Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 38/24666/ 27 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Гарантия в довесок Как покупателю предлагают платить лишние деньги МАРИНА КУДАЕВА Умоего деда случилось горе: перестал работать старый и верный помощ- ник по дому — пылесос «Буран». Дату его по- купки — 7 марта 1962 года—дед помнит так же хорошо, как день своей свадьбы. Еще бы, такое событие! «Зверь был, а не пылесос! —приговаривал дед, выбирая в магазине новый агрегат. — Разве ж теперь так делают?» Поэтому с готовностью согласился на предло- жение продавца офор- мить дополнительную гарантию на покупку: а ну как сломается вскоре эта иностранная и не вну- шающая особого доверия штуковина? Пылесос оказался каче- ственным, и воспользоваться сертификатом дополнитель- ной гарантии не пришлось. А вот его оплата «на всякий случай» вылилась в довольно ощутимую сумму. Говоря языком сленга, клиента раз- вели на деньги. И такое, увы, практикуется почти в каждом магазине Липецка, торгую- щем бытовой техникой. Фирма обещает Гарантия…Такое заманчи- вое длямногих слово. Создаю- щее ощущение стабильности, вселяющее уверенность. К сожалению, далеко не всегда факт гарантии может помочь, если появились какие-либо проблемы с техникой. Ичаще всего затруднения возника- ют вовсе не из-за обмана со стороны магазина или про- изводителя, а из-за недопо- нимания между продавцом и покупателем. В схемах сервиса, пред- лагаемых различными тор- говыми сетями Липецка, сам черт ногу сломит. Вариантов масса — существуют про- граммы на два, три года, пять лет. Правда, все зависит от стоимости товара. Напри- мер, практически во всех маркетах бытовой техники пятилетний контракт на до- полнительное обслуживание возможен только, если цена покупки превышает пять ты- сяч рублей. В одной из извест- ных торговых фирм система продленной гарантии звучит красиво и надежно—«Что бы ни случилось». Впрочем, при более детальном изучении вопроса оказывается, что ряд оговорок все-таки имеется. К примеру, сертификат не рас- пространяется на технику, поврежденую потопом, по- жаром или заползшими в нее тараканами... По-разному взаимодей- ствуют собственные програм- мы сетей и с заводской гаран- тией: скажем, у кого-то серти- фикат начинает действовать сразу после покупки товара. А где-то сервис компании всту- пает в силу лишь по истече- нии гарантии производителя. Стоимость программ до- полнительного сервиса в раз- ных сетях тоже различается. Например, пятилетний серти- фикат на изделие в 20 тысяч рублей в одном торговом за- ведении стоит 4490 рублей, а такойже сертификат в другом — уже пять тысяч рублей. Впрочем, дело не только в сроке. Есть торговая сеть, которая предлагает сразу две программы дополнительного обслуживания: «Гарант+», предусматривающую стра- хование бытовой техники и электроники от поломок и повреждений, а также «За- щитумакс», которая страхует мобильную и цифровую тех- нику от кражи, грабежа, раз- боя и прочих рисков. Нечто подобное, но под названием «Мобильное КАСКО», есть и у другого крупного продавца бытовой техники. Но из лич- ного опыта скажу: чтобы до- сконально разобраться во всех тонкостях дополнительных гарантий, которые наперебой предлагают торговые компа- нии, требуется немало време- ни. А его, увы, у покупателя как раз и нет: сертификат программы дополнительного обслуживания можно приоб- рести только в день покупки товара. Отступать некуда? Конечно, принцип «не хочешь — не бери» вроде бы никто не отменял. И значит, дополнительную гарантию оформлять не обязательно. Но продавцы, как хорошие психологи, умело играют на струнах трепетной души покупателя, который в мо- мент сделки расстается, как правило, с немалой суммой. А тут еще боязнь выкинуть деньги на ветер в случае по- ломки дорогостоящего това- ра подогревается рассказами о том, что такой вероятности можно избежать, если офор- мить страховку. И ладно бы, если в неза- видную ситуацию попадали бы рядовые граждане. Но и те, кому по долгу службы положено быть в курсе прав и обязанностей потребителя, порой становятся бессиль- ными перед «танковым» маркетингом. Так, один из местных начальников высокого уровня поддался обаянию ловкого менедже- ра, умудрившегося продать ему кроме телевизионной антенны-«тарелки» еще и специальное устройство к ней, а также громоотвод, которые в данном случае вы- ступали в качестве пятого колеса для телеги. Однако, как говорят спе- циалисты, бытовая техника, как правило, либо служит долго, либо ломается уже в первый год эксплуатации. И в том, и в другом случаях сертификат, понятно, ни к чему. Тем более законом установлена гарантия на любую технику. Она длится один или два года в зависи- мости от вида товара и его комплектации. При этом фирма-производитель дает также свою гарантию. Если первая отсчитывается от дня покупки, то вторая берет от- счет от даты производства. Проверить дату выпуска то- вара можно на упаковке или на задней крышке изделия. Даже если гарантийный срок службы закончился, то возможен гарантийный ре- монт, если поломка связана с дефектом сборки изделия на фабрике или некачествен- ностью деталей. Правда, перечень видов ремонта и об- служивания меньше, чем при дополнительной гарантии. Таким образом, целесо- образность приобретения дополнительной гарантии за- висит от вида техники. Стоит учитывать, что, например, кофеварки ломаются гораздо реже, чем кухонные комбай- ны. Немаловажно также оце- нить потенциальную вероят- ность ремонта. Так, в одной из сервисных мастерских «Липецкой газете» рассказа- ли, что стиральные машины в последнее время «летят» одна за другой, в то время как микроволновки показы- вают стабильную работу на протяжении нескольких лет. Взвешивая «за» и «против» оформления дополнительной гарантии, есть смысл при- кинуть стоимость деталей при необходимости починки (в холодильнике замена ох- ладительной системы стоит существенно дороже, чем в обычной печке — нагрева- тельного элемента). Комментарий Разъяснение дает юрист Виктория Приклонская: — С юридической позиции торговые предприятия вправе продавать такие услуги, как дополнительная гарантия. Безусловно, это значительно увеличивает сто- имость покупки. Когда такой сертификат уже на руках, необходимо знать, что его можно вернуть, если свое право потребитель не реализовал. Какое бы название ни имела дополнительная гарантия, она предоставляется в виде от- дельного документа, где сказано, что в течение срока его действия магазин обязан при обращении потребителя в случаенеобходимостипроводитьдиагностику, ремонт,про- филактику товара. Однако есликупленный товар оказался качественными в течение срока действия дополнительной гарантии потребитель не нуждался в услугах продавца, то он вправе потребовать возврата уплаченной за предостав- ление дополнительной гарантии суммы в любое время до истечения срока действия этого договора. Предполагается изначально, что это можно будет сделать даже за пару дней до того, как закончится срок действия дополнительной гарантии. Договор можно рас- торгнуть, придявторговуюточку, где былкупленабытовая техника, с заявлениемо возврате денег.Какправило, пусть ине с охотой, новмагазинахденьгивозвращают.По закону на это отводится десятидневный срок. А вот если в справедливом требовании получить свои уплаченные деньгипокупателюотказали, налицоявноена- рушениеправпотребителей. Есть все основанияобратиться в суд. Причем можно рассчитывать на выплату неустойки и компенсацию морального вреда. Но возврат денег за до- полнительную гарантию по окончании срока ее действия, даже если вы ею вообще не пользовались, невозможен. Еще одно основание для возврата денег — навязанная услуга по дополнительному сервисному обслуживанию. Например, сюда относятся случаи, когда вас заставили приобрести дополнительную гарантию, сообщив, что по- купка возможна только вместе с такой услугой. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» говорит, что нельзя обусловливать приобретение одного товара обязательным приобретением другого товара, в том числе сертификата на дополнительную гарантию. В таком случае вы имеете право потребовать возмещения своих убытков. На заметку Срок действия сертификата магазина должен начинаться с момента истечения основного гарантийного срока, в противном случае вы дважды платите за то, что уже предоставлено вам по закону бесплатно. Дополнительная гарантия — вещь добровольная, продавец не имеет права заставлять вас воспользоваться данной услугой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz