Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 33/24661/ 20 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ВЗГЛЯД С ГАЛЕРКИ ВИКТОР СТРАХОВ Говорят, Никита Сер- геевич Хрущев, занимав- ший в 1953—1964 годах пост первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР, хотел перенести столицу РСФСР изМосквы в Ново- сибирск. Если бы он успел это сделать, нынешние дискуссии о переезде гла- вы государства, прави- тельства и федеральных структур на Восток были бы бессмысленными. Но Хрущев, смещенный со всех должностей историче- ским Октябрьским пленумом, не успел. А потому и голоса о том, что России нужна новая столица, что Москва якобы давно не соответствует своему статусу и в большей степени разъединяет людей огромной страны, поделив ее на про- цветающую метрополию и нищие колонии, звучат все энергичнее. И это, заметим, голоса не прожектеров, а крупных уче- ных, политиков, бизнесменов, скрупулезно просчитываю- щих все последствия страте- гического шага. Недавно, в частности, «двигать столицу в Сибирь» в очередной раз предложил на деловом обеде в Давосе гендиректор и со- владелец компании «Русал» Олег Дерипаска. «Москва не представляет никакого инте- реса для региона, — оценил он взаимодействие Сибири и Центра,—имыпонимаем, что дальнейшее наличие Москвы как столицы—это коррупция и излишняя централизация». Имея статусную ренту Идея переноса столицы России далеко не нова. И в го- родах-претендентах на новый статус нет недостатка. Столи- цу, например, предлагалось возвратить в Санкт-Петербург или разместить в знак ува- жения к родине российского парламентаризма в Великом Новгороде. В числе других более поздних кандидатов назывались Нижний Новго- род, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Красноярск и даже Владивосток. Звучали, впро- чем, предложения рассредото- чить столичные функции так, как это сделано в Германии в связке «Берлин—Бонн». Но пока социологи и поли- тологи размышляют, Москва собирает дань со всей России и прекрасно себя чувству- ет, обеспечивая «безбедный» уровень жизни как миллиар- дерам, которых в Первопре- стольной больше, чем в любом другом городе планеты, так и офисной обслуге, гордо имену- ющей себя креативным клас- сом. В Москве на 8 процентов населения России приходится 20 процентов всех доходов страны. Откуда они? А все очень просто. Сибирский плацдарм Нужна ли России новая столица? В числе кандидатов на новую столицу России называют Новосибирск , Красноярск , Екатеринбург , Казань и даже Владивосток КОЛЛАЖ ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Если обратиться, напри- мер, к российской статистике, выяснится, чтоМосква—один из главныхдоноров российско- го бюджета. Счего вдруг?Один умный чиновник иронично размышлял по этому поводу: «Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офис- ный планктон, журналисты, чиновники, блогеры, сфера обслуживания, торговля. И что они производят? Интел- лектуальную собственность? Вопрос сомнительный. Возь- мите Новосибирск, там произ- водят высокотехнологичную продукцию, самолеты, сборки для атомных реакторов, кото- рые покупают во всем мире. Там производят продукцию, с которой платятся налоги. А что производят в Москве, я не понимаю». Не понимали и провинциа- лы, пока не узнали, что штаб- квартирыпочти всех крупных фирм России, в том числе и «голубых фишек», сегодня расположены в столице, что энергоресурсами торгуют не только и не столько регионы, которые их добывают, сколь- ко Москва, где «прописаны» почти все ведущие трейдеры. Благодаря этому, например, в 2010 году только «Газпром» отвалил в московский бюджет 95 миллиардов рублей. Не скупятся и остальные постояльцы, зарабатывающие деньги «там», но расплачива- ющиеся «тут». Плюс так на- зываемая столичная рента. В итоге бюджет Москвы растет олимпийскими темпами. Требуются новые идеи Словом, с Москвой и мо- сквичами все ясно. Для того чтобы они и дальше могли разрабатывать «индивидуаль- ные» схемы развития, необхо- димо сохранение статус-кво, «старого доброго порядка», когда «Москва—Третий Рим, а Четвертому — не бывать!» Не видеть поражающей дис- пропорции в доходах, уровне жизни, доступе к самым эле- ментарным «достижениям» цивилизации и стремитель- ной регионализации страны, проводящей барьеры между областями, республиками, городом и деревней. Ученые говорят, что это — путь в никуда, опасный для Рос- сии. Но кто их слышит? Стра- на продолжает интенсивно «развивать» отдельно взятые территории и уже пришла к тому, что Сибирь и Дальний Восток, которыми она должны была прирастать и благодаря которым Россия стала евра- зийской империей, потеряла миллионы людей и продол- жает терять. Все это вполне может закончиться и потерей пространства, составляющего две трети площади страны. Между тем именно на этих территориях, а не в Москве имеет быть «национальное до- стояние России». Все осталь- ное, что производит страна, не идет ни в какое сравнение с тем, что уже дали, дают и способны дать Самотлор, Уренгой, Ямбург и другие восточные территории. И если исходить из государственных интересов, то у правительства просто не остается выбора и времени. Оно должно действо- вать. Немедленно. И так же решительно, как в свое время действовалПетр I, переместив не только столицу, но и страну из азиатского в европейское пространство и «прорубив окна» в Балтийское и Черное моря. Нужны ли нам новые «окна» сегодня? Обязательно, утверждал ушедший недавно от нас экономист и блестящий публицист академикНиколай Шмелев. Однако понимание и осознание подобных реалий — процесс не очень простой. В свое время, когда речь за- шла о возвращениистолицыиз Москвы в Петербург, первый вице-премьер правительства Москвы Владимир Ресин при- нял идею в штыки, заявив: «Надо быть сумасшедшим, чтобы предлагать такие вещи. ВМоскве собран весь потенци- ал, необходимый для столицы. А нам предлагают Москву опустить до уровня Питера». Но если подобный приго- вор вынесен бывшей столице империи, то что уж тогда го- ворить об Иркутске, Красно- ярске, Новосибирске? Может, поэтому власти в свое время решили расширять Москву и вкладывать деньги в Сколко- во, а не в сибирский Академ- городок? Вот только будут ли миллиарды работать? Неко- торые московские ученые ут- верждают: «Никогда!» Более того, многие из них считают переезд властных структур из нынешней столицы в новую возможностью напомнить Москве о ее истинном предна- значении — созидать, учить людей, лечить, двигать фун- даментальную и прикладную науки, а может, и возрождать высокотехнологичные произ- водства, которыми она когда- то гордилась. Хотя не только. Есть и еще один не менее важный момент. Борясь с коррупцией, ее перенос, как надеются при- верженцы радикальных пре- образований, оставит вМоскве наиболее одиозных «эффек- тивных управленцев», привя- занных к виллам, бассейнам, тенниснымкортам, ипозовет в дорогу наиболее талантливых и инициативных молодых по- литиков и менеджеров. Новой столице нужны но- вые кадры, способные искать и генерировать идеи. И главное — способные поднять неверо- ятно богатыйиперспективный край, доказать, что Россия может и будет прирастать Си- бирью и Дальним Востоком. Дорога в Азию Энтузиасты развития Си- бири утверждают: чтобыулуч- шить финансовое положение региона, не надо открывать новых месторождений, заво- дов, искать потребителей про- дукции. Достаточно взглянуть на глобус, чтобы обнаружить, что территория России — это самый короткий путь из стран Юго-Восточной Азии в Европу. ОАО «РЖД», а вместе с ним и края, республики, об- ласти могли бы зарабатывать десятки миллиардов долларов за провоз и обработку грузов. Но пока азиатские грузоотпра- вители предпочитают пользо- ваться морским путем. Причина? Она одновре- менно и смешная, и грустная: железнодорожный состав- контейнеровоз, следуя из Вла- дивостока к границам Евро- союза, развивает скорость в среднем всего 9,5 километра в час. Абсурд! Так, кроме нас, наверное, никто не ездит. Между тем достаточно уве- личить скорость отечествен- ных грузовых поездов хотя бы до столь же скромных 22 километров, и у российских железных дорог не будет кон- курентов. Что мешает? Техническая и технологическая отсталость. Попытки решить проблемы с помощью дряхлеющей Ев- ропы, озабоченной сексуаль- ными синдромами и фобиями «меньшинств», которые чи- новникиЕСпочему-то называ- ют правами человека, особым успехом не увенчались, поэто- му и есть смысл присмотреть- ся к динамичным азиатским экономикам. В Азии вообще можно много чего увидеть и позаимствовать. Там, в част- ности, тоже перемещали сто- лицы. В Индии, например, верховную власть перевели из прибрежной Калькутты в Дели. И что же? Уже в коло- ниальные времена было ясно, что опыт удался. Ну а сегодня столичный Нью-Дели вместе с Бомбеем стал одним из сим- волов стремительного индий- ского технического прогресса. Бурное развитие пережила и центральная часть Турции, после того как столица пере- ехала из Стамбула в Анкару. Есть пример Астаны, пре- вратившейся из скромного Целинограда в процветающий мегаполис и преобразившей север Казахстана. Что же тогда России мешает сделать подобный шаг?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz