят день- ги. Ну, кто поверит, будто хозяева супер- или гипермар- кета делают скидки, потому что им, видите ли, не все равно, каждыйли бюджетник может обзавестись модными гаджетами? Дескать, идем, ребята, на жертвы, теряем доход, лишь бы вы имели ай- фон и телевизор с экраном больше вашего окна. Ах, до чего ж среди бизнес- менов вырос процент бес- корыстия и альтруизма… По моим наблюде- ниям, господа, сегодня чаще и охотнее всего реклама и объявления предлагают деньги. Слово «Деньги» броса- ется в глаза повсюду. Займем десять тысяч, двадцать тысяч, пять- десят тысяч. Никаких документов не требу- ется, кроме паспор- та. На оформление кредита — пять ми- нут. Где-то мне даже попалось обещание привезти денежки прямо домой. Древнее по- чтенное ремесло ростовщиков приобрелонебывалыйразмах. Микрозаймы распространя- ются как насморк во время эпидемии ОРЗ. Взять сто ты- сяч под проценты не всякий решится, наслушавшись от- нюдь не выдуманных историй о том, как поступают банки и коллекторыс просрочившими выплаты должниками. А вот десять тысяч до зарплаты — ну почему бы и не одолжить? Я, опять-таки будучи, как го- ворится, уходящей натурой, не очень понимаю, отчего, по уверению брутального мужи- ка из телевизионного ролика, «лучше позвонить, чему кого- то занимать»? Это, воля ваша, тоже звучит фальшиво и глу- повато. Нет уж, сподручнее обратиться к другу, хорошему знакомому, а не платить по- том немаленькие проценты. Как быто ни было, но день- ги нынче — тема номер раз. «Удобно, когда есть деньги» — примерно такой слоган украшает некоторые будки, где выдают микрозаймы. Ну еще бы! Конечно, удобно. А если денег нет, то становится не только неудобно — попро- сту кушать не на что. Помните диалог двух радиохохмачей Бачинского и Стиллавина? Одинспрашивает: «Чтонужно иметь дома домашней хозяй- ке, чтобы приготовить рагу из лосося?» Второй предполага- ет: «Мужа — рыбака?» «Нет! Деньги!» — отвечает первый. Мы становимся чересчур уж деловыми, прагматичны- ми, озабоченными, тревож- ными. И объявления на за- борах, у подъездов, на фонар- ных столбах и даже деревьях это подтверждают. «Нужна квартира». «Нужны деньги». «Нужна работа». «Покупаем дорого волосыи старые часы». «Делаю массаж». «Починю компьютер». С одной стороны, этому в принципе можно и порадо- ваться. Народ приспосабли- вается, народ не ждет манны небесной, он научился вер- теться, крутиться, подраба- тывать. С другой, а так ли хорошо, если профессионал, будь то педагог либо инженер, долженпосле основнойработы чинить дверные замки, мыть подъезды или перетаскивать чью-то мебель? Но, слава Богу, что, судя по объявлениям, приглаша- ющим на работу, безработица нам не грозит. Мне, кстати, особенно понравилось одно из них. «Клевая работа! Офис! Доход 27-69 тыс. руб.» И ри- сунок — мешочек с изобра- жением знака доллара —$. О верхней отметке обещанного доктора наук могут лишь мечтать. Нет ли, однако, тут какого-нибудь подвоха? Кто знает. Не зря мой коллега лю- бит повторять: «Мы живем в такое время, когда все может оказаться правдой и все мо- жет быть надувательством». Нет, но 69 тысяч — это сумма! Вот закончу мои за- меткиипозвоню. Авдруг…Не дам ли я вам номер телефона? Не обессудьте, господа, — не дам. У нас же рынок, конку- ренция. А клевая работа — она всем нужна. Мы живем в городе, ходим и ездим по городу и читаем его, как книгу без начала и конца. Он с нами неустанно разговаривает, он нас соблазняет и предупреждает, манит и обещает, он напоминает, приглашает, рекомендует. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz