Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА № 33/24661/ 20 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 МАРИНА КУДАЕВА Пищевое изобилие, ко- торое уже на протяжении многих лет наблюдается на прилавках российских магазинов, несомненно, стоит расценивать как достижение — широкий ассортимент всегда под- разумевает возможность выбора. И вместо продук- ции с некогда заветной надписью«Made in» поку- патель все чаще ищет ту, что произведена в России, желательно местную. Вот только всегда ли у него есть такая альтернатива? Корреспонденты «Липец- кой газеты» решили про- вести собственное рас- следование и пришли к неожиданным выводам. Кокос — не дефицит Прежде всего, выясни- лось, что по содержимому по- лок наших магазинов вполне можно изучать географию. А что? Очень удобно. Пришел с ребенком за фруктами-овоща- ми, а тут на тебе! Груша — из Нидерландов, виноград — итальянский, кокос — индо- незийский, авокадо—из Бра- зилии, каштан — китайский. Не говорим уж про бананы, которые из Эквадора, — они давно воспринимаются как отечественные, потому что не исчезают из торговых сетей круглый год. «А яблоки?» — спросите вы. Яблоки во мно- гих магазинах из Пакистана и Польши. И даже морковь со свеклой, к примеру, в «Маг- ните», что находится в 19-м микрорайоне Липецка, при- ехали из Израиля. На их фоне такие наши «соотечественни- ки», как чеснок и лук, просто потерялись. Впрочем, на мо- мент визита репортеров «ЛГ» там еще была представлена российская морковь не луч- шего качества. По соседству находились «огурцы пупыр- чатые», как гласил ценник, по 101 рублю за килограмм и чуть дешевле «огурцы глад- кие» — из... Ирана. Как с горечью пошутил один пожилой покупатель: «Глядя на фрукты и овощи в наших магазинах, порой кажется, что растут только цены». Разумеется, это не так. К примеру, вскоре здоровую конкуренцию импортным огурцам в торговых сетях и на рынках будут составлять мест- ные, из СХПК «Тепличный». Летом у них эстафету подхва- тят задонские. И ни одна ува- жающая себя хозяйка не от- даст предпочтение турецкому помидору, когда рядом с ним продается краснодарский. А пока не сезон, дефицит зелени в торговых точках приходится восполнять импортом. « Неблагородное » происхождение Второй вывод, который был сделан в ходе рейда, — многие российские произво- дители, будто бы стесняясь Привет от «Мистера Рикко» Много ли отечественной продукции на местных торговых прилавках своего «неблагородного» про- исхождения, предпочитают выступать в роли ряженых. Взять, к примеру, йогурты (к этому иноземному слову мы, вроде бы, уже привыкли). Но их иноязычные названия по- прежнему режут глаз: «Кам- пина», «Фруттис», «Акти- мель», «Эрмигурт»…Впрочем, как оказывается при ближай- шем рассмотрении, все они сплошь произведены в России и лишь «прикидываются ино- странцами». То же самое про- исходит и с майонезами. Так, загадочный «Мистер Рикко» изготовлен… в Татарстане. Да и сыр «Хохланд» — родом из Подмосковья. Только в ряды плавленых сыров затесался один истинно заморский жи- тель из Дании. — Доля импортной про- дукции в общем сегменте продовольственных товаров в торговых точках региона не так велика, как кажется, — говорит заместитель началь- ника областного управления потребительского рынка и ценовой политики Ольга Си- дорова. — Липецкая область самодостаточна и обеспечена многими продуктами: мо- локом и его производными, мясом птицы, свининой. Да и ряд других продуктов по- ступает к нам отнюдь не из- за границы, а из соседних областей и других регионов России. Импортное и россий- ское в процентах соотносятся примерно так: колбаса и сыры —50 на 50, молочная продук- ция — 30 на 70, крупы — 10 на 90. Секретная миссия Признаемся честно: из- начальная цель подсчитать количество российских и им- портных продуктов на полках липецких магазинов потерпе- ла фиаско. Многие съестные товары проживают там, так сказать, инкогнито. Инфор- мация о производителе на ценнике зачастуюотсутствует. А та, что имеется, вызывает еще больше вопросов. К при- меру, на этикетке написано: «Гадячсыр». Что это значит и где это произведено? Увы, ситуация, когда поку- патель вынужден становиться разведчиком, допускается российским законодатель- ством: ценник не обязан быть «родословной» товара. Со- гласно соответствующему по- становлению Правительства на нем должны быть указаны наименование товара, сорт, цена за единицу (килограмм или штуку), дата оформления ценника, а также подпись от- ветственного лица или печать организации. Но вот что, пожалуй, са- мое поразительное. Как вы- яснилось, те продукты, что изготовленыза рубежом, «раз- говаривают» с покупателем на чисто русском языке. И название имеют вполне удо- боваримое — «4 сезона», на- пример. Зато клюква и белые грибы, произведенные в Во- логодской области, почему-то именуются «Русберри Лайн», ни больше ни меньше! Как тут не запутаться бедному поку- пателю? Порой дело доходит до курьезов. Так, немолодая супружеская пара, выбирая в магазине фарш, едва не по- ссорилась. — Ты производителя смо- три! — сердилась жена. — Тандыр! — не разглядев как следует надпись «ЗАО «Тандер», нараспев прочитал муж информацию на товаре. — Тандыр — это где пекут лепешки! А изготовлено-то где? И впрямь, понять, где оно изготовлено, возможно далеко не каждый раз. Покупателю приходитсято всматриватьсяв микроскопический шрифт, то делатьпоистине удивительные открытия: «Горбуша дальне- восточная. Производитель — Краснодарский край». А пока в авторе этих строк росло возмущение, почему по- купателей вынуждают проди- раться сквозь дебри иноязыч- ных слов и бисерных буковок на товаре, пытаясь дознаться, «откуда дровишки», выяс- нилось, что за ним ведется наблюдение. Директор одно- го из магазинов «Магнит», увидев, что корреспондент записывает что-то на листке и всматривается в ценники и этикетки, категорически заявила: — Женщина! У нас цены переписывать запрещено! Однако затруднилась с от- ветом, каким документом это регламентируется. А в регио- нальном управлении потре- бительского рынка и ценовой политики категорически за- явили: никаких препятствий нет, надо вам записать цены — пожалуйста. Известный бренд Казалось бы, производи- тель, заинтересованный в сбыте продукции, должен не скрыватьсяпод чужоймаской, а, наоборот, стараться стать как можно более родным и узнаваемым. Но, видимо, этот секрет известен далеко не всем в стране. Хотя имеются и об- ратные примеры. — Продукт с маркировкой «Произведено в Липецкой об- ласти» на протяжении многих лет является популярным брендом и на ура расходится во многих регионах, в том числе и в Первопрестольной. Причемловкие торговцы, зная о любви москвичей к нашей продукции, довольно часто выдают иногородние товарыза липецкие. Потому что липец- кое — значит качественное, —подчеркнул при нашем раз- говоре начальник областного управления потребительского рынка и ценовой политики Николай Киреев. Так, словосочетание «лебе- дянские яблоки» давно стало символом сочного, ароматного и вкуснейшего продукта. В Липецке продукцию агрофир- мы «15 лет Октября» и «Агро- нома» Лебедянского района ежедневно можно купить на Центральном рынке, в мага- зинах региональных сетей, таких как «Покупайка» и «Пролетарский». В целом продукция лебе- дянцев получила всеобщее признание не только у лип- чан, о чем свидетельствуют награды многочисленных всероссийских и региональ- ных конкурсов, проводимых в рамках продовольственных выставок. Вот, например, ООО «Лебедяньмолоко». Начиная с 2003 года это предприятие ни разу не возвращалось с рос- сийской агропромышленной выставки «Золотая осень» без «золота» и дипломов, в общей сложности получив более 30 медалей. Чаплыгин, Становое, Крас- ное… Всех липецких произ- водителей вкуснейшей «мо- лочки» не перечислишь. И у каждого из них есть свой покупатель. А липецкое моро- женое! Это еще одна «вкусная» визитная карточка нашего региона. Вполне удовлетворяет местный рынок продуктов и тех взыскательных гурманов, которым хочется «чего-ни- будь эдакого». Гуси, куры, цыплята, утки, муларды и индейки весом от пяти кило- граммов и выше… Разведени- ем этих экзотических птиц сегодня занимаются липецкие фермеры, к примеру хозяйка подворья из поселка Солидар- ность Елецкого района Юлия Половинка. Купить делика- тесное мясо птицы можно на рынке в Ельце, а также на областных ярмарках. Поэто- му при желании найти свое, местное, качественное можно. Только для этого порой требу- ется время и хорошее зрение. В тему Разговаривают два сотрудника в одном из супермаркетов Липецка. — Слушай, я сейчас яблоки в торговый зал выставлять буду. На ценнике какого произво- дителя писать? — Пиши «Лебедянь». Разберут быстрее. “ Доля импортной продукции в общем сегменте продовольственных товаров в торговых точках региона не так велика, как кажется. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz