Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ТАК ПОБЕДИМ! № 33/24661/ 20 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 — Как вы стали казаком, что подвигло к этому? — А я им не становился, казаком был от рождения. — Но ведь вы, насколько известно, коренной станов- лянец. Какие в этих края казаки? До низовьев Дона и Новочеркасска — столицы казачества — далеко. — Родом я из деревни Сло- бодка Соловьевского сельского поселения.Австародавниевре- мена была она станицей Студе- новскаяСлобода.Поблизостиот неепроходилдревнийпочтовый тракт на Москву, по которому еще Петр I ездил. Так вот, эту дорогу охраняли казаки, было что-то вроде оцепления. Кстати, в Слободке есть любопытное местечко под названием Поркин Бугор — это самая высокая точка над деревенским прудом. Ну, Бу- гор — это понятно. А почему Поркин? Да потому, что на этом самом месте пороли про- винившихся казаков. И свои атаманы были. Имя одно мне известно—Василий Селянин, по прозвищу Васька Атаман. Он с моим прапрадедом Васи- лием Михайловичем дружил. Распространенные же в СлободкефамилииСеляниных и Зиборовых пошли от искон- ных представителей служи- вых людей, что осели в этих краях, стали вольными одно- дворцами. Ив связи с казачьей историей моей малой родины приведу любопытный факт: прямой потомок слободских Селяниных и того самого Вась- ки Атамана Виктор Дмитрие- вич Селянин — ныне атаман Псковского казачьего округа, генерал-майор, ранее прохо- дивший службу в Псковской воздушно-десантной дивизии. Так вот, под его началом зем- ляки-ельчане, которые также служили в этой дивизии, соз- дали в тамошних краях каза- чью станицу Сосновская. И имя ей дали по незабываемой ельчанам реке Быстрая Сосна. — Но почему об истории местного казачества практи- чески ничего не известно со- временникам? — Да, это так. Все идет от той трагедии, которую пе- режило казачество в годы репрессий. 24 января 1919 года был подписан указ об уничтожении казачества как враждебного класса. И этот день календаря окрашен для нас черным цветом, считается днем геноцида казачества. В советскую пору о тех ре- прессиях боялись говорить… Поэтому, насколько помню, и в нашей семье почти не упо- минали о казачьих корнях, но родословную и традиции при этом не забывали. Мать у меня работала в сельсовете, отец был заведующим начальной школы, но людьми при всем том они оставались верую- щими, поминали предков. Благодаря родителям знаю имена-отчества дедов по ше- стое колено. Их казачьи гены передались мне и моему брату Анатолию. Да и формально я всю жизнь в «служивых» людях. Стаж военной и госу- дарственной службы—25 лет. — Вы ведь бывший кадро- вый военный, майор запаса? — Так точно! Как и мой брат, полковник запаса. По- гоны ношу с юношеских лет. Проходил «срочную», с «крас- ным» дипломом закончил Ярославское финансово-эко- номическое военное училище, служил в Германии, Ураль- ском военном округе. В армии приобщился к журналистике — сотрудничал с армейскими газетами, что пригодилось после ухода в запас — работал в «Звезде» ответственным секретарем, заочно закончил факультет журналистики. А потом — работа в налого- вой полиции, руководителем почтовых отделений… И вот снова — в «Звезде». Но хва- тит об этом. Негоже атаману много говорить о себе самом. Об одном лишь скажу. Каза- чество — это судьба! Когда был еще курсантом училища, оказался по направлению на стажировке в Новочеркасске! Случайность ли это? Ведь че- рез 30 лет побывал в столице Войска Донского уже как атаман Елецкого округа. И теперь судьба распорядилась, что приезжаю сюда два раза в год — на расширенный совет атамана Войска Донского. — И какие же границы у Елецкого округа и каково его войско? — Территория такова — Елеци его район, Краснинский и Становлянский районы, Ус- мань. В наших рядах 62 чело- века. Большинство—офицеры запаса. Все — патриоты От- ечества и, подчеркну, — люди крепких моральных устоев, Казачество — не анахронизм — убежден ветеран воинской и государственной службы Вячеслав Зиборов АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ В кабинете главного редактора Становлянской районной газеты«Звезда» Вячеслава Зиборова все напоминает о том, что он не только редактор, но еще и казак. На стене — не Ильич, читающий газету «Правда», аяркое художественное полотноиз жизни донских казаков—на картине у них привольный досуг. А в противоположной стороне кабинета —шашка. Издали от настоящей не отличить. Но это, понятно,—муляж. На полке —булава, символ атаманской власти, и нагайка—вовсе даже не муляжная… И весь этот антураж — лишнее свидетельство того, что мы в гостях не просто редактора и журналиста, а еще и казачьего атамана, точнее — атамана Елецкого казачьего округа Международного союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское». О месте современных казаков в государственном и обще- ственном строю, о том, что представляет собой Елецкий округ и что за люди приходят в это формирование, — наша беседа с Вячеславом Николаевичем. православной веры, трезвен- ники. Наверное, мало кто зна- ет, что по нашим казачьим канонам пьяному в дом вхо- дить нельзя, чтобы не дышать перегаром на святые иконы. А казакипо духу своемулюдиво- церковленные.Напервомместе у них и семейные традиции. Ко всему добавлю: Елецкий округ и все объединение «Все- великого Войска Донского» действуют как общественная организация, ни в коеймере не находятсяна содержании госу- дарства. Это я к тому, что так в истории казачества было всег- да—казак все для себя приоб- ретал сам, помощи ни от кого не ждал, форму и амуницию для службы покупал за свой счет. Впрочем, в стародавние времена и государство казаков не забывало. Точно знаю, что нашаСлободка, вернее станица Студеновская Слобода, была освобождена от податей… — Вячеслав Николаевич, уж извините, коль коснулся разговор формы и прочего, то вопрос не совсем приятный: иные считают нынешнее каза- чество анахронизмом, а самих казаков именуют «ряжены- ми». Чем ответите? Нагайкой по одному месту? — Словами Льва Толстого — «Вся история России сде- лана казачеством». И история эта далеко не закончена. По- этомуоб анахронизме говорить уж никак не приходится. Что до «ряженых»… Казачья фор- ма — это форма наших отцов и дедов, героев— защитников Отечества. Нам ли ее стеснять- ся. Пусть стесняются своих на- рядов «ряженые» в турецкий и китайский ширпотреб, коль собственное производство по- рушено. атаман станицы Засосенской Александр Овсянников с су- пругой Натальей восстанавли- вают столетний храм Сергия Радонежского в селе Нижнее Дрезгалово. В селе Яблоново тогоже района атаманстаницы НикольскаяВикторБартенев с супругойНинойвернулижизнь двумстарымкупелям, помогли с ремонтом колокольни мест- ной церкви. Они же продолжа- ютпропагандироватьпесенные и танцевальные традиции ка- зачества — их ансамбль «Ка- зачья удаль» давно известен не только в Красном и районе. Примечательно, что в местной школе поселка Лески этого же района прошел конкурс рисун- ков, посвященных казачеству и его истории. Понятно, что прошелнебезорганизаторского участия местных атаманов. Вместе с добрыми делами растет и численность Елецко- го округа. В становлянской Слободке переселившийся в наши края потомственный за- байкальский казак из Даурии Николай Савостин создает казачью ферму — намерен за- ниматься земледелием и раз- ведением лошадей. Полным составом—девять человек — в наше товарище- ство влился недавно ансамбль песни и танца «Становляне», в котором руководителем Вале- рий Леонов —потомственный кубанский казак и бывший профессиональный танцор «Казаков России». Да и жена его певунья Наталья тоже из этого коллектива и тоже по- томственная казачка. В наших рядах — бывший начальниккраснинскоймили- цииАлександр Сидорин, кото- рый сейчас мой первый зам, товарищ атамана, начальник штаба округа. А недавно мы приглаша- ли на «круг» руководителя Становлянского отделения ДОСААФСергея Лаухина, по- давшего прошение о вступле- нии в казаческое сообщество… Что еще: пытаемся вы- пустить брошюру об истории нашего округа. А в ней много ранее неизвестных фактов. Об одном из них нам поведали воронежские казаки, с кото- рымимыподдерживаемсвязи. Оказалось, в XVI веке в городе Павловске, стоящем на левом берегу Дона, елецкие казаки поставили Покровскую цер- ковь. Так отметили они свое участие в пограничной службе у земель Дикого поля. —Благодарю за интервью, Вячеслав Николаевич. И по- здравляем вас с недавним — во второй раз — избранием атаманом. Новых добрых дел вашему сообществу. — Спасибо. В свою очередь адресую поздравления с при- ближающимся Днем защит- ников Отечества всем казакам Всевеликого ВойскаДонского. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА И вот еще что… Нельзя о возрождении казачества говорить пренебрежительно. Хотя вопрос можно повернуть и так: не стыдно ли, что Елец —Город воинской славы, а во- инской части здесь нет? А ведь до конца прошлого века была. Елецкое казачество, пусть и неформально, могло бы вос- полнить этот пробел. — А какие реальные дела елецкого казачества? Чем оно конкретно занимается? — Нашему формированию всего три с небольшим года. Оно было создано учреди- тельным собранием офицеров запаса с участием военных комиссаров Становлянско- го, Краснинского районов. Благословение казаки вновь созданного Елецкого округа получили тогда от правящего архиерея Никона. Аработа унас повседневная и неброская. И форму надева- ем не так часто. Но в ней мы обязательно на многолюдных архиерейских службах в хра- мах, где следим за обществен- ным порядком. С учетом не- давней трагедии на Сахалине, где в церкви преступник смер- тельно ранил двух прихожан, это очень важно. Участвуют наши казаки и в возрождении святынь. Так, в Краснинском районе есаул, Кстати По данным экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ—более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций — более 600. Кроме того, в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразова- тельных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz