Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
Липецкий предприниматель, меценат Александр Назаров: «Не хочу быть кочевником» № 38/24666/ 27 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Помнить, что без культуры нет народа. Быть хозяином на своей земле. Делать то, что в твоих силах, а не сорить словами. Формула культурного кода Александра Назарова “ СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Не так давно, в ноябре прошлого года, в Липец- ке появилась еще одна художественная галерея. Открылась она выстав- кой Лазаря Гадаева — известного российского скульптора, чьи работы хранятся во многих му- зеях страны, в том числе в Третьяковской гале- рее, Русском музее, Музее народов Востока. Завтра же, 28 февраля, зрителям представят новую, уже четвертую по счету вы- ставку—керамикуВален- тины Кузнецовой. Факт появления на куль- турной карте города еще одно- го адреса сам по себе прекра- сен. Но стало ли это заметным событием для липчан? На- сколько сильна в нас тяга к искусству? И какая выгода от галереи, если вход в нее бес- платный? Об этом и не только мы поговорили с известным липецким предпринимателем и меценатом АлександромНа- заровым, владельцем новой художественной галереи, но- сящей его имя. — Александр Васильевич, недавно рассказала знакомой об открытии вашей галереи. И она очень удивилась, когда узнала, что вход бесплатный и к вам, и в другие частные галереи. — Так сложилось, что в частных галереях Липецка плату за посещение не берут. И мы не собираемся перехо- дить на коммерческую осно- ву, ведь тогда нам пришлось бы выставлять только то, что рассчитано на привлечение внимания, а это уже не всегда связано с подлинным искус- ством. —Кстати, перед встречей с вами увидела такую новость в Интернете: художник разбил вазу стоимостью в миллион долларов. Начала читать и узнала, что древняякитайская ваза была частью инсталля- ции другого художника, кото- рый выкрасил ее перед этим в яркие цвета. — То есть уже первым ее испортил. —Да. Вот еслибывампред- ложили выставить у себя эти разукрашенные вазы, вы бы согласились? Это же актуаль- ное современное искусство. — Понятие «современное искусство» используется в разных смыслах: какназвание особого направления и просто как искусство современности. В свое время Виктору Семено- вичу Сорокину задали вопрос на эту тему, и он сказал так: «Современное искусство—это то искусство, которое выража- ет больше, чем изображает». Но современное искусство как направление часто строится на эпатаже, скандале. И мне это совсем не близко. Поэтому никакие изуродованные вазы выставлять не стал бы. Это равносильно тому, как если бы люди пришли на концерт камерного хора, а на сцену бы вышел диджей и стал «знако- мить»ихсклубноймузыкой.У нас доверительные отношения со своим зрителем, не хотелось бы его разочаровывать. — Один из наших собе- седников отметил, что куль- турная атмосфера в Липецке недостаточно насыщенна. Вы согласны с этим? — Город сильно изменился после 1954 года, когда он стал областнымцентром. Культура уездного курортного городка, что была ранее, просто раз- мылась за счет большого чис- ла людей, приехавших сюда. Начала формироваться новая культура, и процесс этот еще идет. Основное население Ли- пецка — это вчерашние кре- стьяне, жители пригорода, их дети, горожане в первом поко- лении.Моиродителитакиеже. И переход от культуры дере- венской к городской, которая и должна всех нас объединить, довольно сложен. Поэтому культуру как объединяющее начало надо обязательно укре- плять. Липецк должен стать дляпроживающихвнемлюдей родинойне только географиче- ской, но и духовной. — Поэтому вы решили не просто наблюдать за этимпро- цессом со стороны, но активно участвовать в нем, занявшись меценатством? —Простомне хочетсяжить полной жизнью именно здесь, на той земле, где я родился. Многие сейчас исповедуют принцип кочевников: собрал добычу в этой стране и уехал — во Францию, Испанию, Англию... Россия ими вос- принимается как территория для охоты. Я придерживаюсь других взглядов: где живешь, там и надо обустраиваться. —Высаминикогдане хоте- ли стать художником? —Нет. В свое время я весь- ма основательно занимался футболом. Из-за этого мимо меня прошло многое, кроме, пожалуй, книг. Потом, ког- да спортивная волна спала, мне стала интересна именно культурная среда Липецка, которую я, в отличие от спор- тивной, знал плохо. Уже после знакомства с нашими худож- никами, актерами,музыканта- мияпонял: еслимыо чем-то не знаем, это не значит, что этого нет. У нас довольно активная творческаяжизнь: и выставки замечательные открываются, и концерты прекрасные про- водятся. Важно только видеть все это. А зачастую мы, к со- жалению, проходим мимо, не замечая того ценного, что есть вокруг. — Если взять для примера вашу галерею: насколько ча- сто сюда заходят люди? —Считаю, довольно часто, хотя и не скажешь, что мас- сово. Но у галереи и не было такой задачи—привлечь сюда всех проходящих мимо. Рас- чет был в первую очередь на определенный круг людей, ко- торымблизко то искусство, ко- торое мы здесь представляем. Мы рассчитываем на тех, кто продолжает развиваться и за- давать себе вопросы, несмотря на то, что позади школа, вуз и уже есть какие-то результаты, успехи. Мы даем им возмож- ность думать дальше—омире, о себе. Сегодня много говорят о том, как важно прививать детям—да и взрослым—пра- вила здорового образа жизни, приобщать их к спорту. Это хорошо. Но часто ли нам при- вивают желание, так сказать, повышать свой культурный уровень? — А когда, на ваш взгляд, в человеке закладывается та- кая внутренняя потребность и можно ли ее развить? Ведь порой люди годами не заходят на выставки или в театр и со- вершенноне страдаютот этого. — Лучше всего начинать, конечно, с детства. И делать это несложно — читать вместе с детьми книги, брать их с со- бой: на выставки, в театр. А ведь редко когда родителипри- ходят посмотреть экспозицию с детьми. Хотя взрослые часто сами боятся не понять, например, творчество того или иного художника. Но для этого в за- лах работают консультанты. К тому же есть Интернет, библи- отеки, можно подготовиться, почитать соответствующую информацию, сходить на вы- ставку один раз, другой. Надо не бояться пробовать—только так можно что-то узнать. — Родители сегодня боль- ше озабочены подготовкой детей к поступлению в вуз, чем развитием их в культур- ном плане. Старшеклассники делят время между школой и репетиторами, тут уж не до выставок-театров. — Есть государство, а есть Отечество, есть население, а естьнарод. Также есть диплом, а есть знание. И оно не только не отменяет посещения вы- ставок, чтения литературы, но и подразумевает все это. А наличие диплома сейчас, к сожалению, не гарантирует ка- чественного образования. Если попросить детей, молодежь назвать хотя бы трех местных художниковилимузыкантов… —Да это и не все взрослые назовут. — Да. При этом зачастую мы хорошо информированы о том, что нам, в общем-то, и не нужно. Нас переключают на какие-то глобальные вопросы, а о том, что есть рядом, мы и не знаем. — Не так давно в одном интервью прочитала такую мысль: у нынешнихмеценатов есть ощущение непродуктив- ности своей деятельности. Мол, проблем столько нако- пилось, что усилия отдельного человека — что капля в море. У вас нет ощущения борьбы с ветряными мельницами? — Нет. Я пришел к такому пониманию: есть я, моя семья, мои близкие, мои единомыш- ленники. И, возможно, я могу вчем-то воздействоватьнаних, помочь им в создании нового. Есть разный уровень возмож- ностей. Что могу, то и делаю. —Меценатство—это ваше личное пристрастие или это часть того, что называется со- циальной ответственностью бизнеса? — Если бы я не был пред- принимателем, у меня не было бы возможностей занимать- ся меценатством. Для меня галерея не коммерческий, а социальный проект. Кто-то из бизнесменов поддерживает гонкипо бездорожью, кто-то— дайвинг-клуб или приют для бездомных животных. У всех свои увлечения. Искусство — это мое. Но, надеюсь, свой вклад в создание той благопри- ятной среды, о котороймыуже говорили, я тем самым вношу. —АлександрВасильевич, а было ли в вашейжизни какое- то особеннояркое впечатление от встречи с искусством? — Немного иначе отвечу на ваш вопрос. Бывает так: смотришь, смотришь на кар- тины какого-то художника, а потом идешь или едешь — и вдруг начинаешь видеть мир его глазами. И думаешь: «Как же раньше я этого не замечал!» Озарение наступает, как перед восходомсолнца, когда первые лучи уже пробились из-за го- ризонта и все видится иначе. Искусство позволяет нам вос- принимать жизнь полноцвет- но, с большим количеством оттенков. К тому же, когда я стою перед картиной, я остаюсь на- едине с ней. Когда беру книгу — остаюсь наедине с книгой. Это очень важно в наше вре- мя, когда у человека почти не остается времени побыть с са- мим собой. А это необходимо, чтобы понять самое сложное в жизни: кто ты есть. Многие проживают до старости, а так и не знают о себе ничего. А вот Виктор Семенович Сорокин в какой-то момент понял, что он художник, и прожилжизнь художника!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz